prosdo.ru
добавить свой файл
1

Михневич Светлана Николаевна,

соискатель НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», Киров;

ассистент ФГБОУ ВПО ТюмГУ

Куприна Анна Викторовна, ст. преподаватель филиала ТюмГУ, г. Шадринск


О САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗОВ


В условиях модернизации профессионального образования в стране, его перехода на многоуровневую структуру и подготовку конкурентоспособных, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности специалистов, отражающих основные тенденции развития и современные требования общества, актуализировались проблемы ориентации образования не только на усвоение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. В решении данных проблем значимым становится использование научно обоснованных подходов к определению содержания и организации процесса формирования умений самоорганизации студентов-первокурсников в период адаптации к обучению в вузе.

В документах, определяющих стратегию российского образования (Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина развития образования в РФ») отмечается необходимость формирования у студентов умений организации своей деятельности: ставить цели, планировать и контролировать свою деятельность, оценивать результаты собственного труда, уметь работать с различными источниками информации, общаться.

На современном этапе развития общества учебная деятельность должна выполняться человеком на протяжении всей его жизни, это вторая «профессия» каждого человека, от умения осуществлять которую во многом зависит продвижение в основном избранном деле (Д. Б. Эльконин) [4, с. 222].

Целесообразность осмысления проблемы формирования умений самоорганизации студентов-первокурсников в период адаптации к обучению в вузе обусловлена необходимостью повышения успешности в учебной и профессиональной деятельности будущих специалистов. Студент, владеющий данными умениями, сам организует, упорядочивает, регулирует, контролирует и оценивает свой труд, умеет самостоятельно приобретать знания из разных источников и использовать их в практической деятельности, пользоваться разными видами чтения, а способы его деятельности индивидуализированы в соответствии с его личностными особенностями.


Для студентов владеющих умениями самоорганизации характерны многообразие интересов, сознательная работа над выработкой своего мировоззрения, над волевыми чертами характера, они отличаются настойчивость в достижении целей. Они в значительной мере владеют своими психическими процессами: умеют длительно сосредотачивать свое внимание в процессе работы, используют рациональные приемы запоминания, проявляют мыслительную активность и т.д.

На современном этапе развития цивилизации актуальное значение приобретает готовность личности к непрерывному образованию, которая в XXI веке становится необходимым условием для деятельности человека и его интеграции в национальное и мировое сообщество. Важнейшая из мировых тенденций в развитии высшего образования предполагает ориентацию на цели-векторы образования: профессионализм, способность к саморазвитию, обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. Непрерывное образование включает в себя: способность к ассимиляции новых достижений науки; пожизненное обогащение творческого потенциала личности; совершенствование умений учиться; стимулирование мотивации к учебе; создание соответствующих условий для учебы; реализацию творческого и инновационного подходов к обучению. Учебная деятельность провозглашается как неотъемлемая и естественная составляющая часть образа жизни человека во всяком возрасте [3, с. 13 – 17]. При этом в качестве особенностей современной цивилизации многие исследователи выделяют преобладание организационных, деятельностных и информационных технологий, проникновение их в производственный процесс, бытовую сферу, коммуникации, медицину, образование и другие сферы.

Развитие информационного общества с особой остротой ставит задачу формирования информационной культуры человека. Информационная культура – существенный компонент общей культуры личности и общества, включающий: развитую потребность в новой значимой информации; умения и навыки правильного, целенаправленного самостоятельного поиска необходимой информации; умение выделять из общего потока информации ту, которая необходима для решения проблемы, достижения цели; умение использовать разнообразные источники информации – как традиционные (энциклопедии, словари, научные, научно-популярные и художественные книги), так и современные электронные средства информации (Интернет и др.); умение анализировать информацию; умение критически относится к источнику информации; умение сравнивать, соотносить, обобщать информацию, полученную из разных источников [5].


Важнейшей особенностью обучения в вузе является то, что значительно возрастает роль самостоятельной работы студента и исчезает повседневный контроль выполнения домашних заданий. При этом существенно растет количество дисциплин, изучаемых студентами, а сроки, выделенные на их изучение, очень сжаты. В ходе наблюдения за реальной педагогической практикой установлено наличие противоречия между большим объемом учебной и научной информации и дефицитом времени на ее освоение. Организация учебного труда студентов младших курсов – сложная и пока еще недостаточно исследованная проблема. Это подтверждают неоспоримые факты: самый низкий процент успеваемости, самый большой процент отсева и заболеваемости на первых курсах.

Проблема формирования умений самоорганизации студентов-первокурсников в период адаптации к обучению в вузе находится в непосредственной связи с изучением вопросов перегрузки и неуспеваемости, которые чаще всего объясняются неумением студентов младших курсов технологически грамотно, рационально организовать свой умственный труд. Умения самоорганизации приобретаются студентами методом «проб и ошибок». Многие студенты испытывают трудности, связанные с недостаточным уровнем сформированности умений планировать свою деятельность, рационально использовать свое время, организовать себя, работать с книгой, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли, работать в команде. Именно поэтому необходимо целенаправленно формировать данные умения в период адаптации к обучению в вузе (на первых курсах).

Классики педагогической науки считали, что без целенаправленной, последовательной и систематичной работы по формированию умений организации умственного труда невозможна успешная учебная деятельность.

Формирование умений самоорганизации студентов-первокурсников, их совершенствование во многом зависят от понимания сущности понятия «умение».

В педагогической науке существует традиционное понятие «умения». Умение – это возможность эффективно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать 7.


В психологическом словаре под умениями понимается промежуточный этап овладения новым способом действия, основанном на каком либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка 3.

Умение обычно соотносится с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т.п.), которое понятно учащимся и может быть произвольно воспроизведено. В последующем в процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операционные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае каких-либо возникающих трудностей учащийся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием. На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием. По мере последующей тренировки достигается преобразование умения в навык 7.

В научной литературе отдельно рассматриваются учебные умения. Особо подчеркнём, что учебные умения выступают основой для формирования любых профессиональных умений.

Перечислим учебные умения:


  • форма деятельности. Оно складывается как контролируемая сознанием последовательность ранее усвоенных действий;

  • совокупность знаний и гибких навыков, обеспечивающая возможность выполнения определенной деятельности или действия в определенных условиях;

  • способ действия, выполнение действия, необходимого учащемуся для овладения учебной деятельностью;

  • способ получения знаний при осуществлении творческой деятельности, продуктами которой являются собственные мысли, оценки, новая интерпретация фактов.

В исследованиях Н. А. Лошкаревой определены следующие учебные умения:
  • учебно-организаторские, включающие в себя способы выполнения каждого компонента учебной деятельности (учебная задача, учебное действие, самоконтроль, самооценка), самостоятельный переход от одного компонента или этапа учебной работы к другому; внешней организации учебной работы (рациональный порядок занятий, режим дня, культура рабочего места); передачи знаний свои товарищам;


  • учебно-информационные – способы самостоятельного приобретения и смысловой переработки, запоминания и хранения новой и дополнительной информации;

  • учебно-коммуникативные – способы построения устной и письменной речи в зависимости от целей и условий общения с другим человеком в ходе учебной работы 102.

Итак, перечисленные умения являются базовыми составляющими в формировании всех видов умений, в том числе и умений самоорганизации.

В педагогике умения определяются как «освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков» [11].

Любое умение включает в себя представления, понятия, знания, навыки концентрации, распределения и переключения внимания, навыки восприятий, мышления, самоконтроля и регулирования процесса деятельности. Любое умение, тем более сложное, не создается каждый раз заново со всеми его компонентами, а формируется на основе переноса уже имеющихся знаний, представлений и навыков, приспосабливая их к новым условиям и заново формируя лишь те их элементы, которых недостает в этих новых условиях. Умение включает и понимание взаимоотношений между целью данной деятельности, условиями и способами ее выполнения. В психологическую структуру умений входят не только навыки, но и знания, и творческое мышление. Умения проходят при своем формировании ряд этапов: 1) первоначальное умение; 2) недостаточно умелая деятельность; 3) отдельные общие умения; 4) высокоразвитое умение; 5) мастерство [5].

Различают начальные и сложные умения. Начальные умения – это самостоятельное применение приобретенных знаний в практической деятельности человека. Следует различать начальные умения, идущие вслед за знаниями, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которые следуют за этапом выработки навыков [100, с. 137].

Сложные умения – это достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности [10, с. 137]. Таким образом, сложное умение включает в себя знания и навыки, но само никогда в навык не превратится. Например, такие действия, как осуществление планирования деятельности, рациональное распределение времени, пересказ текста и пр. сколько бы раз они ни выполнялись одним и тем же человеком, никогда не будут выполняться бездумно, машинально, автоматически. Каждый раз ему надо будет напряженно думать, искать, творить, проявлять самостоятельность.


В отличие от навыка в умении отчетливо и активно представлено мышление. Если навыки обеспечивают уверенные и эффективные действия в стандартных, почти одинаковых, повторяющихся ситуациях, то умение – в нестандартных, заметно отличающихся друг от друга при повторениях. Они выражаются в обученности специалиста тому, чтобы он мог изучить и понять своеобразие ситуации, принять адекватное ей решение, видоизменить порядок и способы действий так, чтобы они отвечали реалиям обстановки; действовать осмысленно, контролируя себя и внося по необходимости коррективы в действия для наилучшего достижения цели. В умении всегда присутствует элемент творчества. Свойства умений: адекватность ситуации, осмысленность, гибкость, отвечающая обстановке скорость выполнения, надежность, успешность.

Обучая студентов, совершенствуя мастерство практикой, занимаясь самообразованием и самообучением, всегда следует определять точный перечень знаний, навыков и умений, которые должны быть приобретены и усовершенствованы за время учебы и при изучении каждой учебной дисциплины.

Далее рассмотрим понятие «самоорганизация». Слово «самоорганизация» состоит из двух корней. Чтобы раскрыть его значение, необходимо рассмотреть оба составляющих компонента.

В словаре С. И. Ожегова «само» рассматривается как часть сложных слов и раскрывается в следующих значениях: 1) направленности чего-н. на себя, исхождения от себя или осуществления для себя, напр. самовосхваление, самозащита, самоснабжение, самоконтроль, самовыражение, самовыявление, самозаготовки, самофинансирование; 2) обращённости к самому себе, в самого себя или направленности на самого себя, напр. самовлюблённый, самомнение, самонаблюдение, самонадеянность, самообладание, самопознание, самоуверенный, самоуглубленный, самоудовлетворение, самоуважение, самоунижение, самоутверждение, самочувствие; 3) совершения чего-н. без посторонней помощи; без постороннего участия, напр. самодеятельность, самолечение, самоучитель, самоделка, самоклеящийся; 4) совершения чего-н. автоматически, непроизвольно или само по себе, напр. самоблокирование, самовентиляция, самовыгружатель, самовоспламенение, самозарядный, самокормушка, самонаведение, самопишущий; 5) единовластный, напр. самовластие, самовластительный, самодержавие; 6) самый (в 4 знач.), напр. самоважнейший, самомалейший, самомоднейший, самоновейший, самонужнейший [2].


К самоорганизации относятся первые три значения. В первом и втором значениях самоорганизация означает совершение каких-то действий по отношению к самому себе. В третьем значении слово «само» означает самостоятельность.

Вторую часть рассматриваемого термина составляет слово «организация». Значение этого слова раскрывается как «планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина» [12].

Современный толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой рассматривает прилагательное «организованный» как планомерный, отличающийся стройным порядком, дисциплинированный, действующий точно и планомерно [12]. Таким образом, житейское понимание в ряд основных характеристик организованности ставит планомерность, упорядоченность и дисциплину, т.е. характеристики, определяющие стилевые особенности реализации организованного поведения. С житейских позиций организованность есть инструментально-стилевое качество, формирующееся индивидуально.

Самоорганизация относится к числу волевых качеств личности. Проявление воли (точнее было бы – «силы воли», волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств.

До сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации понятий, обозначающих волевую активность.

В одной из своих работ В. А. Иванников отмечает, что все волевые качества могут иметь различную основу и лишь феноменологически объединяются в единое целое – волю. «Анализ показывает, – пишет он, – что все эти качества выводятся из других источников и связаны не только с волей, а значит, не могут претендовать на роль отличительных признаков воли» [6, с. 49]. Кроме того, в одной ситуации человек демонстрирует волевые качества, а в другой ситуации проявляет их отсутствие. Поэтому он говорит о так называемых волевых качествах, хотя и не отрицает, что они отражают психические реальности.


Однако через несколько лет В. А. Иванников меняет свою позицию. В совместной работе В. А. Иванникова и Е. В. Эйдмана уже утверждается, что имеются волевые качества как частные (ситуативные) характеристики волевого поведения и волевые качества как постоянные (инвариантные) характеристики волевого поведения, т. е. как личностные свойства.

В. И. Селиванов [15] объективным основанием для разграничения различных волевых качеств тоже считает динамику процессов возбуждения и торможения. В связи с этим он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие или ускоряющие активность, и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе он относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе – выдержку, выносливость, терпение.

Далее представим другие подходы по характеристике волевых качеств личности (см. табл. 1 и 2).

По мнению ученых Е. Н. Князевой, С. П. Курдюмова, Н. В. Поддубного, А. О. Прохоровой, Е. Г. Силяевой, И. Н. Трофимовой, самоорганизация также относится к одному из волевых качеств личности.

В современных отечественных исследованиях организованность выделяется как одно из базовых свойств личности. Несмотря на такое выделение, феномен организованности является до настоящего времени мало изученным, отчасти в силу того, что в современной психологической науке нет единого мнения относительно природы данного свойства. Подобным образом можно объяснить феномен самоорганизации.

Таблица 1

Волевые качества (по Р. Ассаджиоли)


Волевые качества

Характеристика их проявления

Энергия – динамическая сила – интенсивность

определяется трудностью достижения цели

Мастерство – контроль –

Дисциплина


подчеркивает регулирование и контролирование волей других психических функций

Концентрация – сосредоточенность – внимание

имеет особенное значение, когда объект воздействия и задача непривлекательны

Решительность – быстрота –

Проворность

проявляются в принятии решения

Настойчивость – стойкость – терпение

характеризуется твердостью в достижении чего-либо, выдержкой в каком-нибудь деле, работе

Инициатива – отвага –

Решимость

определяет отношение к поступкам, это склонность к риску

Организация – интеграция –

Синтез

воля выступает здесь как организующее звено объединения тех средств, которые необходимы для решения задачи


Таблица 2

Волевые качества (по Н. Д. Левитову)


Волевые качества

Характеристика их проявления

Активность (энергия)

– решительность (способность принимать решение, не задерживаясь на своих сомнениях и колебаниях);

– смелость (борьба в опасных, рискованных положениях);

– инициативность (самостоятельность, уверенность в себе, находчивость, быстрота ориентировки)

Организованность

– выдержка/сдержанность (выражается в заторможении или устранении всего того в сознании и деятельности, что в данное время недопустимо);

– самоконтроль (чувство ответственности за себя, требовательность к себе)


Стойкость

Выносливость, терпеливость


Сущность, содержание и структура организованности как качества личности рассматриваются в работах Е. П. Ильина, А. Г. Ковалева, В. Н. Мясищева, В. И. Селиванова, С. Г. Якобсон и других ученых.

А. Н. Лутошкин, И. С. Мангутов, Л. И. Уманский рассматривают проблему организованности в процессе изучения особенностей организаторской деятельности; С. Л. Чернер – в процессе формирования деловых качеств личности; Ю. К. Васильев и И. А. Мельничук обращаются к организованности, исследуя вопросы экономического воспитания и образования. Ряд ученых связывают организованность будущих менеджеров с их учебной деятельностью, но не с профессиональной направленностью. А. Д. Алферов рассматривает организованность как необходимую предпосылку воспитания ответственного отношения студента к учению; Е. С. Рабунский связывает воспитание организованности студентов с их самостоятельной учебной деятельностью; М. И. Шилова считает, что организованность в учении отражает отношение студента к умственному труду.

Вообще в психолого-педагогических исследованиях (Л. И. Божович, А. В. Зосимовский, Т. Е. Конникова, Т. Н. Мальковская и др.) организованность рассматривают как усиленную, напряжённую деятельность, направленную на реализацию поставленных задач. Это и форма самовыражения и самоутверждения личности, обусловленная не внешней, принудительной необходимостью, осознанно принятым решением напряжённо приобретать знания, умения и навыки ради профессионального становления. Эти аспекты применительно ко многим профессиям и в современных условиях являются особо актуальными. К сожалению, анализ практики показывает, что в процессе обучения в вузе этому не уделяется должного внимания, а будущие специалисты не осознают значимость вышеназванных характеристик. В будущей профессии студенты видят лишь привлекательную внешнюю сторону.


Продолжая анализировать научные работы, посвященные изучению организованности, нужно разделить их на теоретико-методологические (Н. Д. Левитов, Н. И. Рейнвальд, В. И. Селиванов, А. А. Смирнов) и практико-методические (А. И. Высоцкий, Т. А. Егорова, Н. Ф. Прокина, С. Г. Якобсон).

Представители первого направления скорее заинтересованы в исследованиях природы организованности, характеристике ее отличительных особенностей, представители же второго направления основное внимание уделяют разработке конкретных приемов и способов развития этого свойства, опираясь на определенные концепции в его трактовке.

Перейдем к анализу данных, имеющихся относительно природы организованности. Уже в трактовке этого понятия нет единого мнения. Большинство авторов признает, что организованность – сложное, системное качество личности, состоящее из совокупности свойств, к ней тяготеющих, но вот относительно набора свойств, составляющих этот симптомокомплекс (термин B. C. Мерлина) организованности, единого мнения нет. Н. И. Рейнвальд [150] выделяет целеустремлённость, планомерность деятельности, способность к волевому усилию, выдержку, самоконтроль, самообладание. В. Г. Степанов [162] указывает на аккуратность, добросовестность, систематичность, самоорганизованность, самостоятельность, ответственность как основные составляющие организованности. А. И. Крупнов к симптомокомплексу организованности относит целеустремлённость, самостоятельность, дисциплинированность, инициативность, умение планировать, добросовестность, прилежание, старательность, исполнительность, аккуратность, терпение, выдержку, точность, пунктуальность, способность к волевому усилию, настойчивость и упорство.

Большая часть относящихся к этому периоду исследователей, изучающих природу данного свойства, пытаются скорее определить некий комплекс организованного поведения личности, а не само свойство, дать определение составляющих, более частных характеристик организованности. Так, Н. Д. Левитов в этот комплекс включает выдержку, самоконтроль, уверенность в себе, дисциплинированность. Понятно, что выдержка и самоконтроль расположены на оси характеристик организованности. С точки зрения автора, выдержка, как способность к задержке и устранению в сознании и деятельности всего того, что в данное время недопустимо, самоконтроль, как чувство ответственности за себя и требовательность, при которой не допускаются отклонения в другую сторону, являются регуляторно-динамическими характеристиками организованности, непосредственно связанными с особенностями высшей нервной деятельности. Автор опирается на учение И. П. Павлова и связывает данные характеристики с выраженностью на физиологическом уровне процессов торможения.


По мнению Н. Д. Левитова, присутствие выдержки и самоконтроля говорит об устойчивом контроле со стороны коры больших полушарий над подкорковыми отделами мозга, отвечающими за аффективные, непосредственные реакции. С другой стороны, такие свойства, как уверенность в себе и дисциплинированность, более соотносимы с мотивационно-смысловыми характеристиками личности, так как они могут быть связаны с внутренними мотивами и убеждениями личности, выражающимися в выполнении требований долга и приводящими к глубокому личному удовлетворению.

Выдержка и самоконтроль, уверенность и дисциплинированность руководителя, на наш взгляд, являются его важными личностными характеристиками и стабилизирующими факторами психологической атмосферы коллектива.

Следует отметить, что в работах А. И. Высоцкого, Н. Д. Левитова, В. П. Прядеина и др., представлено влияние природных факторов (свойств нервной системы) на проявление волевых качеств человека, включая организованность, было выявлено, что одной из главных предпосылок развитой организованности можно считать силу нервной системы. В то же время сила нервной системы, определяя меру выносливости, развитости физического волевого усилия, не всегда определяет степень сформированности волевых качеств личности (Е. С. Махлах).

Анализ философской, психологической, педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что организованность рассматривается как качество личности, свойственное любому человеку с нормальной психикой (В. Н. Мясищев, Л. И. Уманский), как условие формирования способностей (А. Г. Ковалёв), как волевое качество, свойство, черта, привычка характера (Е. П. Ильин, Н. Д. Левитов, В. И. Селиванов, B. C. Юркевич).

В исследованиях В. И. Селиванова, В. И. Высоцкого, Т. А. Егоровой особо уделялось внимание поведенческим и мотивационным характеристикам организованности. Здесь рассматриваются как регуляторно-динамические – постоянный самоконтроль за поведением, доведение начатого дела до конца, так и мотивационно-смысловые – наличие потребности планировать и самому создавать условия и средства для реализации своего поведения по плану, умственные умения ориентировки и планирования своих действий во времени – характеристики организованности. Причем в качестве параметров измерения организованности чаще всего выступают такие внешне-поведенческие (формально-динамические) признаки, как соблюдение внешнего порядка на рабочем месте и в процессе деятельности, рациональное расходование времени с учетом обстановки, планирование своих действий и разумное их чередование, умение вносить в деятельность определенную организацию при изменении обстоятельств. Важным фактором, определяющим динамические проявления организованности, выступает степень сформированности волевых привычек личности: доведение начатого до конца, систематичность и последовательность действий, умение преодолевать трудности, выполнять намеченное в срок и др. Проблемы формирования этих привычек изучались преимущественно у детей и подростков (Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, О. А. Конопкин, Л. И. Рувинский, B. C. Юркевич). Но известно, что волевые привычки, как правило, определяют способ организации любой деятельности, вне её содержания. Применение факторного анализа, в том числе Р. Кеттеллом, выявило дополнительные характеристики организованности: высокую нормативность, добросовестность, настойчивость, уравновешенность, точность, решительность, самоконтроль, осознанность плана, целенаправленность, дисциплину – также находящиеся на оси внешнеповеденческих реакций. В целом, для большинства перечисленных авторов характерно основной акцент в анализе природы организованности ставить на её волевой компонент, утверждая приоритетную роль формально-динамических характеристик в структуре изучаемого свойства. Подтверждением этого является факт отнесения организованности к группе волевых качеств, характеризующих динамичность, мобильность личности (Н. Д. Левитов), а также введение в психологическую терминологию понятия «организованность воли» (В. И. Селиванов). Данное положение кажется обоснованным, так как, по мнению С. Л. Рубинштейна, характер теснейшим образом связан с волей, являющейся как бы «хребтом характера» и определяющей его твердость, решительность, настойчивость. В волевых поступках характер, с одной стороны, складывается, а с другой   проявляется [152, 85]. Отдельно необходимо подчеркнуть, что в самоорганизации важное место занимает сила воли и волевые качества.


Мы считаем, что все вышеперечисленные характеристики должны занимать значительное место в профессиограммах специалистов различных направлений.

Непосредственно вопросам воспитания организованности посвящено небольшое количество работ, и все они рассматривают личность школьника. Среди них исследования формирования организационных умений и навыков Л. И. Божович, А. Г. Ковалева, О. А. Конопкина, А. К. Осницкий, Л. И. Рувинского, B. C. Юркевич.

А. К. Осницкий, в частности, отмечает, что значительные сдвиги в формировании качества самоорганизованности наблюдаются в подростковом и юношеском возрасте, когда саморегуляция деятельности и саморегуляция личности достигают расцвета, когда личность интересуется уже не только результатами своих усилии, но и своей позицией, своими возможностями во взаимодействии с другими людьми [142, 25]. Однако специального исследования относительно студенческого возраста не проводилось. Свои исследования А. К. Осницкий посвятил изучению качеств самоорганизации у подростков.

Он отмечает, что к этому времени в сознании учащегося в той или иной мере сформирована система представлений о своих возможностях:


  1. в целеобразовании и целеудержании (нужно не только уметь понимать предложенные цели, уметь формировать их самому, но и удерживать цели до их реализации, чтобы их место не заняли другие, тоже представляющие интерес);

  2. в моделировании (надо уметь выделить условия, важные для реализации цели, отыскать в своем опыте представление о предмете потребности, а в окружающей ситуации отыскать объект, соответствующий этому предмету);

  3. в программировании (нужно уметь выбрать соответствующий цели деятельности и условиям способ преобразования заданных условий, подобрать соответствующие средства осуществления этого преобразования, определить последовательность отдельных действий;

4) в оценивании (нужно уметь оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий; субъективные критерии оценки результатов не должны сильно отличаться от заданных);


5) в коррекции (нужно представлять, какие изменения можно привнести в результат, если какие-то детали не соответствуют предъявляемым требованиям).

Рассмотрев понятия самостоятельности и организованности, мы представляем определение термина «самоорганизация». Самоорганизация – это деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга [127]. Итак, в основе самоорганизованности как качества личности лежат не только знаниевые и деятельностные характеристики, но и волевые и оценочные.

Таким образом, формирование качеств самоорганизации важно начинать с подросткового возраста. Однако это лишь основа для дальнейшего формирования этого качества в процессе обучения в вузе. Но анализ практики и наш эмпирический опыт показывает, что в вузе этому не уделяется внимание. На первый план, как правило, выходит знаниевый компонент, т.е. овладение профессиональными знаниями.

Рассмотрев понятия «умения», «организованность», «самоорганизация», мы можем дать определение термина «умения самоорганизации студентов-первокурсников».

В результате анализа различных подходов под «умения самоорганизации студентов-первокурсников» нами понимается комплекс личностных действий, основанных на знаниях, специфики организационной деятельности и проявляющихся через саморегуляцию, позволяющую эффективно осуществлять будущую профессиональную деятельность. Умения самоорганизации студентов-первокурсников представляют собой совокупность умений, которые позволяют сознательно и рационально управлять своей деятельностью, отражают особенность организационной деятельности, связанной с планированием деятельности, рациональным использованием своего времени, самостоятельным приобретением и применением знаний из различных источников, совершенствованием способов умственного труда, оценкой результатов деятельности, осознанием полученных результатов.


В соответствии с обозначенными понятиями была определена система умений самоорганизации студентов-первокурсников, которые в процессе профессиональной подготовки трансформируются в параметры будущей профессиональной деятельности (организационные, информационные, интеллектуальные).

В систему умений самоорганизации студента-первокурсника включаются следующие умения.

1. Организационные умения (умения организации и управления своей деятельностью):


  • планировать свою деятельность;

  • ориентироваться во времени;

  • контролировать свою деятельность;

  • адекватно оценивать результаты своей деятельности.

2. Информационные умения (умения самостоятельного приобретения и использования знаний из различных источников для решения практических задач, умения построения устной и письменной речи в зависимости от условий общения с другим человеком):

  • работать с учебной и научной литературой;

  • работать с текстами;

  • грамотного и содержательного построения ответа, устного и письменного сообщения, речи.

3. Интеллектуальные умения (умения, связанные с совершенствованием способов мыслительной деятельности):

  • умения анализа и синтеза;

  • умение выделять главное;

  • умение сравнивать;

  • умения обобщать и классифицировать.

Сущность умений самоорганизации студентов-первокурсников заключается в умении студента без систематического внешнего контроля, без помощи и стимуляции со стороны преподавателя, самостоятельно, максимально используя свои индивидуальные возможности, организовывать и проводить свою деятельность по реализации принятых целей и индивидуальному развитию, в переходе от системы внешнего управления к самоуправлению.

Специфика умений самоорганизации студентов-первокурсников определяется как осознанная работа по организации своей деятельности, планированию своей деятельности; рациональному использованию своего времени на учебу и дела; самостоятельному приобретению и использованию знаний из различных источников для решения практических задач; совершенствованию способов мыслительной деятельности; контролю и адекватной оценке своей деятельности.


Поиск путей эффективного формирования умений самоорганизации студентов-первокурсников в период адаптации к обучению в вузе начался с выбора стратегии исследования. Для этого нами разработана модель процесса формирования умений самоорганизации студентов-первокурсников в период адаптации к обучению в вузе, которую мы представляем в следующем параграфе.

Источники


1. Ассаджиоли, Р. Психосинтез: теория и практика / Роберто Ассаджоли. – М.: REFL-book, 2010. – 314 с.

2. Безрукова, В. Приемы конспектирования. // Педагогическая техника. – 2006. - № 4.

3. Валеева, Н.Ш. Психология и культура умственного труда. – М.: КНОРУС, 2010. – 340 с.

4. Введенский, Н.Е. Условия продуктивности умственной работы. – М.: Медгиз, 1952. – Вып. 3. – Кн. 2. – С. 865 – 876.

5. Гордеева, Т.О. Позитивное мышление как фактор учебных достижений старшеклассников. // Вопросы психологии. – 2010. - № 1. – С. 24 – 33.

6. Евтихов, О.В. Харизма лидера: феноменология и особенности формирования. // Альма Матер. – 2011. - № 1. – С. 41 – 45.

7. Толковый словарь Ожегова. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ozhegov.ru/.