prosdo.ru 1



II этап




Выполняя задания 2 этапа проекта «Мы сохраним тебя, русская речь?», мы провели исследование речи окружающих: одноклассников, старшеклассников, учителей, родителей.

И вот какие результаты мы получили:


Категория респондентов

Количество респондентов

Языковые ошибки

Заимствованные слова

Неправильное ударение

Жаргонизмы

Другой словесный «мусор»

Ученики

7 «А» класса


20 чел.

15%

30%

15%

40%

10%

Ученики

11 класса


18 чел.

10%

40%


15%

35%

10%

Родители

24 чел

25%

15%

35%

15%

15%

Учителя

40 чел.

5%

50%

10%

10%

10%



Эти данные мы отразили в диаграмме




Также мы попробовали выяснить, в какой среде больше всего происходит засорение речи.

Для этого мы выбрали среду исследования:


  • Неформальное очное общение (дружескую беседу);

  • Неформальное общение в сети Интернет (ICQ, SMS-сообщения);

  • Средства массовой информации (телевизионные передачи «Пусть говорят», «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером», статьи из газеты «Хронометр»);

  • Образовательную среду (несколько уроков, консультацию, педсовет).

Полученные результаты мы постарались отразить в таблице и диаграмме:


Неформальное

общение (очное)

Неформальное

общение (в сети)

Язык СМИ

Общение

в образовательной среде

15%

55%

20%

10%




На основании проведённых исследований мы пришли к следующим выводам:


  1. Количество языковых ошибок в речи наших респондентов напрямую зависит от уровня образования: чем образованней человек, тем правильнее его речь. И нам приятно констатировать, что близки к совершенству наши учителя. Именно с их речи нам нужно брать пример! Что ж, будем стараться!!!

  2. А вот количество заимствованных слов в речи наших респондентов обратно пропорционально уровню образования: чем образованнее человек, тем больше он употребляет заимствованных слов. (Наверное, желает показать, что он частичка мировой цивилизации??? А может быть, просто хочет «блеснуть» своей «эрудицией»???)

  3. Неправильное ударение – тоже актуальная проблема нашей речи (а если учесть, что мы живём в сельской местности, то можно заметить ещё одну закономерность: на речь человека влияет диалект!).
  4. Жаргонизмы, молодёжный сленг – ещё одна проблема современного состояния родной русской речи. Слова типа «типа», «клёво», «прикольно», «супер» употребляют практически все: и ученики, и родители, и даже учителя! Когда мы слышим эти слова, почему-то вспоминается героиня известного романа Ильфа и Петрова Эллочка-людоедочка. Кроме того источником пополнения сленга в последнее время стал ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР!!! «Спасибо» ему за это!


  5. Среди другого «словесного мусора» особое место занимают слова-паразиты: «э-э-э, значит, вот, ну, итак, так сказать, короче...». Этот список можно, к сожалению, продолжать…

По нашим подсчётам, словами-паразитами заражён…

А

) «э-э-э» - каждый

Б) «м-м-м» - каждый

В) «ну» - каждый второй

Г) «блин» - каждый третий

Д) «вот» - каждый четвёртый

Е) «типа» - каждый пятый

Ж) «короче» - каждый шестой

З) «это самое» - каждый седьмой

И) «как бы» - каждый восьмой

К) «значит» - каждый девятый респондент!

Впечатляющие цифры! Они заставляют нас, пока не поздно, поработать над своей речью!

К «другому словесному мусору» можно отнести и неправильно образованные формы слов. Например: «иха», «местов», «делов» и т.д. Опять сказывается уровень образования человека и, конечно, влияние среды!!!

  1. Засорение речи происходит практически во всех сферах (даже речь телеведущих изобилует речевыми ошибками, словами-паразитами, сленгом). Больше всего, конечно, засорение речи отмечается при неформальном общении (в сети Internet)!!! Да, современный уровень речевой культуры оставляет желать лучшего!!!

  2. Общий вывод (как ни прискорбно он звучит!):

Низкая языковая культура стала нормой нашей жизни.


НО МЫ ПОМНИМ, что…

  1. Речь человека – это его визитная карточка! Недаром Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя узнал!»

  2. Любить свой язык – это значит изучать его, стремиться говорить правильным, литературным языком, следить постоянно за своей речью и речью окружающих.
  3. Чтобы стать достойным гражданином своей страны, сохранить её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.

  4. Будем беречь и любить наш родной язык, ведь с него начинается наша РОДИНА!