prosdo.ru
добавить свой файл
1

Методические рекомендации по материалам занятий в Школе Вожатского Мастерства


Тема: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СБОР ОТРЯДА

  1. Вступительное слово педагога.

  2. Игры, позволяющие установить доброжелательную атмосферу.

  3. Цель и задачи занятия.

  4. Теоретическая часть.

  5. Практическая часть.

  6. «Обратная связь».



Одно из ключевых дел организационного периода, решающее целый комплекс задач, – организационный сбор отряда. На организационном сборе решаются очень важные дела: определяются законы совместной жизни и деятельности в лагере, выбираются детские органы самоуправления, утверждаются планы. Организационный сбор должен стать стартом новых дел. Его задачи должны быть ясны и понятны ребятам. В подготовке и проведении этого дела должны активно участвовать все ребята.

Организация и методика проведения организационного сбора предполагает три этапа:


1. Подготовка к сбору.

Для успешного проведения организационного сбора, нужно заранее подготовиться к нему: учесть все направления, течения разговора, определить цели и задачи, то, как их будете решать. Нужно определиться с распределением времени на каждый вопрос, чтобы сбор не оказался слишком долгим, т.к. все вопросы, которые на нем решаются, очень важны, нельзя обсуждать их в «нерабочем» состоянии.

Подготовка к сбору ребят и роль вожатого в этом:

– предварительные беседы с ребятами по вопросам, которые будут решаться на сборе;

– дела отряда, которые помогут ребятам разобраться в сути каждого из вопросов (например, чтобы утвердить планы, должно заранее пройти перспективное планирование – комплекс дел; чтоб были приняты общие нормы коллектива, нужно показать на деле действенность, ценность и значимость законов и традиций лагеря, чтобы выбрать органы самоуправления, нужно запустить саму систему самоуправления – разбиться на микрогруппы, попробовать работать в них и т. д.);

– игры, конкурсы для выявления лидеров среди ребят,

– подготовка самого вожатого к сбору;

– эмоциональный настрой: продумать игровой момент, форму проведения, художественное оформление места (художественное оформление зависит от содержания разговора на сборе, в него вкладывается особый смысл, оно настраивает ребят на серьезный разговор).


2. Примерный ход сбора (один из возможных вариантов).

1. Торжественная часть.

Обозначаются задачи, которые предстоит решить отряду сегодня; уместен будет торжественный ритуал, может быть зачитан наказ предыдущей смены.

^ 2. Интересно жить – а как?

Вы предлагаете ребятам на выбор или жизнь отрядом, со строгой взаимной дисциплиной, подчинением всему коллективу, командиру, или жизнь «организованной толпой» – «никому не подчиняюсь, что хочу, то и делаю». При этом можно не показывать своей позиции, позволить ребятам поспорить, определиться самостоятельно.

^ 3. Каким вы представляли лагерь?

Разговор о лагере, о его законах и традициях – говорит об этом не только вожатый, важно, чтоб эта работа была совместной, ориентированной на понимание и принятие детьми среды детского лагеря.

^ 4. Разговор ребят о дальнейшей жизни отряда: по каким законам жить.

Может быть выработана собственная Декларация, свод правил, взаимных требований и обязательств. Ее основа – законы и традиции детского лагеря, права детей, отдыхающих в Центре, зафиксированные в Уставе детского лагеря. Возможно, ребята не знакомы с Конвенцией о правах детей, тогда заранее можно обсудить с ними эту проблему – права ребенка.

^ 5. Какова роль вожатого в отряде? Что такое самоуправление?

При обсуждении этого вопроса, как показала практика, отряд бросается из одной крайности в другую: «Руководит всем вожатый, он старше, умнее», – говорит один; «Нет, совет отряда», – возражает другой. Третий предлагает дать вожатому два голоса. Удачнее договориться с детьми о том, что вожатый может наложить «табу» на решение совета отряда, подвергающее риску жизнь и здоровье ребят. В других случаях, если вожатый не согласен, он просто апеллирует к сбору, как и любой из ребят. Обсудив позицию вожатых, нужно вместе с ребятами параллельно определить и полномочия, и обязанности членов Совета отряда, командира, других представителей органов самоуправления, которые в данной смене нужны вашему отряду.

Наконец, органы самоуправления выбираются. Ребятам, которых выбрали, выдаются отличительные знаки. При выборе ошибка может быть в том, что вожатый высказывает свое мнение раньше, чем услышал все мнения детей. Чаще всего мнения совпадают, если вожатый организовал деятельность в организационный период так, что ребята смогли хорошо узнать друг друга, у каждого была возможность проявиться в своих лучших качествах.

^ 6. Выбор названия, эмблемы отряда, возможно, песни, девиза.

Конечно, это сложно сделать с ходу, поэтому заранее может быть проведен конкурс среди микрогрупп (это может быть их первым общим делом). К выбору названия, девиза, эмблемы нужно подходить очень требовательно: они должны соответствовать друг другу и тем целям, которые ставит перед собой ваш отряд (с этой точки зрения название «Мечтатели» вряд ли можно назвать удачным).

^ 7. Торжественная часть. Вожатый подводит итог разговора. Можно вручить записные книжки или другие нужные для ребят сувениры, повторить торжественный ритуал.


3. Анализ сбора вожатыми.

Анализ проводится вожатыми после сбора, они отмечают, как отряд принимал участие в ходе сбора, активность каждого, выполнение поставленных целей и задач.


^ Примерный план анализа

Что дает сбор?

1. Личности:

а) дает возможность утвердить себя в коллективе;

б) помогает ориентироваться в окружающей жизни, самому принимать в ней участие;

в) оказывает эмоциональное воздействие;

г) учит выслушивать мнение других и считаться с ним.


2. Коллективу:

а) намечает перспективы развития коллектива, участие отряда в жизни лагеря;

б) сплачивает коллектив.


3. Педагогу:

а) помогает увидеть взаимоотношения между ребятами;

б) помогает увидеть реальные результаты своей работы;

в) помогает зафиксировать рост отряда в сравнении с первыми днями смены, с огоньком знакомств.


Тема: ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СБОРА

^ «ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОТРЯДА И ДЕЛ ЛАГЕРЯ»


Цели сбора:

– организация деятельностного общения ребят в отряде для их свободного самоопределения в выборе различных видов деятельности;

– цианирование деятельности в отряде.

Задачи:

– диагностика участников сбора для понимания мотивов участия в деятельности отряда и лагеря;

– организация обмена информацией;

– обучение формам общения, для их дальнейшего применения.


1. Задача первого этапа сбора – вывести ребят на размышления о том «Что такое человек?», «Чем он отличается от других существ?», «Что такое гармонично развитый человек?». В итоге на стенде появляются сферы развития человека.

2. Вывод ребят на осознание того, что развитие человека происходит прежде всего самостоятельно.

– Как происходит развитие человека?

– Кто может развивать каждого из нас как личность, как человека?

– Кто будет делать все то, что мы сейчас с вами запланируем?

В итоге решаем, что все дела делаем самостоятельно с помощью консультантов-вожатых.

3. Организация общения. Используется форма «Вертушка общения». За каждым столом обсуждается свое направление развития человека и определяются дела, которые могут в этом помочь. Время на обсуждение – 5 минут. В итоге появляются листы с предлагаемыми делами в том или ином направлении как для отряда, так и для лагеря. Затем группы собираются за свои столы, подводят итоги и предлагают на обсуждение отряда самые интересные дела.

4. Выбор ребятами 1–2 дел в каждом направлении, примерное определение сроков проведения, формы подготовки.

5 Формирование творческих групп по подготовке выбранных дел, распределение ответственности.

Возможные направления:

– спорт, здоровье, туризм;

– интеллект;

– творчество;

– ералаш (досуг, развлечение).


ТЕМА

«Роль ведущего-аниматора в организации игрового действия»

  1. Вступительное слово педагога.

  2. Игры, позволяющие установить доброжелательную атмосферу.

  3. Цель и задачи занятия.

  4. Теоретическая часть.

  5. Практическая часть.

  6. «Обратная связь».


Ход занятия.

  1. Игры: «Импульс», «Хлопки», «Путаница», «Комплимент».

  1. Цель и задачи занятия.

4. Сегодня мы узнаем – кто такой «ведущий – аниматор» и какова его роль в организации игрового действия.

Создание благоприятных условий в игровой деятельности непростая задача организатора. Человек, обладающий добротой, талантом, умом, образованностью в игровой деятельности – называют аниматором.

Он – организатор ( умеет управлять большой аудиторией);

Он – душа общества ( образец доброжелательности, наблюдательности, такта, находчивости, высокой культуры);

Он – актер с: хорошей дикцией;

красивой речью;

хорошими манерами;

привлекательными внешними данными;

Он – драматург и режиссер игры;

Он – театр одного актера.

^ Основные задачи организатора

Сегодня ведущий – это человек, который должен уметь – организовать игру

ума;

- общаться с

людьми;

должен быть - психологом;

овладеть - певческим,

хореографическим,

ораторским

искусством.

Настоящего массовика отличают хорошие знания методики игры, высокая личная активность и азарт.

Игра невозможна без - ведущего и водящих.

Ведущий – это руководитель игрового общения.

^ Водящий – один из играющих, который находится в игровом конфликте с коллективом.

Залог успеха организуемых игр – тщательно разработанный сценарий.


Ведущий должен

Иметь Знать

  1. эмоциональность основы актерского мастерства

  2. хорошую дикцию специфику игрового общения

  3. юмор методику игрового общения

  4. находчивость культуру речи

  5. доброжелательность

  6. интеллект

  7. интеллигентность

  8. хорошую память

  9. личную активность

Технология игрового общения

Ведущему необходимо знать все об игре. Любая организованная игра состоит из составляющих элементов, расположенных в определенной последовательности:

  1. Появление ведущего на игровом поле ( костюм, грим, речь). Происходит приветствие собравшихся.

  2. Необходимо действие. Создать условия активного игрового общения со зрителем (помогают ассистенты, играющие роль).

  3. Для игры необходимы участники, какое-то конкретное число. ^ Как их вызвать, минуя просьбы, уговоры и т.п? Есть приемманок.

Например: - загадывание загадок;

- предложить продолжить известное стихотворение;

- повторить скороговорку;

( то есть, это все «крючки», на которые цепляются желающие, а потом и становятся участниками конкурса).

  1. Появившиеся участники становятся «артистами». Им присваиваются роли, устанавливаются правила игры.

  2. Игровое действие – всегда соревнование. Поэтому необходимо усвоить правила игры. Провести «репетицию».

  3. Идет соревнование, определяются победители по решению жюри или зрительской симпатии.

  4. Награждение: - зрительские овации;

- «лавка призов» (выбрать самому);

- в подарок – концертный номер;

- разыгрываемый приз.


^ Методы активизации игрового действа.

Первая трудность, с которой сталкивается ведущий – отсутствие понимания, желания играть (нет настроения). Что делать?

  1. нужно интересно обратиться к присутствующим ( кричалки, дразнилки, приколы, неожиданное появление персонала, Н-Р:- Карлосон спускается по веревке с крыши).

Можно провести игру с залом. Разделить аудиторию на 3 части: первая кричит слово – «ящики», вторая – «хрящики», третья – «спички».На счет ведущего- три, все одновременно кричат свое слово. Ведущий всем желает: «Будьте здоровы!».

  1. После концертного номера ведущий предлагает:

Ведущий: - «Уважаемые, пожалуйста, когда я скажу: «Хлопай, хлопай, не ленись» - вы хлопаете

( показать как);

- «Топай, топай, веселись» - ногами топать ( показать);

Ведущий: - «Ну – ка вместе, ну-ка дружно, а теперь еще на бис» (повторить).

  1. Обращение в зал:

- « Пожалуйста, найдите отчество и фамилию к имени, которое я произношу на первую букву имени». Н-Р: Иван ( зал: - Иванович Иванов).

Ведущий: - А теперь правая сторона зала будет называть имя, а левая сторона зала к имени – отчество и фамилию Н-р: Антон - ……

4. Игра - «Звериный хоровод»; «Хорошее настроение».

^ Как вызвать на игру

( игровую площадку и ненавязчиво создать игровую команду)

Есть приемы:

  1. Загадать четыре загадки ( или вопросы викторины). Кто отгадает правильно –выходит на сцену для поучения приза. Создается команда»;

  2. Игра – спектакль «Репка» ( другие сказки);

  3. Ведущий начинает петь известную песню и предлагает зрительному залу продолжить ее ( песен столько, сколько нужно участников);

  4. Встать в круг, рассчитаться по порядку номеров: Н-Р: до 8 и прекратить. По четным и нечетным номерам образуется две команды.

  5. Раздать определенное количество призов ( конфет, яблок ….) победителям в предыдущей игре. Из них составляются две команды;

  6. Пригласить на сцену тех, кто родился в мае, январе, т.п.;

  7. Ведущий объявляет, что: « За сценой ожидает молодой человек, неожиданно приехавший в гости к девушке по имени Лена, которая здесь, в зрительном зале на __________ряду. Пожалуйста, выйдите на сцену». Ей дается задание. По окончании – выходит юноша и вручает букет цветов.



(Идет обсуждение с обучающимися)

Объявляется практическая работа.

  1. Подготовить игровую программу, посвященную музыкальной теме: «До, ре, ми,»

1.1.- определить цель;

1.2.- количество участников;

1.3.- условия игры (правила);

1.4.- использованный реквизит;

1.5.- определить основные моменты ( элементы игрового действия);

- «ломка стенки»;

- приглашение к игровому общению;

- объявление условия игры;

- мизансценирование ( размещение соревнующихся участников игры, ведущего, ассистента на игровом поле);

- завершение игры – определение победителя;

- форма поощрения.



  1. «Обратная связь». Подведение итогов занятия. Оценка занятию под знаком 100%.



ТЕМА : « Умей убеждать»


1.Вступительное слово педагога.

2.Игры, позволяющие установить доброжелательную атмосферу.

3.Цель и задачи занятия.

4.Теоретическая часть.

5.Практическая часть.

6.«Обратная связь».

Ход занятия


  1. Игры: «Снежный ком», «Импульс», «Молекулы»;

Игра-приветствие: «Олени».

  1. Цель и задачи занятия:

- потренироваться в искусстве убеждать других;

- излагать свои мысли доходчиво;

- получать опыт участия в групповой дискуссии;

- определить способы эффективного убеждения посредством вербального и невербального

поведения.


Вопросы воспитанникам:

- В каких ситуациях помогает сила (убежденности) умения убеждать? ( ответ: в конфликтной).

- Как нужно убеждать противоположную сторону? Что при этом помогает? ( такт, внятность, корректность, интонация, сила голоса).

Объявить тему и цели занятия.

5. Практическая часть.

  • Упражнение 1. «Официант, в моем супе муха!». Два участника (две роли: А и Б) выбирают по желанию.

Роль «А»: Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто похожее на муху. Вы пожаловались официанту, но он уверяет, что это специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий – роль «Б» подходит к вашему столику.

Роль «Б»: Вы – управляющий очень хорошим рестораном. Цены высокие, но качество обслуживания оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам , что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.

(Идет диалог, проигрывается ситуация. Обсуждаются роли)

  • ^ Упражнение 2. «Будь собой!».

Участники будут: - изучать невербальное поведение;

- приобретать опыт ведения переговоров, силу убеждения как вербального, так и невербального (раздать пакеты с двумя ролями, текст вслух не читается).


Пакет 1.


«А» Начинаете разговор с партнером о чем-либо, что интересно вам обоим и в знании чего вы уверены и сможете говорить об этом достаточное время.

«Б» Молчите, пока не заговорит партнер, подбадривая при этом его всем своим видом. В процессе разговора поддерживайте беседу, проявляя заинтересованность. Улыбайтесь, кивайте головой, задавайте вопросы, но не кивайте головой, задавайте вопросы, но не пытайтесь завладеть инициативой в беседе.

Пакет 2.

«А» То же , что и в 1-ом пакете.

«Б» Когда партнер заведет с вами разговор, посмотрите на него с выражением типа: « Ну-ка, посмотрим, что интересного ты можешь сказать». Продолжаете молча разглядывать.


Пакет 3.

«А» То же самое.

«Б» Когда партнер заговорит, начинайте менять положение, смотреть на часы, озираться по сторонам и т.д.


Пакет 4.

«А» Говорите партнеру о чем-либо, представляющем для вас интерес, но не смотрите на него.

«Б» Когда ваш партнер начинает беседу, отвечайте как можно более ободряющим тоном. Попытайтесь придерживаться темы, предложенной партнером.


(обсудить роли)

Педагог: - Люди говорят со скоростью 150 слов в минуту, а вот думают со скоростью – 500 слов в минуту. Если происходит диалог и ваше сознание сделает попытку отвлечься, непременно заставьте его вернуться в русло разговора.

  • Упражнение 3. «Вслушайся». Все сидят по кругу. Игрокам раздать карточки со словами, по 1 слову на игрока. Необходимо прочитать слова. Затем повторить, уже прислушиваясь, друг к другу: подхватить слово предыдущего. Добавить свое и передать сочетание следующему так, чтобы получилось осмысленное предложение. Текст: «Осторожно! Дорогой, я же предупреждала тебя о луже! Ты сильно промок? Я так и знала» (использовать интонацию).

  • Упражнение 4. «Двойной диалог». Два участника.

Задание: - вести диалог, после того, как первый выскажет какое-то мнение, второй сначала, дословно повторит все, что было сказано, и лишь после этого выскажет свое мнение. Первый – дословно, по возможности, повторит второго, а затем продолжает обсуждение.

Вопрос: – Назовите, сколько было допущено искажений, допущенных участниками диалога.

  • ^ Упражнение 5. «Выступление».

Задание: - подготовить трехминутное выступление на произвольную тему;

- разбиться на пары;

- один из пары произносит выступление, а второй внимательно выслушав- за 30 секунд пересказывает все то основное, что называет все то основное, что в нем было.

( группа оценивает)

6. «Обратная связь».


ТЕМА: «Воспитательная система летнего оздоровительного лагеря»

1.Вступительное слово педагога.

2. Цель занятия.

3.Теоретическая часть.

4. «Обратная связь».

Цель занятия: -

Цель: - создать условия для формирования всесторонне развитой личности ребенка, готовой и способной выполнять определенный набор социальных ролей.


^ Воспитательное пространство лагеря – краткосрочный период.


Такие педагоги и ученые как: Н.Е.Щуркова, Е.Н.Степанов, Л.И.Новикова, Поляков, Караковский занимаются воспитательными системами (КТД; «Я - концепция» и т.д.).

Воспитательная система (Л.И.Новикова, Караковский) – это развивающаяся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов:

1.- исходные концепции ( научные правила, совокупность идей);

2.- деятельности, обеспечивающей реализацию концепции;

3.- отношений, интегрирующих субъектов в некую общность;

4.- среды, освоенной субъектами;

5.- управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в некую целостность.


Каждый работник ДОЛ должен знать свои функциональные обязанности


Коллектив ДОЛ


^ Субъекты воспитания: Совместная деятельность Субъекты воспитания:

педагоги и родители Процесс воспитания

воспитанники


ЭТАПЫ

Цель – Задачи - Мотивация - Содержание – Методы и формы воспитания – Результативность

( как на уровне лагеря так и отряда )


  • Цели и задачи ( реальная );

  • Мотивация (стимулирование);

  • Содержание (патриотическое, нравственное, духовное, эстетическое… направление);

  • Методы воспитания (поощрение, наказание, метод беседы…);

  • Формы воспитания (индивидуальная и коллективная).


^ Цель деятельности должна быть объективированной на результат.

Задачи – управленческие (создавать, апробировать, учитывать);

- личностные, те, которые направлены на развитие личности ребенка (учить. формировать..);

При определении целей и задач необходимо учитывать возраст детей, социальную среду. Обращать внимание на материальные условия. Достаточно четырех задач.

Содержание – можно брать, основываться на известные воспитательные системы известных ученых и педагогов: Иванова (КТД, коммуникативные навыки, толерантность), Католиков (трудовое воспитание), Т.И.Шамова «Воспитательная система образовательного учреждения». Если есть свой взгляд, своя идея, в отличие от известных систем, то ее можно включать как модуль, отдельно в общую систему.

^ Методы и формы взаимосвязаны между собой и направлены на результат.

Метод – совокупность приемов и средств. Методы могут охватывать всю жизнедеятельность детей .


^ Методы педагогической организации повседневного общения детей.

Функция- в развитии и воспитании детского коллектива.

    1. метод – коллективной перспективы (Уметь видеть результат. Уметь донести детям о конечном результате: эмоционально, красиво, заинтересованно) ;

    2. метод – единого требования (Что нужно сделать для того, чтобы получить в итоге: разработать, оформить, установить правила с детьми);

    3. метод – коллективного самоуправления ( распределение ролей: дежурство, обязанности… Умение осваивать разные социальные роли);

    4. метод – коллективного самообслуживания ( Умение самостоятельно себя обслужить. Никто не обязан кого-то обслуживать. Вырабатываются навыки, умения по выполнению элементарных потребностей).


^ Педагогизированная среда – это и родители и сообщество в целом. Обязательно, выстраивая систему, найти партнеров по сотрудничеству. Родители - в первую очередь.

Методы повседневного систематически - целенаправленного свободного, доверительного взаимодействия.

Функции: - личность, ее интересы, ее развитие.

  1. ^ Метод - уважения детской личности ( доброжелательность, заботливость, вежливость, требовательность, искренняя заинтересованность жизнью ребенка).

Формы: - обращение по имени;

- доброжелательный тон;

- оптимистически-мажорная атмосфера.

^ 2. Метод - педагогическое требование ( не должен довлеть ).

Условие: - ясность и доступность требований;

- мера требований;

- обязательное доведение требований до конца;

- уважение к личности ребенка.

Формы: - убеждение;

- предостережение;

- понимание;

- обсуждение.


Условия жизнедеятельности

  • Окружающая среда;

  • Пространственно-временные условия;

  • Эстетические условия;

  • Морально-психологические условия;

  • Санитарно-гигиенические условия;

  • Материально-технические условия.



Тема: «Рекламная компания»


Цель:- ближе познакомиться, больше узнать о

детях в отряде;

- заинтересовать совместной деятельностью;

- составить альбом «Портрет отряда».

Задачи:- используя разные техники выполнить

плакат каждому воспитаннику.

Оборудование: ватманы форматом А3 (на каждого ребенка), фломастеры, клей, цветные карандаши, журналы, газеты и т.п.


^ ХОД ЗАНЯТИЯ


1.Используя методику «Мой портрет» (автор Р.У.Богданова) предложить каждому ребенку подготовить плакат о себе.

2.В работе можно использовать разные техники оформительского мастерства (коллаж, аппликация, вырезание и т.д.).

3.Содержание плаката о себе (предложить 2 варианта).


1 вариант. Я самый-самый

Я не похож на других

Меня зовут________________ , мне _________ лет.

Мой вес ______ кг, мой рост _____ м, _______ см.


Чем люблю заниматься Так я выгляжу, когда

счастлив.


Вот некоторые из моих Вот моя семья.

друзей.


Вот мое любимое место. Если бы у меня

было одно желание,

я бы загадал (а)…..


2 вариант. Моя уникальность


Запишите свое имя Мои любимые:

по вертикали Вид спорта_________

и «расшифруйте» его Музыка____________

Занятие____________

Место_____________

Нарисуйте картинку или

напишите слова, которые

описывают вашу внешность.


Мое самое любимое Если бы мне нужно

воспоминание было загадать

желание, то я бы

хотел…..

4.Защита плакатов.


Тема: «Ситуация успеха: как ее создать?»


1. Приветствие.

2. Разминка. «Импульс», «Хрустальный шар», «Ушко».

  1. Разучивание игр на знакомство «Пары», «Гип-гоп».

  1. Работа по теме занятия ( по этапам).




  1. «Пролог»-установление личного контакта руководителя с каждым из присутствующих. Мотивация на работу вопросом. Обращенным к каждому ( все стоят в кругу):

- Как вы относитесь к успеху?

- Считаете ли вы себя успешным человеком? Почему?

- Что в вашей жизни значит успех?

- Какого человека, на ваш взгляд, можно назвать успешным?


От чего зависит успех при выполнении какого-нибудь дела: конкурса, творческого задания и т.д.?

- атмосферы доброжелательности;

- аплодисментов;

- комплиментов;

- поддержкой, советом и т.п.



  1. «Этюд». Разыгрывается этюд с целью введения в проблему и демонстрации конкретного примера приема создания атмосферы доброжелательности для участников (ситуация «успеха» и «неуспеха»).

Участвуют 2 человека. Руководитель говорит: «Ваше участие в этюде нам очень необходимо для успешной работы. Выполните любое задание: спеть, станцевать, рассказать стих и т.п. ( оба выходят за дверь). Руководитель договаривается с группой что:

Первого участника нужно встретить аплодисментами, хвалить, поддерживать и т.п.

Второго участника – игнорировать разговорами, смехом и т.п.

Проводится задания.

Обсуждение: В какой ситуации вы чувствуете себя комфортно? Почему?

3^ . Создание алгоритма успешной деятельност.

1 задание. Выбрать в помещении предмет, который привлекает больше его всего. По сигналу руководителя –подойти к нему и коснуться рукой.

2 задание. Разбиться на пары и выбрать предмет, который больше всего нравиться двоим. Подойти к нему одновременно. Один идет длинным путем, другой – коротким.

3 задание. Написать 5 своих самых заветных желаний, проранжировать их по степени значимости.

4 задание. Написать за 3-5минут 10 дел, которые удаются особенно хорошо.

Затем по принципу «карусели» листки, по хлопку передавать по кругу до тех пор, пока не вернется свой лист. В ходе игры каждый всматривается в дела других и вписывает недостающие дела в свой листок, которые он мог отнести к себе, но не включил.

Итог:- Насколько у каждого расширился перечень дел по сравнению с началом игры;

- Определить слабые и сильные стороны.

4. ^ Разбиться на пары. За 3 минуты подумать, что хотелось бы каждому совершить или в чем добиться успеха. Поочередно дети говорят друг другу по три фразы: «Я хочу», «Я могу», «Я буду».

5. «Рефлексия». Самооценка каждого участника о проделанной работе. Его психологическое состояние.


^ Обратная связь.Упражнение «Комплимент» со словом КАРАНДАШ

( Н-Р: Леночка, для меня ты – как коробка цветных карандашей, потому что была сегодня такой разной и

интересной).


^ ФОРМЫ РАБОТЫ, КОТОРЫЕ

МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПЕДАГОГОМ


Книга «Кто я?»

В этой книге могут быть собраны детские рисунки, рассказы и стихи. Ребята могут заносить туда подробности и вопросы о себе, ответы на них.


Круговая беседа

Дети садятся в круг и отвечают на вопрос:

1. Больше всего мне нравится в тебе...

2. Я бы хотел быть ...

3. Моя любимая игра – …

4. Я думаю, что мое имя означает ...

5. Я бы хотел узнать о ...

6. Я чувствую себя счастливым, когда ...

7. Я чувству печаль, когда ...

8. Я хочу стать более...

9. Когда-нибудь я надеюсь ...

Каждую фразу дети дополняют по очереди. Каждому дается одинаковое количество времени, очень важно выслушать всех до конца. Дети могут «пропустить» свою очередь, если пожелают. Ответы можно потом внести в книгу «Кто я?»


^ Нить жизни

Каждый ребенок разматывает нить. Она воплощает в себе его жизнь. Затем дети прикрепляют к ней рисунки и рассказы, в которых подробно излагают то важное, что произошло с ними в жизни. Это можно сделать в хронологическом порядке или в любом другом, в каком захотят дети. Нить можно протянуть и в будущее.


^ Стиральная машина

Дети встают на небольшое расстояние в два параллельных ряда лицом друг к другу. Пусть один ребенок пройдет с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый дружески похлопывает его по спине или пожимает руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения. В результате этого из такой «мойки» появляется сияющий, счастливый человечек. (Ежедневное пропускание одного или двоих через такую «мойку» доставляет гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за один раз).


^ Что означает «Быть людьми?»

Поместите какой-либо подходящий предмет перед группой детей. Скажите, что это гость из другой части вселенной. Этот гость хочет узнать о существах, которые называют себя «людьми». Попросите детей высказать идеи, которые могли бы помочь гостю определить нас как людей.


^ Послание в будущее

Попросите детей продумать, какие предметы, рассказывающие о человечестве, они положили бы в капсулу, которая будет послана в космос. Предложите детям вообразить, что они живут в такое время, когда получены сигналы «оттуда» и ООН собирается послать информацию на специальном корабле. Задача детей – выбрать, что послать: музыку, фигурки людей, одежду, литературу и т. д. Можно активно исследовать возможности всей группой или дать небольшой группе или отдельному ребенку задание составить проект.


Беседа с детьми «Как вы думаете?»

1. Какие факты характеризуют положение детей в мире?

2. Каково значение Конвенции о правах ребенка?

3. Какие положения Конвенции обращены, в основном, к государствам?

4. Какие ее положения обращены к педагогам, родителям, другим взрослым?

5. Почему детям важно знать содержание Конвенции?

6. Могут ли права ребенка быть равны правам взрослых?

7. Является ли работа подростка на приусадебном участке формой его эксплуатации взрослыми?

8. Как соотносятся право свободно выражать свое мнение и дисциплина?

9. Кто из взрослых в наибольшей степени должен быть заинтересован в реализации Конвенции о правах ребенка?

10. Что сейчас мешает полностью реализовать эту Конвенцию?

11. Нужен ли наш «внутренний» Закон о правах ребенка?

^ Создание отрядной или общелагерной декларации либо другого документа, фиксирующего права и обязанности ребят и взрослых.

Создание конкретного документа не самоцель данной работы, в ней важнее процесс его обсуждения, который происходит в коллективе, внесение предложений каждым членом группы.

Кроме того, очень много форм представлено в рекомендуемой литературе (ролевые игры, ситуационные задачи и т. п.), рекомендуем ими воспользоваться.


^ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Чтобы учесть все направления деятельности актуальные для ребенка в лагере, можно опираться на характеристики его благополучия или направления развития ребенка.

С этой точки зрения можно выделить дела, направленные на:

– интеллектуальное развитие;

– физическое развитие;

– эмоциональное развитие;

– социальное развитие;

– нравственное развитие.

Большинство дел нацелено одновременно на развитие ребенка с разных сторон, но есть для каждого направления и свои, особые дела. Попробуем на каждое из направлений подобрать ряд примеров дел, игр, педагогических приемов, заданий, которые может использовать педагог.

^ I. Развитие интеллекта, т. е. развитие мыслительной способности ребенка, памяти, воображения; помощь в овладении механизмами практического применения знаний.

1. Экскурсии (развивают эрудицию, любознательность, внимание к окружающему миру) – экскурсия в природу, в музей, по историческим местам, экскурсия в придуманный город и т. п.

2. Час тихого чтения (читают все – взрослые и дети, затем список книг может быть обнародован, прочитанное может обсуждаться, каждый рассказывает, что нового и интересного узнал).

3. Игры со словами – буриме, рассказ на одну букву, несколько слов из одного.

4. Логические задачи.

5. Коллективные «малые» игры, например, «Ассоциация» (по принципу глухого телефона).

6. Интеллектуальные игры («5x5», «Морской бой», «Взломщик», «Что? Где? Когда?», викторины, в которых вопросы даются для поиска ответа на несколько дней и др.).

7. Встреча с интересным человеком.

8. Защита фантастических проектов (развитие воображения).

9. У малышей – прикладная практическая деятельность («голова развивается через руки») – вышивка, вязание, изготовление мягкой игрушки, бумажная пластика, судо-, авиамоделизм).

10. Творчество – литературное (сочинения, стихи, сказки, рассказы), художественное (рисование, лепка, работа с глиной, песком); конкурсы, выставки («Город мастеров», «Бульвар творчества», «Новый Арбат»).

11. Дискуссионные формы – дети учатся формулировать и высказывать свои мысли, собирать информацию, ориентироваться в ней.

^ II. Физическое развитие – всестороннее совершенствование и развитие тела, укрепление здоровья, поддержание хорошего жизненного тонуса.

1. Обучение разным видам двигательной деятельности (танцы, аэробика, гимнастика и др.).

2. Активная трудовая деятельность, правильно организованная.

3. Дела познавательного характера, помогающие ребенку распознавать свои физические состояния, узнавать свой организм, свои физические возможности, правильно их использовать.

4. Занятия, на которых ребенок может овладевать способами сохранения и укрепления своего здоровья.

5. Спортивные часы.

6. Разучивание спортивных и подвижных народных игр, в которые дети смогут играть самостоятельно.

7. Тренировки, спортивные игры, соревнования.

8. «Часы здоровья» – комплексная форма, которая может включать элементы дел разных направлений, осуществляться может по принципу «вертушки» общими усилиями педагогов.

^ III. Эмоциональное развитие – обогащение мира чувств, эмоций и развитие умения их выражать.

1. Коллективные «малые» игры, сопровождающиеся проявлением эмоций или нацеленные на него. Например, игра «Комплимент» (без слов «сказать» человеку приятную фразу). Важны не только ощущения «водящего», но и каждого участника игры.

2. Развлекательные игры. Например, «Рассказ без прилагательных», «Крокодильчик» (с помощью мимики и жестов передать информацию другой команде).

3. КВН и подобные формы.

4. Театральные дела (постановка спектаклей, сцен для других дел, театральные конкурсы и др.)

5. Конкурсы чтецов, дикторов, исполнителей песен и др.

6. Музыкальные дела – Вечер песни, музыкальные часы, музыкальные игры, клубы.

7. «Вечер легенд и сказаний» – придуманных и найденных.

8. Соревнования, конкурсные программы с участием болельщиков.

9. Праздники.

^ IV. Социальное развитие – приобретение умений жить в обществе – общаться с другими людьми, находить свое дело, свою роль.

1. Сначала важно посмотреть уровень владения детьми «социальными» навыками, определить уровень сложившихся взаимоотношений, распределение ролей. Для этого может быть использован ряд игровых заданий (наряду с социологическими и психолого-педагогическими методами исследования). Например, серия игровых заданий «Начали!», игра «Большая семейная фотография», «Лидер – команда» и др.

2. Привлечь внимание к другим людям помогут игры и дела, направленные на знакомство, например, «Суета сует».

3. Привлечь внимание к самому себе – индивидуальные задания – «10 Я», «10 умею».

4. Выбор поручений в совместной деятельности (по интересам, по делам, которые планируем подготовить и провести).

5. Профильная деятельность, например, работа пресс-центра с систематическим выпуском газет, радиопередач и др.

6. Игры с распределением ролей – ситуационно-ролевые, например, коллективная творческая игра «Киностудия» – создание рисованного фильма.

7. Составление каждым программы саморазвития на смену «Что я хочу сделать за смену: зачем? как? кто поможет мне?»

8. Игры-театрализации, игры-тренинги с последующим обсуждением.

9. Метод проектов – комплексный метод. Его специфика; педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия с окружающим миром, с учетом принципа деятельности на пользу окружающему миру и принципа самодеятельности. Суть проекта (индивидуального, группового, коллективного) – это действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью.

Как создается проект?

1) Определяется важная и посильная для ребенка (коллектива) задача на определенный период (не слишком длительный).

2) Разрабатывается план деятельности по достижению намеченного: основные шага, к кому обращаться за помощью, какие книги прочесть, какие предметы нужны при выполнении проекта, с какими предметами нужно научиться обращаться.

3) Выполнение проекта (конкретное практическое дело или ряд дел – шагов к намеченной цели).

4) Подведение итогов выполнения проекта и определение задач для новых проектов.

Чтобы зафиксировать проект и ход его выполнения, можно использовать «Маршрутный лист», «Карту проекта», карточку «Мой проект», личную книжку-подсказку. Примеры проектов: «Природа в моем доме», «Будь здоров!», «Веселая переменка», «Кем быть?», «Разведка осенних примет» и др.

10. Экологические дела – учимся выстраивать взаимоотношения с природой –составление экологической карты города, микрорайона; изготовление макетов карты из природного материала; «Экологическая экспертиза» и др.

^ 5. Нравственное развитие. В его основе может лежать правовое воспитание. Человек воспринимает правовые представления в раннем возрасте. С детских лет закладываются основы мировоззрения, взглядов, целевых установок, привычек, поведения. Заниматься правовым воспитанием можно не только на специальных занятиях, но и в игре. Какие проблемы можно при этом рассматривать?


1. Умение выбрать свою позицию так, чтобы сохранить свое достоинство (одни – готовы слушаться, другие – сами решают, как поступить); каждого ребенка нужно научить принимать решения. Это можно делать через принятие ребенком лидерской позиции.

Формы решения проблемы:

– ЧТП с чередованием роли командира, дежурный командир отряда;

– игры-вертушки, в которых определена смена отвечающего от имени группы;

– конкурсная программа «Белая ворона», День рекордов и другие дела, в которых может проявиться каждый;

– малые коллективные игры, требующие самостоятельных действий участников в общей деятельности.


2. Взаимоотношения с другими людьми. Детям нужно учиться выражать свое мнение и слышать мнения других.

Формы решения проблемы:

– подведение итогов дня, дела (разговор по кругу, в группах с использованием различных методик);

– обоснование мнений при принятии коллективных и индивидуальных решений (не просто голосование);

– игра «Поспорим с Великим».


3. «Мое и Чужое» – проблема честности.

Формы решения проблемы:

Начинать работать с детьми над этой проблемой можно с находок: что делать, если ты нашел чужую вещь?

– дать детям информацию, куда можно отнести находку (в ролевой, ситуационной игре, на занятии);

– игра-тренинг «Нашел на дороге». Фабула игры – простое событие (человек шел по дороге и нашел кошелек...). В этой ситуации участнику можно играть любую роль. Наблюдателям после разыгранной ситуации задается вопрос: каковы ваши ощущения в связи с происшедшим? Как бы вы поступили? Затем условия игры усложняются: деньги и ключи, деньги и валидол, деньги и фотография, деньги и визитка. В условия игры можно добавить, что на дороге никого нет. Важное условие при обсуждении – обсуждается роль, а не человек.


4. «Осторожно, рядом человек!» (не причини вреда другому). Нужно обучать детей безопасным методам ведения игры, выбору места для игр, правилам дорожного движения и т. п.

Формы решения проблемы:

– дискуссия на тему «Имею право делать то, что не вредит другому»;

– игра «Ринг ситуаций» – разыгрываются и обсуждаются ситуации, иллюстрирующие данную проблему;

– журнал-эстафета на ту же тематику.


5. Знакомство с документами, в которых фиксируются права детей.

Формы решения проблемы:

– создание своего варианта Конвенции о правах ребенка – «Детский взгляд»: в рисунках, детским языком;

– специальные ролевые игры;

– коллективно-творческие дела на материале правовых документов.


^ СРЕДСТВА РАЗНООБРАЗИЯ ФОРМ


Форма воспитательной работы – ограниченная по месту и времени структура коллективного взаимодействия детей и взрослых, которая позволяет решить определенные воспитательные задачи.

Дело или мероприятие может включать одну или несколько форм.

Относительно количества участников можно говорить о формах отрядной работы и об общелагерных делах. Основной груз решения поставленных задач несут на себе, в первую очередь, отрядные дела, даже если они не обладают размахом, блеском общелагерных.

^ Задачи дружинных дел:

– представление детям образца деятельности,

– создание эмоционального настроя, торжественности, демонстрация ритуалов,

– они решают задачи, которые требуют совместных усилий,

– выводят деятельность отряда на новый уровень,

– могут помочь в сплочении отряда.

В 30-дневной смене достаточно 5–7 общих дел. Количество отрядных дел в разных сменах бывает разным. Как минимум – чтобы каждый ребенок смог попробовать себя в разработке и подготовке дела (4–5 дел – по количеству групп). Плюс дела, которые готовятся вожатыми, дела организационного периода, итогового, подготовка к общелагерным делам.

Чем определяется и какими средствами достигается разнообразие отрядных дел?

Определяется разнообразием интересов и потребностей детей, необходимостью постоянной смены деятельности для сохранения активности восприятия, для достижения больших результатов; множеством задач, которые предстоит решить педагогу в течение смены, чтобы обеспечить благополучие ребенка и достичь тех целей, которые поставлены программой конкретной смены, которые определены совместно с детьми.

^ Какими средствами создать разнообразие:

I. Включить самих ребят в процесс планирования, подготовки и проведения дел: это наполняет их деятельность в лагере конкретным содержанием, предполагает использование разных способов и приемов организации деятельности, в том числе групповых, индивидуальных, коллективных;

II. Разнообразить формы дел.

Чтобы представить это разнообразие, рассмотрим одну из классификаций, в основании которой – степень активности участников дела. Формы дел объединяются в три группы:

1. Формы-представления (статичные): есть ярко выраженный центр внимания (сцена, площадка, трибуна), есть зрители и выступающие. Форма строится на демонстрации, ритуале, беседе.

Примеры таких форм:

Линейка – ритуальное представление, предполагающее построение участников на какой-то площади, наличие ведущих, исполнителей ритуала, выступающих. Содержание формирование эмоционально-ценностного отношения и получение информации.

Спектакль предполагает демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действа (варианты устный журнал, агитбригада).

Концертдемонстрация для зрителей художественных номеров. Просмотр кино-, видео-, телефильма, спектакля просмотр зрелища, подготовленного профессионалами.

Соревнованиеконкурсная программа на сцене или площадке.

Лекция монолог, представляющий совокупность знаний по какому-либо вопросу.

Фронтальная беседаспециально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнений по какому-то вопросу.

Митинг – собрание для обсуждения каких-то значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в устных монологических выступлениях.

Диспутспециально организованное представление, в ходе которого происходит столкновение мнений.

Дискуссия (в том числе совещание, планирование, сбор) – специально организованный обмен мнениями по какой-либо проблеме для достижения решения. Варианты круглый стол, форум, дебаты.

Торжественное собраниемитинг в зрительном зале.

2. Формы-путешествия: в основе – перемещение по определенному маршруту.

^ Примеры таких форм:

Игра-путешествие (маршрутная игра, игра по станциям, игра на преодоление этапов, игра-эстафета) целенаправленное движение по определенным правилам свободно или по заданному маршруту, при этом есть общий сбор в начале и в конце игры, на каждой площадке (станции) происходит отдельное действо).

Экскурсиядемонстрация участникам какой-то экспозиции в ходе передвижения.

Экспедиция посещение чего-либо с познавательной целью.

Поход дальняя прогулка, путешествие с привалами.

Парад (карнавальное шествие) – ритуальное передвижение.

^ 3. Формы промежуточного характера. Особенности: одна площадка, но нет единого центра внимания, либо он перемещается в ходе дела, нет зрителей – все участники. Способы перемещения могут быть свободными, могут быть заданы.

Ярмарка (народное гуляние) развернутое на определенной площадке совместное развлечение, которое предполагает вовлечение участников в различные аттракционы («Арбат», «Разгуляй», «Город Мастеров»).

Представление в кругу – ритуальное развлечение вокруг какого-либо предмета, предполагающее перемещение по кругу.

Танцевальная программаспециально организованное на одной площадке развлечение с танцами.

Вечер общенияпрограмма общения на одной площадке (вечеринки, посиделки, салон, клуб, прием, гостиная).

Трудовая акция субботник, трудовой десант.

Изготовление выставки (газеты, книги) деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации.

Ситуационно-ролевая играсоревнование в решении задач взаимодействия и имитации предметных действий участников строгие роли, правила, вымышленный сюжет.


III. Использовать комплексные формы, такие как тематический день. Он предполагает систему дел, связанных общей темой, логикой; содержательно прорабатываются все обычные организационные моменты дня; важно учесть сочетание различных видов деятельности в дне. Может быть использовано единое оформление, меняются только его элементы.


IV. Разнообразить содержание дел отряда:

– спорт;

– интеллект;

– искусство;

– прикладное творчество;

– досуговое творчество, развлечения;

– «отраслевые» дела (по экологии, экономике, праву, театральные, литературные и др.).


Групповая игра » «^ ХОЧУ И НАДО»


«ХОЧУ» - эмоциональное желание иметь что-либо трансформируется в «хочу» как стремление действовать в соответствии с целью.

Группа разбивается на две команды

«ХОЧУ» и «НАДО»

    1. Игроки команды «Хочу» поочередно высказывают свои пожелания.

    2. Игроки команды «Надо» после обсуждения выдвигают ряд условий, которые необходимо выполнить, чтобы реализовать эти желания.

    3. Игрок из команды «Хочу» решает, насколько это реально в данный момент. И если решает, что это невыполнимо, то покидает свою команду и отправляется в «область мечты».

    4. Команда «Надо» получает 1 балл.