prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4

17-ая районная научно – практическая конференция школьников

НОУ «Поиск»


Реферативно-исследовательская работа по теме:

«Предки М.Ю.Лермонтова. Кто они?»


Направление: Литература


роg


Выполнил: Никода Владислав, учащийся 9 класса

МОУ «Сорочинская СОШ» Калачинского района

Омской области

Руководитель: Заморовская Т.И., учитель литературы и русского языка


Калачинск, 2011 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА


    1. В чем загадка Лермонтова? …………………………………………4

    2. Родители Лермонтова………………………………………………5

    3. Дедушки и бабушка поэта…………………………………………..6

1.4 Родовой Герб Столыпиных…………………………………………8


ГЛАВА 2. ПРЕДКИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

    1. Интерес Лермонтова к своему родословию……………………..9

2.2. Шотландский предок…………………………………………….11


2.3. Русская ветвь Георга Лермонта…………………………………..14

2.4. Испанский предок………………………………………………….15

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЛИРИКИ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ СОВРЕМЕННИКОВ 19и 20 вв.

3.1 Тема предков и тема рока в творчестве М.Ю.Лермонтова………..17

3.2 Роковые события в судьбе М.Ю.Лермонтова……………………….18

3.3 История дуэли Лермонтова с Мартыновым………………………….19

3.3.(1). Из воспоминаний князя Александра Васильчикова…………… 19

3.3.(2). Из воспоминаний Н.С.Мартынова «Моя исповедь»…………….20

3.3 (3). Дуэль Лермонтова с Мартыновым. Современные версии ………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………25


ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..26

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………27


ВВЕДЕНИЕ


Изучая жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова в школе, я заинтересовался личностью самого поэта. Мне захотелось узнать о нем и о его предках больше. Мне показалось, что в Лермонтове сокрыта какая – то загадка, об этом и писал Даниил Андреев в своем философском трактате «Роза мира»: «Миссия Лермонтова – одна из глубочайших загадок нашей культуры». Ключевое слово здесь – «загадка». Верно, по – видимому мое предположение, что загадкой является судьба Лермонтова. Я считаю, что тайнами и мистикой окружено все, что связано с поэтом. Лермонтов и сам пытался разгадать загадку своей судьбы, считая, что отгадки лежат в его корнях, роде Лермонтов.

Литературоведы, изучающие творчество Лермонтова, по-разному относились к этой теме. Одни - отрицали, другие - подтверждали эту версию. Все они пытались искать трагические истоки судьбы Лермонтова в полных загадок, тайн, мистики, трагедии жизни и судьбы близких и дальних предков поэта. До сих пор эти версии будоражат умы поклонников творчества Лермонтова и, конечно же, и моего. До сих пор сам поэт является подлинным феноменом гениальности и творческой одаренности.

Помимо этого, интерес к жизни и творчеству поэта с каждым годом обретает новую силу, так как идет иное, современное осмысление проблем, поднятых в творчестве Лермонтова. Тема рока, судьбы, одиночества, тема космоса близки современным читателям. Эти темы актуальны в современном развивающемся обществе, так как возник интерес к метафизическим явлениям, запредельным человеческому разуму вопросам. Эти явления связаны с процессами самопознания личности, с желанием отрыть тайны человеческого рода и взаимосвязей людей разных поколений, соединенными узами родства.

Одним словом, Лермонтов востребован. Он жив, он современен, он отвечает на наши вопросы, в свою очередь ставит перед нами, читателями, все новые проблемы, подводит к решению тайн и загадок.


Все вышесказанное определило тему моего исследования: «Предки Михаила Юрьевича Лермонтова. Кто они? ».

Цель реферативно-исследовательской работы: сопоставить различные версии родословной Лермонтова, вычленить трагические и мистические факты жизни предков и соотнести их с трагическими коллизиями жизни и творчества поэта.

Задачи исследования:


  1. сопоставить факты биографии поэта с фактами из жизни предков Лермонтова;

  2. выяснить причины трагических совпадений в судьбе поэта и его предков;

  3. проанализировать лирику Лермонтова с позиции рока, поисков ответов поэта на тему судьбы в его творчестве.

Область исследования: литература.

Предмет исследования: биография и лирика Лермонтова.

Гипотеза. Мы предполагаем, что предками поэта были шотландцы.

В результате исследования гипотеза подтвердилась лишь частично.


Практическая значимость. Материалы данной работы будут востребованы на уроках литературы и на внеурочных занятиях при изучении творчества М.Ю.Лермонтова. Материалы повысят интерес к личности М.Ю.Лермонтова, помогут лучше понять идейно-художественное значение его произведений.


ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

    1. В чем загадка Лермонтова?

Лермонтов – одна из самых загадочных личностей ХIХ века. С первой и до последней минуты жизнь М. Ю. Лермонтова являла собой цепь удивительных загадок. Близкий друг семьи Лермонтовых Петр Кириллович Шугаев, всю жизнь собиравший материалы о Михаиле Юрьевиче, отметил, что "акушерка, принимавшая роды, по каким-то только ей ведомым приметам тут же заявила, что этот мальчик не умрет своей смертью". Загадка судьбы поэта, загадка фатального приближения к смерти. Современники свидетельствуют о том, что М.ЮЛермонтов предчувствовал свою раннюю гибель. Много говорил о ней перед отъездом на Кавказ. Какая-то дьявольская сила влекла поэта в Пятигорск, в то время, когда ему было предписано двигаться к месту службы, в полк. Лермонтов умолял сопровождавшего его Столыпина свернуть с маршрута и несколько дней провести в Пятигорске. Зачем?


Пророчество прозвучало около полуночи 2 на 3 октября 1814 года в Москве у Красных ворот в доме генерал-майора Ф.Н.Толя. Загадка последней минуты жизни поэта заключалась в том, что перед роковым выстрелом Лермонтов был удивительно спокоен, смерть ожидал с улыбкой. Об этом вспоминает секундант Лермонтова князь А. И. Васильчиков, которого поразило веселое лицо дуэлянта. В какой-то мере разгадку этой странной ситуации подсказывает сам Лермонтов. Правда, устами Печорина: "Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книги".

Лицо его потрясало. Он был страшен и красив одновременно. Потрясал взгляд его больших и проницательных глаз. Он, этот взгляд, как бы читал все о вас. Современники в большинстве своем вспоминают, что Лермонтов был некрасив. Гримаса раздражения портила его лицо. Но когда он был в кругу близких ему друзей и говорил на волнующие его и любимые темы, лицо поэта преображалось: невозможно было отвести взгляда от блистающих глаз, от, словно светящегося изнутри, лица. Но чаще его видели печальным и замкнутым, словно какая-то тяжкая дума или загадка мучили поэта. Друзья и близкие признаются в своих воспоминаниях, что им с Лермонтовым было общаться не просто. Взрывной и насмешливый, Лермонтов легко наживал себе врагов. Одно обстоятельство за другим осложняло ему жизнь.

Первая драма в жизни Лермонтова произошла с де Барантом, сыном французского посланника. Стрелялись на дуэли из-за женщины. Барант пробил Лермонтову фуражку, тот стрелял в воздух. За дуэль Александр II посадил Лермонтова на три месяца на гауптвахту, затем отправил на Кавказ в Тенгинский полк. Там Лермонтов принимал участие во всех схватках. Был отчаянно смел и безрассуден, словно заключил пари со смертью. И действительно, судьба словно охраняла его. После смерти своего друга Лермонтов возглавил отряд, который сейчас бы назвали спецназом. «Он словно искал смерти, но пули летели мимо», - заключает лермонтовед И. Андронников. Вечером Лермонтов в компании приятелей и сослуживцев как всегда шутил, задирал своего друга, однокурсника по юнкерской школе, Мартынова. Он точно знал, когда умрет. Монго (А.А.Столыпин) вспоминает, что «на Мишеля в последние дни невозможно было смотреть, до того отчужденным от этого мира казались его глаза». Друзья повздорили. Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль. Секундантов должно было быть четверо, было же двое.


Дуэль состоялась, как в «Княжне Мэри», у подножия горы Машук, только умереть должен был, как Грушницкий, Лермонтов. «Он стоял лицом к Машуку. Его позиция была хуже, чем у Мартынова, пониже по плоскости. Стрелялись из пистолетов со средней степенью силы. Но странно, что пуля, войдя в грудь, прошла по гортани и вышла в шею. Мартынов должен был лежать, чтобы так ранить Лермонтова», - утверждает И.Андронников. Дуэль состоялась накануне грозы. Ударил гром и прогремел выстрел. «До сих пор не раскрыта тайна этого поединка», - заключает исследователь жизни и творчества Лермонтова.

Две страшные даты для России: 14 и 41 (начало первой и Великой Отечественной войн). Это даты рождения и смерти Лермонтова! Что это? Прорицание? Знак? Опять загадка, которую всю жизнь пытался решить и сам поэт. Он ощущал в себе особую миссию, он чувствовал в себе силы непонятные и необъятные, и искал истоки этих сил в своих родовых корнях, в судьбах своих предков. Пушкин создал «энциклопедию жизни», Лермонтов – «энциклопедию» смерти. Он обладал даром предвидения и огромным талантом, обращенным к поискам себя во вселенной, постижения своего одиночества. «Она права», - сказал он о гадалке, предсказавшей ему раннюю смерть.

1.2. Родители Лермонтова

В октябре 1814 года, в ночь со 2-го на 3-е. В Москве (в доме генерал-майора Ф. Н. Толя напротив Красных ворот) в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, рожденной Арсеньевой, родился Михаил Юрьевич Лермонтов. Ребенок в семье Лермонтовых был один – Мишель. Его отец, Юрий Петрович Лермонтов, был небогатым и неродовитым армейским капитаном, притом человеком светским и красавцем, пользовавшимся успехом у женщин.

Отец - Юрий Петрович Лермонтов

Юрий Петрович Лермонтов – отец поэта происходил из старинного дворянского рода.

Родился он в 1787 году в семье небогатых помещиков Ефремовского уезда Тульской губернии П.Ю.Лермонтова и А.В. Лермонтовой. Он стал военным по родовой традиции.


Окончил Первый кадетский корпус в Петербурге, в 1804 в чине прапорщика выпущен в Кексгольмский пехотный полк. Позднее служил в том же корпусе воспитателем. Но карьера не удалась - по состоянию здоровья он вышел в отставку в 1811 году всего лишь капитаном.

В 1812 вступил в Тульское дворянское ополчение; в 1813 находился на излечении в Витебске.

Если посмотреть на портрет Ю.П. Лермонтова, то можно увидеть его красоту в больших выразительных глазах, в смуглости его лица; он был преисполнен какого- то необъяснимого достоинства. Все надежды Юрий Петрович, по-видимому, и возлагал на удачную женитьбу. Для удачного брака нужна была невеста богатая, знатная, имеющая влиятельных родственников. Такой была М.М. Арсеньева, с которой он познакомился, а позже и женился, бывая в селе Васильевском Орловской губернии. После свадьбы жил в Тарханах. Вследствие недовольства Е.А.Арсеньевой (матери М.М.Арсеньевой) браком дочери и, очевидно, охлаждения Юрия Петровича к жене, жизнь в молодой семье не была счастливой. После смерти Марии Михайловны отношения Юрия Петровича с Елизаветой Алексеевной сильно обострились. Мишу отец оставил бабушке на воспитание согласно условию, поставленному ею в завещании. В завещании говорилось, что для того, чтобы Мишелю досталось имение в Тарханах, Юрий Петрович должен был оставить ребёнка на воспитание бабушке до возраста совершеннолетия. Отец будущего поэта и писателя был вынужден пойти на эту жертву, т.к. не мог обеспечить его будущее. Также есть версия, что за отказ от воспитания ребёнка Елизаветы Алексеевны ежегодно платила Юрию Петровичу 25000 рублей. П.Вырыпаев оспаривает эту версию. Умер Юрий Петрович в 1831 году.

Мать - Мария Михайловна Лермонтова (Арсеньева)

Лермонтова (Арсеньева) Мария Михайловна, мама поэта, единственная дочь М.В. и Е.А. Арсеньевых. Воспитывалась дома. 18-летняя Машенька Арсеньева была мила, изящна, романтична, обладала прекрасным голосом. (По словам П.А. Висковатого, Мария Михайловна, родившись «ребёнком слабым и болезненным, и взрослою всё ещё глядела, хрупким, нервным созданием… Была одарена душою музыкальною»).


Но самое главное - богата. Познакомилась она с Ю.П. Лермонтовым, приехав в гости к родителям своего покойного отца, Михаила Васильевича Арсеньева.

Полюбив Юрия Петровича всем сердцем, Машенька и слышать не хотела  доводов своей матери, что он неподходящая пара: и не богат, и ненадежен - ни хозяйствовать не умеет, ни верности слову и долгу хранить не будет. Да и Машеньке с ее данными спешить с замужеством ни к чему. Но Марии Михайловне было 17 лет, она страстно полюбила, и ждать не желала. И мать уступила - дала согласие на брак, лишь бы единственная дочь была счастлива и не натворила глупостей. Слишком хорошо помнила Елизавета Алексеевна, как покончил собой ее муж, Машенькин отец, полюбив молоденькую соседку. Так образовалась семья Лермонтовых, давшая миру великого поэта.

Но семейная жизнь не сложилась. Весной 1815 г. молодые супруги с полугодовалым сыном приехали в Тарханы к матери Марии Михайловны, так как содержать семью Юрий Петрович не мог. Жизнь в деревне была скучна. От управления имением Юрий Петрович был отстранен, он скучал, капризничал, часто уезжал, развлекался (возможно - играл, увлекался женщинами). Мария Михайловна страдала от равнодушия и невнимательности мужа. К тому же начала она хворать и скончалась от чахотки в возрасте 21 года. Мише было тогда 2,5 года. Лица матери он не помнил. В памяти осталась от нее только песня. «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал. Ее певала мне покойная мать», - писал он1. Похоронена в Тарханах. На её надгробном камне высечено: «Под камнем сим лежит тело Марии Михайловны Арсеньевой. Скончавшейся 1817 года февраля 24 дня в субботу. Житие ей было 21 год 11 месяцев 7 дней»2. Современники рассказывают о доброте М.М.Лермонтовой, лечившей крестьян.

Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой — Е. А. Арсеньевой — тяжело сказались на формировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Духовное становление Лермонтова началось очень рано, и причины тому следует искать не только в его личной одарённости и в исторических особенностях биографии его поколения, но и в обстоятельствах его индивидуальной судьбы.


1.3. Дедушки и бабушка поэта

Дедушки поэта

Отец Юрия Петровича, Петр Юрьевич Лермонтов, принадлежал к древнему роду, но к концу XVIII века Лермонтовы обеднели и жили в имении Кропотово в Тульской губернии. В семье было 6 детей.

Отец Марии Михайловны, Михаил Васильевич Арсеньев, обладал артистическими данными, был человеком творческим, но совершенно не приспособленным к хозяйствованию.

Бабушка - Елизавета Алексеевна Арсеньева

Мать Марии Михайловны - Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина, была властной, образованной, умной женщиной, умевшей вести дом и управлять имением.

Знатным и именитым был род Столыпиных, к которому относился Михаил Юрьевич по линии матери.  Бабушка его, Елизавета Алексеевна Арсеньева, принадлежала к большой и дружной семье. Все члены этой семьи были высокообразованными людьми. Она и воспитывала Лермонтова. Е.А. Арсеньева принадлежала к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Брак дочери, заключённый против воли Елизаветы Алексеевны, был, по тогдашним понятиям, неравным и к тому же несчастливым: по преданию. Мальчик рос в обстановке семейных несогласий. Лермонтову не исполнилось и года, когда его перевезли из Москвы в Тарханы, в имение его бабушки. Здесь и прошло детство будущего поэта. Тарханы обогатили Лермонтова впечатлениями, которые оказались важными для воспитания его характера и для его мировоззрения. Здесь он познал неброскую красоту среднерусской природы, приобщился к поэзии деревенского быта. Услышал и полюбил народные песни и предания о волжских

1, 2- Лермонтов М.Ю. Сочинения, том 1., т. 2., М., изд-во «Правда», 1988

разбойниках, а также о Степке Разине и Пугачеве.

После смерти дочери Елизавета Алексеевна не могла допустить, чтобы у нее забрали внука: « Он один свет очей моих, все мое блаженство в нем». И она пишет завещание, по которому Миша унаследует от нее все, если останется у нее на воспитание, иначе он не получит в наследство ничего. Оставив сына у бабушки, Юрий Петрович покинул Тарханы.


Лермонтов любил и бабушку и отца. Оставшись на попечении бабушки, благодарный ей за ее любовь к нему, он не мог, однако, не думать об отце. В Москве, во время учения в Университетском благородном пансионе, Лермонтов очень радовался встречам с отцом, который приезжал на считанные дни два-три раза в год. Он дарил отцу свои рисунки и стихи и доволен был, что они переходят в столь любимые руки... Е.А. Арсеньевой это не нравилось. Для Лермонтова это была драма. В 1831 году, в год смерти отца, Лермонтов писал с горечью и мукой:

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть...

Но Михаил Юрьевич не винил в этом отца:

Мы не нашли вражды один в другом,

Хоть оба стали жертвою страданья! –

напишет он в стихотворении на смерть отца.

Не винил он ни в чем и бабушку, беззаветно любившую его и посвятившую ему всю свою жизнь. Он и сам трогательно и нежно любил Елизавету Алексеевну, хотя и понимал, что она была причиной всех мук его отца. Жалея и любя бабушку, он виделся с отцом урывками, тайно, скрывая свою привязанность, лишь бы не причинить боль бабушке.

Бабушка старалась сделать все, чтобы Миша не чувствовал себя сиротой. У него в Тарханах было несколько комнат в мезонине. В детской - изразцовая лежанка, обитые желтым шелком диванчик и кресла, стены тоже желтые, так что в солнечный день она светилась, как фонарик. Пол покрыт сукном - мальчик рисовал на нем цветными мелками. Первое время у него была нянька - дворовая женщина Марфа Максимовна Коновалова. Вскоре ее заменила бонна - воспитательница-немка Христина Осиповна Ремер, человек очень добрый и справедливый. «Все ходили кругом да около Миши. Все должны были угождать ему, забавлять его. Зимой устраивалась гора, на ней катали Мишеля. Святками каждый вечер приходили в барские покои ряженые из дворовых, плясали, пели, играли, кто во что горазд. Все, которые рядились и потешали Михаила Юрьевича, на время святок освобождались от урочной работы», - пишет П.А. Висковатый. Если случалось ему заболевать, то в «деловой» девушки освобождались от работ и им приказывалось молиться Богу об исцелении молодого барина.


Лермонтов был небольшого роста, но очень сильным и ловким. Среди темных волос надо лбом выделялась белокурая прядь. Взгляд его больших темных глаз приводил в смущение того, на кого он долго смотрел. Как было принято в дворянских семьях, мальчик учился дома. С детства Лермонтов владел французским и немецким языками так же свободно, как и русским, изучал историю, географию, математику, словесность, выучился играть на скрипке и фортепьяно. Он много читал, рисовал акварелью, особенно любил лепить из крашеного воска. Лермонтов был довольно болезненным мальчиком, и бабушка трижды возила его на Кавказ к Горячим водам. Маленький Лермонтов с нетерпением ждал этой поездки. Ожидания не обманули будущего поэта. На Горячих водах (так до 1830 года назывался Пятигорск) он наблюдал нравы кавказских жителей, их мужество и ловкость. В окрестностях Горячих вод Лермонтов присутствовал на празднике горцев, где слушал песни народного певца, смотрел на скачки, состязания в стрельбе. Здесь он впервые испытал чувство любви. Позднее, в 1830г., он запишет об этом в дневнике: "Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша она была или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей".

В 1827 году бабушка повезла Мишу в Москву - она решила поместить его в Университетский благородный пансион, но прежде нанять ему учителей на год, чтобы он смог поступить сразу в четвертый класс. Почти каждую неделю бабушка устраивала детский бал. Вместе с семьей Мещериновых (соседи и дальние родственники) Лермонтов побывал в Большом театре на комической опере «Князь-невидимка». После этого затеяли у Мещериновых делать дома кукольный театр - театр марионеток. Столяру был заказан корпус театра - ящик, открытый сверху и спереди. Дети усердно оклеили его золотой бумагой. А когда принялись за кукол - тут пригодился Мишин талант. Он лепил из воска головы, руки, ноги, а все остальное делалось из всякой мишуры, бумаги, бусин, палочек, тряпок. Осенью 1828 года Лермонтов поступил в четвертый класс благородного пансиона, и началась уже не детская, а отроческая эпоха.


1.4 Родовой Герб Столыпиных

Сохранился родовой герб Столыпиных. «В щите, имеющем поле в верхней половине красное, а в нижней голубое, изображен одноглавый серебряный орел, держащий в правой лапе овившегося змея, а в левой серебряную подкову с золотым крестом. Щит увенчан дворянским шлемом и короною, с тремя страусовыми перьями. Щит держат два единорога. Под щитом девиз, означающий в переводе с латинского «Богу моя надежда». 1

История рода Столыпиных тесно связана с историей села Столыпино Пензенской области. До 1938 года село называлось Столыпино, по фамилии его основателя Селиверста Афанасьевича Столыпина, а по церкви оно называлось Архангельское (по престолу - во имя Архангела Михаила). До того, как Пензенский край вошел в состав России, здесь было безлюдное «Дикое поле». Современные города и села появились в крае лишь в XVII веке, когда сюда пришли люди для строительства засечных черт (пограничных застав) Русского государства. После основания Пензы ( 1663 г .) шло активное заселение окрестных земель.

В 1673 году Селиверсту Афанасьевичу Столыпину было «отказано» поместье за рекою Сурой на речке Выргане да на речке Маис. В грамоте « 7181 г . июня 30 день ( 1673 г .)» говорится: «Великий государь, царь и Великий князь Алексей Михайлович. пожаловали Селиверста Афанасьевича Столыпина за многую ево службу. похваляя ево службу, промыслы и храбрость.» Вероятно, этот год и можно считать годом основания села Столыпино.

По сведениям Генеральского межевания земель 1783 года село Столыпино принадлежало Алексею Емельяновичу Столыпину, правнуку основателя села. С 1787-1790 гг. Алексей Емельянович Столыпин являлся Пензенским губернским предводителем дворянства. Он держал известный на всю Москву крепостной театр.

Столыпиными - сёстрами и братьями бабушки, а также их детьми и внуками - Лермонтов был окружён всюду: в Москве, в Петербурге, в Тарханах, в Пензе и даже на Кавказе.


1 10 часть "Общего гербовника дворянских родов Российской империи"





следующая страница >>