prosdo.ru
добавить свой файл
1

Контроль в дошкольном образовательном учреждении


Одним из самых важных и сложных разделов методической работы является организация контроля в дошкольном образовательном учреждении. Представленные ниже схемы контроля воспитательно - образовательного процесса помогут старшему воспитателю быстрее сориентироваться в отборе приемлемой для каждого раздела программы формы заполнения документально оформляемого материала контроля. А уже готовые набранные схемы помогут сэкономить время. Воспитателям стоит ознакомиться с данными материалами, дабы иметь представление о том, на что важно обратить внимание при подготовке к проверке педпроцесса администрацией ДОУ или другом контролирующим органом.


Создание условий в группе для охраны жизни и здоровья детей




Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1

Закреплена ли мебель, оборудование, ее целостность










2

Состояние полов и потолка, окон, фрамуг










3

Освещенность помещений, электропроводка










4

Состояние пособий для занятий (ножницы, кисти и др.)











5

Нет травмоопасных игрушек. состояние игрового материала










6

Подбор растений, оборудование для труда











Состояние участка




Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1

Санитарное состояние участка, его освещенность










2

Безопасность поведения прогулки










3

Состояние оборудования участка










4

Содержание и состояние выносного материала









Организация деятельности детей в течение дня



Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1

Как проходит раздача и прием пищи в группе










2

Проведение утренней гимнастики, физзанятий, состояние оборудования










3

Выход детей на прогулки, приход с прогулки (мокрые дети и т.п.)










4

Проведение закаливания, состояния оборудования










5

Состояние одежды, обуви детей. Наличие на одежде опасных предметов (значки и т.п.)










6

Работа с родителями, заведующей, воспитателями по вопросам охраны жизни и здоровья детей








Содержание работы по укреплению здоровья детей




Вопросы по изучению

Да

Нет

Частично

1

Выполнение режима дня. соответствие режима дня сезону и возрасту детей










2

Утренняя гимнастика. Оценка комплекса упражнений гимнастики










3

Гигиенические требования (одежды, обувь)










4

Оздоравливающий эффект











Содержание прогулки




Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1


Порядок одевания и раздевания детей, навыки по возрастной группе










2

Наличие выносного материала по сезону. Занятость детей










3

Двигательный режим детей на прогулке










Закаливание детей




Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1

Анализ причин заболеваемости детей










2

Виды специальных мер закаливания в группах, наблюдение в группах, наблюдение и оценка










3

Закаливание воздухом, режим, проветривание










4

Индивидуальный подход к детям, листы здоровья, карты развития











Организация питания



Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1

Гигиеническая обстановка:

санитарное состояние;

проветривание;

размещение столовой мебели;

выполнение режима питания










2

Сервировка стола:

учет требований сервировки стола и возраста детей;

эстетика сервировки;

оценка деятельности дежурных










3

Согласованность в работе взрослых и их руководство организацией питания:

Подготовка детей к приему пищи;

организация гигиенических процедур;

внешний вид детей, настроение и общение;

обстановка в группе во время приема пищи;

навыки пользования столовыми приборами (ложка, вилка, нож);

культура поведения за столом (есть ли у детей плохие привычки, их причины);

врачебные назначения по индивидуальному питанию и их выполнение;

вносятся ли изменения в рацион питания с учетом потребностей, функциональных изменений организма, аппетита детей и состояния их здоровья











4

Общение воспитателя с детьми во время приема пищи:

умение преподнести блюдо (нелюбимое, любимое);

обращение внимания на вкусно приготовленную пищу, ее внешний вид;

обучение правилам поведения за столом










Анализ планирования воспитательно-образовательной работы




Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1

Требования к плану. Виды занятий.










2

Формируются ли развивающая (обучающая, воспитательная) задача










3

Намечаются ли методы решения планируемых задач










4

Планируются ли формирование навыков игровой, трудовой деятельности








5

Оборудования занятий (игры, труда)










Оценка эффективности занятий




Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1

Постановка цели занятия (деятельности)










2

Организация действий детей по принятию цели деятельности










3

Соответствие содержания учебного материала поставленной цели










4

Методы обучения обеспечили:

а) мотивацию деятельности;

б) сотрудничество воспитателя с детьми;

в) организацию детей по достижению поставленной цели










5

Соответствие методов обучения содержанию учебного материала, цели занятия











6

Формы организации познавательной деятельности обеспечили:

а) сотрудничество между детьми;

б) включение каждого ребенка в деятельность по достижению дидактической цели;

в) разнообразие видов деятельности










7

Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с методами обучения, содержанием учебного материала, дидактической цели










8

Уровень достижения цели:

а) образовательный аспект;

б) развивающий аспект;

в) воспитательный аспект












Оценка среды развития




Критерии оценки


Требования к

категориям

Создание условий для детского экспериментирования

Создание условий для двигательной активности

Создание условий для художественно-продуктивной деятельности

Создание условий для музыкально-театрализованной деятельности


Создание условий для проявления познавательной активности

Создание условий для сюжетно-ролевых игр

Комментарии

1

Соответствие среды развития образовательной программе

(2 категория)






















2

Творческое преобразование среды, соответствие Госстандарту + требования 2 категории (1 категория»






















3

Создание среды на основе собственных разработок, авторских пособий и т.п. + требования 1 категории (высшая категория)























Примечания: Балльные оценки: 3 – реализовано полностью; 2 – реализовано частично; 1 – не реализовано


Хронометраж занятия


Вопросы для изучения


Затраченное время

Да

Нет

Частично

1

Организация начала занятия













2

Подготовка к основному этапу занятия













3

Усвоение детьми в ходе объяснения воспитателя новых наблюдений, значений, умений, навыков













4

Первичная проверка понимания нового материала













5

Закрепление знаний













6

Самостоятельная работа по применению знаний:

по образцу

по сходной ситуации

в новой ситуации











7

Обобщение и систематизация знаний













8

Контроль знаний













9

Подведение итогов занятий













Технологическая карта



Вопросы для изучения

Затраченное время

Да

Нет

Частично

1

Тема занятия













2

Оборудование













3

Образовательный аспект:


(дидактическая задача)














4

Развивающий аспект













5

Воспитательный аспект













6

Методы обучения













7

Учебно-познавательная деятельность













8

Тип занятия













9

Реальный результат













10

Контроль












Анализ занятия и других воспитательных мероприятий

1.Общая характеристика анализируемого явления.

2. Характеристика фактов, оказывающих положительное или отрицательное влияние на результат воспитательно-образовательной работы, взаимосвязь этих факторов и степень влияния на изучаемый объект.

3. Причины возникновения факторов, положительно или отрицательно влияющих на анализируемый объет.

4. Обобщенные выгоды по итогам анализа.

5. Предложения по ликвидации причин выявленных недостатков.

Воспитание культурно-гигиенических навыков и культуры поведения






Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1

Навыки пользования мылом, расческой, полотенцем, носовым платком.










2

Навыки пользования столовыми приборами:

а) ложкой

б) вилкой

в) ножом

г) салфеткой










3

Культура еды








4


Содержание в порядке одежды










5

Обращение ко взрослому по имени-отчеству










6

Благодарит взрослых и сверстников за оказанную помощь










7

Бережное отношение к игрушкам










8

Соблюдение элементарных правил поведения в группе










9

Знание и соблюдение правил поведения в общественных местах












Организация и проведение занятия



Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1

Характеристика программного содержания:


соответствие задач программе группы;

соответствие уровню развития детей данной группы;

соответствие уровню развития детей данной группы;

объем программного содержания;

конкретность формулировок программного содержания











2

Характеристика воспитателя:

выделение приемов, используемых для решения поставленных задач;

соответствие приемов возрасту детей, требованиям методики данной программы;

правильность, точность применения этих приемов










3

Характеристика деятельности детей:

освоение детьми программного содержания по задачам; особенности поведения детей на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию)










4

Характеристика условий проведения занятия:

соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий;

соответствие требованиям материально-технических условий;

соответствие требованиям функционально-педагогических условий













Аспектный анализ поведения детей на занятии



Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1

Проявляют ли дети познавательную активность ?










2

Реагируют ли дети на приемы активизации деятельности?










3

Достигнута ли детьми дидактическая цель?










Качество знаний и способов действий




Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1

Полнота и глубина знаний










2

Особенность знаний










3

Умение ими оперировать, применять в разных ситуациях








4

Прочность сформированных знаний










5

Оценочные суждения










6

Формирование и развитие учебных умений










7

Научность










8

Учет индивидуальных особенностей детей










9

Формирование у детей навыков контроля и самоконтроля












Аспектный анализ деятельности детей




Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1


Принятие детьми цели занятия










2

Проявление активности в процессе выполнения задания










3

Использования знаний и умений для достижения результата деятельности










Умение обобщать, сравнивать и прогнозировать




Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1

Умеют ли дети увидеть и принять связи и отношения природных явлений?










2

Умеют ли дети замечать изменения развития?










3

Умеет ли определять, замечать и видеть:

свойство и качество объекта; изменения развития;

взаимодействия живой и неживой природы








4

Умеют ли высказывать оценочные явления (есть ли суждения), значимость?










5

Умеют ли обобщать явления природы?










6

Вызывает ли наблюдение в природе радость и восторг от наблюдаемого объекта?










7

Эмоции детей:

восторг

восхищение

изумление

интерес

равнодушие

пассивность











Умение применять знания и умения на практике



Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1

Умение применять на практике полученные знания?










2

Самостоятельность применения разных способов воздействия на природу?











3

Ухаживать за животными и растениями по собственной инициативе?










4

Правильно ли выбирают орудия труда?










5

Постоянство проявления заботы, доброты по отношению к растениям и животным










6

Знание последовательности ухода за растениями и животными?










7

Эмоциональность наблюдения в природе у детей?










8

Отвечает ли объем знаний о природе требованиям программы данной группы?











Психологический анализ занятия


Вопросы для изучения


Да

Нет

Частично

1

Психологический анализ учебной деятельности детей. Активная позиция детей на занятии, позитивное отношение детей к воспитателю, преобладающее на занятии самочувствие детей










2

Психологическая оценка занятия:

а) уровень организации занятия (психологический настрой на занятие, использование игровых организационных моментов);

б) соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем на занятиях (преобладание речи воспитателя, преобладание речи детей, равное отношение); в) соответствие форм и методов занятия возрастным психофизиологическим особенностям детей (учитывает ли воспитатель индивидуальные и психологические особенности детей при проведении занятий)










3

Психологический анализ деятельности воспитателя на занятии:

а) наличие психологической дистанции между воспитателем и детьми («над», «под», «рядом», «вместе»);

б) коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каждым ребенком);

в) внешний облик воспитателя (поза, мимика, пантомимика, вкус и стиль в одежде и к прическе)











Продолжение следует