prosdo.ru
добавить свой файл
1

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Я.А.Ваграменко, Б.И.Зобов, Е.П.Андрианова

Институт информатизации образования МГОПУ им. М.А.Шолохова

Тел.: (095) 170-58-07, e-mail: ininfo@mgopu.ru


Значительное место в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации уделяется информатизации и профилизации образования, в том числе в сельской местности.

Приоритетная информатизация сельских школ началась по поручению Президента страны после разработки проекта «Компьютеризация сельских школ – 2001», реализация которого осуществлялась Минобразования России совместно с рядом научно-исследовательских и промышленных организаций при активном участии органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

В начале 2003 года учитывая, прежде всего:

  • необходимость научно-методического обеспечения процесса информатизации сельских школ;

  • специфические особенности и условия проведения этих работ в сельской местности;

  • проблемный характер и высокие темпы их выполнения,

Минобразования России приняло предложение Института информатизации образования (ИНИНФО) МГОПУ им. М.А.Шолохова и Президиума Академии информатизации образования о проведении в этом году первого научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы» под девизом «От первого компьютера к школе XXI века».

Перед симпозиумом изначально ставились три основные задачи:

  • оценить влияние выполнения программ компьютеризации сельских школ в 2001-2002 гг. на повышение качества образования в сельской местности;

  • определить основные пути повышения эффективности использования компьютеров и информационных образовательных средств, полученных сельскими школами по этим программам;
  • обсудить перспективы информатизации сельской школы на ближайшие годы и разработать рекомендации по ускорению этого процесса.


На основе материалов [1] и выступлений участников данного симпозиума были приняты достаточно конкретные рекомендации по дальнейшему развитию информатизации общеобразовательных школ в сельской местности [2], в которых отмечена, в частности, целесообразность более широкого использования информационных технологий и образовательных ресурсов в профильном обучении сельских школьников, ориентированном на кадровые потребности аграрного сектора экономики страны. Одновременно участники симпозиума высказались за необходимость ежегодного проведения таких мероприятий и активно поддержали место их проведения – г.Анапу, учитывая расположение этого города в одном из наиболее крупных сельскохозяйственных регионов страны, а также размещение в нем одного из наиболее многочисленных филиалов МГОПУ им. М.А.Шолохова.

Труды и итоговые рекомендации симпозиума [1, 2] были направлены в органы управления образованием всех 89 субъектов Российской Федерации.

С учетом принятой к этому времени Минобразованием России концепции развития профильного обучения и указанных выше рекомендаций симпозиума «Инфосельш-2003» ИНИНФО МГОПУ в рамках конкурсного проекта «Научно-методическое и практическое обеспечение информатизации профильного обучения в сельской школе» отраслевой научной программы «Развитие информационных ресурсов и технологий. Индустрия образования» в течение 2004 года были выполнены следующие основные работы.

1. Определены основные направления информатизации профильного обучения в сельской местности:

  • сельскохозяйственное производство;

  • переработка сельскохозяйственной продукции;

  • сельскохозяйственные машины;

  • компьютерное делопроизводство в сельской местности.

2. Проведен сбор образовательных информационных ресурсов по указанной тематике.

3. На основе анализа содержания: образовательных и информационных порталов отраслевых центров и учреждений в сети Интернет (более 50); федеральных, отраслевых и вузовских фондов компьютерных учебных программ и электронных учебников (включая фонды более 10 профильных образовательных учреждений); образовательных и информационных изданий и ресурсов коммерческих компаний (более 20) проведен отбор образовательных информационных ресурсов (сетевых и CD-ROM), которые могут представлять интерес в качестве возможной основы для адаптации и использования в процессе информатизации профильного обучения в сельских школах по указанным выше направлениям.


4. На основе договоров о творческом сотрудничестве (в соответствии с техническим заданием на указанный проект) создана сеть пилотных школ в Ростовской, Пензенской областях и Ханты-Мансийском автономном округе для экспериментальной проверки качества отобранных образовательных информационных ресурсов профильного обучения в сельской местности.

В сентябре 2004 г. в соответствии с планом проведения научно-методических мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации состоялся II Всероссийский научно-методический симпозиум «Информатизация сельской школы» («Инфосельш-2004»). Перед началом работы симпозиума были подготовлены и изданы труды его участников [3], включающие 122 статьи, авторы которых представляют 36 субъектов Российской Федерации (на симпозиуме «Инфосельш-2003» – 70 статей из 25 субъектов РФ). На симпозиуме был проведен круглый стол «Профильное обучение в сельских школах и его информатизация» и приняты соответствующие итоговые рекомендации [4].

Программой работы III Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы», который состоится в г.Анапе в период с 19 по 23 сентября 2005 г., предусмотрено обсуждение широкого круга вопросов по 16 проблемным направлениям, в том числе по стратегии, нормативно-правовому, педагогическому, аппаратному и программному обеспечению информатизации сельских школ; развитию дистанционного обучения сельских школьников и повышения квалификации сельских учителей; проведению ЕГЭ в сельской местности с использованием ИКТ. Проблеме информатизации профильного обучения в сельских школах (в том числе малокомплектных), предполагается уделить особое внимание, при этом наибольший интерес представляют следующие ее аспекты:


  • подготовка информационной поддержки основных направлений профильного обучения в сельской местности;

  • обеспечение информатизации профильного обучения учащихся малокомплектных сельских школ;
  • использование средств телекоммуникаций, включая Интернет, для повышения качества профильного обучения в сельской местности;


  • подготовка сельских учителей для обеспечения профильного обучения школьников с использованием ИКТ.

На симпозиуме планируется проведение предложенного Департаментом государственной политики в образовании Минобрнауки России круглого стола «Эффективность информатизации сельских школ в реализации приоритетных направлений развития системы образования страны».

К настоящему времени в области информатизации и профилизации сельской школы выполнен начальный, инициирующий этап работы, требующей дополнительных финансовых ресурсов и усилий для достижения необходимого уровня образования в сельской местности страны, существенного повышения его качества, доступности и эффективности.
Литература

1. Труды Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы», М.: МГОПУ им.М.А.Шолохова, 2003, 374 с.

2. Итоги Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы» («Инфосельш-2003»). // Педагогическая информатика, №4, 2003, С.94-99.

3. Труды II Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы», М.: МГОПУ им.М.А.Шолохова, 2004, 552 с.

4. Итоги II Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы» («Инфосельш-2004»). // Педагогическая информатика, №4, 2004, С.105-110.