prosdo.ru
добавить свой файл
1

Обобщение по теме "Южная Америка" 11.03.2010 г.

Форма урока. Восхождение.

Тип урока. Обобщение, проверка и систематизация знаний.

Цель: обобщить знания о природе и населении Южной Америки.

Образовательные задачи: проверка теоретических знаний и практических умений и навыков: умение работать с различными источниками географической информации; умение анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; умение применять полученные ранее знания в новой ситуации.

Развивающие задачи: развитие самостоятельности мышления; развитие устной монологической речи; развитие умения логически выстраивать свой ответ умения управлять собственным вниманием.

Воспитательные задачи: воспитание чувства ответственности за сохранение природы; бережного отношения к окружающей среде; повышение географической культуры учащихся.


Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, дифференцированный подход, творческий подход.

Методы: частично-поисковый и исследовательский, направлен на развитие мышления, а также на закрепление и совершенствование приобретенных знаний.

Оборудование: настенные карты: “Физическая карта Южной Америки”, “Политическая карта мира”.

Раздаточный материал:


  • тексты тестовой работы;

  • контурные карты с заданиями (по количеству учащихся);

  • карточки с заданиями для индивидуальной работы с учащимися;

  • схемы восхождения “Высотная поясность” (по количеству учащихся), жетоны.

Используемая литература:

  1. Журнал география в школе 2/2001 г., 2/1998 г., 6/2002 г.

  2. “Современный урок географии”: методические разработки уроков / Составитель И. И. Баринова. – М.: Школа - Пресс, 2000 г., выпуск 3 (“География в школе”. Библиотека журнала.)

  3. Современный урок географии. 4. 6. Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны (под редакцией И. И. Бариновой – М.: Школьная пресса, 2003 г., выпуск 9)

  4. Современный урок географии: уроки развивающегося обучения. 6-7 классы. – М.: Школьная пресса, 2005 г., выпуск 16

  5. Галеева Н. Л., Мельничук Н. Л. “Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии”: Методическое пособие. – М.: “5 за знания”, 2006 г. (“методическая библиотека”)



Ход урока

I. Организационный момент.


Подготовка к основному этапу урока. Объявление темы, цели урока, знакомство с планом итогового урока.

Учитель. Мы совершили интересное путешествие по Южной Америке, побывали в самых разных её уголках. Познакомились с климатом, рельефом, природными комплексами материка; изучили жизнь, обычаи местного населения. Всё это позволило составить образ Южной Америки, который, я надеюсь, останется в вашей памяти надолго.


Сегодня нам предстоит обобщить наши знания и проверить их на прочность, выполняя различные задания. А начать я хочу с легенды о вожде индийского племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа:

“Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги”, - говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: “Ты не пересёк пустыню. Ты не был даже у подножия горы”. Второму, принёсшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: “Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение”. Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: “Ты добрался до родника”. Подобное же поощрение и четвертому, с веткой крушины. Пятому, принёсшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: “Ты был на пол - пути к вершине”. Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: “Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величии”.

(Легенда была написана в журнале “География в школе” №2 / 1998 г.)

Ребята, почему вождь решил, что юноша дошёл до вершины горы? (идёт обсуждение вопроса.)

Ответ: В Андах выше 4700 отсутствует растительность, лишь только каменистые пустоши, голые скалы, снега и ледники. А море, которое он видел – это высокогорное озеро Титикака. (Показать на карте – один из учащихся).

Учитель. Сегодня каждому предстоит подняться на свою вершину. Перед вами лежит один из “пятитысячников” горной системы – Анды. Высотные пояса горы – это задания, которые вам предстоит выполнить. Оценивать себя будете сами. С каждым выполненным заданием вы поднимаетесь на тысячу метров. Если выполните все, окажетесь на вершине горы, и в ваших глазах будет сиять победа. Одна из вершин географии будет преодолена. Итак, в путь.



II. Обобщение, систематизация, контроль и самопроверка знаний.


Задание 1. “Покажи меня” – I этап. (Работа с контурными картами)

Учитель. Путь всегда начинается с карты. С карты начинаем и мы, проверим, как вы усвоили географическую номенклатуру.

Работа выполняется на контурных картах, по вариантам. Ответы записываются на контурной карте цифрой, соответствующей названию объекта. Время на выполнение задания – 3 мин.

Запись на доске. (через диапроектор, и компьютер)

1-й вариант




2-й вариант

1. Панамский перешеек.




1. Остров Огненная Земля.

2. Мыс Гальинас.




2. Мыс Кабу - Бранку.

3. Бразильское плоскогорье.




3. Гвинейское плоскогорье.

4. Лаплатская низменность.




4. Гора Аконкагуа.

5. Озеро Титикака.




5. Амазонская низменность.

6. Река Амазонка.




6. Река Парана.

7. Река Ориноко




7. Оринокская низменность.

8. Горы Анды.





8. Карибское море.

9. Водопад Игуасу.




9. Водопад Анхель.

10. Пролив Дрейка.




10. Мыс Париньяс.

После выполнения задания и сбора контурных карт ученики осуществляют самопроверку по картам атласа. Кто не допустил ни одной ошибки либо до 2-х ошибок, тот может подняться на схемах, на 1 тыс. м. (ученики делают отметку на схемах).

Задание 2. “Почини цепочку” – II этап. (Работа в группах – 1 группа)

Материк с высоты мы обозрели, а теперь давайте пробираться вглубь. Для решения этого задания мне необходим один смельчак, нужно “починить цепочку”.

Задание. Факты выстроите в логической последовательности:

  1. Тёплые течения усиливают влажность воздуха.

  2. Материк Южная Америка хорошо нагревается.

  3. Анды способствуют выделению влаги из воздушных масс, приносимых с океана.

  4. Давление на материке ниже, чем над океаном, с которого ветры приносят много влаги.

Ответ: 2 – 4 – 1 – 3.

(Во время проверки задания совместно с классом, оно через диапроектор высвечивается на доске)

А с классом в это время мы попытаемся разобраться, почему для материка Южная Америка применимы высказывания:


Самая, Самые, Самое, Самый?

  1. Четвёртый по площади материк Земли (Южная Америка).

  2. Самый высокий водопад мира (Анхель).

  3. Самая многоводная река мира (Амазонка).

  4. Самые длинные горы суши (Анды).

  5. Самый влажный материк Земли (Южная Америка).
  6. Самая крупная кувшинка (Виктория - регия).


  7. Самое большое высокогорное озеро мира (Титикака).

  8. Самая большая змея на Земле (Анаконда).

  9. Самый крупный грызун на Земле (водосвинка - капибара).

  10. Самое высокое дерево сельвы (Сейба).

  11. Самые крупные хищные птицы Земли (Кондоры).

  12. Самая маленькая птица (Колибри).

  13. Самое крупное государство Южной Америки (Бразилия).

  14. Самые большие по площади леса (Сельва).

  15. Самое лёгкое дерево (Бальза).

  16. Одна из самых сухих пустынь Земли с богатейшими месторождениями селитры (Атакама).

  17. Самый большой паук длиной тела 28 см. (Птицеед).

  18. Самый большой жук в мире длиной тела 20 см. (Геркулес).

  19. Самая маленькая обезьянка, вес до 75 грамм, до 30 см. в длину (карликовая - игрунка).

  20. Самое медленное млекопитающее (Ленивец).

Учитель. Так почему же для материка Южная Америка применимы данные высказывания: самые, самое, самый, самая.

Учащиеся. Так как это самый уникальный материк.

За каждый правильный ответ учащимся выдаются жетоны.

Проверка учащегося у доски совместно с классом.

Кто считает, что он справился с большей частью вопросов, может подняться на вторую отметку. А мы продолжим наше восхождение дальше. Поскольку мы с вами знаем, что Южная Америка это ещё и самый влажный материк, то не удивительно, что природа создала здесь уникальный водный бассейн. Наша задача состоит в том, чтобы разобраться с особенностями внутренних вод.

Для этого необходимо справиться с заданием “Веришь – не веришь?”

Задание 3. “Веришь – не веришь?” – III этап.

Работает весь класс на местах, можно для подсказки использовать карту. (Работа выполняется на листочках через копирку, учителю сдаётся копия).

На доске через компьютер утверждения:

  1. На материке много крупных озёр.


  2. Маракайбо – самое крупное озеро на севере Южной Америки.

  3. На материке густая речная сеть.

  4. Озеро Титикака – самое высокогорное озеро в мире.

  5. На горных реках много водопадов.

  6. Озеро Титикака расположено в Андах.

  7. Вода в озере Титикака солёная.

  8. Река Амазонка полноводна только в июле.

  9. Берега озера Титикака густо поросли тростником.

  10. На берегах озера Маракайбо добывают нефть.

  11. Озеро Титикака расположено на границе Перу и Бразилии на высоте 3812м.

  12. Реки Парана и Ориноко полноводны круглый год.

  13. Водопад Игуаcу – самый высокий водопад в мире.

  14. Водопад Анхель был открыт недавно, в 1935 году, венесуэльским летчиком Хуаном Анхелем.

  15. Крупные реки впадают в Атлантический океан.

Ответьте на вопросы утверждений, внимательно читая утверждения.

На доске через компьютер

Знак “+” ставьте если верно, и “ - ”, если утверждение не верно.

Для выполнения задания время ограничено 3 минуты. (по истечению времени)

Я надеюсь и с этим заданием вы справились успешно, сейчас предлагаю произвести взаимопроверку. Для этого обменяйтесь листочками с соседом по парте, и проверьте работы друг друга карандашом.

Эталоны ответов (на доске через компьютер)

После завершения данного задания, кто получил оценку “5”, “4” - можете подняться на третью ступень.

Учитель. Вы заметили, чем выше мы поднимаемся, тем труднее становится наше восхождение, сложнее задания. Для преодоления этой высоты мне понадобиться две группы, чтобы устранить препятствия, встречающиеся на нашем пути, и все вместе вы смогли подняться выше.

Задание 4. У доски 2 группы учащихся. « Делим на группы » – IV этап.

Задаём вопросы. Время на выполнение 2 минуты.


На доске: Природные зоны, Население

Сельва, инки, пампа, метис, сейба, мулат, Патагония, самбо, креолы, кебрачо,кампос, Атакама, араукария, индейцы, кечуа, льянос, негры, гаучо , европейцы, броненосец,


Задание. “Пятый лишний”

Я сейчас вам зачитываю группы слов, а вы должны найти “лишнее” слово из списка и дать объяснение выбору. (устно). (За правильные ответы жетоны).

На доске через компьютер


  1. Томаты, рис, какао, картофель, фасоль. (рис лишнее названы культуры, чья родина Америка, а рис – Китай родина)

  2. Метисы, пигмеи, мулаты, инки, самбо. (названы народы Южной Америки, пигмеи – народ в Африке)

  3. муравьед, броненосец, ленивец, лама, кенгуру. (эндемики Южной Америки, кенгуру – Австралии)

  4. Парана, Риу - Негру, Ориноко, Замбези, Парагвай. ( реки Южной Америки, Замбези – река Африки)

  5. Бразилия, Аргентина, Перу, Чили, Боливия. ( Боливия- страна, не имеющая выхода в море)

Класс проверяет работу ребят у доски, учитель им выставляет оценку.

Учитель. Какие молодцы, и с этим заданием справились успешно. Если вы считаете, что справились с заданием хорошо, можете поднятья ещё на одну тысячу (4 отметка).

Представление о материке не было бы полным, если бы мы не знакомились с его населением. Для изучения стран и народов Южной Америки, мы использовали учебник, карты атласа и дополнительную литературу. Приём составления комплексной характеристики страны, вы освоили. Сейчас мы посмотрим, на сколько умело вы это можете применить на практике. Хотя мы помним, что на территории Южной Америки не так много стран как в Африке. Давайте вспомним политическую карту материка, и сгруппируем страны по признакам:

Задание 5. – V этап. (запись на доске через компьютер на слайдах )

  1. По площади (самые большие и самые маленькие).
  2. Имеющие выход в море.


  3. Не имеющие выход в море.

  4. Имеющие равнинный рельеф.

  5. Имеющие горный рельеф.

  6. С самой большой плотностью населения.

  7. С самой маленькой плотностью населения.

Работа с атласами на местах, и по каждой группе один учащийся показывает объекты на карте у доски.


Учитель. А можете ли вы определить по двум – трём фразам, о какой стране идёт речь?

Ответы на мои вопросы будете давать сигнальными карточками. У каждого учащегося на столе комплект цветных сигналов (карточки четырёх цветов).

Каждой стране свой цвет. На доске листы с изображением контуров стран: - Аргентина, Перу, Чили, Бразилия. Правильный сигнал прикрепляется у карты.

Задание. “Угадай объект”

Вопросы:

  1. Самое крупное государство Южной Америки (Бразилия).

  2. Название страны по латыни звучит “серебряная”, хотя ни золота, ни серебра там не обнаружено. (Аргентина).

  3. Протяженность страны с севера на юг значительно превосходит её размеры с запада на восток (Аргентина, Чили).

  4. Территория этого государства расположена и в северном и в южном полушариях Земли одновременно (Бразилия).

  5. Природа страны богата и разнообразна. На севере палят жаркие лучи солнца, а на юге подступают льды Антарктиды (Аргентина, Чили).

  6. Страну называют “Мокрым углом” Южной Америки (Чили).

  7. Сельских жителей этой страны называют гаучо. Основное им занятие – скотоводство (Аргентина).

  8. Страна богата рудами цветных металлов (Перу, Чили).

  9. Является страной древнейших индийских цивилизаций (Перу).

Учащимся, правильно ответившим на большую часть вопросов предлагается подняться ещё на один пояс на своих схемах.

III. Подведение итогов занятия.

Учитель. Восхождение на эту вершину географии закончено. Посмотрите на свои схемы подъёма к вершине: на какой высоте вы оказались? Вы поднялись так высоко, а не безопасно ли здесь находиться.


Ответ: Очень опасно! Т.к. в Андах очень часто возникают землетрясения.

И с последней трудностью вы справились успешно. Идёт обсуждение результатов (учитель просит поднять руки, кто поднялся на все 5 этапов, кто на 4 этапа). Учитель подводит итог урока. Поощряет наиболее активных (считаются жетоны большее количество “5”). Обращает внимание учеников, которые не все задания выполнили, на то, какие темы им необходимо повторить. Общая оценка за письменные работы выставляется в журнал после проверки.

Приложение.