prosdo.ru 1

Закрепление знаний, умений, навыков учащихся в процессе обучения

Т.С. Калинин

Руководитель: к.п.н., доцент Е.В. Телеева

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения эффективности процесса обучения.

Необходимым условием этого является закрепление знаний, умений и навыков.

Закрепление является важным элементом процесса усвоения. Известно, что можно понять то или иное явление, осмыслить его, но через некоторое время уже испытывать затруднение в его объяснении. Для прочного запоминания необходимо повторное осмысление, неоднократное воспроизведение изучаемого в тех или иных частях его в целом. Вот почему необходимо закрепление изучаемого. Осуществляется оно путем заучивания некоторых основных фактов, определений, связей, способов доказательства, путем воспроизведения некоторых особенно важных элементов изучаемого материала, обобщений и выводов, выполнения письменных и лабораторных упражнений, специально направленных на упрочение полученных знаний. Во время закрепления очень важно не зазубривать изучаемое, а обогащать его новыми подтверждениями и аргументами. Важно осуществлять закрепление на новой основе, на новых упражнениях, на новых примерах по сравнению с теми, которые использовались при объяснении учебного материала учителем или применялись в тексте учебника. Очень ценно в этом смысле задание ученикам - привести собственные примеры изучаемых явлений, законов, закономерностей, причинно-следственных зависимостей и т.д. В таком случае закрепление не просто обеспечивает прочное запоминание, а углубляет знания, осуществляет их перенос на новые ситуации, развивает учебно-познавательные умения и навыки.

Первичное закрепление есть воспроизведение учащимися только что воспринятого материала для предупреждения утраты образовавшихся представлений и понятий. Обычно закрепление происходит в классе на том же уроке, на котором был воспринят новый материал, а затем уже в процессе домашней работы учащихся. Учителю, прежде чем перейти к закреплению, необходимо проверить степень понимания материала учащимися, чтобы избежать закрепления, быть может, неправильно понятого.


Проведенные исследования и анализ опыта передовых учителей приводят к выводу о том, что сохранение системы первичного изложения в ходе текущего повторения дает лучшие результаты, чем изменение этой системы. Поскольку первичное закрепление происходит сразу же вслед за образованием новых связей являющихся еще крайне не стойкими и нуждающимися в подкреплении, его наилучшей формой является простое воспроизведение только что воспринятого без сложной переработки и какого-либо переиначивания.

Первичное закрепление и заучивание учебного материала на уроке и в домашних условиях всегда тесно связано с повторением, которое обычно начинается после того, как новый материал уже усвоен учащимися.

Повторение - непременное звено обучения. Характер и частота повторения материала зависят от многих факторов. Прежде всего, повторение определяется степенью трудности материала для учащихся. Чем сложней материал, тем большая потребность в таком закреплении и повторении, которое помогает учащимся глубже понять этот материал. Повторение зависит и от того, как был воспринят и закреплен новый материал. Если учащиеся на этих стадиях овладели материалом и в дальнейшем им приходится оперировать знаниями при решении задач и выполнении упражнений, - повторение может быть отодвинуто до окончания изучения темы или раздела; тогда необходимо провести обобщающее повторение. Повторение предупреждает забывание изученного и, вместе с тем, помогает обобщению, расширению и систематизации знаний учащихся по пройденному материалу [3].

Закрепление знаний, умений и навыков условно можно подразделить на такие основные виды:

а) воспроизводящее закрепление, когда учащиеся вторично осмысливают известный им учебный материал и доводят его понимание до того уровня, при котором могут его пересказать, письменно оформить и обобщить;

б) тренировочное закрепление, при котором первоначально образовавшиеся умения и навыки доводятся до необходимого совершенства и прочности;


в) творческое закрепление, когда учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют знания, умения и навыки, но и раскрывают новые стороны изучаемых вопросов.

Между этими видами закрепления имеется тесная связь и взаимодействие. Совершенно изолированных видов закрепления в действительности не существует. Как в процессе воспроизводящего и тренировочного закрепления развивается творчество учащихся, так и в процессе творческого закрепления учащиеся воспроизводят и совершенствуют ранее приобретенные ими знания, умения и навыки. Одним из методов закрепления знаний по литературе являются, например, письменные работы, которые могут носить характер простых пересказов изучаемых произведений, характеристики литературных героев и т. п., но в этих работах учащиеся непременно высказывают свои суждения, дают оценки лицам, поступкам, событиям, а это требует известного творческого подхода [26].

Важную роль в закреплении знаний, умений и навыков играют уроки закрепления. На этих уроках производится вторичное осмысливание изучаемого материала, воспроизведение и применение знаний в целях достижения их прочности. Школьники решают при этом новые задачи на известные им правила, устно или письменно отвечают на вопросы. Полезно на таких уроках повторно изучить знакомое содержание, но по другим источникам, что внесет элементы новизны в работу, углубит и расширит знания.

На уроках закрепления знаний, умений и навыков вторично фиксируются в сознании и памяти учащихся изучаемые факты и понятия и тем самым им придается большая прочность и осмысленность; проясняются те вопросы и стороны изучаемых явлений, которые на первом этапе их изучения остались в тени; совершенствуются умения и навыки, которые складываются в результате многократных упражнений.

На таких занятиях в одних случаях преимущественное внимание уделяется фактам, в других - обобщениям, законам и правилам, в третьих - навыкам и умениям. В зависимости от конкретной задачи закрепления и применяется та или иная методика. При закреплении знаний понижается интерес учащихся к этому виду занятий, если перестает действовать новизна, которая, естественно, имелась во время изучения нового материала. Поэтому существенно важно полнее вскрывать практическое значение закрепления, расширять творческие моменты в нем, разнообразить методику, а там, где это возможно, раскрывать новые стороны вопроса. Вместе с тем, надо иметь в виду, что в ряде случаев закрепление вновь образовавшихся понятий, умений и навыков требует сохранения тех же условий и того же порядка, при котором они первоначально образовывались. Так, при первоначальном обучении учащихся навыкам чтения, решения типовых задач, употребления типичного плана изложения того или иного материала вряд ли целесообразно при закреплении сразу существенно менять тот порядок действий, который был применен на начальной стадии их образования. Здесь полезен стереотип [26].


Уроки закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков проводятся во всех классах после изучения отдельных тем или разделов учебной программы и направлены на организацию рассредоточенного повторения пройденного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения и выработки практических умений и навыков. Практически во всех учебниках для проведения этих уроков разработаны специальные вопросы и задания.

Чтобы эти уроки давали необходимый эффект, их нужно хорошо готовить. Надо, чтобы учащиеся заранее знали о времени их проведения и их основных задачах. Кроме того, учителю следует выделить основные вопросы, по которым учащиеся должны готовиться к закреплению пройденного материала.

Не менее важной является и методика проведения этих уроков. Главное состоит в том, чтобы в ней правильно сочетались фронтальный и индивидуальный опрос учащихся с письменными, устными и практическими упражнениями, а также с организацией самостоятельной учебной работы. Подобная методика находит свое отражение в структуре этих уроков [27].

Таким образом, с помощью системы разнообразных упражнений и заданий на применение полученных знаний происходит закрепление знаний и формирование соответствующих умений и навыков. Вся общественно полезная деятельность учащихся также может рассматриваться и как вид закрепления и применения знаний на практике, и как форма накопления познавательного и общественного опыта учащихся, и как источник новых знаний, их последующего осмысления и теоретического обобщения. Процесс усвоения знаний будет только тогда полным и завершенным, если ученик будет знать, как применять эти знания на практике, и научится их применять, выработав соответствующие умения и навыки. Первичное закрепление применяется как в младших, так и в старших классах, но его положение в процессе учения изменяется. Во всех классификациях уроков по какому-либо признаку всегда выделяются уроки закрепления знаний, умений и навыков. На этих уроках производится вторичное осмысливание изучаемого материала.


Литература

  1. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1988.- 479с.

  2. Данилов М.А., Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. - М.: Просвещение, 1975.

  3. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1991.-С.249-250.