prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Упражнения. ><Составьте ><и ><на­><пишите ><несколько ><десятков ><натюр><мортов ><из ><предметов ><обихода, ><фрук><тов ><и ><овощей. ><Когда ><будет ><легко ><справляться ><с ><простыми ><постановка><ми ><><усложнить ><работу ><с ><натуры, ><составляя ><натюрморты ><из ><фруктов ><и ><овощей ><с ><каким-нибудь ><сосудом. ><Ни ><одну ><из ><начатых ><работ ><нельзя ><бросать ><незаконченной. ><Надо ><писать ><до ><того ><момента, ><когда ><уже ><не ><знаете, ><что ><делать ><дальше. ><Смотри­><те ><на ><предметы ><цельно, ><и ><вы ><обяза><тельно ><поймете, ><в ><чем ><ваши ><ошибки.>


<Практические ><советы. ><Достоин><ство ><акварельной ><живописи ><заклю­><чается ><не ><только ><в ><правильной ><пере­><даче ><объемной ><формы ><и ><материала ><предметов, ><но ><и ><в ><технической ><сторо­><не ><работы, ><являющейся ><непремен­><ным ><условием ><художественного ><изображения.>

<Отдельный ><мазок ><краски, ><поло><женный ><на ><бумагу, ><может ><быть ><соч><ным ><или ><сухим ><в ><зависимости ><от ><технического ><приема, ><каким ><нане><сен ><этот ><мазок. ><Если ><краска ><разве><дена ><с ><достаточным ><количеством ><воды ><и ><кисть ><впитала ><в ><себя ><предель><ное ><количество ><краски, ><то ><на ><бума­><ге ><всегда ><получается ><сочный ><мазок, ><и, ><наоборот, ><если ><кисть ><не ><полностью ><пропитана ><жидкой ><краской, ><то ><мазок ><будет ><сухой. ><При ><недостаточно ><жид><кой ><краске ><в ><порах ><бумаги ><остаются ><белые ><сухие ><пятнышки, ><работа ><производит ><впечатление ><«сухого» ><изображения.>


<Техника ><«сочного» ><письма ><дает ><возможность ><вернее ><передать ><ма><териал ><предмета ><и ><сделать ><прозрач><ными ><глубокие ><теневые ><места. ><Са><мый ><хороший ><результат ><получается, ><если ><при ><работе ><применяются ><оба ><способа ><письма. ><Все ><теневые ><места ><и ><рефлексы ><лучше ><писать ><только ><«сочным» ><способом, ><света ><и ><полу><тени—«сухим». ><«Сочная» ><прокладка ><должна ><преобладать ><над ><«сухой».>

<Освещенные ><места ><предметов ><имеют ><более ><четкие ><очертания. ><В ><те><ни ><и ><на ><дальних ><планах ><тоновые ><и ><цветовые ><контрасты ><слабее, ><формы ><не ><имеют ><резких ><очертаний. ><Изобра><жение ><предметов ><в ><тени ><и ><на ><задних ><планах ><должно ><решаться ><более ><обобщенно. ><При ><этом ><лучше ><всего ><применять ><технику ><письма ><по ><сы><рому. ><Перед ><работой ><бумагу ><равно><мерно ><смачивают ><чистой ><водой ><при ><помощи ><ваты, ><мягкой ><тряпочки ><или ><большой ><кисти. ><Через ><две-три ><мину><ты, ><когда ><вода ><впитается ><в ><бумагу ><и ><бумага ><немного ><просохнет, ><можно ><начинать ><работу ><акварелью. ><Мазки ><краски, ><ложась ><на ><влажную ><поверх><ность, ><расплываются, ><сливаются ><друг ><с ><другом, ><создают ><плавные ><и ><нежные ><переходы. ><Если ><какое-то ><место ><необходимо ><жестко ><подчерк><нуть, ><надо ><дать ><бумаге ><высохнуть ><и ><проложить ><мазки ><нужной ><силы ><или ><«сухой» ><кистью ><усилить ><те ><места, ><которые ><требуют ><четких ><цветовых ><границ.>


<Работа ><по ><сырому ><позволяет ><до><биться ><свежести ><и ><мягкости ><изобра><жаемых ><материалов, ><воздушности ><и ><пространственности ><изображения. ><При ><работе ><акварельными ><крас><ками ><не ><следует ><«зализывать» ><пере><ходы ><одной ><тени ><в ><другую. ><Некото><рое ><разграничение ><переходов ><свето><тени ><дает ><ту ><игру ><света ><и ><тени, ><кото><рая ><делает ><изображение ><«акварель><ным».>

<Сильно ><увлажненное ><пятно ><крас><ки ><на ><сухой ><бумаге ><может ><образо><вать ><при ><высыхании ><слишком ><рез><кий ><контур. ><Поэтому ><края ><таких ><пя><тен ><надо ><смягчить, ><пока ><они ><не ><успели ><высохнуть.>

<Если ><><><изображение ><><><не ><><><удалось, ><появилась ><грязь ><и ><жухлость ><тонов, ><на ><любом ><этапе ><работы ><ее ><можно ><смыть ><водой, ><пользуясь ><большой ><кистью, ><натуральной ><губкой ><или ><ватой. ><После ><просушки ><на ><ней ><мож><но ><вести ><работу ><заново. ><Смывать ><можно ><только ><на ><плотной ><бумаге ><(ватманской), ><хорошо ><натянутой ><на ><подрамник ><или ><стиратор. ><Сильно ><влажная ><бумага ><обычно ><набухает, ><горбится, ><но ><при ><высыхании ><натя><гивается, ><поверхность ><ее ><становится ><удобной ><для ><работы ><кистью.>


>

<<Процесс
><живописи ><техникой ><гри><зайль.>

<Прежде ><чем ><перейти ><к ><живо><писи ><масляными ><красками, ><полезно ><начинать ><писать ><одним ><цветом, ><т. ><е. ><овладеть ><живописью ><техникой ><гри><зайль. ><Это ><поможет ><научиться ><точно ><передавать ><тональные ><отношения ><и ><выработать ><технические ><навыки ><ра><боты ><кистью. ><Последующее ><совер><шенствование ><в ><живописи ><будет ><значительно ><облегчено.>

<Термин ><«гризайль» ><происходит ><от ><французского ><слова ><gris, ><т. ><е. ><серый, ><и ><обозначает ><одноцветную ><живопись ><в ><нейтральных ><тонах.>

<В ><работе ><техникой ><гризайль ><луч><ше ><всего ><пользоваться ><такими ><крас><ками, ><как ><умбра ><натуральная ><или ><жженая, ><марс ><коричневый, ><и ><избе><><гать ><ярких ><красок ><вроде ><ультрамари><на, ><краплака ><и ><других.>


<Живопись ><натюрморта ><техникой ><гризайль ><требует ><определения ><про><порциональных ><натуре ><отношений ><всех ><переходов ><тонов ><от ><самого ><темного ><до ><самого ><светлого.>

<Первая ><стадия ><><нахождение ><ос><новных ><тональных ><отношений. ><Сле><дует ><определить ><светотеневые ><отно­><шения ><основных ><частей ><объекта: ><светлоты ><фона ><к ><светлоте ><поверх><ности ><стола, ><предметов ><друг ><к ><дру><гу, ><к ><фону ><и ><т. ><д. ><Если ><эти ><общие ><отношения ><взяты ><неверно, ><то ><ни ><точ><ность ><рисунка, ><ни ><дальнейшая ><про><работка ><светотенью ><объемной ><формы ><отдельных ><предметов ><не ><сделают ><изображение ><правдивым, ><впечатле­><ние ><материальности ><и ><пространства ><не ><будет ><создано.>

<Работу ><лучше ><всего ><вести ><от ><те­><ней ><к ><свету, ><причем ><теневые ><места ><нужно ><наносить ><по ><возможности ><тонким ><и ><прозрачным ><слоем ><краски, ><а ><свет ><лепить ><сравнительно ><густой ><краской, ><более ><плотным ><слоем, ><бо><лее ><четкими ><мазками.>

<Вторая ><стадия ><><деталировка. ><Без ><деталей ><каждый ><предмет ><выгля><дит ><схематичным ><и ><мертвым. ><На ><этой ><стадии ><проводится ><лепка ><объемной ><формы ><каждого ><предмета ><путем ><пе><редачи ><светотеневых ><градаций ><на ><поверхности ><предмета ><(света, ><полу><тени, ><тени, ><рефлекса). ><В ><процессе ><работы ><надо ><тщательно ><определять ><светлоту ><каждого ><предмета ><во ><всех ><его ><частях ><по ><отношению ><к ><светлоте ><других ><предметов. ><Для ><этого ><необ><ходимо ><постоянно ><сравнивать ><все ><предметы ><между ><собой. ><Пишем ><тень ><одного ><предмета, ><смотрим ><на ><темный ><тон, ><например, ><кувшина ><и ><на ><тени ><других ><предметов. ><В ><разных ><теневых ><местах ><натюрморта ><не ><должны ><быть ><тона ><одинаковой ><силы. ><То ><же ><самое ><повторяем ><и ><с ><освещен><ными ><поверхностями. ><Пишем ><осве><щенную ><часть ><какого-то ><предмета, ><сравниваем ><ее ><по ><тону ><с ><другими ><светлыми ><предметами. ><Определяем, ><что ><из ><них ><светлее, ><что ><темнее, ><во ><сколько ><раз ><светлее ><и ><темнее. ><Срав><нивать ><надо ><не ><только ><тени ><с ><теня­><ми, ><полутона ><с ><полутонами, ><но ><свет, ><тень ><и ><полутон ><между ><собой.>


<Работая, ><надо ><все ><время ><помнить, ><что ><тоновые ><отношения ><в ><натуре ><и ><на ><рисунке ><не ><тождественны. ><В ><то><новом ><изображении ><нужно ><переда><вать ><не ><абсолютную ><силу ><света ><и ><тени, ><а ><лишь ><пропорциональные ><от><ношения ><между ><ними.>

<Впечатления ><яркой ><освещенности ><нельзя ><достигнуть ><контрастным ><про><тивопоставлением ><света ><и ><черной ><тени. ><Световое ><воздействие ><белого ><и ><черного ><на ><холсте ><незначительно ><и ><само ><по ><себе ><не ><служит ><средством ><передачи ><освещенности ><предмета. ><Так ><как ><восприятие ><светлоты ><пред­><мета ><зависит ><от ><отношений ><светлот, ><то ><впечатление ><света ><может ><быть ><достигнуто ><в ><относительно ><бледном ><рисунке ><благодаря ><передаче ><про><порциональных ><натуре ><тоновых ><отношений ><и ><общего ><тона. ><Сильное ><зачернение ><теней, ><наблюдаемое ><у ><начинающих ><живописцев, ><объясня><ется ><попыткой ><передать ><на ><холсте ><реальную ><светлоту. ><Передавая ><в ><упор ><наблюдаемые ><тональные ><раз><личия, ><неопытный ><художник ><ведет ><работу ><по ><частям, ><не ><учитывает ><тонального ><масштаба. ><В ><результате ><у ><него ><не ><хватает ><силы ><красок ><для ><продолжения ><работы. ><Подобная ><ошибка ><получается ><при ><построении ><пропорций, ><когда ><рисующий, ><не ><учитывая ><общего ><масштаба ><рисунка, ><изображает ><натуру ><по ><частям ><и ><в ><конце ><концов ><она ><не ><помещается ><на ><листе ><бумаги.>>

<<Третья ><стадия ><><обобщение. ><В ><предыдущей ><стадии, ><хотя ><мы ><и ><стре><мились ><смотреть ><на ><весь ><натюрморт ><в ><целом, ><все ><же ><при ><проработке ><от><дельных ><предметов ><невольно ><сосре><доточивали ><внимание ><только ><на ><них ><и, ><естественно, ><прорабатывая ><дета><ли, ><могли ><допустить ><чрезмерную ><под><черкнутость ><или, ><наоборот, ><приглу><шенность ><отдельных ><мест. ><В ><послед><ней ><стадии ><работы ><необходимо ><обоб><щенно ><смотреть ><на ><натуру, ><стараясь ><определить, ><что ><прежде ><всего ><бро­><сается ><в ><глаза ><и ><что ><более ><растворя­><ется ><в ><тени ><или ><на ><заднем ><плане. ><Впечатлением ><от ><натуры ><проверяется ><работа. ><В ><результате ><бывает ><необ><ходимо><>< ><пглабить><>< ><или ><><><усилить ><><><от><дельные ><места. ><Так ><рисунок ><приво><дится ><к ><тоновой ><целостности ><и ><един><ству.>


<


<< предыдущая страница   следующая страница >>