prosdo.ru 1

Н. А. Бергер,

Н. А. Яцентковская

РГПУ им. А. И. Герцена

Музыка в школе и компьютер



«Музыкальная гармония действительно отражает числовые соотношения космической гармонии!» — приходит к выводу старшеклассник после урока музыки в школе. Фантастика? Приведем несколько аналогий.

Тренировки в спортивной школе и урок физкультуры в обычной общеобразовательной школе. В первом случае цель — добиться результатов в одном из выбранных видов спорта. Для всех при этом обязательна общая физическая подготовка, базирующаяся в основном на элементах легкой атлетики (беге, прыжках в длину и высоту). Во втором случае, на уроках физкультуры в обычной школе (гимназии, лицее) — общая физическая подготовка, в содержание которой включаются элементы разных видов спорта. Уроки физкультуры в обычной школе проходят в той же активной форме, что и в спортшколе. Некоторые упражнения запоминаются на всю жизнь, и потом в более зрелом возрасте оказывают на человека такое же благотворное влияние, как и в детстве.

Занятия в художественная школе и урок рисования в обычной общеобразовательной школе. В обоих случаях дети рисуют с натуры либо фантазируют, осваивают перспективу и создают композицию, учатся передавать соотношение света с тенью и смешивать краски. Уроки рисования в школе — база, на которой могут развиться способности в более позднем возрасте, помочь сохранению настроения, здоровья и работоспособности.

Музицирование в музыкальной школе (ДМШ и ДШИ) и... «урок музыки» в обычной общеобразовательной школе. В первом случае дети обязательно осваивают нотную грамоту — музыкальную письменность — и музыкальный инструмент. Все учащиеся кроме основного инструмента имеют в качестве обязательного предмета общий курс фортепиано (ОКФ). Фортепиано является как инструментом для музицирования, так и наглядным пособием по музыкальной грамоте, ибо большая часть заданий на ее освоение выполняется с помощью клавиатуры. Благо, это инструмент со звуковым материалом, «готовым к употребленью», в отличие, например, от скрипки. К тому же фортепиано в наибольшей степени адекватно нотной письменности.


Урок музыки в общеобразовательной школе (лицее, гимназии)... Увы, но все разговоры о музыке, которые в лучшем случае развивают речь и общую культуру ребенка, к сожалению, мало способствуют приобщению его к самой музыке, не делают его музыкально грамотным. Об этом свидетельствуют статистические данные социологических исследований [1]. Анкетные опросы людей зрелого возраста каждый раз убеждают и доказывают: у большинства есть желание музицировать и знать нотную грамоту. Люди часто сожалеют о том, что им не выпало счастье получить образование в музыкальной школе, а то, что предлагает общеобразовательная школа в качестве уроков музыки, ни ученики, ни окончившие школу образованием не считают (!).

Музицирование на уроках музыки, при котором в исполнении «изучаемых» произведений активное участие принимают сами ученики, причем, играют они по нотам. И тот общий курс фортепиано, который обязателен для всех учеников детской музыкальной школы, становится моделью общего музыкального образования для всех школьников [2]. Утопия? Реальность? Перспектива?

Конечно же, утопия! Нельзя забывать о том, что многим «медведь на ухо наступил». Кроме того, выучить ноты достаточно сложно для обычного человека, тем более, дети в школе безумно перегружены. И, наконец, чтобы освоить фортепиано, необходимы индивидуальные уроки. Слишком дорогое удовольствие. А есть ли потребность у самих детей в таких занятиях? Так что проблем множество. Решаемы ли они? И какие предвидятся результаты? Нужен эксперимент…

Немного истории. Выражение «медведь на ухо наступил» пришло к нам из глубины веков, когда еще не существовало музыкальной письменности. К музицированию могли приобщаться только те, у кого музыкальные способности находились в актуальной форме и проявляли себя слуховой памятью и чистым интонированием. Всегда легче разрабатывать открытое месторождение, но богатства земли ими не исчерпываются. На рубеже X–XI веков появляется система записи музыки, основанная на геометрическом принципе. При современном правильном подходе понять его не составляет труда даже для маленького дошкольника [3]. В XII веке возникает и клавишный музыкальный инструмент с готовым звуковым материалом.


Музицирование по нотам на клавишном инструменте позволяет формировать слуховые (а также мышечно-двигательные и зрительные) представления непосредственно в активной форме игры на инструменте, открывая доступ к музыке всем желающим без предварительного конкурсного отбора. Так что, ни «медведь», ни трудности с освоением нот не являются причиной лишать детей возможности получить в обычной школе общее музыкальное образование.

Что же касается обязательности дорогих индивидуальных занятий в освоении клавишного инструмента, то с появлением электронных клавиш, оборудованных головными телефонами, этот вопрос отпал. Групповые занятия с легкостью по мере надобности превращаются в индивидуально-групповые. По этому пути уже пошли некоторые музыкальные школы, вводящие общий курс клавишных инструментов вместо ОКФ.

Надо ли это детям, подросткам и молодежи? Судите сами. На рубеже XX–XXI веков возникает бесчисленное количество молодежных ансамблей, в которых подростки самозабвенно играют «по слуху», без нот, подчиняясь лишь душевному порыву. Опять же социологические исследования показали, что музыка и компьютер занимают в жизни молодежи ведущее место [4]. Более того, учителя музыки с удивлением обнаруживают, что их ученики (иногда безобразно себя ведущие на уроке музыки) на занятиях по информатике занимаются изучением музыкально-компьютер-ных программ. Возникшая ниша, пустота в области общего музыкального образования в школе уже очевидна для всех: «…Вакуум, образовавшийся в результате обучения на уроках музыки, вполне заполняется вне школы. Не обладая устойчивыми сформированными музыкальными вкусами, молодежь быстро попадает под влияние низкопробной эстрадной музыки, становится легкой добычей шоу-бизнеса» [1, с. 271]. Вспомним о том, что «природа не любит пустот». Вот они и заполняются, чем попало. Потом удивляемся тем музыкальным вкусам, которые бытуют в массах в настоящее время, и возмущаемся качеством музыки, заполоняющей все окружающее нас пространство.


Компьютер прочно вошел в нашу жизнь и стал обязательным атрибутом школьного образования. Музыкально-компьютерные программы — одна из самых развитых областей информатики [5]. И уже имеется многолетний опыт соединения потребности детей, подростков и молодежи с уже имеющимися техническими, методологическими и методическими возможностями (6, 7). Применение информационных технологий на уроках музыки в системе образования реально может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом. По рейтингу такие уроки музыки всегда выходят на первое место среди остальных предметов школьного цикла, причем, в опросе принимают участие не только ученики, но и их родители. И это уже не просто отдельный эксперимент, но реальность, результаты которой опубликованы [2; 6; 7].

Но ведь все-таки официально признано, что музыкальные способности есть не у всякого, а про «медведя» можно прочитать и в современных фундаментальных научных работах…

По моему глубочайшему убеждению, отсутствие какой-либо музыкальной способности — признак дисфункции, имеющейся в организме, которая себя рано или поздно обязательно проявит либо заболеванием, либо состоянием души. Решение проблемы на уровне занятий музыкой,

т. е. развитие способности, находящейся лишь в потенциальном, зачаточном виде, — мощная профилактика многих негативных состояний, подстерегающих человека в его жизненном пути. Уже достаточно серьезные заболевания еще в глубокой древности лечились музыкой, сейчас музыкальная терапия начала возрождаться. Что же касается «медведя», то занятия музыкой глухих детей, ежегодно выступающих с концертами, говорят сами за себя. Они ощущают на себе мощное позитивное воздействие этих занятий и не собираются их бросать. К ритмическим инструментам и фортепиано мы планируем добавить изучение музыкально-компьютерных программ, сам процесс освоения которых способствует более интенсивному развитию ребенка и просто украшает жизнь.


«Контрольную по математике я всегда стараюсь делать после урока музыки. Тогда больше уверенности в том, что класс с заданиями справится. Причем, в одном из классов математика после музыки идет шестым уроком в субботу. И, тем не менее, показатели намного лучше, чем на втором уроке во вторник или в среду». Это слова учителя математики из «Школы радости» г. Апатиты. Я думаю, что если мы к ним прислушаемся, то «медведь», возраст которого исчисляется тысячелетиями, перестанет наступать на ухо. А вы как думаете?


Список литературы



  1. Бороздина О. Изучение результитующего влияния общеобразовательной школы на музыкальную культуру учащихся // Современное музыкальное образование 2003: Материалы международной научно-практической конференции. — СПб., 2003.

  2. Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. Серия «Модернизация общего образования». — СПб., 2004.

  3. Бергер Н., Яцентковская Н., Алиева Р. Младенец музицирукт. — СПб., 2003.

  4. Свирина Н. О роли музыки в художественном развитии школьников // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе 1862–2002. — СПб., 2002.

  5. Горбунова И. Об основных направлениях деятельности учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» // Современное музыкальное образование 2003: Материалы международной научно-практической конференции. — СПб., 2003.

  6. Зайцева Е. Применение новых технологий при взаимодействии учреждений образования и культуры в художественно-эстетическом образовании детей // Там же.

  7. Дьяченко Т. Роль эстетического воспитания в развитии ребенка на опыте работы «Школы радости» в г. Апатиты Мурманской области // Телекоммуникации, математика и информатика — исследования и инновации. – Вып. 7. — СПб., 2003.
  8. Яцентковская Н. Занятия музыкой для детей с нарушением слуха и проблемы коммуникативности // Современное музыкальное образование 2003: Материалы международной научно-практической конференции. — СПб., 2003.


  9. Бергер Н., Яцентковская Н. Электронные клавиши как необходимый атрибут новых технологий в музыкальном образовании Электронные клавиши как необходимый атрибут новых технологий в музыкальном образовании // Телекоммуникации, математика и информатика — исследования и инновации. – Вып. 7. — СПб., 2003.

  10. Бергер Н. Музыкальная грамотность и компьютер // Телекоммуникации, математика и информатика — исследования и инновации. – Вып. 6. — СПб., 2002