prosdo.ru 1 2 3 4

<

<НАТЮРМОРТ>

<Живопись ><акварелью.>

<Для ><перво­><начальных ><работ ><с ><натуры ><надо ><составлять ><постановку ><из ><небольшо­><го ><количества ><предметов ><(двух-трех) ><определенного ><цвета ><и ><несложных ><по ><форме. ><Переходить ><к ><более ><слож><ным ><натурным ><постановкам, ><не ><до­><стигнув ><желаемого ><результата ><в ><простых, ><не ><следует. ><Живопись ><тре­><бует ><систематических ><упражнений, ><которые ><должны ><постепенно ><услож­><няться.>

<Для ><><><><><наглядной ><><><><><демонстрации ><процесса ><><><><><><живописи ><><><><><><натюрморта ><акварельными ><><><красками >< >< ><приведем ><пример ><изображения ><более ><сложной ><натурной ><><><><><><><постановки ><><><><><><><(рис.5><). ><Сосуд, ><входящий ><в ><по><становку, ><имеет ><гладкую ><блестящую ><поверхность ><и, ><следовательно, ><ясно ><выраженный ><блик. ><Все ><предметы ><расположены ><на ><столе, ><на ><светло-><сером ><фоне ><стены ><и ><драпировки. ><На ><фруктах ><видны ><хорошо ><обозна><ченные ><собственные ><падающие ><тени ><и ><полутени. ><На ><коричневом ><сосуде ><заметны ><теплые ><цветные ><рефлексы.>


<По ><рисунку ><этот ><натюрморт ><не ><представляет ><особых ><трудностей ><для ><изображения, ><но ><по ><живопис­><ной ><задаче ><сложен, ><потому ><что ><пере­><дача ><материальности ><овощей ><и ><фруктов ><требует ><большой ><точности ><в ><соблюдении ><цветовых ><отношений. ><Все ><тончайшие ><цветовые ><взаимоот­><ношения ><должны ><быть ><подмечены ><и ><переданы ><в ><изображении. ><Помимо ><световых ><и ><цветовых ><градаций, ><на ><каждом ><предмете ><необходимо ><пере­><дать ><их ><отношения ><к ><фону ><и ><плос><кости, ><на ><которой ><они ><находятся.>

<В ><акварели ><нельзя ><сразу ><пере><гружать ><бумагу ><краской, ><брать ><во ><всю ><силу ><темные ><места ><и ><загрязнять ><их. ><Лучшим ><способом ><ведения ><этюда ><акварелью ><для ><первоначального ><обучения ><можно ><считать ><постепен><ный ><переход ><от ><более ><светлых ><слоев ><краски ><к ><темным. ><Так ><легче ><добить><ся ><тональной ><цельности ><изображе­><ния. ><Все ><предметы ><покрывают ><сна­><чала ><слабыми, ><но ><по ><своим ><отноше><ниям ><><верными ><><тонами,>< ><оставляя ><с ><большой ><осторожностью ><светлые ><части ><(блики) ><предметов ><совершенно ><незакрашенными.>>


<<Прежде ><чем ><писать, ><надо ><понять ><и ><разобраться ><в ><характере ><цветовых ><отношений ><натуры. ><Все ><это ><должно ><быть ><изучено ><и ><установлено ><до ><на­><чала ><работы, ><так ><как ><акварель ><пло><хо ><поддается ><исправлению.>

<Глядя ><на ><наш ><натюрморт, ><не><трудно ><убедиться, ><что ><самыми ><свет><лыми ><местами ><в ><этой ><постановке ><будут ><блики. ><Фрукты, ><кувшин ><и ><драпировка ><на ><столе ><по ><цвету ><насы><щенней ><всех ><других ><объектов. ><Окраска ><поверхности ><стола, ><драпи><ровок ><и ><фона ><нейтральна, ><менее ><насыщена. ><Уже ><в ><первоначальной ><прокладке ><красок ><надо ><придержи><ваться ><пропорциональных ><отноше><ний ><тонов. ><Акварельные ><краски ><по ><высыхании ><высветляются, ><а ><потому ><их ><можно ><сразу ><брать ><интенсивнее ><и ><темнее.>


<Работая ><акварелью, ><надо ><ста><раться ><вначале ><не ><закрашивать ><те ><части ><рисунка, ><которые ><должны ><в ><конечном ><результате ><выглядеть ><светлыми. ><Вначале ><прописывают ><теневые ><и ><плотные ><цветные ><поверх><ности ><предметов. ><Вообще ><в ><первую ><очередь ><лучше ><покрывать ><предметы, ><имеющие ><наиболее ><сильную ><окраску. ><В ><нашей ><постановке ><такими ><являют><ся ><фрукты ><и ><драпировка ><на ><столе. ><Если ><начать ><работу ><с ><менее ><насы><щенных ><объектов, ><например, ><по><верхности ><стола, ><драпировок ><на ><фо><не, ><можно ><так ><преувеличить ><их ><цвет><ность, ><что ><после ><окажется ><невоз­><можным ><подобрать ><насыщенные ><цве­><та ><других ><предметов, ><передать ><пра­><вильные ><отношения.>

<На ><первых ><этапах ><обучения ><про­><кладка ><красок ><ведется ><путем ><посте­><пенного ><усиления ><тонов: ><первую ><про­><кладку ><красок ><делают ><очень ><легко, ><слабее ><и ><прозрачнее, ><чем ><это ><долж><но ><быть ><в ><окончательном ><виде. ><Цве><товое ><звучание ><усиливают ><посте­><пенно, ><доводя ><отношения ><тонов ><до ><необходимой ><выразительности. ><Каж><дый ><новый ><слой ><краски ><при ><этом ><способе ><наносят ><на ><просохшие ><предыдущие ><слои.>


<По ><мере ><накопления ><опыта ><не><обходимые ><тона ><можно ><брать ><в ><один ><или ><два ><приема, ><не ><рассчитывая ><на ><многократную ><повторную ><прописку. ><Чем ><большее ><количество ><слоев ><краски ><проложено ><на ><бумаге, ><тем ><менее ><прозрачен ><цвет ><предметов, ><увеличивается ><возможность ><появле><ния ><излишней ><жесткости ><и ><глухоты ><изображения. ><Когда ><цвета ><взяты ><сразу ><и ><близко ><к ><их ><полному ><звуча><нию, ><то ><легче ><угадать ><и ><соседние. ><Кроме ><того, ><сразу ><положенные ><в ><полную ><силу ><цвета ><гораздо ><лучше ><передают ><первое ><и ><непосредствен><ное ><впечатление ><художника ><от ><на><туры>

<Подбирая ><цвет ><каждого ><предме><та, ><надо ><внимательно ><следить ><за ><изменениями ><его ><окраски ><в ><зависи><мости ><от ><изменений ><светотени. ><Ко><ричневый ><кувшин ><имеет ><разные ><от><тенки: ><на ><свету ><одни, ><в ><полутени ><другие, ><а ><рефлексы ><от ><фона ><уже ><не ><коричневые, ><а ><фиолетовые. ><Кроме ><того, ><в ><тени ><на ><фруктах ><имеются ><рефлексы, ><которые ><различаются ><между ><собой ><и ><по ><светлоте, ><и ><по ><от><тенку ><цвета.>


<Напоминаем, ><что ><надо ><писать ><все ><предметы ><одновременно, ><сравнивая ><их ><по ><светлоте, ><цвету ><и ><насыщенно><сти ><цвета, ><постепенно ><усиливая ><тона. ><При ><этом ><надо ><стараться ><смотреть ><на ><предметы ><не ><поочередно, ><а ><на ><всю ><их ><группу ><в ><целом. ><Цельность ><восприятия ><позволит ><правильно ><определить ><отношения.>

<Прорабатывая ><объемную ><форму ><каждого ><предмета, ><внимательно ><сле><дите ><за ><наличием ><теплых ><и ><холод><ных ><оттенков ><на ><его ><поверхности. ><Особенно ><важно ><не ><упускать ><из ><ви><ду ><общую ><тоновую ><и ><цветовую ><гам><му, ><т. ><е. ><колористическое ><единство ><всех ><красок. ><Без ><него ><невозможно ><правильно ><передать ><формы ><в ><усло><виях ><определенного ><освещения.>>

<<При ><изображении ><бликов ><на ><предметах ><нельзя ><ограничиваться ><передачей ><только ><их ><светлоты, ><забы><вая ><об ><их ><цветовых ><оттенках. ><Цвет ><блика ><зависит ><от ><цвета ><падающего ><на ><предмет ><света ><и ><цвета ><самого ><предмета: ><его ><оттенок ><будет ><проти><воположным ><цвету ><поверхности, ><на ><которой ><лежит ><блик.>


<Так ><как ><светлота ><и ><цвет ><каждого ><предмета ><в ><отдельности ><зависят ><от ><светлоты ><и ><цвета ><окружающих ><предметов ><и ><фона, ><то ><цвет ><предме><та ><нельзя ><правильно ><нанести ><до ><тех ><пор, ><пока ><не ><будет ><написано ><его ><окружение. ><Если ><мы ><исправляем ><цвет ><какого-то ><предмета, ><этим ><са><мым ><мы ><изменяем ><одновременно ><и ><соседние ><с ><ним ><участки. ><При ><усиле­><нии ><теней ><свет ><становится ><ярче. ><Если ><мы ><усветляем ><и ><утемняем ><фон, ><то ><четче ><выделяется ><свет ><на ><предме­><тах, ><но ><теряется ><контрастность ><те><ней.>

<Каждое ><пятно ><краски, ><каждый ><мазок ><необходимо ><класть ><по ><рисун><ку, ><согласно ><поверхностям, ><которые ><ограничивают ><предмет. ><Цвет ><в ><изо><бражении ><может ><иметь ><смысл ><только ><в ><том ><случае, ><если ><он ><не ><восприни><мается ><как ><краска, ><а ><перевоплоща><ется ><в ><материал, ><лепит ><объем ><и ><со><здает ><пространство.>

<Внимание ><должно ><быть ><обращено ><также ><на ><явление ><воздушной ><пер><спективы. ><В ><данном ><натюрморте ><предметы ><расположены ><на ><различ­><ных ><расстояниях ><друг ><от ><друга. ><Между ><предметами ><переднего ><и ><зад><него ><планов ><имеется ><слой ><воздуха, ><который >< ><смягчает >< ><яркость ><окраски ><дальних ><предметов. ><Ближайшие ><предметы ><поэтому ><кажутся ><ярче, ><рисунок ><их ><определеннее ><и ><отчетли><вее ><по ><сравнению ><с ><дальними. ><Вот ><почему ><ближайшие ><к ><нам ><фрукты ><изображаются ><в ><более ><определенных ><контурах ><и ><красках, ><чем ><располо><женные ><на ><втором ><плане. ><Контуры ><дальних ><предметов ><как ><бы ><сливаются ><с ><фоном, ><благодаря ><чему ><достигает><ся ><впечатление ><пространства: ><одни ><предметы ><лежат ><ближе ><к ><нам, ><дру><гие ><дальше. ><Если ><не ><смягчить ><крас><ки ><задних ><предметов, ><то ><последние ><будут ><«выпирать» ><на ><передний ><план. ><Влияние ><воздушной ><перспективы ><при ><изображении ><натюрморта ><не ><всегда ><легко ><подметить ><в ><натуре, ><в ><осо><бенности ><начинающим ><художникам. ><Тем ><не ><менее ><надо ><знать ><о ><нем ><и ><уметь ><«удалять» ><на ><рисунке ><один ><предмет ><и ><«приближать» ><другой.>


<Ослабление ><и ><усиление ><цвета ><предметов ><делается ><следующим ><об><разом: ><совершенно ><чистой ><кистью ><с ><водой ><смягчаются ><краски ><и ><контур ><того ><предмета, ><который ><должен ><отойти ><вглубь. ><Если ><же ><задние ><пред><меты ><написаны ><в ><слабых ><тонах ><и ><дальнейшее ><ослабление ><их ><красок ><нежелательно, ><то ><можно ><«прибли><зить» ><предметы ><переднего ><плана, ><усилив ><их ><яркость ><и ><подчеркнув ><определеннее ><их ><контуры.>

<Представленный на рис.5 ><><><учебный ><натюрморт ><выполнен ><способом ><постепенного ><усиления ><красок. ><Как ><недостаток ><в ><нем ><мож><но ><отметить ><излишнюю ><глухоту ><и ><сухость ><цвета. ><В ><некоторой ><степени ><утрачена ><свежесть ><и ><прозрачность ><акварельной ><живописи. ><В ><первона><чальных ><длительных ><акварельных ><работах ><студентов ><этот ><недостаток ><неизбежен. ><По ><мере ><приобретения ><технических ><навыков ><в ><работе ><аква><рельными ><красками ><в ><результате ><ознакомления>< ><><с ><><качеством ><><><различ><ных ><красок ><и ><их ><смесей ><в ><работах ><появится ><и ><свежесть, ><и ><сочность ><ак><варельной ><живописи.>>

<<

следующая страница >>