prosdo.ru
добавить свой файл
1

Деревянкина Н.П.

Южный федеральный университет

Международный и российский опыт разработки

магистерских образовательных программ

В условиях модернизации современного российского высшего профессионального образования, решения задачи подготовки высококачественных специалистов, конкурентно-способных на рынке труда, а также с учетом успешной интеграции России в международное образовательное пространство, проблема разработки многоуровневых образовательных программ в нашей стране приобретает все большую значимость.

Опыт прошедших десяти лет по комплексной реализации традиционных для российского образования программ подготовки дипломированных специалистов наряду с вновь введенными программами для бакалавров и магистров, свидетельствуют о все возрастающей востребованности последних.

Как известно, магистерская подготовка многообразна по своим формам, она отличается вариативностью и своей главной целью имеет подготовку специалистов к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. В западноевропейских университетах первый тип программ, Master of Science (т.е. академическая программа), связана с узкой специализацией в определенной области. Такая программа направлена на подготовку научно-педагогических кадров – исследователей и преподавателей. Кроме того, существует и второй тип магистерских программ (Master of Arts), посредством которых студентов готовят к трудоустройству, читая им не только прикладные курсы, но и ориентируя их на приобретение и развитие специальных практических навыков [2, с. 5].

Изначально, на первых этапах вступления в Болонский процесс, программы подготовки магистров в России учитывали главным образом узкую специализацию, но так как современная экономическая ситуация настоятельно требует от университетов подготовки профессионалов в междисциплинарных областях, они становятся все более ориентированными на запросы международного рынка труда. В этой связи все большую актуальность приобретает вопрос о сопоставимости программ зарубежных и отечественных университетов.


Проведенный анализ позволяет выделить несколько основных проблем, затрудняющих сопоставимость магистерских программ, реализуемых в рамках российского и зарубежного высшего образования. Прежде всего, это вопрос об оценке качества подготовки специалиста в университете. Отметим, что вопрос нахождения эффективных механизмов обеспечения качества образования и определения критериев его оценки возникает в контексте сопоставимости как международных, так и образовательных программ различных высших учебных заведений внутри России. Сопоставимость учебных программ в первую очередь обеспечивается соответствием содержания курсов, количеством академических часов, отводимых на аудиторную и самостоятельную работу студентов, а также равнозначностью систем оценки в российских и зарубежных вузах. При сопоставимости учебных программ студенты имеют возможность прослушать наиболее интересные и востребованные курсы в различных российских и зарубежных вузах в соответствии с получаемой ими квалификацией. При успешном завершении обучения по этим курсам, они засчитываются как материал, пройденный в базовом университете. Выполнение данного условия предполагает значительное повышение академической мобильности студентов.

Другим важным аспектом является сопоставимость систем оценок и преодоление различия между системой кредитов, характерной для зарубежных вузов, и российской балльной системой, в которой выделяются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», что значительно снижает возможность более точного дифференцирования учебных достижений студентов и не соответствует оценочным шкалам с большим количеством градаций в зарубежных вузах.

Таким образом, одним из наиболее перспективным направлений дальнейшей работы по сближению российских и западноевропейских магистерских программ является разработка совместных образовательных модулей и соответствующих им кредитных систем оценки. Это позволит не только добиться совместимости однотипных образовательных программ, но и сохранить национальные, исторические и культурные традиции национально-образовательных школ.


Достижению большей сопоставимости и сравнимости систем высшего образования может также способствовать и принятие системы понятных и сопоставимых степеней. В настоящее время имеются значительные расхождения в системах присуждаемых степеней. В отличие от Европы, где существует три степени – бакалавр, магистр и доктор наук, в российской многоуровневой классификации выделяется еще дипломированный специалист и кандидат наук. Степень магистра заменяет положение, предшествующее степени кандидата наук.

Проведенный анализ существующих российских Государственных образовательных стандартов (уровень магистратуры по естественнонаучным направлениям) свидетельствует о том, что основными видами деятельности студентов магистратуры являются: проведение и выполнение научных и прикладных исследований, изучение дисциплин, которые относятся к соответствующему направлению образования, ведение аналитической и консультативной работы.

Сферами их предстоящей профессиональной деятельности являются научно-исследовательские организации, средние специальные и высшие учебные заведения, аналитические подразделения учреждений и организаций. Одним из высших результатов обучения в магистратуре является подготовленность к обучению в аспирантуре по профильным научным специальностям. Все это свидетельствует о том, что подготовка магистров в основном ориентирована на научно-педагогическую деятельность, что отличает программы магистра в России от программ данного уровня в Западной Европе.

Проанализировав структуру магистерских программ в России и в западноевропейских странах можно также отметить, что хотя во многих программах присутствует схожий перечень дисциплин, формы промежуточной и итоговой аттестации и общая организация учебного процесса, в западноевропейских вузах гораздо большее внимание уделяется самостоятельной работе студента. Кроме того, там гораздо шире и эффективнее используются современные технологии и технические средства обучения.

Также необходимо отметить, что существует различия в том, какое место занимает институт магистратуры в общей системе высшего профессионального образования в России и в странах Западной Европы. В России обучение в магистратуре весьма тесто связано с содержанием и направленностью образовательных программ бакалавриата: в Госстандарте указан довольно ограниченный перечень направлений и специальностей, дающих право на поступление в магистратуру по данному направлению. В тоже время в большинстве университетов Западной Европы право продолжить обучение в магистратуре определяется наличием степени бакалавра, причем отбор претендентов осуществляется по другим содержательным параметрам. Такое позиционирование института магистратуры в системе ВПО стимулирует разработку и реализацию многообразных программ, в том числе и междисциплинарных, имеющих актуальный спрос на рынке образовательных услуг.


Общие требования к общим и профессиональным компетенциям магистра РФ состоят в следующем: быть широко эрудированным в основных областях знаний; обладать фундаментальной научной базой; владеть методологией научных исследований; владеть философскими вопросами науки; быть готовым к самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности; быть способным исследовать и анализировать социально-значимые проблемы и процессы; владеть культурой логического мышления; уметь на научной основе организовать свою деятельность; уметь формулировать основы методологии, ставить цель и задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; уметь приобретать новые знания, использую современные международные информационные образовательные технологии; понимать сущность и социальную значимость магистра [4, с. 2].

Одной из неотъемлемых компетенций современного специалиста XXI века является свободное владение одним или несколькими языками. Программа подготовки магистров по английскому языку, разработанная на кафедре английского языка естественных факультетов ЮФУ, составлена с учетом принципов компетентностного и личностно-ориентированного подходов в обучении. Предлагаемый курс носит коммуникативно-ориентированный характер, предполагающий развитие языковой и коммуникативной компетенций, необходимых для квалифицированной информационной и производственной деятельности, а также для научной работы магистров. Программа нацелена на формирование и развитие автономности учебно-познавательной деятельности магистров по овладению английским языком, что предполагает учет личностных потребностей и интересов обучаемых. Наряду с практической целью ставятся образовательные и воспитательные цели: повышение уровня общей культуры и образования магистров, культуры мышления, общения и речи, формирования уважительного отношения к духовным ценностям других стран и народов [1, с. 3, 4].

Конечным результатом курса обучения магистров естественнонаучных специальностей ЮФУ является защита диссертаций на английском языке, что позволяет на практике применить как языковые, так и профессиональные компетенции, предусмотренные данной программой.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Сафроненко О.И. Программа дисциплины “Английский язык” для студентов магистриата естественных факультетов // Ростов-на-Дону: УПЛ РГУ, 2006. 14 с.

  2. Стронгин Р.Г., Хохлов А.Ф. Международные образовательные программы, как элемент стратегии // Высшее образование в России. 2000. № 5. С. 3-12.

  3. Bologna Declaration. Joint Declaration of the European Ministers of Education Convened in Bologna on the 19th of June 1999.

  4. Mutual academic recognition between Russian Federation and EU certified by Two Diplomas. The experience of the Tempus Tacis Project “Mobility Recognition in Financial Studies” (contract M_YEP-10461-98). Nizhny Novgorod, 2002.

  5. Realizing the European Higher Education Area. Communique of the Conference of Ministers Responsible for Higher Education in Berlin. 19 September 2003.