prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3

КОГОАУ ДПО (ПК) ИРО Кировской области

Кафедра образовательного менеджмента


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

«ИТОГИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО

ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»


(Рекомендации разработаны в помощь руководителям школы и

муниципальной методической службе для подготовки

и проведения итогового педагогического совещания)


Подготовлены

Р.А.Киселевой, доцентом

кафедры образовательного

менеджмента, к.п.н.


Киров

2012

Содержание


Рекомендации по осуществлению аналитической функции

Педагогического совета, отражающей логику, структуру и

содержание анализа итогов учебного года по повышению

качества образования 3


Технологии, формы подготовки и проведения педагогических

советов 9


Информация о теоретических аспектах современного понимания

качества образования 12


Приложения

Приложение 1 Словарь основных понятий 13

Приложение 2 Примерная тематика педагогических советов,

деятельности профессиональных объединений по проблемам

реализации нового стандарта образования 19

Приложение 3 Список литературы по проблеме «Практика

проведения педагогических советов» 21

Приложение 4 Список литературы по проблеме «Управление

качеством образования» 22

Приложение 5 Список литературы по проблеме «Реализация

нового стандарта образования» 24


Педагогический совет «Итоги и задачи педагогического

коллектива по повышению качества обучения

и воспитания обучающихся»


Рекомендации проведения анализа итогов

2011-2012 учебного года


Традиционно августовские педагогические советы посвящаются обсуждению самых актуальных проблем профессиональной деятельности членов педагогического коллектива.

Задачей педагогического совета в этом году является подведение итогов работы за прошедший год по достижению поставленных целей и объединение усилий коллектива школы на выбор стратегии развития в связи с современными проблемами качества в условиях стандартизации образования.

Работа педсовета как одной из форм самоуправления образовательного учреждения на современном этапе предусмотрена ст.35 п.2 Закона РФ «Об образовании»: «Управление государственными и муниципальными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выбора органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяется уставом образовательного учреждения». Положение о педагогическом совете является одним из обязательных актов общеобразовательного учреждения и утверждается педагогическим советом школы. Закон «Об образовании» дает право школе самой определять функции педагогического совета. В условиях обновления образования на первое место в деятельности педагогических советов выходят такие функции как педагогический анализ, целеполагание и мотивация, прогнозирование, организация, диагностика, регулирование механизмов методической поддержки педагогов в их профессиональном становлении и развитии.

В данных рекомендациях обращаем особое внимание на аналитическую функцию педсовета, обеспечивающую проведение итогового педагогического анализа, который позволит оценить качество образовательного процесса в целом, осознать конкретные проблемы и задачи каждого участника образовательного процесса.


Для проведения августовского педсовета предлагается использовать технологию проблемно ориентированного анализа итогов учебного года. Проблемноориентированный анализ итогов ставит перед участниками образовательного процесса следующие цели:


  • проведение аналитического обоснования для постановки новых целей и задач на 2012-2013учг;

  • вычисление факторов и условий, положительно или отрицательно влияющие на конечные результаты;

  • установление взаимосвязи между конечными результатами деятельности школы, факторами и условиями их формирования;

  • оценка качества педагогического процесса в целом и качества работы субъектов педагогической системы (управление, учитель, ученик, родители, семья, общественность);

  • стимулирование каждого члена педагогического коллектива на рефлексивную позицию своей деятельности;

  • выполнение целей и задач прошедшего года;

  • определение факторов влияния на достижение результатов обучения, воспитания, сохранения здоровья, готовности к труду, продолжению образования, определения в выборе будущей профессии;

  • определение влияния на конечные результаты нормативных правовых, организационных, информационных, методических и научно-методических, мотивационных, финансовых и материально- технических условий;

  • выявление влияния процессов, отрицательно и положительно влияющих на достижение результатов (организационные условия для выявления образовательных потребностей, организация образовательной деятельности, качество преподавания, качество воспитательной работы с учащимися, качество инновационных процессов);

  • определение влияния на конечные результаты работы школы системы внутришкольного управления.


Как провести анализ итогов учебного года

Общая схема итогового анализа может быть такой:

оценка качества результатов - оценка качества условий (ресурсов) - оценка качества процессов - оценка эффективности внутришкольного управления.


Можно предложить структурную декомпозицию содержания итогового педагогического анализа образовательной системы по аналитическиммодулям.


Модуль 1. Эффективность управления ОУ


  • Работа команды управления по организации педагогического коллектива единомышленников: уровень сплоченности коллектива, оценка микроклимата, уровень единства взглядов на проблему «качество образования», процесс делегирования полномочий субъектам педагогической системы, оценка функционирования педагогического совета как органа, формирующего у учителя новое педагогическое мышление, эффективность мер по стимулированию творческой активности педагога. Эффективность усилий администрации по формированию единого пространства школы, ее политики, миссии, реализация концептуальных идей, ценностей в педагогическом коллективе (программ развития).

  • Работа команды управления, направленная на решение проблем повышения уровня развития, воспитанности личности, качество обучения и воспитания (проанализировать эффективность деятельности структурных подразделений, профессиональных объединений, эффективность мер по сохранению здорового и безопасного образа жизни, деятельность администрации по созданию общественного мнения в коллективе по проблемам качественного образования).

  • Деятельность аппарата управления по решению общепедагогической проблемы, связанной с созданием системы формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности, ключевых компетенций обучающихся. Осмысление эффективности управленческого воздействия на работу начальной ступени обучения, реализующей требования к результатам ООП НОО ФГОС.
  • Состояние эффективности и действенности аналитической работы управления (влияние уровня аналитической культуры аппарата управления на качественные изменения в системе анализа и самоанализе учебных занятий, анализе состояния работы коллектива над ведущими дидактическими проблемами и их решение в процессе преподавания ).


  • Состояние и действенность деятельности администрации по целеполаганию (согласование профессиональных целей каждого педагога с общешкольными, формирование в коллективе условий для принятия целей каждым учителем, технологии мониторинга достижения промежуточных и конечных результатов деятельности ОУ).

  • Эффективность и действенность осуществления функции планирования (уровень выполнения годового плана работы, причины невыполнения, работа администрации по формированию целостной системы планирования связь стратегического и оперативного планирования по отношению ко всем подсистемам управления образовательным процессом).

  • Эффективность функции организации (эффективность распределения функциональных обязанностей между членами администрации и структурными подразделениями в выполнении поставленных задач повышения качества образования (планы, проекты, программы). Актуальность изменения нормативно-правой базы управления организацией в соответствии с поставленными задачами ОУ).

  • Характер и действенность внутришкольного контроля (ВШК). Качество образования это системный объект контроля. Анализ целевого, содержательного, количественного, качественного аспектов контроля. Применяемые технологии осуществления ВШК, мониторинг конечных результатов. Влияние процедур государственного надзора на состояние и процедуры внутришкольного контроля и качество образования образовательной системы.

  • Оценка эффективности работы педагогического, методического, экспертного, школьного, попечительского советов как органов мобилизующих механизмы достижения целей ОУ.

  • Анализ эффективности финансово-хозяйственного и материально-технического обеспечения деятельности ОУ.


Модуль 2. Состояние, эффективность и действенность

инновационной работы

Обновляющие механизмы, направленные на реализацию государственной политики в области образования и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».


Включение ОУ в инновационный режим (развития), влияние экспериментальной работы на развитие личности, обновление содержания образования в условиях стандартизации, развитие учительского потенциала, поддержка талантливой молодежи, сохранение здоровья детей, развитие школьной инфраструктуры и самостоятельности ОУ, оценка выбора технологий управления инновационной деятельностью, оценка продуктов инновационной деятельности, социальные эффекты инновационной деятельности.


Модуль 3. Состояние и продуктивность методической работы


Эффективность деятельности профессиональных объединений и форм их работы, ресурсообеспеченности методической поддержки педагогов в формировании единства учебных программ и учебно-методических комплексов в реализации Федерального государственного компонента стандарта общего образования (ФКГОС: Приказ Минобразования России от 5.03.2004)г.) и ФГОС. Оценка работы по диссеминации педагогического опыта, аттестационная поддержка учителя, интеграция методической работы школы открытой профессиональной образовательной средой на принципах сетевого взаимодействия (муниципальной, региональной, федеральной). Оперативное управление методической работой в условиях обновления содержания образования.


Модуль 4. Состояние и действенность качества преподавания

Соответствие преподавания основ наук основным требованиям ФКГОС и ФГОС(1класс). Направленность процесса обучения на развитие личности. Направленность организации образовательного процесса на превращение ученика в субъект учения. Оценка эффективности применяемых традиционных и гибких здоровье и психосберегающих технологий обучения. Оценка деятельности педагогов по внедрению современных технологий в образовательном процессе начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС по достижению планируемых результатов обучения (личностных, предметных, метапредметных). Активное внедрение технологий обучения деятельностного типа. Оценка эффективности применяемых индивидуальных, групповых, коллективных форм познавательной деятельности учащихся.



Модуль 5. Состояние и действенность работы родителями


Оценка состояния единства семьи и школы. Состояние изучения классными руководителями семей учащихся. Действенность работы с родителями на уровне класса, школы. Действенность работы с родителями по осмыслению требований нового стандарта образования как общественного договора школы и семьи. Включение родителей в реализацию стратегии ОУ, социальные эффекты от совместной деятельности достижения поставленных задач. Влияние применяемых ИКТ в совместной деятельности «школа-семья» на действенность работы с родителями. Уровень посещаемости занятий учащимися как результат образовательной деятельности педагогического коллектива и его работы с родителями. Установление влияния состояния посещаемости на результаты обучения и воспитания учащихся. Оценка партнерских отношений между школой и родителями (разделенная ответственность за результат). Влияние информирования, просвещения, консультирования, деятельности в реализации совместных программ на развитие партнерских отношений школы и родителей. Вовлечение родителей в общественную экспертизу качества образования.


Модуль 6. Основные тенденции в воспитательной

работе и ее результативность


Целевая, количественная и качественная сторона воспитательной деятельности по основным направлениям развития личности. Факторы, влияющие на уровень воспитанности (образовательный процесс, организационные формы внеклассного развития по направлениям воспитательной деятельности. Нравственный потенциал урока, реализуемый педагогами. Формирование ценностного потенциала личности (воспитание чувства собственного достоинства, стремление к творчеству, воспитание терпимости к взглядам другого человека, правдивости, ответственности. воспитание ценности дружбы и товарищества). Направленность педагогического процесса на формирование опыта духовной жизни учителей и учащихся.

Анализ нравственной воспитанности учащихся. Влияние ученического самоуправления на развитие личности. Результаты реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО ФГОС (1,2классы. 2класс в ГОУ) и плана внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемологическими правилами и нормативами.



Модуль 7. Состояние здоровья и физического развития учащихся


Тенденции в состоянии здоровья учащихся. Выполнение режима и организации питания. Оценка здоровьесберегающей образовательной среды. Оценка здоровьесберегающих факторов в инновационной деятельности педагогов. Оценка психофизического состояния здоровья. Формирование установок на использование здорового питания, оптимальное использование двигательных режимов, формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (алкоголь, наркотики, табакокурение). В начальном звене (1,2классы) – оценка результатов реализации программ

1.Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни.

2. Коррекционная работа (Требования ФГОС к ООП НОО).


Модуль 8. Взаимодействие педагогического и ученического

коллективов с внешней средой. Обеспечение образовательных услуг

Роль вузов, средних профессиональных учебных заведений, сотрудничающих со школой в контексте реализации инновационных идей стратегии развития ОУ в целях дальнейшего самоопределения старшеклассников. Связь школы с различными социокультурными системами, творческими коллективами, производственно-экономической средой и социально-бытовой сферой, составляющими разновозрастное пространство воспитательной системы. Интеграция процессов в системе школьного и дополнительного образования детей. Влияние открытой образовательной среды на формирующиеся интересы и образовательные потребности детей. Оценка деятельности служб помощи ученику (психологической, коррекционно-развивающей, социально педагогической). Построение индивидуальных образовательных программ обучения, воспитания и программ дополнительного образования (индивидуальных траекторий развития). Оценка механизмов, направленных на формирование инвариантной части УП в соответствии с целями современного образования, вариативного компонента за счет культурно-исторического и духовно-нравственного наследия и традиций. Влияние использования ресурсных центров муниципальной образовательной сети на качество обеспечения образовательных услуг.



Модуль 9. Уровень развития учащихся, успеваемость,

качество знаний, сформированности ОУУН.

Промежуточные показатели достижения планируемых

результатов (личностных, предметных, метапредметных)

в начальном звене (1класс; 2класс для ГОУ)


Оценка познавательного потенциала личности (уровень знаний, общих умений, навыков и способов деятельности по предметам в среднем и старшем звене, по классам и учителям, доказать осознанность прочность знаний, умений в развитии личности учащихся. Определить степень овладения практическими умениями на уровне сходных и новых ситуаций, дать оценку достигнутых результатов в целом по основной и старшей ступеням обучения в соответствии с целями ФГОС и результатами государственной аттестации (ЕГЭ, ГИА). Дать оценку функциональной грамотности старшеклассников как основного показателя социальной адаптации к жизни, трудовой деятельности, продолжению образования.

Проанализировать промежуточные результаты в начальной школе(1,2 классов) в соответствии с требованиями ФГОС к результатам, ресурсообеспеченности получения планируемых результатов и реализации ООП НОО. Ориентировать оценку достижения планируемых результатов по освоению содержания учебных предметов, личностных результатов и формирование универсальных учебных действий. Дать оценку реализации программ ООП НОО: формирования УУД обучающихся на ступени НОО, отдельных учебных предметов, духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы. Дать обоснование влияния перечисленных программ на достижение планируемых результатов. Оценка деятельности педагогов по внедрению современных технологий в образовательном процессе начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС по достижению планируемых результатов обучения

(Примечание: Этот блок самый обширный по содержанию информации. Для большей убедительности излагаемых фактов рекомендуется использовать различные графики, диаграммы, таблицы, схемы).



Модуль10. Деятельность коллектива по выполнению

закона РФ «Об образовании»


Выполнение школой государственных гарантий прав граждан в области образования. Педагогическая целесообразность образовательной программы (соответствие учебного плана специфике учебного заведения, курсы по выбору, дополнительные образовательные услуги, количественный и качественный анализ учебной нагрузки на каждого учащегося по образовательным областям). Соответствие педагогических технологий государственным и авторским учебным программам. Соблюдение школой государственных образовательных стандартов.

Соблюдение общих требований к содержанию образования, к организации образовательного процесса, к приему в школу, к дополнительному образованию. Состояние школьной документации. Движение учащихся, организационная и педагогическая работа по сохранению контингента.


Модуль 11. Итоги реализации образовательной программы школы


Подведение итогов функционирования школы за истекший год и за 11 лет. Определение уровня целостности образовательного процесса, путей устранения причин, выявленных в ходе анализа недостатков. Определение цели и задачи на новый учебный год по повышению качества образовательного процесса. Итоги реализации образовательной программы подведение отдельно по ступеням обучения: начальной, основной и старшей школы.

Обратить особое внимание на итоги реализации образовательных программ:

1. ООП НОО ФГОС - направлена на достижение формирования общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития обучающихся, создание условий для самостоятельной реализации учебной деятельности, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья.

2. ОП основной школы направлена на достижение конечных результатов:

достижение выпускниками функциональной грамотности, подготовку учащихся к осуществлению сознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, развития учебных умений, навыков, способов деятельности через познавательные, информационно-коммуникативные, рефлексивные виды.


3. Образовательная программа старшей ступени обучения направлена на достижение конечных результатов: обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциация и индивидуализация, подготовка обучающихся к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Оценить деятельность педагогического коллектива в целом за прошедший учебный год рекомендуем по следующим показателям*:


  • Образовательные результаты: обученность, обучаемость, творческие успехи, результаты государственной аттестации.

  • Результаты воспитания (нравственная воспитанность, социально-гражданская зрелость, мотивы деятельности, дисциплинированность, отсутствие правонарушений).

  • Результаты состояния здоровья и здорового образа жизни детей.

  • Готовность к непрерывному образованию и труду.

  • Сформированность образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей.

  • Готовность учащихся к самоопределению с учетом миссии и специфики данной школы.

  • Условия (ресурсообеспеченность) достижения конечных результатов ОУ .

Мониторинговые исследования по оценке конечных результатов можно провести, используя диагностический инструментарий мониторинга, программы исследования, представленные в книге П.И.Третьякова «Оперативное управление качеством образования в школе» стр.149-210, стр. 282-415.

(Примечание: Представленная логика построения анализа учебного года рассматривается как один из возможных вариантов в зависимости от реализуемой технологии управления школой и школьной модели управления качеством образования).




следующая страница >>