prosdo.ru
добавить свой файл
1

Памятка для выпускника


• По прибытии к пункту проведения ЕГЭ выпускники распределяются по кабинетам (аудиториям).


• Каждому экзаменуемому организаторы выдают запечатанные полиэтиле­новые пакеты с вложенными в них экзаменационными материалами (тестами), бланками ответов № 1 и № 2, регистрационным бланком, бланком для черновых записей и проводят инструктаж по работе с экзаменационными мате­риалами и бланками.


В регистрационном бланке в специальные поля выпускник записывает информацию о своём регионе, районе, общеобразовательном учреждении, собственную фамилию, имя, отчество, паспортные данные, другую необходи­мую информацию и ставит свою подпись.


Бланк ответов № 1 предназначен для записи выпускниками ответов на за­дания группы «А» и «В» (с выбором ответов из нескольких предлагаемых вари­антов и для записи ответов в виде слова или числа).

В бланке № 1 запрещено указывать информацию о выпускнике. Подпись выпускника на бланке №1 обязательна.


Бланк ответов № 2 предназначен для записи решения задач или краткого рассказа (сочинения) при ответе выпускника на задания в свободной форме (группа «С»).

На бланке № 2 запрещены посторонние записи и пометки, не относящиеся к содержанию ответов. Подпись выпускника на бланке № 2 запрещена.


Права и обязанности выпускника на ЕГЭ


• Выпускникам сообщается длительность экзамена, время и место получе­ния результатов.

• До сведения выпускников доводится, что по предписанию Министерства образования России на ЕГЭ по отдельным предметам учащимся разрешается пользоваться калькуляторами и необходимыми инструментами и материалами (линейками, картами, таблицами и т.п.).

• Вопросы выпускников по содержанию экзаменационных материалов организаторами не рассматриваются.

• После выдачи экзаменационного материала и окончания инструктажа организатор в аудитории отмечает время начала единого государственного экзамена.




При проведении ЕГЭ выпускники, пришедшие на экзамен, обязаны выполнять указания, организаторов. Запрещаются разговоры, вставания с мест, пересаживания без разрешения организаторов, обмен тестами и бланками ответов. Категорически запрещено пользование мобильными телефонами или иными средствами связи. При нарушении этих требовании организаторы вправе удалить выпускников с единого государственного экзамена.


• В ходе экзамена паспорт (удостоверение личности) должен находиться в раскрытом виде перед выпускником рядом с бланками ответов.

• Организаторы в аудитории, проходя по рядам, проверяют соответствие данных в удостоверении личности с аналогичными данными в бланке регистрации.

• По завершении выполнения заданий каждый выпускник должен сдать все бланки ответов, тесты и черновики.


• При сдаче бланков учащиеся предъявляют организаторам свой пропуск, на котором делается отметка о прохождении экзамена (ставится печать образовательного учреждения или штамп «Бланки ЕГЭ сданы»). Организатор в аудитории должен поставить в специальные поля пропуска свою подпись, если учащийся не сдал на проверку какой-либо бланк.



Выпускник имеет право ознакомиться со своей проверенной экзаменационной работой и в случае несогласия с выставленной отметкой подать в письменной форме апелляцию в конфликтную комиссию, создаваемую органом управления образованием.

• Апелляции по содержанию заданий (тестов) контрольно-измерительных материалов не принимаются.



После сдачи ЕГЭ выпускник получает на руки 2 документа: аттестат с традиционными школьными отметками и свидетельство о сдаче ЕГЭ установленного образца (сертификат) с баллами.

• Свидетельство о результатах ЕГЭ выдается органом управления образованием. В нем проставляются баллы по каждому общеобразовательному предмету, сданному в рамках ЕГЭ. Срок действия сертификата - до 31 декабря текущего года. Если выпускник не поступил в вуз сразу по окончании школы, в следующем году ему придется заново сдавать единый экзамен.



• Свидетельство о результатах ЕГЭ выдается выпускнику или лицу, представляющему его интересы (родителям, законным представителям), в обмен на пропуск с печатью образовательного учреждения либо штампом «Бланки ЕГЭ сданы». Факт выдачи свидетельства фиксируется в специальном журнале.



При отсутствии в пропуске печати образовательного учреждения либо штампа «Бланки ЕГЭ сданы» претензии по процедуре проведения и результатам единого государственного экзамена не принимаются.

• Аттестат выдается раз и навсегда и свидетельствует о получении общего среднего образования.



Аттестат выдается общеобразовательным учреждением, в котором выпускники обучались на момент сдачи ЕГЭ. В аттестат по общеобразовательным предметам, сданным в рамках ЕГЭ, выставляется следующая итоговая отметка:

• более высокая - при разнице годовой отметки и отметки по ЕГЭ в один бал;

• отметка, полученная как среднее арифметическое годовой отметки и отметки по ЕГЭ, если разница между ними составляет более чем один балл, при этом округление производится в сторону более высокого балла.


Т.е., если учащийся получил по итогам года «отлично», а по результатам ЕГЭ «хорошо», то в аттестат выставляется оценка «отлично».


Если же по итогам года учащемуся выставлена оценка «удовлетворительно», а на ЕГЭ выпускник получил «отлично» по данному предмету, то в аттестат выставляется средняя оценка - «хорошо»:

«З» + «5»

_________ = «4»

2


ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Утверждено приказом

Минобразования России

от 09.04.2002 г. №1306

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о проведении единого государственного экзамена (далее - Положение) устанавливает на период эксперимента порядок государственной (итоговой) аттестации выпускников Х1(Х11) классов общеобразовательных учреждений (далее - выпускников), проведения вступительных испытаний и зачисления в учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте (далее - субъекты Российской Федерации).


1.2. Положение распространяется на расположенные на территории субъектов Российской Федерации и участвующие в эксперименте:

- аккредитованные общеобразовательные учреждения независимо от их организационно-правовой формы (далее - общеобразовательные учреждения);

-аккредитованные государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, в том числе аккредитованные филиалы (далее — соответственно ссузы и вузы).

Перечень участвующих в эксперименте субъектов Российской Федера­ции, ссузов и вузов федерального подчинения (по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции их учредителей) утверждается Министерством образования Российской Федерации. Перечень учрежденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления ссузов и вузов, участвующих в эксперименте, утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с учредителями.

1.3. Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в ссузы и вузы. Результаты ЕГЭ признаются общеобразовательными учреждениями в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации, а ссузами и вузами - в качестве результатов вступительных испытаний.

. 1.4. Для проведения ЕГЭ создается государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации (далее - ГЭК), в состав которой входят

представители органов исполнительной власти, органов управления образованием различных уровней, образовательных учреждений, принимающих участие в эксперименте.

Состав ГЭК утверждается Министерством образования Российской Федерации по представлению органа управления образованием субъекта Российской Федерации. Положение о ГЭК разрабатывается на основе настоящего Положения и утверждается государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации. Срок полномочий ГЭК составляет один год. ГЭК выполняет следующие функции:


• организует и координирует работу по подготовке и проведению ЕГЭ на территории субъекта Российской Федерации;

• обеспечивает в ходе подготовки и проведения ЕГЭ взаимодействие с организацией, осуществляющей по поручению Министерства образования Российской Федерации технологическое сопровождение ЕГЭ, с органами управления образованием различных уровней, конфликтной комиссией, образовательными учреждениями;

• осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка проведе­ния ЕГЭ на территории субъекта Российской Федерации;

• обеспечивает в установленные сроки информирование выпускников, лиц, поступающих в ссузы и вузы (далее - поступающих), а также образовательных учреждений, участвующих в эксперименте, о результатах ЕГЭ;

ГЭК может создавать подкомиссии (территориальные, по общеобразовательным предметам, вступительным испытаниям в ссузы и вузы, проводимым в форме и по материалам ЕГЭ, и др.). Функции, состав, полномочия и сроки работы подкомиссий устанавливаются ГЭК.

1.5. Состав и порядок работы ГЭК доводятся до сведения выпускников, по­ступающих в ссузы и вузы, их родителей (законных представителей), руководи­телей образовательных учреждений не позднее, чем за две недели до начала проведения ЕГЭ.

1.6. В целях разрешения спорных вопросов, возникающих при оценке экзаменационных работ в рамках ЕГЭ, защиты прав выпускников и поступающих, участвующих в эксперименте, создается конфликтная комиссия.

Положение о конфликтной комиссии, разработанное на основе настоящего Положения, и ее состав утверждаются государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации.

В состав конфликтной комиссии включаются представители органов управления образованием, образовательных учреждений, принимающих участие в эксперименте.

Конфликтная комиссия осуществляет свою работу в период проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в ссузы и вузы.


Конфликтная комиссия выполняет следующие функции:

• принимает и рассматривает апелляции выпускников и поступающих в ссузы и вузы в рамках эксперимента по ЕГЭ;

• устанавливает соответствие установленным требованиям выставленной отметки либо процедуры проведения экзамена (вступительного испытания);

• принимает решение о соответствии выставленной отметки установленным требованиям либо о выставлении другой отметки;

• информирует выпускника или поступающего, подавшего апелляцию, или его родителей (законных представителей), а также ГЭК о принятом ре­шении.

В целях выполнения своих функций конфликтная комиссия вправе запрашивать и получать у уполномоченных лиц и организаций необходимые документы и сведения, в том числе бланки ответов выпускников и поступающих, сведения о лицах, присутствовавших на экзамене (вступительном ис­пытании), о соблюдении процедуры проведения экзамена (вступительного испытания) и т.п.

1.7. Выпускники, поступающие в ссузы и вузы имеют право подать апелляцию в письменной форме в конфликтную комиссию:

- о нарушении процедуры проведения экзамена (вступительного испытания), приведшем к снижению отметки - в день проведения экзамена (вступительного испытания);

- о несогласии с выставленной отметкой - в день объявления результатов экзамена (вступительного испытания) по соответствующему общеобразовательному предмету.

Апелляции по содержанию контрольных измерительных материалов (далее - КИМы) не принимаются.

1.8. Порядок и место приема апелляций доводятся ГЭК до сведения выпускников, поступающих, их родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений не позднее, чем за 2 недели до начала проведения ЕГЭ.

1.9. Надзор за соблюдением установленного порядка проведения ЕГЭ осуществляют направляемые в субъекты Российской Федерации уполномоченные представители Министерства образования Российской Федерации.


2. Порядок проведения единого государственного экзамена

2.1. К сдаче ЕГЭ допускаются выпускники XI (ХП) классов общеобразовательных учреждений, освоившие общеобразовательную программу среднего (полного) общего образования, независимо от формы получения образования.

2.2. ЕГЭ проводится по следующим общеобразовательным предметам:

математика, русский язык, литература, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранные языки. Форма, процедура, сроки и продолжительность проведения ЕГЭ устанавливаются Министерством образования Российской Федерации.

Перечень общеобразовательных предметов, по которым проводится ЕГЭ в субъекте Российской Федерации, определяется Министерством образования Российской Федерации по согласованию с данным субъектом Российской Федерации.

2.3. Министерство образования Российской Федерации обеспечивает ГЭК субъекта Российской Федерации КИМами, необходимыми для проведения ЕГЭ.

Содержание КИМов определяется на основе примерных программ общеобразовательных предметов, разработанных Министерством образования Российской Федерации для общеобразовательных учреждений, и не может выходить за пределы указанных программ.

2.4. Экзаменационные работы в рамках ЕГЭ оцениваются баллами (по стобалльной системе) и отметками (по пятибалльной системе). Порядок и шкала перевода баллов в отметки устанавливаются Министерством образования Российской Федерации.

2.5. Выпускникам, сдававшим ЕГЭ, выдаются:

- аттестат о среднем (полном) общем образовании (далее - аттестат);

- свидетельство о результатах ЕГЭ (далее - свидетельство). Форму свидетельства утверждает Министерство образования Российской Федерации. Срок действия свидетельства-до 31 декабря текущего года.

2.6. Аттестат выдается общеобразовательным учреждением, в котором выпускники обучались на момент сдачи ЕГЭ. В аттестат по общеобразовательным предметам, сданным в рамках ЕГЭ, выпускникам, в том числе претендентам на золотые и серебряные медали, выставляется следующая итоговая отметка:


• более высокая - при разнице годовой отметки и отметки по ЕГЭ в один балл;

• отметка, полученная как среднее арифметическое годовой отметки и отметки по ЕГЭ, если разница между ними составляет более чем один балл, при этом округление производится в сторону более высокого балла.

2.7. Свидетельство выдается государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации.

В свидетельстве проставляются баллы по каждому общеобразовательному предмету, сданному в рамках ЕГЭ.

Выпускникам - членам сборных команд Российской Федерации, победителям и призерам международных олимпиад, победителям заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам - на основании документа Министерства образования Российской Федерации, подтверждающего их участие в олимпиаде, без сдачи экзамена по общеобразовательным предметам, профильным олимпиаде, в свидетельство выставляется высший балл «100».

3. Порядок проведения вступительных испытаний и зачисления в ссузы и вузы

3.1. Приемная комиссия ссуза или вуза определяет и объявляет:

не позднее 1 апреля:

- перечень направлений подготовки и специальностей с указанием форм обучения, на которые объявляется прием документов в рамках эксперимента по ЕГЭ;

- перечень вступительных испытаний на каждые направление подготовки и специальность, включенные в эксперимент, в том числе перечень вступительных испытаний для поступающих, имеющих право на зачисление в ссуз или вуз по результатам уменьшенного количества испытаний;

не позднее 1 мая:

- правила приема, разработанные на основе настоящего Положения, По­рядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации или Порядка приема в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации.


3.2. При подаче заявления о приеме поступающие, сдававшие ЕГЭ, кроме установленного перечня документов, представляют по своему усмотрению оригинал или заверенную в установленном порядке копию свидетельства.

Поступающие, сдававшие ЕГЭ, могут подать документы в один или несколько ссузов и/или вузов. Допускается направление документов заказным письмом.

3.3. Вступительные испытания по общеобразовательным предметам, включенным в ЕГЭ, проводятся только для поступающих, не участвовавших в ЕГЭ либо не сдававших ЕГЭ по данным общеобразовательным предметам.

Указанные вступительные испытания организуются ГЭК в форме и по материалам ЕГЭ, за исключением вступительных испытаний для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля и поступающих для обучения по сокращенным программам.

Сроки проведения вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ устанавливает Министерство образования Российской Федерации.

Сроки и форму проведения вступительных испытаний для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля и поступающих для обучения по сокращенным программам, вуз вправе определить самостоятельно.

3.4. Ссуз и вуз вправе самостоятельно провести предусмотренные при поступлении на соответствующие направления подготовки и специальности вступительные испытания по тем общеобразовательным предметам, по которым не проводится ЕГЭ в субъекте Российской Федерации, на территории которого они расположены.

3.5. Поступающие в вузы, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, а также окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования проходят вступительные испытания только профессиональной направленности (профильные испытания).

3.6. Зачисление в ссузы и вузы проводится на конкурсной основе по резуль­татам ЕГЭ, признаваемым указанными образовательными учреждениями в качестве результатов вступительных испытаний, и/или результатам вступительных испытаний.


3.7. Вне конкурса при условии успешной сдачи ЕГЭ в ссузы и вузы принимаются лица, имеющие право на внеконкурсное зачисление в образовательные учреждения профессионального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.8. Конкурсный отбор и зачисление поступающих осуществляются в сроки, определенные правилами приема в ссуз или вуз.

3.9. Результаты ЕГЭ на основании решения ученого совета могут засчитываться в качестве результатов вступительных испытаний образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования, не участвующими в эксперименте. Указанные образовательные учреждения вправе самостоятельно устанавливать шкалу перевода баллов, полученных поступающими при сдаче ЕГЭ, в используемую ими систему оценивания.


РЕКОМЕНДАЦИИ

по психологической подготовке к единому государственному экзамену учителям


Учителям, помня о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу», следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. В после­дние годы Центром тестирования РФ выпущены сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 5-го по 11-й классы практически по всем предметам, выносимым на ЕГЭ. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и отработать у них навык работы с тестовыми заданиями.

Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи ЕГЭ реально повысить балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

При этом основную часть работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов по пройденным темам, т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных, как удача ЕГЭ.

Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдаче ЕГЭ, но и позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.



РЕКОМЕНДАЦИИ

по психологической подготовке к единому государственному экзамену родителям


Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

• Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей

• Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».

• Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

• Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

• Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

• Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

• Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

• Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок.

• Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

• Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

• Не критикуйте ребенка после экзамена.

• Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.


РЕКОМЕНДАЦИИ

по психологической подготовке к единому государственному экзамену выпускникам


Подготовка к экзамену

• Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

• Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета (они повышают интеллектуальную активность). Для этого достаточно картинки или эстампа в этих тонах.

• Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы - «сова» или жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние ли вечерние часы.

• Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который наиболее всего интересен и приятен.

• Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

• Выполняйте как можно больше различных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями тестовых заданий.

• Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов (на 1 задание в части А в среднем должно уходить не более 2-х минут).

• Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Ни­когда не думайте о том, что не справишься с заданием.

• Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.

Накануне экзамена

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хвата­ет всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. С вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.

В пункт сдачи экзамена Вы должны явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования.

Если на улице холодно, не забудьте тепло одеться, ведь Вы будете сидеть на экзамене 3 часа.


Перед началом тестирования

В начале тестирования Вам сообщат информацию (как за­полнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будьте внимательны!!! От того, как Вы внимательно запомните все эти правила, зависит правильность Ваших ответов!

Во время тестирования

• Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.

• Внимательно прочитаете вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.

• Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в звании которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.

• Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тек­сте всегда найдутся вопросы, с которыми Вы обязательно справитесь.

• Думайте только о текущем задании! Когда Вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые Вы применили в одном, решенном Вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и пра­вильно решить новое задание.

• Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи.

• Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть заметить явные ошибки.