prosdo.ru
добавить свой файл
1

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОТКРЫТОЙ ФОРМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В.А.Верещагин, Е.Б.Степанова

Московский инженерно-физический институт (государственный университет)

Тел.: (095) 323-94-29, e-mail: Elena.Stepanova@dozen.mephi.ru

В структуре учебных курсов как для очной, так и для дистанционной форм обучения по специальности «инженер-системотехник» предусматривается наличие блока, в котором представлены теоретические сведения о методологиях описания и анализа бизнес-процессов, методические материалы по работе с программными средами моделирования, примерами выполнения заданий, предоставляется возможность on-line работы с лицензионным программным обеспечением [1].

По режиму и характеру работы студенты группы экстерната могут актуализировать навыки работы с лицензионным программным обеспечением, требуемым для выполнения практического задания по курсу, учебного проекта или дипломной работы, используя технологии удаленного доступа к ресурсам учебного заведения. При очной форме обучения методический материал и требуемое программное средство целесообразно представить в блоке в виде интерактивного учебного пособия, в частности электронного учебника [2]. Такой подход позволяет унифицировать требования к выполнению практических заданий при различной форме доступа к ресурсам и различной форме обучения.

В данной работе представлены результаты введения в учебный процесс и применения в течение трех лет блока по проектированию информационных систем в методологии ARIS. Блок включает программные модули собственно среды системного моделирования, пособие в электронном виде с теоретическим разделом, описанием основных характеристик типовых системных решений, примерами и вариантами разработок учебных проектов.

Основными учебными задачами являются формирование у обучающихся навыков анализа объекта автоматизации, формулирования основных требований к разработке системы, оценки уровня сложности системы, функционального анализа проектируемой системы с целью решения вопроса о структуре системного программного обеспечения, возможности использования готовых решений ERP-систем и необходимости разработки новых программных утилит. Актуальность этой задачи проявляется при разработке учащимся курсового проекта или дипломной работы, в рамках которой требуется провести системотехническое описание; а также при работе с учащимися, получающими второе высшее образование или проходящими переподготовку на рабочих местах в связи с изменениями в корпоративной информационной системе предприятия.


В настоящее время наблюдается значительное развитие интегрированных информационных систем поддержки бизнес-процессов на предприятии. В особенности эта тенденция прослеживается на примере автоматизированных систем класса Corporate Performance Management (CPM), к типичным представителям которых относятся Cognos Enterprise Planning, Oracle Financial Analyzer, Comshare.

Интегрированные информационные системы предприятий задают набор требований к средствам и методологиям описания внутренней информационной среды в силу комплексной интеграции различных ее подсистем и тесному взаимодействию их с ключевыми бизнес-процессами предприятия.

Одним из этапов реализации задачи автоматизации бизнес-процессов предприятия является создание технического задания на систему. Важной и неотъемлемой частью технического задания на систему автоматизации бизнес-процессов является набор структурированных и взаимосвязанных диаграмм, описывающих бизнес-процессы предприятия и их взаимосвязь с окружающим миром. В связи с этим особую значимость приобретает процесс перехода от действующей модели бизнеса к автоматизированной системе бизнес-процессов предприятия. Важно комплексно формализовать как бизнес-процессы, так и их участников, с тем, чтобы при реализации технического задания автоматизированная система могла быть представлена как совокупность рабочих мест участников бизнес-процессов с соответствующей для них функциональностью.

Специализированные CPM-системы (Corporate Performance Management) при внедрении на предприятии требуют формализации основных классификаторов, в рамках которых происходит процесс реализации стратегических планов компании, выделения ключевых бизнес-процессов предприятия, структурирующих и выстраивающих прототип модели информационной системы.

Такие задачи могут быть решены с помощью ряда комплексных средств системного проектирования, одним из которых является среда проектирования, моделирования и анализа систем ARIS Toolset, использующая методологию системного проектирования ARIS.


Применение методологии ARIS и позволяет обеспечить целостность и отсутствие бизнес- и технических конфликтов подсистем на всех этапах проектирования и моделирования информационной системы, выбрать оптимальную степень детализации описываемой системы. Среда проектирования, моделирования и анализа систем ARIS Toolset, использующая методологию системного проектирования ARIS, позволяет комплексно формализовать исследуемую систему с различных точек зрения с использованием процессно- и объектно-ориентированных моделей. Диаграммы различных нотаций позволяют показать бизнес-процесс в необходимом контексте, иерархическая структура взаимосвязанных диаграмм позволяет представить связи между бизнес-процессами разных уровней иерархии.

В рамках этих требований проведены разработка учебного блока по системотехническому описанию в методологии ARIS с использованием программного пакета ARIS Toolset, внедрение в процесс обучения университета, а также анализ внедрения комплекта учебно-методических материалов в электронном виде для обучающегося по открытой форме образования персонала компаний, в которых проходит реструктуризация информационной системы предприятия.

По структуре методический пакет включает следующие разделы: теоретическая часть, практическая часть и демонстрационные примеры.

В теоретической части дается общее представление об объектно-ориентированной методологии ARIS, приводятся описания наиболее часто употребляемых нотаций формализации предметной области с наглядными примерами в виде диаграмм, а также рассматриваются критерии выбора уровня глубины декомпозиции при описании ключевых бизнес-процессов.

В практической части упор делается на отработку навыков работы в программной среде системы описания и моделирования бизнес-процессов ARIS Toolset. Приводятся наглядные примеры, демонстрирующие возможности системы и позволяющие студентам отрабатывать навыки работы в графической оболочке системы.

Приводится референтный пример в виде набора связанных диаграмм различных нотаций, который может быть взят за практическую основу в виде шаблона при описании бизнес-процессов обучающимися в ходе выполнения лабораторного практикума и дипломных проектов.


В целом комплект учебно-методических материалов формирует навыки выделения и описания бизнес-процессов как одного из важных элементов системного проектирования.

Методический пакет и блок с доступом к программному средству в целом опробованы на двух кафедрах Московского инженерно-физического института (МИФИ) для студентов очной формы обучения, использовались в течение трех лет студентами экстернат формы обучения, в том числе для подготовки дипломных работ.

Для экстернат формы обучения практика показала, что актуальна проблема разработки комплексных моделей описания систем автоматизации объектов, таких как «Комплекс информационно-вычислительных средств Полтавского узла связи», «Системотехническое описание распределенного объекта специального назначения, связанного с сервисами в телекоммуникационными системами», а также в малом и среднем бизнесе, в том числе для задач сертификации по стандартам ISO 9000.

Актуальность методики подтвердилась использованием в системе переподготовки специалистов на рабочих местах в течение 2 лет, при условии загрузки учебных материалов в интрасеть предприятия для открытого доступа.

В настоящее время комплект учебно-методических материалов используется в учебном процессе в МИФИ. Проведена пробная эксплуатация обучающих блоков в интегрированных информационных системах в крупных производственных и торговых холдингах на территории Российской Федерации.

Литература

1. Верещагин В.А., Степанова Е.Б. Методический пакет по системотехническому описанию на основе ARIS для студентов по специальности «инженер-системотехник». Сб. научн. тр. «Научная сессия МИФИ-2005». Т.10. Телекоммуникации и новые информационные технологии в образовании. Изд. М.; МИФИ, 2005, с.126-127.

2. Верещагин В.А., Степанова Е.Б., Макаров В.В. Методический пакет для подготовки курсовых и дипломных работ экстерната по специальности «инженер-системотехник». Сб. научн. Тр. «Научная сессия МИФИ-2003». Т. 10. Телекоммуникации и новые информационные технологии в образовании. Изд. М.; МИФИ, 2003, с. 90-91.