prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Живопись ><масляными ><красками.>


<В ><масляной ><живописи ><подготови><тельный ><рисунок ><обязательно ><пред­><шествует ><работе ><красками. ><В ><отли><чие ><от ><подготовительного ><рисунка ><для ><акварельной ><живописи, ><в ><нем ><передаются ><только ><самые ><главные, ><основные ><формы. ><Мелкие ><подроб><ности ><предметов, ><второстепенные ><их ><детали ><опускаются. ><Однако ><ком><позиционное ><размещение, ><пропор><ции, ><конструктивное ><построение, ><рас><положение ><предметов ><в ><пространстве ><должны ><быть ><точными. ><Ошибки ><ис><правлять ><краской ><во ><время ><работы ><трудно. ><Лучше ><потратить ><лишних ><10—20 ><минут ><на ><уточнение ><рисунка, ><чем ><делать ><это ><впоследствии.>

<Первая ><стадия. ><После ><того ><как ><на ><холсте ><выполнен ><рисунок, ><присту><паем ><к ><сырому ><подмалевку. ><Подма><левок ><><это ><тонкослойная ><цветовая ><подготовка ><холста ><с ><расчетом ><на ><по><следующее ><письмо. ><В ><нем ><обобщенно ><прописываются ><основные ><тональные ><и ><цветовые ><отношения, ><отношения ><больших ><объектов, ><главных ><поверх><ностей: ><фона ><и ><поверхности ><стола, ><предметов ><между ><собой ><и ><т. ><п. ><На ><этой ><стадии ><работы ><следует ><особое ><внимание ><обратить ><на ><световую ><сре><ду, ><степень ><освещенности, ><проанали><зировать ><общую ><светлоту ><(общий ><тон) ><всей ><натуры, ><характерную ><для ><данного ><случая. ><Ни ><на ><секунду ><нельзя ><забывать, ><что ><живописное ><изображение ><решается ><путем ><верно ><найденных, ><характеризующих ><види><мую ><форму ><цветовых ><отношений, ><с ><учетом ><общего ><состояния ><освещения ><натуры, ><соотношения ><пространствен­><ных ><планов.>

<Уже ><в ><подмалевке ><надо ><выразить ><связь ><между ><цветами, ><которая ><со><здается ><цветом ><освещения ><><холод><ным ><при ><комнатном ><освещении ><из ><окна ><или ><теплым ><при ><солнечном ><или ><электрическом ><освещении. ><Подмале><вок ><делается ><тонким ><и ><прозрачным ><слоем ><краски, ><чтобы ><в ><дальнейшем ><можно ><было ><писать ><более ><плотным ><слоем. ><Писать ><надо ><широко, ><намечая ><лишь ><основные ><тона. ><Все ><теневые ><и ><яркие ><цветные ><места ><при ><первой ><прописке ><надо ><закрывать ><без ><белил. ><Краски, ><положенные ><тонким ><слоем ><на ><светлый ><фон ><грунта, ><дают ><более ><насыщенные ><и ><прозрачные ><тона. ><Ес><ли ><тени ><будут ><взяты ><звонко ><и ><цвет><но ><без ><белил, ><это ><позволит ><изба><виться ><от ><разбелки ><в ><полутенях ><и ><светах. ><Конечно, ><на ><этой ><стадии ><ра><боты ><нам ><мешает ><цвет ><незакрытой ><поверхности ><холста, ><поэтому ><общие ><отношения ><цветов ><будут ><нанесены ><неточно ><и ><прописывать ><их ><придется ><еще ><не ><один ><раз, ><но ><стремиться ><к ><точности ><общих ><светотеневых ><и ><цве><товых ><отношений ><необходимо ><с ><под><малевка.>>


<<Начать ><писать ><следует ><с ><самых ><темных ><в ><натуре ><мест ><и ><самых ><ин><тенсивных ><красок. ><Если ><начать ><рабо><ту ><с ><менее ><насыщенных ><предметов, ><можно ><нанести ><их ><цвет ><преувели><ченно ><ярким, ><значительно ><ярче, ><чем ><он ><в ><действительности ><является ><по ><отношению ><к ><другим. ><Может ><полу><читься ><так, ><что ><мы ><не ><в ><состоянии ><будем ><найти ><силу ><для ><еще ><более ><интенсивных ><цветов.>

<Рассмотрим ><пример ><выполнения ><учебного ><натюрморта ><(рис.6><). ><В ><нашем ><натюрморте ><исходными ><будут ><тона ><цветной ><ка><пусты ><и ><теней ><от ><тыквы ><и ><корзины. ><Покрываем ><их, ><предположим, ><тем><но-фиолетовой ><краской ><><краплак ><красный ><с ><умброй ><натуральной. ><Пос><ле ><этого ><определяем ><в ><натуре ><и ><под><бираем ><на ><палитре ><близлежащий ><тон ><и ><цвет ><других, ><менее ><темных ><пред><метов: ><теневые ><стороны ><тыквы, ><дра><пировки. ><Проложив ><тени, ><переходим ><к ><соседним ><полутонам, ><стараясь ><предварительно ><нанести ><их ><без ><бе><лил. ><Здесь ><уже ><нет ><необходимости ><обязательно ><брать ><прозрачную ><крас><ку. ><Прописывая ><подмалевок, ><тени ><сравниваем ><с ><тенями ><по ><светлоте, ><цвету ><и ><насыщенности, ><полутона ><с ><полутонами, ><а ><светлые ><места ><со ><свет><лыми. ><Уже ><в ><первоначальной ><про><кладке ><основных ><цветовых ><отноше><ний ><нужно ><передать, ><что ><холоднее ><и ><что ><теплее, ><как ><отличаются ><по ><цвету ><света ><и ><тени ><предметов.>


<На ><этом ><этапе ><работы ><нельзя ><разрабатывать ><детали ><отдельных ><предметов, ><все ><внимание ><надо ><уделять ><соотношениям ><первого, ><вто><рого ><и ><третьего ><планов ><между ><собой ><и ><с ><фоном.>

<В ><первой ><стадии ><работы ><очень ><важно ><соблюдение ><пропорциональ><ных ><натуре ><светотеневых ><и ><цветовых ><отношений ><между ><большими ><плана><ми, ><а ><также ><передачи ><плотности ><и ><цветности ><теней ><и ><полутеней. ><Тени ><и ><полутени ><не ><просто ><черные ><пятна ><различной ><светлоты. ><Они ><несут ><в ><себе ><все ><цветные ><рефлексы, ><отражен><ные ><от ><предметов, ><и ><должны ><обяза><тельно ><писаться ><цветом. ><В ><натюр><морте ><с ><бокалом ><вина ><и ><лимонами ><(рис.6><) ><все ><темные ><предметы ><и ><тени ><нанесены ><не ><просто ><черной ><краской. ><Тон ><вина ><в ><бокале ><взят ><краплаком ><в ><смеси ><с ><сиеной ><жженой, ><а ><драпировка ><на ><заднем ><плане ><><краплаком ><с ><чистым ><ультра><марином. ><Если ><более ><или ><менее ><вер­><но ><решены ><в ><цвете ><теневые ><части, ><то ><светлые ><места ><написать ><значи><тельно ><легче.>

<Сравнивая ><светлые ><и ><теневые ><стороны ><предметов ><по ><светлоте ><и ><цвету, ><можно ><заметить, ><что ><они ><объединены ><общим ><цветовым ><оттен­><ком. ><Все ><тени ><в ><натюрморте ><освеще><ны ><светом, ><отраженным ><от ><стен ><ком><><наты. ><Если ><окружающие ><натюрморт ><стены ><оранжевые, ><то ><все ><тени ><окра­><сятся ><в ><теплый ><красноватый ><цвет. ><Если ><освещение ><из ><окна ><голубое, ><то ><все ><освещенные ><места ><будут ><объе><динены ><холодным ><оттенком, ><а ><тепло­><та ><теней ><станет ><еще ><заметнее ><по ><контрасту ><с ><холодным ><светом. ><В ><на><тюрморте ><с ><тыквой ><хорошо ><«читают><ся» ><холодные ><краски, ><которыми ><на­><писаны ><освещенные ><стороны ><пред­><метов. ><Разнообразные ><цветные ><от><тенки ><теней ><теплые.>>

<<Вторая ><стадия. ><После ><нахожде><ния ><светотеневых ><и ><цветовых ><отно><шений ><крупных ><планов ><переходим ><к ><моделировке ><светотенью, ><выражен­><ной ><цветом, ><объемной ><формы ><каждо><го ><предмета. ><Мы ><нашли ><отношения ><только ><основных ><объектов, ><больших ><плоскостей. ><Каждый ><предмет ><пропи><сан ><почти ><одной ><краской. ><На ><объем><ной ><форме ><нет ><одинаковых ><условий ><освещения ><и ><положения ><в ><простран><стве ><двух ><каких-либо, ><даже ><рядом ><расположенных ><участков ><поверхно><сти ><предмета, ><поэтому ><не ><может ><быть ><и ><одинакового ><цвета ><этих ><двух ><участков ><поверхности. ><Нельзя ><оста­><вить ><без ><дальнейшей ><проработки, ><например, ><тень ><белой ><драпировки, ><написанной ><в ><подмалевке ><одной ><и ><той ><же ><краской, ><отличающейся ><от ><освещенной ><части ><лишь ><по ><светло><те. ><Следует ><подобрать ><теплые ><и ><хо><лодные ><оттенки ><цвета ><для ><каждого ><участка ><поверхности ><драпировки ><по ><мере ><убывания ><или ><увеличения ><осве­><щенности. ><Всмотритесь, ><например, ><в ><теневую ><сторону ><корзины, ><и ><станет ><видно, ><что ><поверхность ><ее ><окрашена ><множеством ><тончайших ><оттенков ><зеленого ><и ><розового ><цвета, ><различ><ных ><по ><светлоте ><и ><насыщенности. ><Один ><фиолетовый, ><другой ><желтова><тый, ><третий ><совсем ><оранжевый ><><все ><они ><создают ><впечатление ><объема ><и ><материальности ><предмета.>

<При ><изображении ><гладкой ><по><верхности ><объемных ><предметов ><(тык><ва, ><арбуз, ><яблоки, ><помидоры, ><округ­><лые ><сосуды) ><необходимо' ><«лепить» ><форму ><предмета, ><не ><сглаживая ><ее. ><Надо ><строить ><форму ><через ><систему ><отдельных ><поверхностей, ><больших ><или ><малых ><граней ><объемного ><пред><мета. ><Наблюдая ><граненые ><(не ><сфе><рические) ><предметы, ><мы ><хорошо ><ви­><дим ><разницу ><тона ><и ><цвета ><во ><всех ><гранях: ><у ><куба ><три ><грани ><><и ><три ><разных ><тона ><и ><цвета. ><Увеличение ><количества ><граней ><на ><кубе ><постоян><но ><приближает ><форму ><многогранни><ка ><к ><шаровой ><поверхности. ><Каждая ><грань ><такого ><тела ><будет ><иметь ><раз><ную ><освещенность ><и ><разный ><цвето­><вой ><оттенок ><><силу ><рефлексов). ><Поэтому ><как ><многогранник, ><так ><и ><сферическая ><поверхность ><шара ><или ><цилиндра ><не ><могут ><иметь ><два ><оди><наковых ><участка ><по ><цвету ><и ><тону. ><Все ><они ><в ><разных ><местах ><будут ><разными.>


<Живописец ><должен ><во ><время ><ра><боты ><держать ><все ><оттенки ><в ><поле ><зрения, ><видеть ><их ><одновременно, ><уметь ><определить ><их ><отношения ><по ><светлоте, ><цветовому ><оттенку ><и ><на><сыщенности ><цвета ><и ><передать ><эти ><отношения ><на ><холсте. ><Конечно, ><ви><деть ><сразу ><два ><различных ><оттенка ><цвета ><и ><понимать ><их ><отношения ><трудно, ><три ><><еще ><труднее, ><а ><уви­><деть ><всю ><натуру ><в ><целом ><еще ><более ><трудно. ><Но ><это ><необходимо, ><так ><как ><только ><одновременное видение, ><срав><нение ><оттенков ><цвета ><предметов ><по ><трем ><свойствам ><цвета ><и ><передача ><пропорциональных ><отношений ><меж­><ду ><ними ><создают ><живопись.>

<Работая ><таким ><образом ><над ><каж><дым ><предметом, ><надо ><следить ><так­><же ><и ><за ><тем, ><где ><они ><контрастируют, ><где ><сливаются ><с ><фоном, ><где ><мягко ><переходят ><в ><тень. ><Детали ><на ><пред><метах ><должны ><быть ><подчинены ><об><щей ><форме. ><Основной ><принцип ><живо><писного ><мастерства ><><это ><«предмет ><в ><среде», ><в ><комплексе ><всех ><его ><ка><честв.>>

<<Если ><посмотреть ><цельно ><на ><на><тюрморт ><с ><лимонами ><(рис.6><),>< ><то ><можно ><заметить, ><что ><ярко ><освещенные ><фрукты ><и ><белая ><драпи><ровка ><погружены ><в ><теплый ><полумрак ><окружающего ><интерьера. ><Стоящие ><на ><столе ><сосуды ><воспринимаются ><за ><счет ><своих ><бликов ><и ><рефлексов, ><все ><периферийное ><воспринимается ><рас><плывчато ><в ><полумраке. ><Если ><пере­><водить ><взгляд ><поочередно ><на ><объек><ты ><натюрморта, ><то ><можно ><увидеть ><довольно ><подробно ><все ><детали ><окру­><жающего, ><как ><в ><свету, ><так ><и ><в ><тени. ><При ><переводе ><взгляда ><на ><предметы, ><расположенные ><в ><тени, ><наш ><глаз ><сразу ><же ><приспосабливается ><(адап><тируется) ><к ><теневым ><сторонам ><и ><«читает» ><их ><довольно ><подробно, ><освещенные ><же ><фрукты ><выглядели ><бы ><слишком ><яркими. ><Вот ><почему ><важно ><заметить ><специфический ><ха><рактер ><тоновых ><и ><цветовых ><отноше­><ний ><воспринимаемой ><глазом ><натуры ><при ><цельном ><видении.>

<Кроме ><передачи ><тоновых ><и ><цве><товых ><отношений ><и ><рефлексной ><вза­><имосвязи, ><необходимо ><учитывать ><влияние ><цвета ><освещения ><на ><пред­><меты ><натюрморта. ><Этим ><достигается ><в ><конечном ><счете ><единство ><и ><гармо><ния ><красок. ><Предположим, ><что ><мы ><пишем ><определенный ><натюрморт, ><расположенный ><под ><деревом ><в ><тени. ><Как ><сгармонировать ><оранжевую ><тыкву, ><белую ><драпировку ><и ><зеленую ><капусту? ><Все ><эти ><цвета ><в ><их ><локаль><ном ><виде ><не ><могут ><быть ><сгармони><рованы ><на ><холсте. ><Что ><же ><надо ><де><лать? ><Надо ><найти ><такой ><цвет ><оран><жевой ><тыквы, ><чтобы ><он ><имел ><и ><ло><кальный ><цвет, ><и ><цвет ><общего ><осве><щения. ><То ><же ><самое ><надо ><проделать ><при ><составлении ><цветов ><других ><пред><метов. ><В ><результате ><каждый ><пред><мет ><будет ><иметь ><свой ><цвет ><и ><в ><то ><же ><время ><содержать ><общий ><для ><всей ><натурной ><постановки ><цвет ><освеще><ния. ><Если ><внести ><в ><полученную ><та­><ким ><образом ><гамму ><красок ><какой-><либо ><цвет, ><не ><имеющий ><на ><себе ><влия><ния ><цвета ><освещения, ><гармония ><будет ><нарушена, ><цвет ><будет ><выде­><ляться ><резко, ><как ><что-то ><посторон­><нее.>


<Таким ><образом, ><уравновешен><ность ><цветового ><строя ><этюда, ><его ><единство, ><создается ><пропорциональ><ными ><отношениями ><цветов ><и ><нахож­><дением ><общего ><в ><отдельных ><цветах.>

<В ><процессе ><работы ><надо ><внима><тельно ><следить ><за ><характером ><реф­><лексов. ><Рефлекс, ><как ><нам ><извест><но,— ><это ><изменение ><локального ><цве><та ><предмета ><под ><влиянием ><света, ><отраженного ><от ><соседнего ><предмета. ><В ><натюрморте ><с ><лимонами ><хорошо ><видны ><рефлексы ><в ><теневой ><части ><предметов.>

<В ><процессе ><живописи ><нельзя ><дол><го ><останавливаться ><на ><одном ><пред><мете, ><надо ><переходить ><к ><другим, ><что><бы ><затем ><вернуться ><к ><первому. ><При ><этом ><цвета ><предметов ><постепенно ><уточняются, ><берутся ><в ><необходимой ><напряженности ><(насыщенности). ><Если ><в ><первой ><прокладке ><цвет ><пред><метов ><берется ><приблизительно ><и ><достаточно ><плотно, ><то ><при ><повторной ><прокладке ><красок ><надо ><довести ><его ><до ><полной ><напряженности ><и ><плотно­><сти.>


<Влияние ><воздушной ><перспективы ><трудно ><подметить ><в ><натюрморте, ><в ><особенности ><для ><начинающих ><ху><дожников. ><Тем ><не ><менее, ><зная ><о ><таком ><влиянии, ><необходимо ><учиты><вать ><его ><при ><изображении. ><Ближай><шие ><к ><нам ><предметы ><надо ><изобра­><жать ><в ><более ><определенных ><конту><рах ><и ><красках, ><чем ><дальние, ><конту­><ры >< ><которых ><несколько ><сливаются ><с ><фоном, ><а ><краски ><менее ><интенсивны. ><Благодаря ><этому ><достигается ><впе><чатление, ><что ><одни ><предметы ><ближе ><к ><нам, ><другие ><><дальше. ><В ><наших ><натюрмортах ><предметы ><первого ><пла><на ><проработаны ><более ><внимательно, ><интенсивными ><цветами, ><чем ><предме><ты ><второго ><и ><третьего ><планов ><на><турной ><постановки.>>

<<Третья><>< ><стадия. ><><><После ><><того>< ><как ><проработаны ><><><><детали, ><><><><><необходимо ><все ><обобщить ><и ><привести ><в ><единство.>


<Охватив ><глазом ><все ><сразу ><><на><тюрморт ><в ><натуре ><и ><его ><изображе><ние, ><мы ><вдруг ><замечаем, ><что ><в ><нату><ре, ><допустим, ><кувшин ><находится ><в ><глубине, ><а ><на ><холсте ><он ><«лезет» ><вперед. ><Надо ><«отодвинуть» ><его ><в ><глубину, ><переписав ><менее ><интенсив><ными ><красками ><или ><пролессировав ><его ><прозрачной ><краской ><дополни><тельного ><цвета.>

<В ><натюрморте ><с ><тыквой ><видно, ><как ><и ><корзина, ><и ><капуста, ><и ><перец ><><все ><«отодвинулось» ><на ><второй ><план. ><Это ><достигнуто ><не ><только ><перспек><тивным ><уменьшением ><и ><правильным ><расположением ><предметов ><на ><по­><верхности ><стола, ><но ><еще ><и ><тем, ><что ><свет ><и ><тени ><на ><этих ><предметах ><напи><саны ><менее ><светлыми ><и ><интенсивны><ми ><красками. ><Края ><отдаленных ><пред><метов ><потеряли ><свою ><резкость. ><Они, ><как ><иногда ><говорят, ><списаны ><с ><фо><ном.>


<В ><процессе ><обобщения ><очень ><важно ><выделить ><композиционный ><центр ><натюрморта, ><которому ><как ><бы ><все ><подчиняется, ><благодаря ><чему ><достигается ><цельность ><и ><гармония ><изображения.>

<


<< предыдущая страница   следующая страница >>