prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 6 7


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ПРОГРАММА

ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АТТЕСТАЦИИ


по специальности 050102 Биология с дополнительной специальностью география


МУРМАНСК

2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Государственная аттестация выпускников по специальности 050102 Биология c дополнительной специальностью география предусмотрена Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ.

Программа государственной аттестации разработана на основе материалов учебных программ базового педагогического образования в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и оценочными и диагностическими средствами для итоговой государственной аттестации выпускников вузов по специальности 050102 Биология c дополнительной специальностью география, рекомендованными Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования.

Целью итоговых государственных испытаний является выявление уровня практической и теоретической подготовки выпускника для выполнения профессиональных задач на уровне требований государственного образовательного стандарта и продолжения образования в аспирантуре.

Основными задачами государственного экзамена являются:


  • оценка уровня освоения учебных дисциплин, определяющих профессиональные способности выпускника;

  • определение соответствия подготовки выпускников требованиям ГОС ВПО.

Соответствие уровня подготовки выпускника требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования свидетельствует о его готовности к следующим видам профессиональной деятельности: учебно-воспитательной, научно-методической, социально-педагогической, культурно-просветительской, коррекционно-развивающей, организационно-управленческой.


Выпускник должен:


  • знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;

  • знать государственный язык Российской Федерации и свободно владеть языком, на котором ведётся преподавание;

  • знать основы общих и специальных дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-педагогических и организационно-управленческих задач;

  • знать программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения;

  • знать основы права, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; иметь опыт работы с детьми;

  • уметь преподавать биологию в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и выбранной программой обучения; выбирать оптимальную методику обучения в соответствии с поставленной целью; уметь подготовить конспект урока, необходимые демонстрации, проводить консультации и экзамены;

  • уметь осуществлять разработку содержания научно-методической темы по плану научно-методической работы, разработку программ обучения с учётом специфики школы, разработку системы контрольных мероприятий; создание наглядных пособий, раздаточных и дидактических материалов;

  • уметь осуществлять социализацию, формирование общей культуры учащихся, работу с родителями учащихся, выполнение правил и норм охраны труда, поддержания необходимого уровня техники безопасности; обеспечивать ремонт и необходимое оснащение школьного кабинета;

  • уметь осуществлять организацию и проведение экскурсий, внеурочных и внеклассных форм работы; организацию дежурств учащихся, ведение документации.

Государственная итоговая аттестация выпускников специальности 050102 Биология c дополнительной специальностью география состоит из междисциплинарного экзамена по биологии и теории и методике обучения биологии, междисциплинарного экзамена по географии и методике обучения географии и защиты выпускной квалификационной работы.



ЧАСТЬ I. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ


Требования к государственному экзамену по биологии и теории и методике обучения биологии


Междисциплинарный государственный экзамен по биологии и теории и методике обучения биологии включает две раздела: общая биология и теория и методика обучения биологии. Экзамен по ним проводится в устной форме, одним этапом, по билетам. Экзаменационные билеты содержат четыре вопроса, из которых два – по общей биологии, один — комплексное задание по теории и методике обучения биологии (комплексное задание). Экзаменационные вопросы включают в себя основные разделы и дисциплины биологического цикла и основные разделы методики преподавания биологии с обязательными разделами педагогики. Четвертый, последний, вопрос – представление портфолио достижений выпускника. Представляемые студентами портфолио содержат необходимую информацию об их достижениях в различных видах как учебной, научной, так и социальной деятельности в период обучения в университете. Структура портфолио представлена на странице кафедры биологии и химии сайта университета. Время, отводимое на подготовку студента к ответу на вопросы экзаменационного билета, должно составлять не менее 40 минут. Во время экзамена студент имеет право пользоваться программой государственной итоговой аттестации.

Государственная аттестационная комиссия (ГАК), принимающая экзамен, а также защиты выпускных квалификационных работ студентов, состоит из председателя и 2-4 членов ГАК и утверждается приказом ректора Мурманского государственного гуманитарного университета (МГГУ).

Программа государственного экзамена разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к студентам Государственным образовательным стандартом высшего образования РФ. В программу включены основные учебные модули курса, согласно методическим рекомендациям УМО по педагогическому образованию:

  • Биология клетки и организма.


  • Экология и эволюция организмов и сообществ.

  • Теория и методика обучения биологии.

Первый модуль посвящен комплексу дисциплин, отражающих современные представления о функционировании биологических систем различных уровней (молекулярного, клеточного, организменного). В него включены такие разделы, как строение и функционирование клеток, механизмы наследственности и механизмы обеспечения целостности многоклеточного организма.

Второй модуль охватывает дисциплины, описывающие взаимодействие организмов друг с другом и со средой их обитания, причины и факторы эволюции, а также развитие конкретных групп животных и растений в разные эпохи. Сюда включены разделы: экология, закономерности эволюции, ее основные этапы.

Третий модуль включает дисциплины, направленные на овладение студентом практических умений и навыков, необходимых педагогу в профессиональной деятельности: общая и частные методики обучения биологии.

На государственном экзамене студенты должны показать знания по всем разделам программы; четко, грамотно и логично излагать программный материал; продемонстрировать прочные знания о механизмах протекания природных процессов. При этом в ходе экзамена студенты обязаны показать не только теоретическое знание материала, но и практические знания по всем разделам. Ответ на каждый вопрос должен содержать развёрнутые сведения, показывающие общую и детальную осведомлённость выпускника и его готовность применить полученные знания на практике. При ответе на конкретный вопрос выпускник должен продемонстрировать понимание места частного вопроса в общей системе биологических, педагогических и психологических знаний.


Критерии оценки ответов студентов


Ответы выпускников оцениваются по 4-балльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Оценка «отлично» выставляется студенту, продемонстрировавшему глубокие, прочные знания профессиональных дисциплин и понимание механизмов протекания природных процессов, умения анализировать и обобщать материал, знакомство с современным состоянием проблемы. При этом студент логично и грамотно излагает свои мысли, не испытывает затруднений при ответе на вопросы.


Оценка «хорошо» выставляется студенту, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу излагающему проблему, не допускающему существенных неточностей в ответе, не испытывающему затруднений при ответе на вопросы.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, не показавшему свободного владения материалом, освещавшему вопросы схематично, без анализа и обобщений, в изложении материала нарушавшему логику, последовательность. При этом студент испытывает затруднения при ответе на вопросы экзаменационной комиссии.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который слабо знает значительную часть материала, допускает существенные неточности в изложении, нарушает логику и последовательность изложения материала.


Содержание государственного экзамена




следующая страница >>