prosdo.ru
добавить свой файл
1


МОУ «Тевризская средняя общеобразовательная школа №2»

Тевризского муниципального района Омской области


Совместные действия

с десятичными

дробями



урок – КВН для 5 класса


Григорьева Светлана Анатольевна


Тевриз 2009-2010 уч.год

Цели урока:

образовательные - закрепить знания, умения и навыки учащихся по сложению, вычитанию, умножению и делению десятичных дробей, по нахождению неизвестных компонентов уравнения.

развивающие – развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, смекалки, развитие памяти, внимания,

развитие навыков устной и письменной речи, устного счета.

воспитательные – воспитание познавательного интереса, активности, культуры общения, чувства взаимной поддержки, сопереживания.


Оборудование:

Кодоскоп, индивидуальные карточки-подсказки, карточки с числами, карточки-задания, тест.


Ход урока:

На уроке, проведенном в форме КВН, намного эффективнее достигаются не только образовательные, но и развивающие, воспитательный цели, чем на обычном традиционном уроке. Класс целесообразно поделить на 2 команды, выбрать название команды, капитанов, консультантов-помощников (2 человека). Для экономии времени лучше это сделать заранее (в виде домашнего задания). Для эффективного развития у учащихся познавательного интереса на уроке лучше взять не более 5 конкурсов, для наглядности каждое название конкурса демонстрировать красочно на доске или в виде отдельного стенда или с применением компьютера. Для активизации деятельности ребят после каждого конкурса консультанты объявляют результат-счет.

Для формирования у детей понимания важности получаемых знаний и умений учитель ставит цель урока.

Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Сегодня мы продолжим выполнять совместные действия над десятичными дробями. При изучении любой темы в математике и при сдаче ЕГЭ вы будете работать с десятичными дробями, поэтому от степени усвоения данного материала зависит ваш дальнейший результат.


1 Конкурс – Разминка

На данном этапе необходимо вспомнить правила действий с десятичными дробями и на конкретных примерах применить эти правила ( лучше, чтобы дети комментировали свои записи для развития навыков устной и письменной речи), повторить правила нахождения неизвестных компонентов уравнения и можно взять несколько уравнений. Для слабых учеников приготовить карточки – подсказки с алгоритмом их действий.

Поочередно задаются вопросы командам, за каждый верный ответ-1 балл.

В это время 4 ученика получают карточки-консультанты.

Карточка – консультант

Вычисли:


  1. 3,19+18,9=

  2. 17,4-9,1=

Подпиши в столбик десятичные дроби так, чтобы запятая оказалась под запятой.

В результате запятую поставь под запятыми.

3. 15,6·2,48=

Подпиши в столбик десятичные дроби, не обращая внимание на запятую.

В результате справа налево отсчитай три цифры и поставь запятую.

4. 6,25:2,5=

В делимом и делителе перенесите одну запятую на одну цифру вправо, и раздели на натуральное число. В частном поставь запятую, когда кончится деление целой части.


Вопросы командам:

  1. Как складываются и вычитаются десятичные дроби?

  2. Как умножить десятичную дробь на десятичную дробь?

  3. Как разделить десятичную дробь на десятичную дробь?

  4. Как умножить десятичную дробь на разрядную единицу?

  5. Как разделить десятичную дробь на разрядную единицу?
  6. Как найти уменьшаемое, вычитаемое, слагаемое, делимое, делитель?


  7. У доски вычислить: 15,4+8,77=

  8. 17,8-9,425=

  9. 8,3·1,27=

  10. 19,2:0,8=

  11. 636:0,12=


Консультанты проверяют карточки-подсказки и подводят итог, а в это время:


2 Конкурс – «Блиц-турнир»

В данном конкурсе используется кодоскоп или компьютер, на этом этапе проверяются знания детей по выполнению действий с десятичными дробями, быстрота мышления.

Найти ошибку (кто быстрее ?)

1. 8,3+2,26=10,29

2. 7,5·0,2=15

  1. 6:0,03=20

  2. 7,34-5,2=2,32 Консультанты произносят счет.



3 Конкурс – Математический футбол

Во 2 и 3 конкурсе очень хорошо выполняются развивающие цели урока. На данном этапе отрабатываются умения и навыки учащихся по выполнению действий с десятичными дробями, для привития детям любви к предмету лучше, чтобы каждый ученик решал пример с противником, затем в течение 1 минуты задают ученику вопросы по решенному примеру, кто больше задаст вопросов, та команда получит больше очков. Ответа нет, значит, забит гол. Гол лучше оценивать баллом выше, чем сам вопрос.


1 команда 2 команда

(0,952:3,4)·4,5-0,5= 7,5-2,5·(4,48:2,8)=

Консультанты подводят итоги.


4 Конкурс « Капитанов»

На данном этапе проверяются умения и навыки не только работы с десятичными дробями, но и нахождения неизвестных компонентов уравнения. В этом конкурсе хорошо отрабатывается такой вид работы как самопроверка и взаимопроверка. Данный конкурс позволяет вовлечь всех детей в работу.

Капитаны у доски решают уравнения, затем друг у друга проверяют, если кто-то заметил ошибку, то дополнительный балл получает капитан.

В это время каждый команде выдается лист с заданиями, ученик, решивший пример, передает лист другому ученику и т.д. Если кто – то заметил ошибку на листочке в своей команде, можно исправить. Тот ученик, который справился с примером, начинает работать со своим капитаном. Задание командам на листочках можно дать и с уравнениями, учитывая уровень развития ребят данного класса.


После того как проверят задание на доске у капитанов, подводятся итоги, листы у команд забирают, учитывается, кто первым сдаст этот лист и сколько ошибок в примерах.


Задание для капитанов:


  1. 2.

9,88:(6,7-x)=2,6, (7,9+у):8,3=4,

6,7-х=9,88:2,6, 7,9+у=4·8,3,

6,7-х=3,8, 7,9+у=33,2

х=6,7-3,8, у=33,2-7,9,

х=2,9. у=25,3.

Ответ: 2,9. Ответ: 25,3.

Задание командам:

1. 8,3-2= 7,6-5=

2. 5,6+1= 8,3+4=

3. 3,4·2= 4,3·2=

4. 8,6:2= 6,8:2=

5. 8:0,04= 6:0,3=

6. 0,12·0,3= 0,36·0,2=

7. 7,8:0,2= 9,6:0,3=

8. 1,7·10= 2,3·1000=

9. 6,8:100= 12,1:10=


5 Конкурс «Я-сам»

На этом этапе урока отрабатываются самостоятельные навыки учащихся по отработке данного материала. Проводится самостоятельная работа в виде теста. Можно на уроке использовать межпредметную связь: для этого верным ответом у двух вариантов лучше записать какой – нибудь код, связанного с историческим событием: (например, Т371, что означает 371 год городу Тамбов). Задания можно взять из учебника.

1 вариант

1. Решите уравнение:

8у=32,8

А К Н Т

41 0,41 410 4,1


2. Вычислите:

8,7∙73-9,24

1 2 3 4

6, 2586 6258,6 625,86 124,25


3. Вычислите:

3(35,712:4.8+3,36)

7 6 5 4

32,4 3,24 22,4 324


4. Решите уравнение:

(х-8,7)·4,19=5,447

1 2 3 4

10 1 11 1,2

2 вариант

1. Решите уравнение:

7у=11,2

А К Н Т

16 0,16 160 1,6


2. Вычислите:

9,6∙24-29,76

1 2 3 4

400,64 20,064 200,64 2006,4


3. Вычислите:

(2,6∙1,34-2,269):4,5

7 6 5 4

0,27 27 0,37 270


4. Решите уравнение:

3,6·(4,12-х)=4,032

1 2 3 4

3 30 3,5 2


Правильно выполненные задания оцениваются следующим образом: 2 задания – на «3», 3 задания – на «4», 4 задания – на «5».

Консультанты подводят итоги, в это время задается домашнее задание.

На дом задать повторить все правила на действия с десятичными дробями и с разрядной единицей, правила нахождения неизвестных компонентов уравнения, лучше, чтобы дети получили дифференцированное задание. Можно дать творческое задание: составить и решить несколько уравнений и примеров с использованием десятичных дробей и оценить ребят на следующем уроке по степени сложности их составления и правильности решения, можно дать примеры некоторых учеников другим ученикам.

На «3»- № 1465(в, г)

На «4» и «5»- № 1462(б), 1465(в, г)


Итог урока

Консультанты произносят счет. Учитель ставит оценки в журнал, комментируя их, собирает тетради, команда победителей награждается (по дополнительной оценке «5» в журнал) или сувенирами. Можно спросить учащихся понравился ли урок, проведенный в такой форме, если «да», то почему.