prosdo.ru
добавить свой файл
1

Опыт работы воспитателя МБДОУ № 5 «Дельфин»

Яреско Аллы Григорьевны

по теме «Развитие мелкой моторики кистей рук детей как одно из важных условий становления речи»


Актуальность выбора педагогом данной темы обусловлена тем, что в последнее время речевому воспитанию дошкольников стало придаваться особое значение, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения в дальнейшем школьных дисциплин. Известно, что детская речь в большей степени зависит от физиологических причин. Известно, что правильное и методическое развитие мелких мышц рук благотворно влияет не только на развитие детской речи, но и на исправление её дефектов.

У большинства (70%) набранных в новую группу воспитанников Аллы Григорьевны были речевые недостатки, которые создали определенные проблемы для общения детей друг с другом и с взрослыми. Было понятно, что большинству из них в дальнейшем необходима будет помощь логопеда, а так же возможны проблемы с развитием всех сторон речи (лексической, грамматической, фонетической).

В связи с этим воспитателем была определена цель педагогического исследования: доказать эффективность использования в своей работе различных методов и приёмов по развитию мелкой моторики, которые позволяют ненавязчиво и опосредованно осуществлять обучение и коррекционное воздействие в увлекательной и интересной для детей форме.

Данная работа была выстроена воспитателем в четырех направлениях:


  1. организация игр-упражнений для развития мелких движений пальцев рук с речевым сопровождением и без него;

  2. формирование моторики в специально созданных ситуациях (продуктивной и изобразительной деятельности, графических упражнениях, оригами, ниткографии);

  3. работа с мелкими предметами (крупа, семена, пуговицы, мелко резаная нить и др.);
  4. обучение детей умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, формирование навыков самообслуживания, посильная помощь членам семьи.


Для этого использовала следующие методы, приемы и средства:

    • пальчиковые игры и гимнастику;

    • упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке);

    • игры с пуговицами (застегивать-расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.);

    • занятия со счетными палочками, спичками (выполнение заданий по схеме и без неё);

    • работу с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами);

    • упражнения в тетрадях в клеточку (штриховка, графические диктанты);

    • работу с мелко нарезанной нитью (аппликация);

    • ниткографию.

Для развития мелкой моторики кистей рук в группе создан специальный уголок, в котором имеются:

  • дидактические и настольные игры;

  • различные виды театров (пальчиковый из спичечных коробков, бибабо, настольный);

  • шнуровки, сенсорные коврики;

  • различные трафареты;

  • мозаики и конструкторы разного размера;

  • набор для ниткографии (экраны из бархатной бумаги, разноцветные шерстяные нитки) и др.

Чтобы успешно управлять процессом работы по развитию речи и развитию мелкой моторики у детей, кроме планирования важно осуществлять педагогическую диагностику, которая помогает в корректировке педагогического процесса. Для оценки уровня развития мелкой моторики, развития речи Алла Григорьевна подобрала критерии и составила диагностические таблицы. По результатам диагностики, показатель уровня развития речи составил в 2007-08 уч. году -74,6 %, 2008-09 уч. году – 85 %, 2009-10 уч.году -86 %. Показатель высокого и среднего уровня развития графомоторных навыков детей в 2008-2009 учебном году составил 62 %, в 2009-10 уч.году - 75%. Вследствие целенаправленной, последовательной и системной работы по развитию мелкой моторики воспитанники Яреско А.Г. научились работать с бумагой, ножницами, нанизывать мелкие предметы и др. Игры, упражнения по развитию мелкой моторики, метод ниткографии помогли добиться хороших результатов в овладении детьми пересказом, составлении рассказов. Таким образом, педагогическое исследование подтвердило эффективность отобранных педагогом методов и приёмов по развитию мелкой моторики кистей рук дошкольников.



Занятие по развитию речи в старшей группе

по теме «Зима»


Яреско А.Г.,

воспитатель МБДОУ № 5 «Дельфин»


Программное содержание:


  • формировать у детей представление о зиме как о времени года;

  • учить детей подбирать эпитеты к словам; подбирать однокоренные слова к слову «снежинка»;

  • учить детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью мнемокарты;

  • учить детей составлять небольшой описательный рассказ о диких животных, правильно строить предложения;

  • закрепить знания детей об основных признаках зимы;

  • развивать внимание, память, воображение, зрительно-моторную координацию;

  • воспитывать умение слушать товарищей;

  • повышать речевую активность детей.

Предварительная работа: Знакомство с текстом для пересказа при изготовлении мнемокарт.

Материал и оборудование: Мнемокарты, картинки диких животных; карточки с изображением следов зайца, лисы, белки, волка; снежинка, листы бархатной бумаги, шерстяная нить, игрушка-обезьяна.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня у нас очень необычный гость. Это Анфиса. Почему она необычный гость? (рассуждения детей). Она попала в наш город и очень удивилась: у нас кругом все белое и очень холодно. Давайте расскажем Анфисе, почему кругом все бело (ответы детей).

- Какими словами можно сказать о зиме? Какая она? Какой снег? ( дети называют эпитеты). Д/у «Какой? Какая?»

- Ребята, давайте расскажем Анфисе о зиме. Вам помогут ваши мнемокарты. ( воспитатель зачитывает рассказ один раз, дети пересказывают.)

«Зимой очень холодно. Часто идет снег. Дворники сгребают снег в большие сугробы. Малыши тоже взяли свои лопатки. Они помогают дворнику расчищать во дворе дорожки. Зимой ребята берут санки и бегут кататься на горку. Дети любят играть в снежки и лепить снеговиков. Зимой мы наряжаем елку и отмечаем веселый праздник Новый год.»


Физ. минутка «Снег, снег, белый снег осыпает он нас всех

Дети все на лыжи встали и по снегу побежали».

Воспитатель: Следы каких зверей можно увидеть в лесу на снегу? ( Ответы детей)

Воспитатель: Возьмите по одной карточке со следами зверей и подойдите к тому зверю, который их оставил. (Дети таким образом делятся на подгруппы.)

Воспитатель: Чьи следы у вас? (отвечает каждая подгруппа. Лисьи, волчьи, и т.д.) Д/у « Назови, чьи следы?»

- Давайте расскажем обезьянке, как живут наши звери зимой в лесу. Нужно назвать, какое это животное, что делает зимой. Отвечать будете по очереди: 1-й - начинает рассказывать, 2-й - продолжает, 3-й - заканчивает. (Примерный ответ: Это заяц. Он зимой белый, чтобы прятаться от хищников. Умеет быстро бегать, путать следы. Зимой он грызет тонкие веточки и кору деревьев).

Обезьянка: Ой, что это? (на неё опускается снежинка).

- Какая она? (дети подбирают эпитеты)

Воспитатель: Какие еще слова, похожие на слово «снежинка», вы знаете? ( снежок, снег, снеговик, заснеженный, Снегурочка, подснежник).

- Подуйте на снежинку и последите глазками, как она падает (дыхательная и зрительная гимнастика)

- Вернемся из леса обратно, а то наша Анфиса замерзнет. Пока идем назад, поиграем в игру «Бывает - не бывает». Если то, что я называю, бывает зимой – хлопните в ладошки, если нет – тихо топните ( солнце ярко светит, ночи длинные дни короткие, птицы поют, дождь идет, собирают урожай, медведи спят, зайцы серые и т.д).

Обезьянка: Ребята, давайте я вас научу одной игре, она называется «Обезьянки». Приготовьте ваши ручки (пальчиковая гимнастика)

Обезьянки вышли погулять (дети показывают руками фонарики)

Обезьянки стали танцевать (сжимать и разжимать кисти рук)

Но одна из них ушла домой поспать (складывают ладошки )

Потому что надоело танцевать (стряхивающие движения кистями рук)


Воспитатель: Спасибо, Анфиса, за такую весёлую игру.

Воспитатель: Давайте для Анфисы сделаем подарок - нарисуем зимние картинки. И она сможет рассказать о зиме и показать ваши картинки своим подружкам.

Дети «рисуют» шерстяной нитью на бархатной бумаге. Воспитатель по мере необходимости помогает, спрашивает о рисунке.

Затем организуется «вернисаж» на ковре, все вместе рассматривают работы.

Среди рисунков большая снежинка.

- А на этой снежинке мы напишем, какое было наше занятие сегодня. Дети называют то, что им запомнилось, понравилось, чему научились.

Обезьяна благодарит детей, занятие заканчивается.