prosdo.ru 1

Савченкова О.А.

г. Смоленск

ГОУ СПО Смоленский промышленно-

экономический колледж


Информатизация образовательного ресурса

кафедры как фактор обеспечения самостоятельной внеурочной деятельности студента


Успешная работа Смоленского промышленно-экономического колледжа на рынке труда, удовлетворение нужд и запросов потребителей невозможны без постоянного совершенствования деятельности, нацеленной на улучшение качества подготовки специалистов. От качества образования зависит, в конечном счете, решение проблем во всех сферах жизни общества и самого человека.

Развитие новых технологий обучения с учетом дидактических возможностей современной компьютерной техники создает основу для решения проблем совершенствования методов управления качеством подготовки специалистов. Уже сегодня мы призваны готовить кадры с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества. Одной из составляющих этой подготовки является обучение студентов самостоятельной деятельности, что предполагает увеличение доли времени на самостоятельную внеурочную работу.

Самостоятельная работа студентов является важным элементом образования. Но часто она не дает тех результатов, которые от нее требуются. Полученные знания зависят в основном не от объема работы, не от количества предоставленной литературы, а от личного отношения студента к работе. При этом отношение к работе зависит не от «лени» студента, а от формы работы и отношения преподавателя к этой работе и студентам.

Преподаватель должен направлять, помогать студентам в выполнении работы, а не выполнять функцию «надзирателя». В конечном итоге, творческое отношение зависит от интересов студента и от преподавателя. Самостоятельная внеурочная деятельность студентов не возможна без информатизации, без внедрения новых телекоммуникационных технологий.

Информатизация производства и вообще экономики привела к превращению информации в экономический ресурс первостепенного значения. Происходит это на базе компьютеризации и телекоммуникаций, обеспечивающих принципиально новые возможности экономического развития.


Информатизация системы образования, обеспечивающая основу вхождения России в мировое информационное пространство, предъявляет особые требования к информационной компетентности как будущих специалистов СПО, так и преподавателей, осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях широкого внедрения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательное пространство.

В процессе подготовки специалиста мы ставим перед собой цель сформировать его информационную культуру. Информационную культуру мы понимаем как знания и навыки эффективного пользования информацией, что предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и ее использование: от работы с библиотечным каталогом, компьютерной грамотности до просмотра информации в сети Интернет. Суть процесса формирования информационной культуры заключается в развитии и саморазвитии у специалиста информационных потребностей, умений, навыков и способностей самостоятельно работать с информационными потоками на основе информационных технологий.

Из вышесказанного следует, что преподаватель должен глубоко представлять себе существо процесса формирования информационных ресурсов обучения как комплекса данных, информации, знаний, достаточных для разрешения многоальтернативных вероятностных проблемных ситуаций и технологий последующего применения информационных ресурсов в самостоятельной деятельности специалиста после завершения обучения.

Как известно, любая информация имеет реальную ценность благодаря своей структуре. Структурированная информация – то есть информация для прямого применения – способствует повышению эффективности получения знаний в конкретной предметной области.

Задача структурирования информации для повышения эффективности обучения в Смоленском промышленно-экономическом колледже решается путем создания интегрированной информационной системы учебного заведения («Электронный колледж»), одной из составляющих которой является информационный ресурс кафедры.


Информационный ресурс кафедры состоит из следующих разделов:


  1. Профессиональные образовательные программы (ПОПр);

  2. Виртуальные кабинеты по блокам дисциплин ПОПр;

  3. Страница кафедры;

  4. Личные страницы преподавателей.


В разделе «Профессиональные образовательные программы» представлен полный перечень методического обеспеченья:

  1. Рабочая программа

  2. Технологическая карта – преподавателю она нужна, чтобы еще раз переосмыслить материал, который преподносить студенту (каждый год она дорабатывается), а студенту, позволяет ориентироваться в том образовательном пространстве, в котором он находится. В технологической карте отражены опорные и профильные межпредметные связи, для того, чтобы студент мог повторить из других дисциплин определенные темы для более эффективного понимания изучаемой темы.

  3. Карта контроля – помогает студентам ориентироваться в темах, выносимых на контроль и знать о сроках проведения контрольных и проверочных работ.

  4. Планы лекций – студент, который пропустил занятия, может познакомиться с вопросами, основной целью лекции и литературой.

  5. Планы семинаров – на семинарских занятиях выводится цель на студента, чем он будет заниматься на занятии и чему должен научиться или что изучить по данной теме. (Цель – это четкая информация о конечном результате, к которому должен придти студент после изучения темы, поэтому без дополнительных методических рекомендаций.)

  6. Практические работы


Раздел «Виртуальные кабинеты по блокам дисциплин ПОПр» по дисциплинам создан с целью:

    • модернизации сопровождения образовательного процесса;

    • формирования навыка самостоятельной деятельности студентов для развития профессиональных компетенций;

    • обеспечения повышения качества подготовки специалистов;

    • усиления практической направленности обучения.


    • Виртуальные кабинеты содержат следующие разделы:

    • Нормативно-методическая документация;

    • Учебно-методические комплексы;

    • Банк лабораторных и практических работ;

    • Материалы по курсовому и дипломному проектированию;

    • Банк КИМов;

    • Внеаудиторная самостоятельная деятельность студентов;

    • Электронные презентации к лекциям;

    • Слайд-лекции;

    • Электронные версии учебников;

    • Статьи профессиональных периодических изданий;

    • Материалы по студенческому научному обществу;

    • Профессиональные конкурсы, олимпиады;

    • Материалы по дополнительному образованию.

Кроме того, виртуальные кабинеты содержат интерактивные средства общения студентов с преподавателями.


Раздел «Страница кафедры» содержит информацию о преподавателях кафедры и о тех дисциплинах, которые они преподают. Причем информация о преподавателях представлена в наиболее полной форме, т.е. в виде портфолио.


Раздел «Личные страницы преподавателей» содержит материал для внеурочной самостоятельной деятельности студентов. Как правило, он рассчитан на формирование профессиональных компетентностей будущего специалиста.

Идет постоянное отслеживание того, как студенты пользуются информацией, путем опроса на семинарских занятиях, проверок дополнительных заданий, которые помещены на страницах преподавателей. Исходя из анализа этих данных, можно сделать вывод, что к 3-ему курсу, почти все студенты пользуются этим материалом.

На личных страницах преподаватели размещают:

  1. материалы регионального развития по результатам исследований СНО, ВКР;
  2. нормативно – правовые документы, которые помогают студентам наиболее эффективно подготовиться к семинарским занятиям.


Также здесь размещаются дополнительные задания, позволяющие студентам проверить свои знания по изученной теме и получить оценку.


Таким образом, можно сделать вывод, что информационный ресурс кафедры позволяет:

  • систематизировать материал в целом по кафедре;

  • студенту пользоваться информацией в свободном режиме;

  • сформировать у студентов навык самостоятельной работы с информацией и навык образования через всю жизнь;

  • обеспечить поддержку студентов в освоении специальности;

  • сделать доступными наработки преподавателей кафедры для студентов и для преподавателей других кафедр.

Однако автоматизация образования не должна быть самоцелью. Главная цель – это повышение эффективности образовательного процесса и качества подготовки специалистов. Решение этих вопросов на современном этапе уже не возможно без активного внедрения современных информационных технологий в учебный процесс.