prosdo.ru
добавить свой файл
1

Матвиенко Татьяна Евгеньевна,

воспитатель МБДОУ «Дельфин»

Развитие логического мышления дошкольников

В течение трех лет я активно работала над развитием логического мышления дошкольников. Актуальность данной темы обусловлена следующими проблемами:


  • отмечено, что дети, имеющие хороший запас знаний, умеющие считать, читать и писать, часто теряют интерес к учебе, снижают успеваемость в школе;

  • не всегда ребенок, выполняющий задания, может объяснить свои действия;

  • нередко ребенок испытывает затруднения в самостоятельном решении задачи на основе уже имеющихся знаний.

Причина этого заключается в несформированности логических форм мышления. Именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация). До трех лет у малыша преобладает наглядно-действенное мышление, затем формируется наглядно-образное, а к 6-7 годам у ребенка начинают появляться элементы логического (абстрактного) мышления. Поэтому очень важно в дошкольный период побуждать ребенка к активной мыслительной деятельности, научить его самостоятельно рассуждать, сравнивать, обобщать, анализировать, делать простейшие умозаключения. Для достижения более высоких результатов в качестве основного средства я использую дидактические игры различного направления и содержания, которые систематизировала в соответствии с их предназначением и возрастом детей. Для организации работы по развитию логического мышления дошкольников на всех возрастных этапах мною было разработано перспективное планирование.

На первом этапе формирования наглядно-образного мышления (младший дошкольный возраст) дети знакомились с предметами ближайшего окружения, их цветом, формой, величиной, способами их использования, учились различать и называть их части, материал, из которого они сделаны. Использование в работе дидактических игр «Цветовое лото», «Геометрическое лото», «Пирамидки», «Веселые матрешки», «Чудесный мешочек» и др. способствовало развитию у детей умений различать и правильно называть, а затем сравнивать предметы по основным признакам.


Во второй младшей группе дети уже способны осмыслить несложные логические связи, лежащие в основе объединения предметов под общим названием. Проявить способность к обобщению дети получали возможность в дидактической игре «Четвертый лишний», а игры-раскладки учили детей группировать предметы по принадлежности, способу употребления.

В играх со строительным материалом дети учились анализировать образец, подбирать детали для постройки (высокие, низкие, широкие, узкие ворота, заборчики, дорожки; башенки определенного цвета, высоты; домики для матрешек).

Доступна для малышей такая мыслительная операция, как сохранение последовательности или установление чередования. Эту способность детей развивала в играх с мозаикой и в аппликации, когда предлагала им продолжить выкладывание цепочки или расположить в определенном порядке фигурки.

На втором этапе (средний возраст) подбирала игры с более сложным содержанием, так как детям пятого года жизни становятся доступны такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, установление причинно-следственных связей, умение делать умозаключения.

В средней группе дети осваивают понятия, имеющие общую функциональную основу (одежду, игрушки, предметы труда, личной гигиены), но обобщающим словом пользуются редко. Играя в такие дидактические игры, как «У нас порядок», лото «Окружающие предметы», дети научились не только объединять предметы по существенным признакам, но и активизировали в своей речи обобщающие слова. В дидактических играх типа «Что с собой возьмем?» и «Магазин» упражнялись в группировке предметов по назначению и классификации по разным признакам.

Формированию у детей основ анализа и синтеза способствовали дидактические игры «Часть и целое» и «Сложи квадрат». В первой игре дети учились выделять часть из целого предмета, а в другой – собирать фигуру из составных частей разных форм. Дидактическая игра «Волшебный круг» развивала у детей способность сложить из деталей не только круг, но и другие фигуры и образы.


Дидактические игры «Что сначала, что потом?», «Эволюция вещей», «Кто где живет?», «Времена года», «Когда это бывает?», «Ассоциации», «Умные парочки», «Загадочные домики», «Умники и умницы», «Аналогии» и другие оказались ценны тем, что дети, играя, учились не только уточнять, расширять и закреплять знания, но и устанавливать связи, видеть последовательность и закономерность, а так же объяснять свое решение, обосновывать, выстраивать выказывание. Это очень важно для становления личности и для успешной учебы в школе.

Для успешного управления процессом работы по развитию логического мышления детей одного планирования не достаточно. Важно также осуществлять педагогическую диагностику, которая обеспечит систему контроля и своевременную коррекцию прогресса формирования у детей основ логического мышления.

Для оценки уровня развития мышления детей подобрала критерии, на основе которых составила диагностические таблицы. По результатам диагностики показатель уровня развития наглядно-действенного мышления детей в 2007-2008 учебном году составил: высокий-47,4%, средний-36,8%; наглядно-образного мышления в 2008-2009 г.г. высокий-60%, средний-35% логического мышления; 2009-20010 учебный год: высокий – 85%, средний – 15%. Вследствие целенаправленной, последовательной и системной работы по формированию основ логического мышления мои воспитанники научились объяснять свои действия при выполнении задания, видеть закономерности в происходящем, решать простые логические задачи, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Игры помогли добиться одновременно хороших результатов в формировании элементарных математических представлений, развитии речи, ознакомлении с окружающим миром.