prosdo.ru 1 2 3 4


Стерлитамакская государственная педагогическая

академия им. Зайнаб Биишевой

Библиотека

Справочно-библиографический отдел





Моя профессия –учитель


Рекомендательный список литературы


Стерлитамак -2010


Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,

что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

Василий Ключевский (1841 — 1911)

В России стартовал Год Учителя

«Год учителя в России – это не только дань уважения благородному учительскому труду, - сказал Президент, - но и начало серьёзной модернизации отечественного образования».

«Мы приступаем к реализации образовательной инициативы «Наша новая школа», - продолжил Дмитрий Медведев. - Сегодня я эту образовательную инициативу утвердил. Её смысл заключается в создании современной школы, которая способна раскрыть личность ребёнка, воспитать в детях интерес к образованию, учёбе, быть современной, адекватной нашей жизни образовательной системой. Ключевая роль в реализации этой инициативы будет принадлежать нашим российским учителям... Задача государства заключается в одном – повышать престиж учительского труда...

Уважение и признание учительского труда должно стать мощным стимулом для развития всего учительского корпуса. Это ключевое направление модернизации образования, и уже предложены конкретные меры, которые будут способствовать сохранению в школах лучших учителей, специалистов, которые имеют различное образование».

Дмитрий Медведев особо выделил проблему прихода в школы молодых педагогов: «Сегодня в школах, в среднем, от 7 до 12 процентов молодых преподавателей. Привлечение молодых педагогов в школу должно стать нашим основным приоритетом. Школы должны наполниться энергией молодых. Причины, по которым молодёжь не идёт в школу даже после окончания педагогических университетов, хорошо известны. Это социальный статус учителя, низкий уровень заработной платы. Она всё ещё не соответствует интенсивности труда педагога и высокой ответственности учительского труда... Должны меняться и программы повышения квалификации в зависимости от современных потребностей педагогов. Начало таких преобразований уже предусмотрено в этом году планом первоочередных действия».


«Ещё одна задача – совершенствование аттестации педагогических и управленческих кадров, - сказал Президент. - Сейчас принципиально обновляются квалификационные требования. Центральное место в этих требованиях занимают профессиональные педагогические компетенции. Но не должно быть никаких бюрократических препятствий для тех учителей, включая молодёжь, которые хотели бы досрочно подтвердить уровень своей квалификации».

Президент остановился на ещё одной важной теме - Единый государственный экзамен: «Единый госэкзамен стал новым явлением, который, по сути, создаёт первый опыт независимой общегосударственной аттестации знаний ученика…

Единый госэкзамен должен быть основным, но не единственным способом проверки качества образования».

В завершение своего выступления Президент пожелал хорошего начала Года Учителя и призвал учителей возрождать полноценную систему внеклассной работы, в которую нужно вовлекать и родителей, и бывших выпускников школы.


Учителя, учителя...

Профессий нет добрей!

Стоите твердо у pуля,

Откpыв pебенку двеpь.

Учитель - самый верный друг,

Не выдаст, не предаст;

А если что случится вдруг,

Он pуку всем подаст.

Как напpяженен этот труд:

Пойми и научи.

Всегда к учителю идут

Студенты и врачи...

Зайдете в светлый класс когда,

Не замечать нельзя

Такие милые всегда,

Усталые глаза.

О, как отважен этот труд:

Задиры, шалуны...

Поpой в глаза упрямо лгут.

Вы их понять должны.

Учителя, учителя...

Профессий нет добрей!

Стоите твердо у pуля,

Открыв ребенку дверь.


Вы - будущий учитель

Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Работа учителя предъявляет большие требования к его вниманию.


Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - важнейшая социальная функция и назначение педагога в обществе. Содействуя формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей и как основной духовной ценности общества, педагоги непосредственно влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества. Функция современного педагога - помогать воспитанникам, приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества. Современное воспитание подрастающего поколения должно строиться именно на гуманизме, а не на культивировании силы, нетерпимости к людям других взглядов, иных национальностей и вероисповедания.

Педагогическая функция - предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений.

Главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

Интересы учителя - это не просто его направленность, но своеобразная психологическая обращенность учителя к интересам педагогической системе.

Основные типы подчинения учителя:

собственным интересам;

интересам администрации;

интересам родителей;

интересам коллег;

интересам учебного предмета;

интересам учащихся.

Мастерство - это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.

Педагог - мастер своего дела - это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно, детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитание


Слагаемые педагогического мастерства:

Умение организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний;

Умение учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке: для него домашнее задание - это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха опытных учителей - в умении управлять деятельностью учащихся;

Умение активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке;

Умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность;

Высокий уровень педагогической техники.

Педагогическая техника - это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых учителю для того, чтобы эффективно применять, на практике избранные им методы педагогического сотрудничества.

Владение педагогической техникой требует специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки. Прежде всего, педагог овладевает искусством общения с детьми; умеет выбирать нужный тон и стиль общения с ними. В отношениях с детьми важна простота и естественность. Мастер не разговаривает с ними ни искусственным, ни назидательным, ни панибратским тоном. Составной элемент педагогической техники - умение воспитателя управлять своим вниманием и вниманием детей.

Педагогическое общение - установление контакта с детьми. Его можно определить и как профессиональное взаимодействие педагога с учениками, направленное на установление доверительных отношений между ними. Здесь играют роль культура речи, правильное дыхание, постановка голоса, умение управлять своим голосом, своим лицом, держать паузу, владеть мимикой, жестом.

Реформирование системы образования в стране неизбежно приведет широкому применению качественно новых технических средств обучения, в первую очередь компьютерной техники. В школах, гимназиях лицеях, а которых имеется хотя бы один компьютер, учителя, не дожидаясь, когда будут оборудованы компьютерные классы, могут использовать этот единственный экземпляр, чтобы, внося разнообразие в учебный процесс, повысить эффективность изучения предметов.


«Не ждать, а действовать!» — именно этот девиз стал основой действительности тех учителей, которые реально оценивают задачу дня, разрабатывая и внедряя опыт компьютеризации процесса образования учащихся. Поиск приводит к обнадеживающему результату: появились разновидности программ; обозначились уровни их надежности; заметно расширились формы занятий, где программы удачно вписались в учебный процесс. Все это требует творческого осмысления и продолжения работы по компьютеризации образования.

Учителю на заметку

1.Никогда не принимайся за воспитание в плохом настроении.

2.Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон - вот залог успеха.

3.Ясно определи для себя, чего ты хочешь от ребенка, а также узнай, что он сам думает по этому поводу.

4.Предоставь возможную самостоятельность ребенку. Окажи помощь, а не подменяй действия детей своими.

5.Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.

6.Создавай ситуации успеха.

7.Не навреди

8.Не пропусти момента, когда ребенок достигнет первого успеха.

9.Делай своевременные замечания.

10.Помни - твое поведение – пример твоим воспитанникам.

11.Будь одинаково справедлив ко всем воспитанникам.

12.Оценивай поступок, а не личность.

13.Цени юмор детей.

14.Учись понимать ошибки детей и сочувствуй их слабостям.


Конкурс «Учитель года»

в Республике Башкортостан

В истории конкурсов много замечательных страниц. Они объединяют настоящих подвижников учительской профессии. Вместе с тем конкурсы – это не просто история творческих открытий, но и хроника биографий талантов. Ведь каждый из его участников – это, прежде всего, яркая личность, профессионал в своем деле. Каждый год сообщество творческих педагогов пополняется новыми именами, для которых обучение и воспитание подрастающего поколения - не только напряженный повседневный труд, но и призвание всей жизни.


Целенаправленная государственная политика в области образования, безусловно, способствует повышению престижа учительского труда, росту творческой активности самих педагогов. Об этом свидетельствуют и ежегодные конкурсы учителей.

В конкурсах до сегодняшнего дня принимали участие более 1100 педагогических работников общеобразовательных учреждений, преподавателей педагогических училищ, колледжей, профессиональных училищ и лицеев – победителей соответствующих городских и районных конкурсов. Свыше ста из них стали лауреатами.

. Из всех участников конкурсов именно только сильным удается пройти все этапы серьезных испытаний, с честью выдержать трудные экзамены. Они показывают высокий профессионализм, широкую эрудицию и особый дар – талант педагогического работника. Именно благодаря учителям коллег образовательная система нашей республики является одной из лучших в стране.


Победители конкурса « Учитель года» разных лет-выпускники СГПА им. Зайнаб Биишевой:


«Учитель башкирского языка и литературы–2005 года» – Ишмухаметов Гайса Харисович (Зианчуринский район)


«Учитель башкирского языка и литературы–2007 года» – Тапаков Хайдар Нигаматович.(г.Сибай)


«Учитель года–2008» – Юнусова Светлана Александровна – учитель начальных классов.(г.Стерлитамак)


«Учитель года–2009» – Кузьмина Елена Сергеевна. – учитель начальных классов.(г.Стерлитамак)

Лауреат конкурса «Учитель башкирского языка и литературы –2007 года» – Ишбаев Зигангир Яганшиевич.(г.Стерлитамак)

Список литературы


О проведении в Российской Федерации Года учителя : Указ Президента РФ от 10.03.2009 № 259 // Вестник образования России. – 2010. – № 1. – С. 11.


Аллаяров, З. А. Современный учитель в Год Учителя / З. А. Аллаяров // Учитель Башкортостана. – 2010. – № 1. – С. 3-5.

Абасов, З. А Кризисы профессионального становления как источник инновационной активности учителя / З. А. Абасов // Мир образования - Образование в мире. – 2009. – № 1. – С. 136-141.



Абасов, З. А. Подготовка учителей к работе в инновационной среде / З. А. Абасов // Высшее образование в России. – 2002. – № 6. – С. 151-155.


Абасов, З. А. Формирование прогностических способностей у учителей / З. А. Абасов // Образование в школе. – 2004. – № 6. – С. 50-55.


Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования : для пед. спец. вузов / О. А. Абдуллина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1990. – 139 с.


Адольф, В. А. Профессиональная подготовка будущего учителя / В. А. Адольф, И. Ю. Степанова // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 4. – С. 66-70.


Азариянц, М. Все начинается в школе / М. Азариянц // Учитель. – 2010. – № 1. – С. 83.


Азиуллина, Т. Культурный потенциал учителя и формирование нравственных ценностей молодежи / Т. Азиуллина // Наука и школа. – 2004. – № 10. – С. 8-16.


Акутина, С. Воспитание будущего педагога в период педпрактики / С. Акутина // Высшее образование в России. – 2008. – № 10. – С. 148-150.


Алдошина, М. И. Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей в классическом университете : региональный аспект / М. И. Алдошина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения). – 2008. – № 10(52). – С. 83-91.


Аминов, Т. М. Мусульманское педагогическое образование в дореволюционной Башкирии / Т. М. Аминов, Л. Я. Аминова // Педагогика. – 2002. – № 1. – С. 89-99.


Амирова, Л. А. Проблема профессиональной мобильности педагога и перспективные ориентиры ее развития / Л. А. Амирова // Образование и наука. – 2009. – № 8. – С. 86-96.

Андреева, Е. В. Программа поддержки начинающего учителя / Е. В. Андреева, Н. В. Новокшанова // Управление современной школой. Завуч. – 2010. – № 2. – С. 82-96.



Андреева, И. Эмоциональная компетентность в работе учителя / И. Андреева // Народное образование. – 2006. – № 2. – С. 216-222.


Андриенко, Е. В. Феномен профессиональной зрелости учителя / Е. В. Андриенко // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 66-70.


Андронова, А. Инновационная деятельность учителя как одно из условий его профессионального роста / А. Андронова // Учитель Башкортостана. – 2002. – № 10. – С. 46-47.


Анин, Б. И. Учитель в моей жизни : книга интервью / Б. И. Анин. – М. : Сов. Россия , 1987. – 222 с.


Анищенко, С. А. Особенности профессиональной и гендерной идентичности у студентов педагогической и медицинской / С. А. Анищенко // Психология обучения. – 2007. – № 1 .– С. 61-71.

Анохин С. М. Электронная библиотека учителя / С. М. Анохин // Школ. технологии. – 2005. – № 2. – С. 208-213.


Антонова, О. А. Принципы формирования активной жизненной позиции будущего педагога-психолога в гуманитарном вузе / О. А. Антонова // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 2. – С. 42-46.


Артамонова, Е. И. Теоретико-методологические основы развития духовной культуры учителя / Е. И. Артамонова // Педагогическое образование и наука. – 2005. – № 5. – С. 4-8.


Арябкина, И. В. Формирование эстетического отношения к действительности у будущих учителей начальных классов / И. В. Арябкина // Искусство и образование. – 2006. – № 6. – С. 90-103.


Асадуллин, Р. М. Проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя в образовательной практике вуза / Р.М.Асадуллин // Педагогический журнал Башкортостана.– 2005. – № 1. – С. 15-23.


Афанасенко, А. В. Готовность к выставочной деятельности как составляющая профессиональной компетентности учителя / А. В. Афанасенко // Начальная школа. – 2007. – № 7. – С. 87-91.

Ахияров, К. Ш. Педагогическое творчество В. А. Сухомлинского и современная школа / К. Ш. Ахияров. – Уфа : РИО РУНМЦ МО РБ, 2002. – 199 с.



Ахияров, К. Ш. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей / К. Ш. Ахияров, А. Ф. Амиров // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 50-54.


Ахметова, Т. Гранд за талант / Т. Ахметова // Ватандаш. – 2009. – № 8. – С. 115-117.


Ахметова, М. Н. Проектная культура будущего учителя / М. Н. Ахметова // Школьные технологии. – 2004. – № 4. – С. 210-216.


Бабина, О. Проблемы развития понимания педагогических ситуаций у будущих учителей / О. Бабина //Alma Mater: Вестник. высшей школы. – 2006. – № 10. – С. 50-52.


Багдасарян, А. Учитель-наставник и студент / А. Багдасарян // Высшее образование в России. – 2007. – № 3. – С. 146-148.


Белухин, Д. А. Учитель:от любви до ненависти : техника проф. поведения / Д. А. Белухин. – М. : Народное образование, 1994. – 143 с.


Беляев, Е. В. Культура профессионального мышления учителя / Е. В. Беляев // Наука и школа. – 2006. – № 6. – С. 25-27.


Бережнова, Е. В. Основы учебно - исследовательской деятельности студентов : учеб. для студ. сред. проф. образования / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 124, [3] с. – (Сред. проф. образование).


Бершадский, М. Е. Консультации: профессиональные качества учителя и профессиональные конкурсы педагогов / Бершадский, М. Е. [и др.] // Педагогические технологии. – 2008. – № 1. – С. 90-101.


Бикмухаметов, Р. К. Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни будущих педагогов / Р. К. Бикмухаметов // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 4. – С. 147.


Блага, К. Я - твой ученик, ты - мой учитель : кн. для учителя : пер. с чеш. / К. Блага. – М. : Просвещение, 1991. – 140 с.


Бобрышева, И. В. Профессионализм современного учителя с позиции разных моделей педагогической деятельности / И. В. Бобрышева // Инновации в образовании. – 2009. – № 2. – С. 11-17.

Богуславский, М. Василий Александрович Сухомлинский : цели и смысл воспитания / М. Богуславский // Народное образование. – 2008. – № 9. – С. 261-266.



Богуславский, М. Станислав Теофилович Шацкий : его ждал Большой театр, но он выбрал школу / М. Богуславский // Лидеры образования. – 2005. – № 8/9. – С. 22-24.


Болотова, Е. Л. Правовой статус педагога / Е. Л. Болотова // Народное образование. – 2010. – № 1. – С. 152-159


Бондаренко, Е. Н. Профессиональная подготовка учителей в современных системах педагогического образования в странах мира / Е. Н. Бондаренко // Вестник Московского университета. Сер.20, Педагогическое образование. – 2008. – № 3. – С. 127-136.


Бордовский, Г. А. Педагогическое образование: современные вызовы / Г. А. Бордовский // Высшее образование в России. – 2005. – № 12. – С. 14-23.


Брускова, Е. С. Моя синяя птица : дневник сел. учителя с комментариями. / Е. С. Брускова, А. И. Шевченко. – М. : Педагогика, 1990. – 270 с.


Буланкина, Н. Е. Совершенствование языковой культуры учителя / Н. Е. Буланкина // Педагогика. – 2004. – № 4. – С. 51-55.


Булатова, О. Должен ли педагог быть режиссером? / О. Булатова // Директор школы. – 2007. – № 3. – С. 32-37.


Бураканова, Г. М. Подготовка современного руководителя / Г. М. Бураканова // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 10.– С. 40-44.


Бырдина, О. Г. Профессионально-ценностное самоотношение личности будущего учителя сущность и содержание / О. Г. Бырдина // Педагогическое образование и наука. – 2007. – № 6. – С. 72-74.


Быстрай, Е. Формирование межкультурной педагогической компетентности учителя / Е. Быстрай //Alma Mater : Вестник высшей школы. – 2006. – № 6. – С. 14-18.


В. А. Сухомлинский о воспитании : для педагогов, родителей и студ. педвузов / сост. Д. И. Латышина. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 189 с.

Васильев, Е. С. К вопросу о готовности будущих педагогов к использованию информационных технологий в современном образовательном процессе / Е. С. Васильев // Вестник ВЭГУ. – 2009. – № 1 (39) , Педагогика. Психология. – С. 71-79.


Вачков, И. Типология учителей: от самого низкого до совершенно идеального / И. Вачков // Директор школы. – 2008. – № 1. – С .42-49


Введение в педагогическую деятельность : учеб.пособие для студ.вузов / А.С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова – М. : Академия, 2002. – 206 с.


следующая страница >>