prosdo.ru
добавить свой файл
1

Информация

об эффективности работы педагогического коллектива

МКОУ «Одесская СОШ №1»

по профилактике школьной неуспеваемости


Одним из направлений работы школы является работа по профилактике школьной неуспеваемости. Данная работа является систематической. В её организации принимают участие все участники образовательного процесса: администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители.

Работая в этом направлении, педагогам приходиться регулярно повышать свои теоретические знания через средства массовой информации, Интернет, педагогическую литературу. Администрация школы оказывает посильную помощь педагогам (в рамках методической работы) в решении данного вопроса, каждую четверть предоставляет информацию о неуспевающих в школе (каков процент неуспевающих в школе, по каким предметам, какая проведена индивидуальная работа учителем предметником, социальным педагогом, администрацией школы). Всё это необходимо для дальнейшей корректировки действий, для видения общего положения дел в школе по данной проблеме.

В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Среди них несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с педагогом, несформированность мыслительных процессов и т. д.

На заседании совета профилактики мы попытались неуспевающих своей школы соотнести с тремя группами, воспользовавшись работой А. М. Гельмонта. Им выделены три категории неуспеваемости:


  • глубокое и общее отставание (I категория),

  • частичная, но относительно устойчивая неуспеваемость (II категория),

  • эпизодическая неуспеваемость (III категория).

В качестве причин I категории отмечены: низкий уровень предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие.


Для II категории указаны: недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности); недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету, слабая воля к преодолению трудностей.

Для III категории выявлены: недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль; неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий.

Исходя из этого, в школе сложилась следующая ситуация:


I категория

II категория

III категория

2

6

3


Данный анализ позволил сделать выводы, что 9 неуспевающих из 11 способны окончить учебную четверть без «2», если направить деятельность педагогов на оказание помощи ликвидации пробелов знаний по ранее изученным темам (через индивидуальную работу, разноуровневый характер домашнего задания, дифференцированную работу на уроке, через повышение мотивации к учебным занятиям, повышение самооценки учащего и т.д.). Для третьей группы учащихся дополнительно акцентировать работу социального педагога, классных руководителей, заместителя директора по ВР на посещение учащихся, на работу с родителями по данному вопросу, усилить текущий контроль и сделать его систематическим по выполнению домашнего задания.


Мероприятия, проводимые МКОУ «Одесская СОШ №1»

в рамках данной проблемы:


1. Педагогическая профилактика - применение активных методов и форм обучения, информатизация педагогической деятельности. Изучение педагогами и постепенное внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, анализ результатов, проведение педагогических консилиумов (совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников).



3. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками ведётся индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника. Проведение совета профилактики по решению проблем отстающих учащихся.


4. Созданы благоприятные условий для неуспевающих школьников. Перед неуспевающими ставятся такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность.


5. Обращено внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. На уроках им даётся больше времени для обдумывания ответа у доски, оказывается помощь в изложении содержания урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников сочетается с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. В ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников разбиваются на этапы, дозы, более подробно, чем другим ученикам.


6. Проводится дифференциация домашней работы учащихся.


7. Разработан раздаточный материал в помощь педагогам.


Причины неуспеваемости


Внутренние по отношению к школьнику


Внешние по отношению к школьнику


недостатки биологического развития:


Недостатки психичес­кого развития личности:

Недостат­ки воспитанности личности:



Недостат­ки образования лич­ности:


Недостат­ки опыта влияний школы:


Недостат­ки влияния внешколь­ной среды:


а) дефекты органов чувств;

б) соматическая ослабленность;

в) особенно­сти выс­шей нервной деятельно­сти, отри­цательно влияю­щие на учение;

г) психопато­логиче­ские от­клонения


а) слабое развитие эмоцио­нальной сферы личности;

б) слабое развитие воли;

в) отсутствие положи­тельных познава­тельных интере­сов, моти­вов, по­требно­стей


а) недостатки в раз витии мораль­ных качеств личности

б) недостатки в от­ношениях личности к учителям, коллекти­ву, семье и пр.

в) недостат­ки в тру­довой воспитан­ности


а) пробелы в знаниях и специ­альных умениях;

б) пробелы в навыках учебного труда


а) недостатки про­цесса обучения, учебных пособий и пр.;

б) недостат­ки воспи­татель­ных влия­ний шко­лы (учи­телей, коллекти­ва уча­щихся и др.)


а) недостат­ки влияний семьи;

б) недостат­ки влия­ний сверстников;

в) недостат­ки влия­ний культурно-производственного ок­ружения




Профилактика неуспеваемости


Этапы урока


Акценты в обучении


1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие за­труднения.


Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании изучения темы или раздела, обоб­щать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания


2. При изложении нового материала

|Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала

Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к ус­воению знаний.

Обеспечивать разнообразие методов обучения, по­зволяющих всем учащимся активно усваивать ма­териал.

3. В ходе самостоя­тельной работы уча­щихся на уроке


Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктиро­вать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе.

Умело оказывать помощь ученикам в работе, все­мерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.

4. При организации самостоятельной вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторение работы пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по ра­боте над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выпол­нения домашних работ, проверять степень пони­мания этих инструкций слабоуспевающими школь­никами.


Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.





Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости


Посредством

содержания

(содержательные)


Посредством организа­ции деятельности

(ор­ганизационные)


Посредством воспита­тельных воздействий в плане общения, отно­шения, внимания

(соци­ально-психологический

1. Особый подход к ос­вещению учебного мате­риала, характер его пре­поднесения:

а) эмоционально-образный (эмоциональный, нагляд­но-образный, увлеченный);

б) аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный);

2. Использование, показ, подчеркивание элементов, привлекатель­ных сторон содержания:

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность (простота, доступность);

в) новизна, познавательность материала;

г) историзм, современные достижения науки;

д) интересные факты, противоречия, парадоксы

3. Задания с интересным содержанием, занима­тельными вопросами

4. Показ значимости зна­ний, умений:

а) общественной;

б) личностной

5. Межпредметные связи


1. Целевая установка на работу, ее краткая характе­ристика, постановка задач

2. Предъявление требова­ний к учащимся.

-по содер­жанию: к дисциплине, к работе;

-по форме: алгоритмы (указания, замечания, мимика);

-единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.


3. Характер деятельности (копирующий, репродук­тивный, творческий)

4. Создание ситуаций раз­личного характера: интеллектуального (проблем­ная, поисковая, дискуссии, противоречия), игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой)

5. Анализ ошибок и оказа­ние необходимой помощи.

6. Контроль за деятельно­стью учащегося (тщатель­ный, беглый), взаимо-

и самоконтроль, оценка отношения к предмету, де­ловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям

7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидак­тических материалов, пособий.


1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к воз­можностям учащихся.

2. Проявление личного (положительного) отношения учителя к уче­нику, классу, высказывание собственного мнения.

3. Проявление учите­лем собственных качеств данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.

4. Организация друже­ских взаимоотношений в коллективе (взаимопро­верка, обмен мнениями, взаимопомощь).




Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников


Этапы работы


Формируемые отношения

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

Отношение к со-

держанию учебного

материала

Наиболее лег-

кий занимательный материал


независимо от

его важности,

значимости


Занимательный материал,

касающийся

сущности изучаемого

Существенный, важный,

но непривлекательный

материал




Отношение к процессу учения (усвоение знаний)

Действует учитель – ученик

только воспринимает

Ведущим остается учитель,

ученик участвует в отдельных звеньях

процесса

Ведущим становится ученик,

учитель участвует в отдельных звеньях

процесса

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе,

своим силам

Поощрение

успехов в учебе, работе, не

требующей

усилий

Поощрение

успеха к работе, требующей

некоторых

усилий

Поощрение

успеха в работе,

требующей

значимых усилий




Отношение к учителю (коллективу)

Подчеркнутая

объективность,

нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное

расположение,

помощь,

сочувствие

Использование суждения

наряду с доброжелательностью, помощью и др.





Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке



Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготов­ленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при оп­росе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложения учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помо­гающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложе­нии нового материала

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблем­ном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе са­мостоятель­ной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений Инструктирование о рациональных путях выполнения за­даний, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспе­вающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При органи­зации само­стоятельной работы


Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выпол­нения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использова­ние карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.