prosdo.ru 1

Методология визуального проектирования как инструмент организации поддержки

учебного процесса

А.И. Власов, О.Е. Кирбабин, А.С. Шепель, vlasov@iu4.bmstu.ru

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана


VISUAL DESIGN METHODOLOGY AS A SUPPORT TOOL OF EDUCATIONAL PROCESS

A.I. Vlasov, O.E. Kirbabin, A.S. Shepel

Moscow state technical university named after N.E.Bauman


В соответствии с современной образовательной парадигмой специалист технического профиля должен обладать ментальной грамотностью и профессионально значимыми личностными качествами, что позволит ему легко адаптироваться к быстро меняющимся условиям производства. Это требует изменения содержания и форм организации учебного процесса и труда преподавателя.

Для управления учебным процессом необходим инструмент, позволяющий интуитивно понятно описывать существующий процесс, анализировать его и вносить изменения. Наиболее эффективным инструментом являются визуальные модели.

Наряду с этим, для повышения эффективности труда преподавателя необходимо создание автоматизированных рабочих мест. Автоматизированные рабочие места преподавателей технических дисциплин создаются в рамках системы поддержки и управления учебным процессом низшего уровня, то есть уровня преподаватель – студент.

Моделирование процесса обучения и проектирование системы информационной поддержки учебного процесса являются очень сложными и трудно формализуемыми задачами. Для их решения необходимо объединить труд множества специалистов (преподавателей, методистов, программистов). А с учетом постоянного изменения учебного процесса (особенно в технических ВУЗах), вызванного быстрым развитием современных технологий, необходимо иметь удобный инструмент, позволяющий корректировать модель таким образом, чтобы изменения легко переносились в систему информационной поддержки.


Рисунок 1. Методология визуального проектирования

Для достижения высокой эффективности при проектировании предлагается использовать методологию визуального проектирования (рис.1). Основными ее принципами являются:


  • проектирование «сверху – вниз», от концепции до реализации;

  • разделение процесса проектирования на различные этапы, требующие на каждом из них работы специалистов соответствующей области;

  • использование информации с предыдущего этапа проектирования;

  • использование на каждом этапе соответствующих инструментов моделирования, наиболее точно соответствующих требованиям этапа;

  • объединение различных этапов в едином процессе проектирования посредством формальной методологии и инструментальных средств, а не посредством специалистов (рис.2).




а) б)


Рисунок 2. Оптимизация традиционного процесса проектирования

Инструментом, реализующим на практике описанный подход, является система визуального проектирования, позволяющая автоматизировать множество рутинных операций и автоматически преобразовывать модели разных этапов.

Функционал системы позволяет производить анализ и оптимизацию существующего учебного процесса. Кроме того, система предоставляет возможность учитывать производимые изменения и поддерживать модель на протяжении всего жизненного цикла.

Основываясь на модели учебного процесса, система визуального проектирования формирует каркас будущей модели информационной системы. Далее специалист достраивает модель необходимым образом и на ее основе разрабатывается система поддержки учебного процесса.

При внесении изменений в модели верхнего уровня, система визуального проектирования отслеживает взаимосвязи с моделью программного обеспечения, внося в нее необходимые изменения и предотвращая несоответствия между учебным процессом и системой его поддержки.

Таким образом, использование описанной методологии и системы визуального проектирования, позволяет создавать модели учебного процесса и информационной системы его поддержки, которые не только соответствуют текущему процессу обучения, но и будут преобразовываться по мере внесения изменений в процесс обучения в будущем.