prosdo.ru 1

МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа»





Подготовила: Пунтусова Светлана Владимировна –

заместитель директора по воспитательной

работе


2010 год



Детский коллектив нашей школы - коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творчества и для обучения детей творческому отношению к своей и общественной жизни. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуют ее вокруг себя. Как же сделать так, чтобы всемерно развить инициативу и самостоятельность каждого ребенка? Чтобы, когда в школе проводятся различные вечера, викторины КВНы, конкурсы, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостям.

С первых дней сентября начинаю относиться к ребятам как к своим единомышленникам по трудной, но очень интересной работе. Своим личным примером, ненавязчиво и незаметно, помогаю ребятам находить в каждом из них что – то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса и для окружающих их людей. Осуществлять задуманное - это значит проявлять творческую заботу о своей школе, о близких и далеких людях, о родном селе. В таком случае у детей постепенно вырабатывается привычка заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.

С самого начала предоставляю детям больше возможности самим быть организаторами своих дел, проявлять инициативу и заботу об общественно – полезных делах, о коллективе и друзьях. Создаю детям условия для проявления самостоятельности и постепенно передаю в руки ребят функции самостоятельного управления. В своей работе придерживаюсь принципа: все, что дети могут делать сами, они должны делать самостоятельно. Участие ребят в составлении плана воспитательной работы, подборе материалов для праздников, в распределении заданий и в контроле за их исполнением имеет важное воспитательное значение: дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение полученного дела, т.е. формируется их активная деятельность жизненная позиция. Свою воспитательную работу строю по тематическим периодам. Каждый из них посвящен определенной теме, которая дает возможность решить задачи патриотического, трудового, нравственного, эстетического воспитания. Каждый период воспитательного процесса имеет свое название:


  • Здравствуй, школьная пора!

  • Праздник знаний и творчества.

  • Физическая культура и детский спорт.

  • Отечество мое – Россия!

  • Земля – наш общий дом.

Каждый тематический период начинается с тематического планирования. Каждый класс получает задание – подумать, что интересного и полезного для себя и для других можно сделать в этот период. После коллективного обсуждения 1 – 2 предложения от класса выносятся на Совет дела. Работу над каждым тематическим периодом строю по плану.

  • Предварительная работа организатора;

  • Коллективное планирование;

  • Коллективная подготовка;

  • Коллективное проведение дела;

  • Коллективное подведение итогов.

Самое важное в коллективном планировании – развивается творческая активность и самостоятельность самих детей. Дети учатся жить - и жить с пользой и радостью!

В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела в нашей школе уже на протяжении ряда лет занимают особое место. Это замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно способна сделать многое в воспитании детей. В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества.

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов.


Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. Сегодня коллективная творческая деятельность переживает второе рождение.

КТД – дело коллективное творческое, потому что представляет собой совместный поиск лучшего решения жизненно важной задачи. Оно творческое еще и по тому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые возможности. КТД отличается друг от друга, прежде всего по характеру общей практической деятельности, которая выступает на первый план: трудовая или общественно – политическая, познавательная или художественно - эстетическая, спортивно – оздоровительная или организаторская. Но в каждом КТД решается спектр педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного отношения к окружающему миру. КТД обогащает коллектив и ребенка социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности и отношения, расти нравственно и духовно. КТД – это способ организации, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство. При этом нужно помнить, что успех КТД и его воспитательно - развивающий эффект зависит от умелой организации дела, когда его создателем и участником становиться каждый.

Воспитательная работа в школе организуется по методике, разработанной профессором И.П. Ивановым. Личность формируется и развивается в деятельности, и чем богаче, содержательнее будет организована эта деятельность, тем больше создастся – возможностей для становления социально-ценностных отношений ребёнка к действительности, к формированию его самосознания и самовоспитания. Организация общешкольных праздников и мероприятий – неотъемлемая часть воспитательной системы школы.

     Детские праздники необходимы не только как вид творчества и организация интересного досуга – они значительно расширяют поле самореализации школьников через участие в их подготовке и проведении. 

КТД планируются и проводятся в течение месяца, меняя названия и содержание каждый год. Их разнообразие и периодичность позволяют учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, прове­дении и анализе коллективных дел. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры, сценки, агитбригады. Выставки, организуемые почти всегда во время проведения коллективных творческих дел, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера, начиная с рисунков, плакатов, газет, заканчивая поделками, изделиями из различных материалов.    Большие выставки прикладного и письменного творчества, а также публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, часто не просто перед ровесниками, а перед младшими и старшими, создают ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других.  Коллективное творческое дело имеет огромное влияние как на личность каждого человека, на класс, который является первичным коллективом, так и на весь большой ученическо - учительский коллектив школы. Это подтверждают результаты диагностики, анализ КТД в классных коллективах и самоанализ участников.   В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших.  Во время планирования и организации коллективных творческих дел взрослые и дети приобретают большой опыт организаторских навыков, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за организацию определенного этапа коллективного творческого дела. Коллективные творческие дела становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация ус­пеха высвобождают добрые чувства, сопереживание всех всем.


       КТД проходят в школе 3 - 5 раз в год, охватывая весь ученический (с 1-го по 11-й классы) и педагогический коллективы. В подготовке и проведении участвуют методические объединения учителей (МО), классные руководители, руководители кружков и факультативов, педагоги – предметники, родители, выпускники школы. Основная творческая работа организуется Советом старшеклассников (8 – 11 классы) и Детским центром (1 - 7 классы). На заседаниях ребята планируют и анализируют коллективные дела. По каждому КТД формируется Совет дела, назначаются ответственные за организацию и проведение мероприятия. Состав совета постоянно обновляется, предоставляется возможность каждому попробовать свои силы. Планирование, подготовку и проведение КТД осуществляют ученики самостоятельно. Учитель выступает в роли координатора. Во время планирования и организации КТД дети и взрослые приобретают большой опыт организаторских навыков, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за организацию определенного этапа КТД. Инициативная группа становится основой общешкольного Совета дела, которая формируется по принципу разновозрастного коллектива (по 2 учащихся от класса) – это активные, заинтересованные дети, от умения которых зависит результативность дела.

КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством. Мы предполагаем, что в КТД любой школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.

Предлагаю два КТД, разработанные и проведенные в школе, которые способствовали эффективному развитию лидерских качеств школьников.

Коллективное творческое дело «Было детство, и были бантики!»


Коллективное творческое дело “Давно закончилась война”

Цель первого КТД: Развитие организаторских и творческих способностей учащихся выпускных классов

Задачи:


  1. Формирование межличностных отношений, навыков общения и навыков групповой работы в разновозрастных группах.

  2. Выявление потенциала учащихся.

  3. Обучение организации проведения КТД в процессе игровой деятельности.

Этапы проведения КТД “Было детство, и были бантики”:

  1. Формирование разновозрастных групп из учащихся 5 - 8 классов;

  2. Знакомство с консультантами – учащимися 10 -11 кл.

  3. Подготовка к представлению домашнего задания (защита театрализованного или музыкального произведения):

  4. Организация тематической выставки, митинга.

Цель второго КТД: создать условия для проявления творческих способностей старших школьников, развития сотрудничества и самостоятельности.

Задачи:

  1. Формирование умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с людьми.

  2. Воспитывать общность интересов, взаимовыручки.

  3. Способствовать развитию творческого мышления учащихся, активизировать познавательную деятельность.

Этапы КТД «Давно закончилась война»:

Старт КТД (сообщение темы, выбор Совета дела, распределение поручений)

  1. Промежуточный этап (ребята находили новую информацию, составляли сценарий итогового КТД, изготавливали костюмы, репетировали)

  2. Итоговое КТД “”.

После проведения КТД были подведены итоги на заседании Совета старшеклассников в форме коллективного обсуждения.

При коллективном обсуждении ребята ответили на следующие вопросы:
  • Что удалось?


  • Что не удалось?

  • Почему?

  • Что нужно учесть на будущее?

Планирование, подготовку и проведение КТД осуществили ученики самостоятельно. Учитель выступил в роли координатора.

Рассмотрим эти КТД.

В ходе первого КТД, чтобы самостоятельность детей проявилась в полной мере, создавались разновозрастные группы под руководством старших школьников. Именно они выполняли роль консультантов. Это надо было сделать обязательно, чтобы авторитет учителя не оказывал давление на учащихся и не снижал желание проявлять самостоятельность, активность, инициативу. На этом этапе учитель наблюдал за учениками, а учащиеся стали активными участниками коллективной деятельности. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что педагог на данном этапе должен обязательно поменять свою позицию, отказаться от мелочной опеки учащихся, постоянных назиданий и руководства. Важно специально создать ситуацию, которая освободила бы школьника от давления авторитета учителя. Ситуация “учитель – наблюдатель”, а роль учителя – консультанта выполняли старшеклассники, оказалась результативна в плане создания обстановки свободы, открытости для всех без исключения учащихся. Это способствовало развитию активности, самостоятельности, творчества учащихся.

Во втором КТД роль педагога изменилась. Если в первом он выступал в роли наблюдателя, то во втором он стал координатором деятельности. Ребята сами придумали, подготовили и провели мероприятие. Данное КТД направлялось на стимулирование самостоятельности учащихся, воспитание ответственности за порученное дело. Каждый ребенок, выполняя индивидуальное задание, вносил свою лепту в общее дело, тем самым сопереживал и стремился к успешной реализации общей цели.

КТД дают возможность
:

УЧЕНИКУ

УЧИТЕЛЮ


Реализовать и развивать свои способности.

Развивать творческий потенциал.

Расширять знания об окружающем мире.

Совершенствовать организаторские способности.

Проявлять организаторские умения.

Изучить классный коллектив.




Управлять процессом развития школьника.




Развивать рефлексивные способности.

Совместно идет:


-
формирование коллектива единомышленников;

- освоение культурного пространства;

- формирование личности.

Схема организации КТД


М

К

Т

Д
О

О
Совет

дела

Подготови-тельный этап

Промежу-точный этап

Итоговое КТД
бучающиеся

Кл. руководители


Организации досуга

Этапы КТД

Старт КТД.

Проводиться во всех коллективах в форме игр, линеек, рекламы. Начинаем с обсуждения: с какой целью проводим КТД, сроки проведения, а затем исходя из целей, - содержание. Через членов Совета дела держим связь с классами. В процессе подготовки КТД подростки приучаются самостоятельно выполнять принятые решения, развивают организаторские навыки, творческие способности, чувство ответственности. Стартовая игра должна быть продуманной, яркой, запоминающейся, такой, чтобы каждому присутствующему захотелось принять участие в КТД.


Промежуточный этап.

После старта проводится промежуточный этап КТД в классах. Они показывают, как ребята готовятся к итоговому КТД, находят новую информацию, приобретают новые знания, умения, навыки. Промежуточный этап проходит в разных формах:

Их главная цель: накопление знаний, умений. В промежуточном этапе каждый может найти дело по душе. Изготовить поделку, принять участие в составлении проекта заключительной игры, сшить костюмы, декорации, попробовать себя в качестве поэта, музыканта, оформителя. Результатом промежуточных этапов является: выпуск газет, кроссвордов, ребусов, сочинений и многого другого.

Заканчивается этап школьной выставкой творческих работ, в которой может принять участие каждый и продемонстрировать свои способности в любом виде деятельности.


Итоговое КТД.

Итогом любого КТД становятся театрализованные представления, интеллектуальные, развлекательные, спортивные игры, литературные гостиные и т. д. Здесь же подводятся итоги КТД. Лучшие учащиеся получают благодарности.



Анализ результата.

После итогового КТД в каждом классном коллективе проводится анализ. Это один из важных этапов работы: оценка результата, и соотнесение полученного с запланированным мероприятием. В ходе анализа ребята отмечают, что получилось, какие трудности и неудачи. Основные вопросы, которые должны быть обсуждены, на первый взгляд просты:


  • Как было организовано дело?

  • Что мы узнали друг о друге?

  • Что делал лично я?

  • Что взять на будущее?

  • Какие уроки можно извлечь?

  • Что изменить? и т. д.

Отмечаются успехи класса и личный вклад каждого. С чувством гордости ребята отмечают удачные моменты дела, что им удалось, понравилось, выявляют трудности, открыто говорят о своих ошибках, о безответственности отдельных ребят. Высказываются и анализируют сами учащиеся.

По школьной традиции в конце каждой четверти в классных коллективах проводится час общения на тему «Анализ деятельности классного коллектива за четверть». Много положительных моментов отмечено в ходе анализа:

- организованность классов;

- сплоченность центров;

- участие родителей в КТД;

- полезные и интересные встречи с работниками медицины, правоохранительными органами.

- участие в КТД учителей школы, которых объединяют общие заботы, тревоги о детях, общие с ними дела.

Совместные дела делают жизнь детей яркой, наполненной фантазией и творчеством, вселяют веру в свои силы и воспитывают способность выжить и устоять в любых условиях.

Эта методика создает огромные возможности для творческого развития детей. Именно в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя.

Задача классного руководителя – фиксировать и отслеживать роли и позиции, которые занимают дети в организуемых КТД. Стремиться к тому, чтобы не «эксплуатировать» явные способности (например, умение рисовать – позиция оформителя); при его умелом руководстве ребенок меняет роли, приобретая тем самым новые способности и умения.

КТД было и остается важнейшей формой работы в нашей школе, ведь именно оно в наибольшей степени позволяет ребенку раскрыть свою творческую индивидуальность, самостоятельность, уверенность в себе, приобрести организаторские навыки, а педагогу – развивать творческий потенциал, совершенствовать организаторские способности, изучать детский коллектив, объединить учащихся и родителей, управлять процессом развития школьника.