prosdo.ru 1




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ПРИКАЗ


от 14.03.2011 № 154


г. Иваново


Об утверждении инструкции для руководителя и организаторов (учителей) пункта проведения государственного выпускного экзамена, инструкции по проверке заданий государственного выпускного экзамена

предметной подкомиссией в Ивановской области в 2011 году


В соответствии с планом-графиком подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях Ивановской области в 2011 году, утвержденным приказом Департамента образования Ивановской области от 21.12.2010 г. № 1370, и в целях организованного проведения в 2011 году государственного выпускного экзамена на территории Ивановской области

ПРИКАЗЫВАЮ:


  1. Утвердить инструктивные документы по подготовке и проведению государственного выпускного экзамена в Ивановской области в 2011:

- инструкция для руководителя и организаторов (учителей) пункта проведения государственного выпускного экзамена в Ивановской области в 2011 году (приложение 1);

- инструкция по проверке заданий государственного выпускного экзамена предметной подкомиссией в Ивановской области в 2011 году (приложение 2).

  1. Рекомендовать руководителям муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений довести данный приказ до сведения всех участников государственного выпускного экзамена.

  2. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя начальника Департамента образования О.Г. Антонову.
^

Начальник Департамента Н.И.Буракова



Приложение 1 к приказу Департамента образования

Ивановской области от 14.03.2011 № 154

Инструкция для руководителя и организаторов (учителей) пункта проведения государственного выпускного экзамена

в Ивановской области в 2011 году


  1. Руководитель пункта проведения государственного выпускного экзамена (далее – ППЭ), организаторы (учителя) в ППЭ назначаются приказом Департамента образования Ивановской области. Организаторы могут быть учителями того же предмета, по которому проводится экзамен.

  2. Руководитель ППЭ заранее организует:

- обучение организаторов (учителей) данного ППЭ,

- совместно с руководителем образовательного учреждения (далее - ОУ), на базе которого организован ППЭ, подготовку помещений к государственному выпускному экзамену (далее – ГВЭ);

- заготовку черновиков по три-четыре листа на каждого участника экзамена.

  1. Для участников ГВЭ с ограниченными возможностями здоровья ГВЭ проводится в отдельной аудитории;     при необходимости ОУ с учётом индивидуальных особенностей конкретного выпускника с ограниченными возможностями здоровья может организовать для него проведение ГВЭ в другое время, а также по согласованию с родителями (законными представителями) на дому; продолжительность ГВЭ увеличивается на 1,5 часа.

  2. Для участников ГВЭ с ограниченными возможностями здоровья ППЭ должен быть оборудован с учетом их индивидуальных особенностей. Материально-технические условия проведения экзамена должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа участников ГВЭ с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (например, наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел, кушеток, конторок и других приспособлений).

При проведении ГВЭ могут присутствовать ассистенты, оказывающие участникам ГВЭ с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей и помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание.

Участники ГВЭ с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи экзамена пользоваться необходимыми им техническими средствами.

Для глухих и слабослышащих участников ГВЭ аудитории для проведения экзамена должны быть оборудованы звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.

Для слабовидящих участников ГВЭ в пунктах проведения ГВЭ должна быть предусмотрена возможность увеличения экзаменационных материалов: задания для выполнения оформляются увеличенным шрифтом (16-20 пунктов), в аудиториях для проведения экзаменов должно быть предусмотрено наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 лк.

Во время проведения экзамена для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья в аудиториях может быть организовано питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.

Примечание. Участник экзамена приносит собой в ППЭ продукты питания и необходимые медицинские препараты и инструменты.

Для глухих, слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи по их желанию ГВЭ по всем общеобразовательным предметам может проводиться в письменной форме.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей) письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;  по их желанию ГВЭ по всем общеобразовательным предметам может проводиться в устной форме.

5. На время проведения ГВЭ в аудиториях должны быть закрыты стенды, плакаты и иные материалы с информационной и справочно-познавательной информацией по соответствующим общеобразовательным предметам.

6. В день проведения ГВЭ в ППЭ должны присутствовать: руководитель ППЭ, члены экзаменационных комиссий (далее - ЭК) и иные лица, отвечающие за организацию и проведение ГВЭ, руководитель ОУ, на базе которого организован ППЭ, или уполномоченное им лицо, организаторы (учителя), сотрудники правоохранительных органов, медицинские работники, а также ассистенты, оказывающие необходимую техническую помощь выпускникам с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей, в том числе непосредственно при проведении ГВЭ.

В день проведения ГВЭ в ППЭ также могут присутствовать: представители средств массовой информации, общественные наблюдатели, а также должностные лица Департамента образования Ивановской области, Рособрнадзора, осуществляющие выездную (инспекционную) проверку соблюдения установленного порядка проведения ГВЭ.

Примечание. Представители средств массовой информации могут присутствовать в аудиториях для проведения государственного выпускного экзамена только до момента его начала.

7. В день проведения ГВЭ руководитель ППЭ должен:

- проверить готовность аудиторий,

- провести краткий инструктаж организаторов (учителей) по процедуре проведения ГВЭ в ППЭ

- получить конверт с экзаменационными материалами от уполномоченного представителя ЭК или иного уполномоченного лица;

Примечание. Если по объективным причинам доставка экзаменационных материалов в день проведения ГВЭ невозможна, экзаменационные материалы могут быть доставлены в более ранние сроки. Ответственность за доставку и хранение экзаменационных материалов ложится на руководителя муниципального органа управления образованием (далее – МОУО), ОУ или руководителя ППЭ по согласованию с МОУО, ОУ. Для хранения экзаменационных материалов выделяется помещение, исключающее доступ к нему посторонних лиц и позволяющее обеспечить сохранность экзаменационных материалов. Вскрытие экзаменационных материалов до начала ГВЭ запрещено.

- выдать организаторам (учителям) пакет для упаковки экзаменационных работ участников ГВЭ;

- организовать условия для хранения мобильных телефонов и иных средств связи и электронно-вычислительной техники организаторов ППЭ, уполномоченных ЭК, общественных наблюдателей и иных лиц, имеющих право присутствовать в ППЭ во время проведения экзамена.

  1. Руководитель ППЭ в 9.30 дает указание открыть вход для запуска участников ГВЭ, при этом вместе с одним из организаторов (учителей):

- проверяет наличие документов, удостоверяющих личность, у каждого участника экзамена;

- направляет выпускников в определенную для экзамена аудиторию;

- помогает участникам экзамена ориентироваться в здании;

- проверяет документы у опоздавших участников экзамена и информирует их об аудитории, в которой они должны сдавать экзамены;

- обеспечивает организованный выход выпускников из ППЭ после окончания экзамена;

- не допускает нахождения посторонних лиц на территории ППЭ во время проведения экзамена;

- осуществляет проход в ППЭ лиц, имеющих право присутствовать в ППЭ в день проведения экзамена (представители средств массовой информации, общественные наблюдатели, должностные лица Департамента образования Ивановской области, Рособрнадзора, осуществляющие выездную (инспекционную) проверку соблюдения установленного порядка проведения ЕГЭ), при наличии у них документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их полномочия;

Руководитель ППЭ не позднее, чем за 35 минут (русский язык), за 15 минут (математика) до начала экзамена выдает организаторам (учителям) в аудиториях:

- конверт с экзаменационными материалами;

- необходимое количество черновиков;

- возвратный доставочный пакет с работами участников ГВЭ.

9. Продолжительность ГВЭ по русскому языку в письменной форме составляет 6 часов (360 минут). Экзамен проводится в форме сочинения или в форме изложения с творческим заданием (выбор одной из форм письменного экзамена предоставляется выпускнику).

^ Комплект изложений с творческим задание содержит два варианта текста – художественный и публицистический. Выбор текста из предложенных вариантов изложений осуществляет учитель (конверт с экзаменационным материалом, содержащим изложения с творческим заданием, вскрывается уполномоченным организатором (учителем) за 30 минут до начала экзамена для ознакомления с текстами и принятия решения о выборе одного из них). К каждому тексту прилагается два творческих задания (выпускник выбирает одно из них).

Выпускникам предоставляется право писать как подробное, так и сжатое изложение. Подписывая работу, выпускник должен указать, какой вид изложения (подробное или сжатое) он избрал.

10. Организатор (учитель) должен познакомить всех выпускников как с содержанием комплекта тем экзаменационного сочинения, так и с экзаменационным материалом для проведения изложения (с этой целью кратко определяется тема изложения и зачитываются формулировки творческих заданий). Для проведения экзамена потребуются разные помещения для тех, кто будет писать сочинение, и для тех, кто будет работать над изложением с творческим заданием.

Творческие задания должны быть прочитаны и записаны на доске. При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения.

Предложенный для изложения текст читается дважды. Первое ознакомление с текстом предполагает обычный темп чтения, позволяющий учащимся воспринять смысл фрагмента в целом, второе прочтение должно быть медленным, позволяющим выпускнику зафиксировать главные смысловые особенности текста.

На экзамене учащимся разрешается пользоваться орфографическими словарями, в работе над сочинением пользоваться текстами художественных произведений.

  1. Продолжительность государственного выпускного экзамена по математике составляет 5 часов (300 минут). Задания являются стандартными для курса математики старшей школы. Все они относятся к заданиям с развернутым ответом и требуют полной записи решения задачи, демонстрирующей умение выпускника математически грамотно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.

  2. Организатор в аудитории перед началом экзамена производит инструктаж участников ГВЭ по процедуре проведения экзамена, включая процедуру подачи апелляции о нарушении установленного порядка проведения ГВЭ в соответствии с инструкцией для участника ГВЭ.

Примечание. Апелляция о нарушении установленного порядка проведения ГВЭ в ППЭ может быть подана участником ГВЭ в день экзамена до выхода из ППЭ (после сдачи экзаменационной работы), для чего он должен обратиться к организатору или руководителю ППЭ.

^ Руководитель ППЭ обязан предоставить участнику ЕГЭ бланк для заполнения апелляции о нарушении установленного порядка проведения ГВЭ.

После выхода участника ВГЭ из ППЭ апелляция о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ не принимается.

13. ^ Организаторам (учителям) запрещается:

- без уважительной причины покидать аудиторию во время экзамена;

- иметь при себе и пользоваться мобильными телефонами и иными средствами связи и электронно-вычислительной техники.

  1. .Участникам ГВЭ запрещается следующее:

  • разговоры, вставания с мест;

  • пересаживания;

  • обмен любыми материалами и предметами;

  • иметь при себе и пользоваться мобильными телефонами и иными средствами связи и электронно-вычислительной техники;

  • пользование справочными материалами, кроме разрешенных;

  • хождение по ППЭ во время экзамена без сопровождения.

При нарушении настоящих требований и отказе в их выполнении организаторы сообщают о факте уполномоченному ЭК, который принимает решение об удалении и составляет акт с указанием причины удаления, удостоверяя его своей подписью и подписями организаторов в аудитории.

Примечание. Экзаменационная работа такого выпускника на проверку не направляется.

Если участнику ГВЭ необходимо выйти из аудитории (в туалет, в медицинский кабинет), то он может выйти из аудитории в сопровождении организатора, предварительно сдав бланки ГВЭ. Выход из аудитории допускается строго по одному участнику экзамена.

15. При возникновении в процессе экзамена ситуаций, не отраженных в инструкциях для ППЭ, решения принимает и указания дает руководитель ППЭ по согласованию с уполномоченным представителем ЭК.

16.^ На этапе завершения ГВ руководитель ППЭ после окончания экзамена получает от каждого организатора в аудитории:

-запечатанный возвратный доставочный пакет с работами участников ГВЭ, на котором организаторы пишут следующую информацию: название экзамена; дата проведения; подпись, расшифровка подписи;

- вскрытый конверт с экзаменационными материалами.

17. ^ Не позднее, чем через 30 минут после окончания экзамена руководитель ППЭ передает уполномоченному представителю ЭК или председателю предметной подкомиссии запечатанные возвратные доставочные пакеты с работами участников ГВЭ и вскрытый конверт с экзаменационными материалами.


Приложение 2 к приказу Департамента образования

Ивановской области от 14.03.2011 № 154


Инструкция по проверке заданий государственного выпускного экзамена

предметной подкомиссией в Ивановской области в 2011 году


  1. Общие положения


1. Предметная подкомиссия в рамках проведения государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ):

- осуществляет проверку и оценивание письменных экзаменационных работ выпускников;

- составляет и направляет в экзаменационную комиссию «Ведомость отметок государственного выпускного экзамена» в трёх экземплярах (приложение 3 к организационной схеме ГВЭ, утверждённой приказом Департамента образования Ивановской области от 28.02.2011 № 112).


  1. Рекомендации по оцениванию выполнения заданий государственного выпускного экзамена по русскому языку (письменная форма)


2.1. При проверке сочинения, а также творческого задания к тексту изложения оценивается уровень сформированности следующих умений:

  • создавать текст в соответствии с заданной темой;

  • обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в художественном произведении, в прослушанном тексте (при выполнении творческого задания), в иных источниках информации, привлекаемой для написания сочинения;

  • логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения-рассуждения;

  • подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное высказывание;

  • выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения;

  • осуществлять выбор языковых средств в соответствии с заданием;

  • оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка.

2.2. При проверке и оценке сочинений или выполнения творческого задания следует учитывать, что их объем строго не лимитируется.

2.3. При проверке изложения оценивается уровень сформированности следующих умений:

  • адекватно воспринимать информацию, заложенную в прослушанном тексте;

  • точно и полно (или лаконично) излагать содержание прослушанного текста, вычленять его главную мысль;

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств, использовать разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка при передаче содержания прослушанного текста;

  • оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка.

2.4. При оценке изложения необходимо учитывать полноту изложения исходного текста (подробное изложение) или точность воспроизведения основных микротем исходного текста (сжатое изложение), а также достоверность высказывания (отсутствие фактических ошибок, неточностей, искажения смысла исходного текста), последовательность изложения (отсутствие неоправданных повторов мысли, нарушения логики), качество речевого оформления текста.

2.5. При оценке сочинения и изложения с творческим заданием используется пятибалльная система. Результаты государственной (итоговой) аттестации признаются удовлетворительными в случае, если выпускник при сдаче ГВЭ по русскому языку получил отметку не ниже удовлетворительной (три балла).

Сочинение оценивается двумя отметками: первая отметка выставляется за содержание (оценивается умение создавать связный текст по заданной тематике), вторая – за орфографическую и пунктуационную грамотность.

За изложение с творческим заданием выставляются три отметки: первая – за содержание изложения, вторая – за выполнение творческого задания третья – за орфографическую и пунктуационную грамотность (суммарно за изложение и выполнение творческого задания).

Отметка выставляется по действующим "Нормам оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку". (М., Просвещение, 1986) с учётом рекомендаций по квалификации ошибок при проверке экзаменационных работ по русскому языку, изложенных в Методическом письме о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2010-2011 учебном году (письмо Рособрнадзора от 28.02.2011 № 01-32/10-01).

2.6. Экзаменационная отметка за ГВЭ по русскому языку определяется как среднее арифметическое выставленных за сочинение (или изложение с творческим заданием) отметок и выставляется целым числом в соответствии с правилами математического округления.


  1. Рекомендации по оцениванию выполнения заданий ГВЭ по русскому языку (устная форма)


3.1. Оценка ответа ученика на экзамене выводится как среднее арифметическое из оценок, определяемых отдельно по каждому из трех вопросов билета.

3.2. При оценке ответа ученика на вопрос следует руководствоваться сле­дующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа; 4) владение навыками языкового анализа.

3.2.1. Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка; владеет навыками языкового анализа.

3.2.2. Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 – 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 – 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого, владеет навыками языкового анализа.

3.2.3. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

- излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

- излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого; допускает ошибки при проведении языкового анализа.

3.2.4. Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно излагает материал. Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые свидетельствуют о серьезном непонимании темы и слабом владении практически важными умениями и навыками.

Примечание. Рекомендации опираются на нормы оценки, данные в сборнике «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку: (Сб.статей из опыта работы). Пособие для учителя / Сост.В.И.Капинос, Т.А.Костяева.- М..:Просвещение,1986.»


4.Рекомендации по оцениванию выполнения заданий ГВЭ по математике


4.1. При проверке математической подготовки выпускников оценивается уровень сформированности следующих умений:

- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма;

- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;

- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;

- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

- строить графики изученных функций; описывать по графику поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;

- решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя графики функций;

- вычислять производные и первообразные элементарных функций;

- исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов с использованием аппарата математического анализа;

- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;

- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;

- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

4.2. При оценке экзаменационной работы выпускника используется пятибалльная система. Результаты государственной (итоговой) аттестации признаются удовлетворительными в случае, если выпускник при сдаче ГВЭ по математике получил отметку не ниже удовлетворительной.

4.3.Оценивание результата экзамена по математике осуществляется в соответствии со следующими рекомендациями:

4.3.1. В случае прохождения аттестации в письменной форме задание считается выполненным верно, если выпускник выбрал правильный путь решения, из письменной записи решения понятен ход его рассуждений, получен верный ответ. Для получения отметки «3» выпускник должен правильно выполнить не менее трех заданий. Отметка «4» выставляется при выполнении шести-восьми заданий. Отметка «5» ставится за девять или десять верно выполненных заданий.

4.3.2. В случае прохождения аттестации в устной форме по билетам по курсу геометрии: отметка «5» выставляется, если выпускник ответил на теоретический вопрос и решил обе задачи билета; отметка «4» - если он ответил на первый вопрос, решил одну задачу, выполнил еще один из шагов решения второй задачи; отметка «3» - если ответил на первый вопрос и решил одну задачу; в остальных случаях выставляется отметка «2».

4.3.3. В случае прохождения аттестации в устной форме по билетам по курсу алгебры и начал анализа: отметка «5» выставляется в том случае, если выпускник ответил на теоретические вопросы и верно с обоснованием решил обе задачи; отметка «4» - если он верно ответил на теоретические вопросы, но при решении задач допустил описки или вычислительные ошибки; отметка «3» - если верно ответил на теоретические вопросы и решил одну из задач; в остальных случаях выставляется отметка «2».