prosdo.ru 1


Информационные технологии и их влияние на формы и методы обучения

Русина И.П.

Школа №3 г. Мончегорска Мурманской области

Сегодня никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационных технологий (ИТ) оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Феномен внедрения ИТ в преподавательскую деятельность является предметом пристального внимания и обсуждения ученых, методистов, педагогов-практиков. ИТ всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса и в “докомпьютерную эпоху”. Это, прежде всего, связано с тем фактом, что процесс обучения является информационным процессом. Но только с появлением возможности использования компьютеров в образовательном процессе сам термин “информационные технологии” приобрел новое звучание, так как стал ассоциироваться исключительно с применением персонального компьютера. Таким образом, появление компьютера в образовательной среде явилось своего рода каталогизатором тех тенденций, которые обнажили информационную суть процесса обучения.

В педагогической деятельности среди ИТ особое место занимают так называемые мультимедийные технологии. Во многих работах ведущих специалистов в данной области, информационные и мультимедийные технологии отождествляются.

Интенсивное развитие вычислительной техники, а вместе с этим и программного обеспечения на сегодняшний день предъявляет совершенно особые требования к подготовке педагогов, как в практическом, так и в теоретическом планах. Ведь преподавателю, решающемуся на использование мультимедиа средств на уроке, не следует думать, что с появлением компьютера и проектора в классе произойдет чудо. В образовании чудес не бывает, как в любой практической сфере деятельности. Действенный инструмент в неумелых руках приобретает обратные свойства, начинает мешать, отягощать и запутывать. Применяя, компьютер на уроке следует реально отдавать себе отчет в том, какая преследуется цель и какие средства для ее реализации необходимо привлечь.


Сегодня следует избегать крайних оценок в вопросах применения компьютеров в процессе обучения, тем более что никто не отменял роль преподавателя, хотя довольно часто в методических рекомендациях, публикациях посвященных изучению отдельных программных продуктов и обучающих мультимедийных курсах встречаются так называемые пошаговые инструкции типа: Файл –> Открыть –> и т.д. без объяснения сути, то есть зачем?, для чего? и почему? Поэтому, когда возникает ставший уже риторическим вопрос: “Сможет ли компьютер полностью заменить преподавателя в процессе обучения?” ответ с наибольшей вероятностью – отрицательный. Это возможно только в системе, связанной с самообразованием, когда у обучаемого преобладает сложившаяся положительная мотивация к предмету обучения.

Методы обучения имеют тесную связь с характером подачи и восприятия информации как для обучающегося так для обучающего. И в связи с этим фактом следует отметить, что использование мультимедийных технологий существенно влияет на характер подачи информации, а, следовательно, и на методы обучения.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого, это неоспоримый факт.

При использовании интерактивных мультимедийных технологий в процессе обучения доля усвоенного материала может составить до 75%. Вполне возможно, что это, скорее всего, явно оптимистическая оценка, но о повышении эффективности усвоения учебного материала, когда в процесс восприятия вовлекаются и зрительная и слуховая составляющие было известно задолго до появления компьютеров. Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно-образовательное телевидение, но у этой области наглядности отсутствует аспект, связанный с интерактивностью. Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Тем более довольно много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день.


Сегодня вполне возможно отследить некоторые тенденции, которые начинают проявляться в области развития мультимедийных технологий. Прежде всего, это связано с возникновением так называемых “информационных сред обучения” и “виртуальных образовательных пространств”, “которые строятся по системе ученик–посредник–учитель, где в качестве посредника выступают современные средства информационных технологий”. Появляются новые формы организации учебной информации, которые, прежде всего, характеризуются нелинейным структурированием учебного материала, что в свою очередь позволяет обучаемому выбрать “индивидуальную траекторию обучения”. В качестве примера можно привести радиально–концентрическую модель, в центре которой находиться сетевой гипертекст, а от него радиально расходится сеть вариативных курсов.

Все эти факты ведут к необходимости научно–педагогического осмысления новых возможностей в обучении в связи с обогащением современного процесса образования мультимедийными обучающими технологиями. Необходимо учесть в существующей классификации методов обучения характер информационного обмена в системе “ученик–учитель” и исследовать степень влияний методов обучения с использованием компьютерных мультимедийных технологий на эффективность процесса обучения в общеобразовательной школе и в ВУЗе.