prosdo.ru 1


Данная разработка способствует утсранению дисграфии, выравниванию западающих звеньев, овладению слуховой дифференциации звуков, формированию зрительно-пространственных представлений и зрительному анализу и синтезу (акустическая и оптическая дисграпфия).


Грамматический


строй речи


КОНСУЛЬТАЦИЯ


для педагогов


Подготовила учитель-логопед


Головкина Э. И.


Март 2010 г.


П. Дубинино


При подготовке ребенка к школе помните:

«Мозг, хорошо устроенный стоит больше,

чем мозг хорошо наполненный»

М.Монтень

Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова и научится точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением.

Не прекращающийся в течении ряда лет поток школьников, которые обращались в Психо-педагогический центр одного из районов г. Санкт-Петербурга, которые обращались в центр за помощью в связи со стойкой неуспеваемостью по русскому языку, заставил обратиться к истокам проблемы, т. е. к дошкольному возрасту.

Было охвачено 580 детей подготовительных групп из 44 массовых детских садов. Была разработана схема обследования детей, она была выстроена из принятой в настоящее время классификации дисграфии. Речь идет о выравнивании западающих звеньев, без чего дисграфия, как и ее предпосылки не исчезнет.


Например, акустическая дисграфия, связанная с неразличением на слух каких-то определенных звуков, может быть преодолена лишь после овладения ребенком слуховой дифференциацией этих звуков. Точно так же и оптическая дисграфия не исчезнет до тех пор, пока у ребенка не будут на должном уровне сформированы зрительно- пространственные представления и зрительный анализ и синтез. Если этого не было сделано в дошкольном возрасте, то придется наверстывать упущенное уже в школе. Иными словами для устранения любого вида дисграфии необходимо убрать ту ближайшую и вполне очевидную причину, которая лежит в ее основе. А решить эту задачу можно только путем использования таких специальных упражнений.

Коснемся немного заключения ПМПК. Особенности грамматического строя речи.

1. Используются преимущественно простые предложения.

2. Наблюдаются аграмматизмы в устной речи при воспроизведении сложных грамматических форм:

а) неправильное согласование существительного и прилагательного в среднем роде (4 девочки, красная платье), неправильное употребление предложно-надежных конструкций(на деревьев желтели листья). Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (брусниковое варенье, волчиный хвост) и т. д.


Выявление предпосылок аграммотической дисграфии


Хотя аграмматизмы в речи детей обычно бывают видны, даже невооруженным глазом, предлагаю группу заданий, направленных на выявление сформированности у ребенка грамматических систем – системы словосочетания и системы словообразования. Следует учитывать, что формирование системы словоизменения заканчивается к четырем годам, а системы словообразования к семи.


Исследование сформированности системы словоизменения.

Эта группа заданий рассчитана на проверку правильности:

- образования множественного числа имен существительных;

- согласование прилагательных с существительными;

- согласование существительных с числительными;

- употребление предлогов.


Количество конкретных примеров в каждом из заданий можно увеличить до бесконечности, однако если ребенок еще не овладел правилами словоизменения, то однотипные ошибки будут часто повторяться в любых предлагаемых ему словах. Нормально развивающийся в речевом отношении 4-х летний ребенок должен успешно справляться с этими заданиями.


Исследование сформированности системы словообразования.

Эта группа заданий рассчитана на проверку правильности образования:

- имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов;

- глаголов при помощи приставок;

- относительных прилагательных;

- притяжательных прилагательных.


Количество однотипных, конкретных примеров можно увеличивать неограниченно, чем больше их будет предлагаться ребенку, тем яснее станет сформированности или не сформированности у него системы словообразования.

Мы говорим об устранении предпосылок аграмматической дисграфии.


Основным способом профилактики данного вида дисграфии является неустанная забота о том, чтобы у ребенка своевременно сформировались рассмотренные выше грамматические системы.

Для обеспечения полноценного формирования грамматического строя речи у детей с предпосылками аграмматической дисграфии необходимо решить следующие задачи:

1) Помочь ребенку усвоить основное смысловое значение каждой конкретной грамматической формы, например:

ПРИбегать, ПРИходить, ПРИлетать, ПРИплывать, ПРИползать – значение приближения;

ПЕРЕбегать, ПЕРЕходить, ПЕРЕлетать, ПЕРЕплывать, ПЕРЕползать – значение преодоления преграды;

2) Научить ребенка самостоятельно образовывать грамматические формы по заданному образцу, со значением уменьшительности:

Дом – домИК, ключ – ключИК, шишка – шишЕЧКА, кошка – кошЕЧКА, жук – жучОК, петух – петушОК.

Это очень важно для усвоения грамматических закономерностей.

3) За счет многократных повторений воспитать у ребенка прочный навык правильного употребления грамматических форм (без предварительных их «поисков» и долгого припоминания)

4) Дать ребенку достаточно много однотипных образцов правильных грамматических форм, что значительно облегчит для него их усвоение (именно этим объясняется большое количество приводимых ниже примеров.)

В большинстве случаев дети легко усваивают, наиболее часто употребляемые во множественном числе окончания имен существительных –ы-, -и-(столы, вазы, цветы, нитки, вещи) и т.п. основную трудность для них, как правило представляют менее употребительные окончания –а-, -я- в словах например (дома, окна), и и окончание –ья- например в словах (стулья, деревья), чаще дети говорят: «домы», «окны», «стуля» и т. д.


Сложные для детей случаи образование множественного числа имен существительных, когда происходит выпадение гласной в корне слова (день-дни, пень-пни, потолок-потолки, ковер-ковры), часто мы слышим «пени» вместо пни, или «коверы» вместо ковры.

И еще сложны для детей случаи при чередовании согласных в корне слова (друг - друзья, ухо - уши или «ухи»).


При согласовании прилагательных с существительными

Так как мы не можем объяснить дошкольнику всю «теорию вопроса», то здесь тоже как можно больше надо использовать конкретных примеров, на каждый тип окончаний предлагаем прилагательные мужского, женского и среднего рода, множественного числа. (упражнения)

Согласование существительных с числительными

Имена числительные усваиваются детьми значительно позднее, чем существительные, глаголы, наречия и прилагательные. Трудность овладения правилами такого согласования в том, что разные имена существительные при их употреблении с одним и тем же числительным имеют различные окончания, например: пять слов, стульев, ложек, вилок, ножей, не удивительно, что ребенок долгое время употребляет эти окончания, приводя их к единому образцу: «стулов», «кроватев», «ложков», «вилков», «ножов».

Многочисленные конкретные примеры слов со всеми этими типами окончаний даны в приводимых ниже упражнениях.