prosdo.ru
добавить свой файл
1

МАКРАМЕ


Пояснительная записка.


Макраме - это текстильная, кружевная техника, основой которой является узелок. В переводе с арабского означает кружево, тесьма, бахрома.

Дошедшее из глубины веков искусство плетения - макраме получило развитие в наши дни. Каждый, постигший способы завязывания различных узлов, становится творцом удивительных изделий: забавных сувениров, предметов, украшающих жилище и общественные здания, одежду. Макраме проникло в нашу повседневную жизнь, и мы на каждом шагу встречаем его: то шторы на окнах и дверные занавеси, декоративные панно и кашпо, абажуры, салфетки, сумки, кошельки, пояса и даже предметы одежды - жилеты, шали и многое другое.

Какое удовольствие наблюдать, как из простого шнура, веревок или ниток появляются геометрические узоры узелкового кружева. Макраме дает широкую возможность для проявления творческой индивидуальности и фантазии. Красота, прочность, доступность- причины популярности и долголетия макраме.

Актуальность программы:

Детский досуг- своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится свой досуг в детские годы, зависит красота всей его дальнейшей жизни. Особая ценность заключается в том, что имея ярко выраженные социальные аспекты , они могут помочь детям реанимировать то лучшее, что в них есть. Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психологические способности ребенка, Работа по плетению развивает сенсомоторику, оказывает умственное развитие, повышает устойчивое внимание, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность, Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок.

Цель:

Создание условий для стимулирования осознанного обучения детей и развитие творческой индивидуальности обучающихся и педагога, которое характеризуется готовностью личности к жизненно-профессиональному самоопределению, творческому отношению к деятельности в том числе и окружающим людям.


Задачи:

-изучение приемов плетения в технике макраме и технологии изготовления различных изделий

-изучение уч-ся основ композиции

-закрепление и расширение знаний в области изобразительного искусства

-воспитание трудолюбия, любви к труду и людям труда

-воспитание личной культуры

-формирование гуманистического стиля взаимоотношений с товарищами

-развитие у детей творческого мышления

-учить детей видеть красоту окружающего мира

-знакомство с различными направлениями русского народного творчества

Занятия в кружке способствуют трудовому, эстетическому, нравственному воспитанию учащихся. Обучение искусству макраме развивает усидчивость, аккуратность.

Программа кружка "Макраме" предусматривает плетение разнообразных изделий, условно разделяемых на плоские и объемные. Причем в зависимости от качества, толщины и цвета нитей или шнура кружковцам может быть предложено на основе одной схемы несколько вариантов. Например, по одной схеме изготовления кошелька при наличии тонких кордовых нитей можно сделать нагрудный кошелек, из средней толщины нитей - косметичку, из более толстых - сумку.

Программа занятий рассчитана на 1 год. Данная группа первого года обучения, которая состоит из 15 человек. Все девочки. В неделю проводят два занятия по 2 ч. В кружок принимаются обучающиеся со 2-8 классов.

Занятия кружка должны проводиться в светлом, сухом и достаточно просторном помещении, оборудованном витринами для готовых изделий, плакатами и рисунками со схемами узлов и изделий, чертежной доской. Преподавателю необходимы карточки с образцами приемов плетения.

С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе, с шилом, булавками, ножницами. В процессе обучения кружковцы знакомятся с выполнением основных узлов и приемов макраме, а в дальнейшем наряду с вплетением различных изделий планируется изучение новых узлов и более сложных приемов плетения. В программе отведено время для изготовления сувениров к различным праздникам.


С первых занятий надо приучать школьников четко и аккуратно затягивать узлы, так как от этого зависит внешний вид изделия и его качество. Необходимо показать кружковцам, как влияет толщина и качество нитей на изделие, научить способу расчета нитей,

Важно на занятиях уделять внимание просмотру диафильмов и диапозитивов, посвященных народным промыслам, различным видам декоративного искусства. Планируется посещение выставок, которые помогут расширить кругозор учащихся, привлечь их внимание к богатству национальных художественных традиций.

После обучения в кружке воспитанники должны уметь читать схемы, составлять эскизы изделий, принимать участия в выставках детского творчества, которые помогут расширить кругозор обучающихся, привлекая их внимание к творчеству. Для оценки эффективности реализации программы используется диагностика, позволяющая определить степень мотивации личности к успеху, направленность личности, уровень творческих способностей.

Методические рекомендации

По итогам работы в конце учебного года оформляется выставка лучших работ кружковцев.



Примерный тематический план занятий

Тема

Количество часов всего

Теория

Практика

Вводное занятие, Материалы и приспособления для макраме.

2

2

---

Техника макраме и плетение узлов.

16

10

6

Кашпо.


6

1

5

Сувенир. Брелок.

5

1

4

Кулон.

5

1

4

Кошелек. Пояс. Ремень.

6

1

5

Орнамент Закладка.

5

1

4

Панно.

6

1

5

Карандашница.

5

1

4

Сувенир. Сова.

5

1

4

Сувенир. Щенок.

5

1

4

Итоговое занятие. Выставка.

2

---

2




Всего 72

21

51



Учебно-календарный план.

Дата

Занятие




1.Вводное занятие. Материалы и приспособления для макраме.




2.Техника макраме. Техника безопасности.




3.Техника макраме.




4.Техника макраме, Плетение узла по схеме.




5.Техника макраме. Схемы.




6.Практическое занятие: плетение плоского узла.




7.Практическое занятие: плетение плоского квадратного узла.




8.Практическое занятие: плетение диагонального репсового узла.




9.Практическое занятие: плетение витой цепочки.




10.Практическое занятие: плетение узлов. «Жозефина».




11.Практическое занятие: плетение правостороннего , витого.



12.Практическое занятие: плетение «бриды».





13.Практическое занятие: плетение «бриды».




14.Практическое занятие :плетение узлов.




15.Практическое занятие: плетение узлов и составление схем. Сувенир.




16Практическое занятие: плетение узлов и составление схем.




17.Кашпо. Составление схемы. Подбор нитей.




18.Практика: плетение кашпо.




19.Практика: плетение кашпо.




20.21.22..Практика: плетение кашпо, оформление.




23.24.Сувенир. Составление схемы изделия.




25.26.Практика: плетение сувенира.




27.Викторина. Выставка изделия.




28.Практика: «Кулон».




29.Кулон.. Составление схемы изделия.



30.Практика: «Кулон».





31.Практика: «Кулон».




32.Практика: «Кошелек».




33.Изделия из ткани с отделкой макраме.




34.Практика: Зарисовка различных вариантов.




35.Практика: плетение пояса.




36.Практика: плетение ремня.




37.Практика: плетение браслета.




38.Кошелек, очечник. Составление схемы.




39.Практика: зарисовка и плетение кошелька.




40.Практика: плетение кошелька.




4142..Орнамент.Закладка.




43.44.Практика: зарисовка и плетение очечника.




45.46.Практика: плетение очечника.




47.Пояс. Составление схемы.


48.49.Практика: зарисовка и плетение пояса.




50Практика: оформление изделия.




51.Выставка,




52.Отделка для платья.




53.Практика: разбор и зарисовка эскиза макраме.




54.Практика: элементы дизайна одежды.




55.Посиделки за круглым столом.




56.Практика: оформление элементов одежды.




57.Орнамент. Закладка. Составление схем изделий.




58.Практика: изготовление закладки.




59.Практика: изготовление закладки.




60.Панно.Зарисовка схем.




61.Практика:Изготовление совы.




62.Практика: изготовление совы.



63.Практика:Изготовление собаки.





64.Практика:Оформление изделий.




65.Практика:Оформление и выставка изделий.




66.Карандашница. Зарисовка схемы.




67.Практика: Выполнение эскиза.




68.Практика: плетение изделия.




69.Практика: плетение карандашницы.




70.Практика: плетение и оформление карандашницы.




71.Практика: оформление и выставка изделия.




72.Итоговое занятие. Подведение итогов года.




Всего 72 часа.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Вводное занятие. История развития макраме. Нити и другие материалы, пригодные для плетения. Приспособления и инструменты. План работы кружка. Правила поведения в кружке и режим работы. Правила безопасности труда.

Техника макраме и плетение узоров. Безопасность труда при плетении. Зарисовка и краткая запись основных приемов макраме: 1) двойной плоский узел (ДПУ); 2) винт; 3) сетка из ДПУ; 4) косынка и ромб из ДПУ; 5) цепочка "елочка"; 6) "ягодка" на основе ДПУ; 7) пике в тесьме из ДПУ; 8) тесьма "(поясок) из чередующихся цветных ДПУ; 9) бисерный (репсовый) узел; 10) брида горизонтальная и диагональная; 11) ромб из брид; 12) варианты заполнения ромба (плетение, сетка из ДПУ, окошко, бриды); 13) цветочек из брид; 14) сетка из брид; 15) фриволите; 16) двойная цепочка фриволите.


Различные способы навешивания нитей. Способы надставления нитей и расширения полотна.

Практические занятия. Освоение приемов плетения, оформление карточек с образцами.

Кашпо. Подбор нитей или шнура. "Разбор узора и схемы кашпо. Краткая запись и зарисовка схем кашпо. Оформление современного интерьера изделиями макраме.

Практические занятия. Проработка схемы кашпо. Расчет нитей или шнура для вплетения необходимого размера кашпо. Плетение и окончательное оформление изделия.

Сувенир. Понятие о сувенире. Сувенир в повседневной жизни. Зарисовка схем сувениров "пионерка", "совенок", "щенок". Влияние толщины и качества нитей, а также плотности и четкости плетения на готовое изделие.

Практические занятия. Плетение и отделка изделия.


Кулон. Кулон - дополнение к современному костюму, средство ? выражения индивидуальности. Зарисовка различных вариантов схем кулонов.

Практические занятия. Подбор нитей и их расчет для выбранной схемы. Плетение кулона по выбранной схеме.


Изделие из ткани с отделкой макраме. Зарисовка и краткая запись схем для отделки салфетки, полотенца, скатерти, шали.

Практические занятия. Расчет и подготовка нитей. Плетение отделки к изделию из ткани. Окончательное оформление изделия.


Кошелек, очечник. Зарисовка схем изделий. Практические занятия. Подготовка нитей или шнура и их расчет. Плетение по выбранной схеме. Отделка изделия.

Пояс. Зарисовка и разбор схем плетения поясов, встречающихся в схемах новых приемов макраме.

Практические занятия. Плетение узлов "Жозефина" и "минутка". Расчет и подготовка нитей. Плетение пояса по выбранной схеме. Отделка изделия.

Отделка для платья (кружевные вставки, кокетка, воротник, галстук). Разбор и зарисовка схем отделок. Возможность макраме для изготовления жилета, шали.

Практические занятия. Расчет и подготовка нитей. Плетение по выбранной схеме. Заделка нитей. Окончательное оформление изделия.



Орнамент. Закладка. Вертикальный бисерный узел. Просмотр изделий макраме с орнаментом: кулоны, закладки. Общие сведения о цвете: цветовой тон, светлота, насыщенность. Цветовой круг. Взаимо - дополнительные цвета. Теплые и холодные, хроматические и ахроматические цвета. Закономерности цветовых гармоний. Зарисовка схем орнамента.

Практические занятия. Освоение приемов- выполнения вертикального бисерного узла. Подготовка и расчет нитей. Плетение по выбранной схеме. Отделка готового изделия.

Панно. Применение декоративного панно для украшения жилища и общественного интерьера. Выявление красоты материала, свойств фактуры, изящества формы. Разбор вариантов плоского и объемного решения панно. Включение контрастных приемов: чередование гладкого и объемного, плотного и ажурного. Зарисовка схем панно.

Практические занятия. Подготовка шнура или веревок, их расчет и плетение панно по выбранной схеме. Окончательное оформление и отделка панно.


Карандашница. Плетение по кругу с помощью перекрещивающихся ДПУ и брид по спирали. Краткая запись и зарисовка схемы.

Практические занятия. Подготовка шнура и выплетание карандашницы. Заделка концов, окончательное оформление изделия.


Итоговое занятие. Подведение итогов работы, организация выставки лучших работ кружковцев.


Литература

(для педагога)


Максимов Ю. У истоков мастерства. М., 1983.

Соколовская М. Макраме. М., 1983.

Волков И. П. Учим творчеству. Москва. Педагогика 1998

Воспитание школьников №2 1998

Дети, техника, творчество.№1 2000

Соснина Т. Макраме. Художественное плетение. Ленинград 2000

( для детей)

Терешкова Т.А. Учимся плетению макраме Хелтон 2000

Кузьмина М. Азбука макраме Легпромиздат 1993