prosdo.ru
добавить свой файл
1


Об использовании инновационных технологий на уроках физики

Учитель физики Ельниковского лицея: Сальников Сергей Степанович.

Материал разработанный

учителем

Готовый материал

(диски, программы и т.п.)

Материал разработанный

учениками

1. Презентации к урокам:

  • Радиоактивность, строение атома, методы исследования элементарных частиц;

  • Термоядерные реакции;

  • Основные положения МКТ;

  • Гравитация: развитие взглядов от Ньютона до Эйнштейна;

  • Принципы радиосвязи;

  • Шкала эл.магн. волн;

  • Дифракционная решетка;

  • Галактики;

  • Источники энергии Солнца;

  • Небесная сфера;

2. Тесты, контрольные работы:

  • Масса и плотность (7 кл);

  • МКТ вещества. (8 кл);

  • МКТ агр. превращений. (8 кл);

  • Электрический ток. Электрическая цепь. (8 кл);

  • Сопр. проводников. (8 кл);

  • Виды соединений проводников. (8 кл);

  • Электромагн. явления. (8 кл);

  • Агрегатные состояния вещества в 4 вариантах (8 кл);

  • Законы Ньютона (9 кл);

  • Колебания и волны (9 кл);

  • Ядерная физика (9 кл);

  • Дидактические материалы для 10-го класса;

  • Дидактические материалы для 11-го класса;

3. WEB-сайт


  • Интерференция света;

4. Тематическое и поурочное планирование

  • Физика 9 кл

  • Физика 10 кл

  • Физика 11 кл

  • Астрономия 11 кл

1. Виртуальные лабораторные работы:

  • Измерение модуля Юнга резины;

  • Опытная проверка закона Гей-Люссака;

  • Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

  • Определение заряда электрона;

  • Измерение показателя преломления стекла;

  • Изучение последовательного соединения проводников;

  • Измерение удельного сопротивления проводника;

2. Диски, используемые на уроках:

3. Программы

  • L – физика

  • Живая физика

  • ЕГЭ

  • Электронный конструктор, позволяющий имитировать на экране монитора процессы сборки электрических схем, исследовать особенности их работы, проводить измерения электрических величин так, как это делается в реальном физическом эксперименте.




1. Презентации к урокам:

  • Кристаллы;

  • Движение в жидкостях и газах;

  • Космос;

  • Развитие представлений о Солнечной системе;

  • Первый космонавт СССР Ю. Гагарин

  • Покорение космоса;

  • Дорога на космодром;



Об использовании видеофильмов на уроках физики


Механика

Электричество

Оптика

МКТ

  1. Школьный эксперимент

  2. Основы кинематики

  3. Видеоэнциклопедия



1. Школьный эксперимент

2. Электрические явления

3.Магнетизм. Часть 1

4. Магнетизм. Часть 2

  1. Видеоэнциклопедия

1. Школьный эксперимент

2. Геометр. оптика

3. Видеоэнциклопедия

1. Школьный эксперимент

2. Видеоэнциклопедия

Виды уроков с использованием компьютерных моделей

  • Урок закрепления знаний — решение задач с последующей компьютерной проверкой полученных ответов

  • Урок обобщения и систематизации знаний — исследование

  • компьютерная лабораторная работа

  • Урок-лекция — демонстрация
Сообщение на семинаре учителей физики. 15.01.2009 год





Пример лабораторной работы с использованием компьютерной модели

Тема: Виртуальная практическая работа "Проверка законов фотоэффекта"

Цели работы:


  • знакомство учащихся с компьютерной установкой для изучения законов фотоэффекта;

  • проверить законы фотоэффекта с помощью виртуального эксперимента;
  • усвоение теоретических знаний с помощью наглядно-образных представлений о научном эксперименте;


  • продолжить обучение учащихся теоретическому уровню обобщения (объяснение экспериментальных закономерностей фотоэффекта с помощью квантовой теории);

  • подготовить учащихся к уроку решения задач.

Ход урока

1 этап: ознакомительный. Знакомство учащихся с компьютерной программой "Открытая физика" и интерфейсом работы "Фотоэффект"; возможностью изменения следующих элементов:

 длина волны излучения (λ = 380 ÷ 760 нм);  мощность излучения (Р = 0 ÷ 10-3 Вт);

 разность потенциалов (U = –3 ÷ +3 В);
и возможностью пользоваться инструментами:  справочником;  калькулятором.

2 этап. Проверка 1-ого закона фотоэффекта: зависимость тока насыщения от мощности излучения Р. Для этого при постоянной длине волны учащимся предлагается изменять мощность излучения Р и с помощью вольт-амперной характеристики определять значения Iн. По полученным результатам построить график Iн = Iн (Р). Объяснить 1-ый закон фотоэффекта на основе квантовой теории. В ходе выполнения данного этапа были получены следующие результаты:


Р, мВт

0

0.2

0.4

0.8

1

Iн, А

0

0.06

0.12


0.24

0.3



3 этап. Проверить 3-ий закон фотоэффекта: наличие красной границы для любого металла. Для этого выставить значение напряжения U = 0 В и определить максимальную длину волны, при которой еще возможен фотоэффект (при дальнейшем увеличении электроны не вырываются с поверхности катода и пропадает ВАХ). По определенной длине волны λmax, рассчитать работу выхода (в ЭВ) и минимальную частоту νmin. Проверить зависит ли работа выхода от мощности излучения. Сделать выводы и объяснить наличие красной границы с помощью уравнения Эйнштейна.

4 этап. Проверить 2-ой закон фотоэффекта: зависимость максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты излучения. Программа позволяет изучить зависимость задерживающей разности потенциалов Uз от длины волны излучения, поэтому первоначально перед учащимися ставится задача доказать, что эти зависимости равнозначны. Измерения производят при неизменной мощности излучения: по ВАХ определяют напряжение, при котором пропадает ток в цепи. Зависимость Uз = Uз(λ) преобразовать в зависимость Wк = Wк (hν) [в ЭВ]. Построить график Wк = Wк (hν). Объяснить полученную зависимость с точки зрения квантовой теории.
Были получены следующие результаты:


Uз, В

0

-0.1

-0.2

-0.3


-0.5

-0.8

Λ, нм

614

600

580

550

500

450

Wк, ЭВ

0

0.1

0.2

0.3

0.5

0.8

hν, ЭВ

2.0

2.1

2.2

2.3

2.5

2.8



Результаты урока

  1. Данная практическая работа способствует увеличению наглядности при изучении явления фотоэффекта, т.к. реальный эксперимент провести в ходе урока затруднительно.

  2. Учащиеся получили возможность "увидеть" установку для изучения фотоэффекта и пронаблюдать его в графическом режиме.
  3. Учащиеся смогли с помощью понятия "квант" объяснить результаты, полученные в ходе практической работы.

  4. Наглядность и большая доля самостоятельности при выполнении работы способствует лучшему усвоению изучаемого материала, формирует познавательный интерес учащихся.

Урок проведен с помощью компьютерной программы "Открытая физика"