prosdo.ru
добавить свой файл
1

Инновационные комплексы в образовании - взгяд непостороннего


В каждом регионе складываются свои, особые, подходы к решению тех или иных проблем,формируются свои модели и используются свои инструменты управления процессами в образовании.В Омской области такой моделью и таким инструментом стали инновационные комплексы в образовании или ИнКо.

Для чего они создавались и когда появились? Идея создания ИнКо давно витала в воздухе- педагоги на своих встречах,при неформальном общении высказывали пожелания изменения системы образования взрослых.Педагоги, в силу особенностей своей профессии , учатся постоянно.То обучение, которое они проходят на различных курсах, семинарах, тренингах называют формальным образованием потому, что учат всех по одной программе, по одному плану в стенах учебного заведения.Учителя же хорошо знают о том, что побывав на уроке или обратившись за помощью к коллеге по интересующему вопросу,можно получить гораздо больше, нежели после самого прекрасного семинара. И это тоже образование, только неформальное.На практике получается, что формальное и неформальное образование дополняют друг друга, позволяют компенсировать противоречия и недостатки формального образования, и, в тоже время, позволяют удовлетворять насущные образовательные потребности и интересы педагогов. Поэтому, в 2009 году в соответствии с рекомендациями по созданию иннновационных комплексов в сфере общего образования,разработанными департаментом государственной политики от 12 марта 2009 года № 03-436, в Омской области были созданы ИнКо по ряду направлений :«Школа- территория здоровья», «Образовательные стандарты нового поколения», « Школа- центр творчества и развития одарённости детей».Направления работы инновационных комплексов соответствуют ряду направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Создание ИнКо связано с «организацией поддержки исследовательско-педагогических групп,обеспечивающих сохранение, обновление, развитие принципиально значимых педагогических практик»,т.е.неформального образования педагогов.


Как начиналась работа ИнКо? Институт Развития образования Омской области и Министерство Образования Омской области, выступив инициатором создания инновационных комплессов в образовании, предложили муниципалитетам и образовательным учреждениям , имеющим опыт инновационной деятельности, практические наработки по названным направлениям , стать ИнКо по какому-либо напралению — т.е, приветствовалась инициатива «снизу».В нашем районе ряд образовательных учреждений эту инициативу проявили, в том числе и МОУ «Шербакульский лицей», который стал учебным центром ИнКо «Образовательные стандарты нового поколения» и «Школа-территория здоровья», получив сертификат на право ведения неформального образования педагогов.

Неформальное образование строится по принципу «равный обучает равного». В западной педагогике этот принцип носит название тьюторского сопровождения.Задачей Института развития образования Омской области стала подготовка тьюторов из числа педагогов, которым нравится исследовательская педагогическая деятельность, у которых имеются практические наработки.Этих педагогов нужно было научить передаче своего опыта и знаний коллегам. Педагоги и руководители Шербакульского лицея, прошедшие обучение в ИРООО, получили сертификаты тьюторов., а сам лицей стал школой-тьютором. Так завершился 2009 год.

Что же было дальше? В 2010 году в Омской области началась подготовка к переходу на Федеральные государственные образовательные стандарты . Школы-тьюторы, имеющие статус учебных центров, таковые имеются в 8 муниципальных районах) приступили к изучению с педагогами и руководителями образовательных учреждений своих районов разнопланового содержания ФГОС. В процессе обучения использовались интерактивные формы,что способствовало активизации деятельности педагогов, обмену опытом, так как тьюторы выступали для своих коллег носителями нового содержания образования, новых знаний о стандартах. Педагоги-тьюторы могли критически переосмыслить свой опыт, потому что в процессе общения педагов рождались новые идеи, новые предложения, формировался новый опыт.


К каждому семинару педагоги-тьторы готовили дидактические материалы, что способствовало повышению эффективности деятельности на семинаре, при самостоятельном выполнении заданий. За три месяца педагоги-тьюторы провели 12 семинаров, на которых обучились около 200 педагогов и руководителей образовательных учреждений района. По итогам работы за 2010 год ИнКо МОУ «Шербакульский лицей» был признан лучшим инновационным комплексом «Образовательные стандарты нового поколения» Омской области и заявил о своей готовности к введению ФГОС с 1 сентября 2010 года.

Первый год по новым ФГОСам. Для того, чтобы начать работать по ФГОС, коллектив лицея провёл огромную подготовительную работу. Учителя начальных классов разрабатывали технологические карты по предметам учебного плана первого класса- в них необходимо было отразить, какими методами и средствами будут формироваться у первоклассников универсальные учебные действия; разрабатывались рабочие программы по предметам; руководители лицея готовили нормативно-правовую базу, основную образовательную прграмму начального общего образования, дожностные инструкции, положения, приказы и другие локальные акты; совместно с Домом детского творчества и Детской юношеской спортивной школой разрабатывались программы внеурочной деятельности. Практически вся необходимая документация была готова к первому сентября 2010 года. Началась ежедневная кропотливая работа по освоению новых образовательных стандартов.

В течение учебного года у первоклассников были проведены четыре диагностические контрольные работы и входная педагогическая диагностика. Учителя первых классов, Е.А .Леонова и Е.И.Белоус, анализируя эти диагностические работы, могли судить об успешности и учебных проблемах каждого ученика, учились сами и учили родителей преодолевать трудности вместе со своими детьми. Кроме того, они научились сами составлять диагностические контрольные работы, используя инструментарий ФГОС.

Ученики первых классов и их родители выбрали программы внеурочной деятельности. .Ими стали программы семейного клуба «Мы вместе», «Служу Отечеству пером», «Игры народов России», «Омское Прииртышье», «Адаптивная физкультура».


Педагоги лицея на заседаниях методических объединений, творческих групп, педагогических советах продолжали изучение стандартов второго поколения, делились опытом формирования универсальных учебных действий на уроках, учились проектировать уроки в соответствии с программой формирования универсальных учебных действий, разрабатывали программы по внеурочной деятельности, участвовали в конкурсах методических разработок и программ по здоровому образу жизнии т. д. Этим направлением деятельности педагогов лицея умело руководила заместитель директора по научно-методической работе Е.Н.Солдатенко.

Кроме того, учителя и классные руководители, работающие в старшей школе, совместно с учащимися выполнями задание Российской академии образования, проверяя сложность и корректность заданий для учащихся по формироавнию универсальных учебных действий.

Лицей, имея статус учебного центра и школы-тьютора, продолжил работу с педагогами и руководителями образовательных учреждений района — с января по май месяц 2011 года были подробно изучены разделы основной образовательной прграммы , даны алгоритмы работы по написанию каждого её раздела; предложены варианты организации оценочной деятельнсти и внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы. Все семинары носили практико-ориентированный характер, потому что педагоги и руководители лицея тиражировали свой опыт по всем направлениям внедрения ФГОС в образовательный процесс.

Каков же итог? Опыт работы ИнКо МОУ «Шербакульский лицей» представлен на региональной конференции по проблеме внедрения ФГОС и информационной среде Wiki-Wiki; учителя лицея готовы к продолжению работы по стандартам второго поколения; опыт по неформальному образованию педагогов считаем положительным , потому что имеется реальный инструмент трансляции педагогической исследовательской деятельности, в которой педагог имел возможность реального участия. Инновационные образовательные комплексы - одна из успешных форм непрерывного образования педагогов. Опыт работы педагогов и администрации лицея успешно используется в практической деятельности образовательных учреждений района.


Кузина Ольга Рафаиловна, учитель МОУ "Шербакульский лицей"