prosdo.ru 1



ПЛАН

  • Понятие профессиональной деформации преподавателей

  • Факторы профессиональной деформации преподавателей

  • Научные и практические области исследования проблемы

  • Типология профессионально-педагогических деформаций

  • Причины появления деформаций

  • Профессиональное самовоспитание

  • Уровни профессионально-педагогических деформаций преподавателей

  • Механизмы преодоления профессионально-педагогических деформаций

  • Проектная деятельность по преодолению профессионально-педагогических деформаций преподавателей



Профессиональные деформации преподавателей

  • Профессиональные деформации - изменение качеств и свойств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения) под влиянием определённой профессиональной деятельности.



Корреляции

  • Существует взаимосвязь между личностными особенностями преподавателей, их профессионально-педагогическими умениями и способами преодоления или минимизации ими профессионально-педагогических деформаций.



Профессиональное самовоспитание

    • Это сознательная деятельность преподавателя, направленная на развитие у него профессионально значимых качеств личности и преодоление негативных, в том числе профессиональных деформаций.

Педагогические условия профессионального самовоспитания

  • -           внешние (стимулирование мотивации преподавателей колледжа к повышению уровня профессионального мастерства, создание позитивного микроклимата в коллективе, включение в отношения наставничества либо партнёрства, повышение престижа профессионализма);

  • -           внутренние (возрастание потребности в самореализации и саморазвитии, актуализация мотивов профессиональных достижений, саморегуляция профессиональной деятельности: самоконтроль, самоанализ, самооценка; самоактуализация личностных профессиональных смыслов; стремление к самоизменению, самосовершенствованию).


Типология профессионально-педагогических деформаций / по Э.Ф. Зееру, Э.Э. Сыманюк/

  • Авторитарность

  • Демонстративность

  • Педагогический догматизм

  • Доминантность

  • Педагогическая индифферентность

  • Консерватизм



Авторитарность

  • Проявление деформации в профессиональной деятельности: жесткая централизация процесса управления; преимущественное использование распоряжений, указаний, наказаний; нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей, потребность командовать другими, черты деспотизма.

  • Психологические детерминанты: психологическая защита — рационализация; завышенная самооценка своих профессиональных способностей; властность, агрессивность, схематизация мотивов подчиненных.



Демонстративность

  • Проявление деформации в профессиональной деятельности: чрезмерная эмоциональность, самопрезентация; управленческая деятельность — средство самоутверждения на фоне профессионального коллектива; демонстрация своего превосходства.

  • Психологические детерминанты: психологическая защита — идентификация; завышенная самооценка «Я-образа»; акцентуация характера — эгоцентризм.


Педагогический догматизм

  • Проявление деформации в профессиональной деятельности: стремление к упрощению педагогических задач и ситуаций, игнорирование социально-психологических знаний; склонность к мыслительным и речевым штампам; преувеличенная ориентация на свой опыт.

  • Психологические детерминанты: стереотипы мышления; возрастная интеллектуальная инертность.


Доминантность

  • Проявление деформации в профессиональной деятельности: превышение властных функций, склонность к распоряжениям, приказам; требовательность и безапелляционность; нетерпимость к критике коллег.

  • Психологические детерминанты: низкая эмпатия; индивидуально-типологические особенности; акцентуации характера



Педагогическая индифферентность

  • Проявление деформации в профессиональной деятельности: проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жесткости;. Игнорирование индивидуальных особенностей коллег. Негативное восприятие этических норм и правил поведения.

  • Психологические детерминанты: психологическая защита — отчуждение; синдром «эмоционального выгорания»; генерализация личностного отрицательного педагогического опыта.



Консерватизм

  • Проявление деформации в профессиональной деятельности: предубеждение против инноваций; приверженность устоявшимся технологиям обучения; настороженное отношение к «другим».

  • Психологические детерминанты:

  • психологическая защита — рационализация; стереотипные способы выполнения деятельности; социальные барьеры; хроническая перегрузка профессиональной деятельностью.


Педагогическая агрессия

  • Проявление деформации в профессиональной деятельности: пристрастное отношение к инициативным, творческим и независимым студентам и коллегам; выраженная склонность к оскорбительным замечаниям, занижению оценок, насмешкам и иронии.

  • Психологические детерминанты: психологическая защита — проекция; индивидуально-типологические особенности; фрустрационная нетолерантность.


Фрустрация

  • Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.



Ролевой экспансионизм

  • Проявление деформации в профессиональной деятельности: фиксация на собственных личностных и профессиональных проблемах и трудностях; преобладание обвинительных и назидательных суждений; преувеличение значения своей роли; ролевое поведение за пределами аудитории.

  • Психологические детерминанты: стереотипы поведения; тотальная погруженность в профессиональную деятельность; ригидность.



Ригидность

  • Риги́дность (лат. rigidus — жесткий, твердый) — неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями.



Социальное лицемерие

  • Проявление деформации в профессиональной деятельности:

  • склонность к морализированию; вера в свою нравственную непогрешимость; вербальная нетерпимость к ненормативным формам поведения; неискренность чувств и отношений

  • Психологические детерминанты: психологическая защита — проекция; стереотипизация морального поведения; возрастная идеализация личного опыта.


Поведенческий трансфер

  • Проявление деформации в профессиональной деятельности:

  • эмоциональные реакции и поведение, свойственные вышестоящим руководителям и обучающимся; асоциальные формы поведения.

  • Психологические детерминанты:

  • психологическая защита — проекция; эмпатическая тенденция присоединения; идентификация.


Дидактичность

  • Стремление всё назидательно объяснить, используя шаблонные способы передачи знаний и опыта.

  • Проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения.

  • Дидактичность педагога проявляется также за пределами учебного заведения: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства.



Информационная пассивность

  • проявляется в нежелании совершенствования навыков работы с информацией и повышения своей информационной компетентности (информационной культуры), прекращении своего профессионального самообразования и самовоспитания после накопления определенного количества информации и методической базы для преподавания своего предмета;



Обученная беспомощность

  • Формируется тогда, когда субъект убеждается, что ситуация, в которой он оказался и которая ни в коей мере его не устраивает, совершенно не зависит от его поведения, от предпринимаемых им усилий эту ситуацию изменить.

  • Мотив личного развития, роста и овладения компетентностью в этом случае подменяется систематической демонстрацией собственной беспомощности, перекладыванием решения всех своих проблем на окружающих людей.


Уровни профессионально-педагогических деформаций

  • Регулятивно-прагматический уровень, характеризующийся прагматическими ситуационными аспектами самосознания.

  • Эгоцентрический уровень, характеризующийся действиями, продиктованными личной выгодой, удобством, престижностью.

  • Стереотипно-зависимый уровень, характеризующийся стремлением делить студентов на «своих», обладающих самоценностью, – это хорошо успевающих, «сильных» студенты, и «чужих», лишенных самоценности –«слабых» студентов со средним (низким) уровнем знаний и способностей.


Регулятивно-прагматический уровень деформации

  •  

  • Это тип агрессивного представителя педагогической профессии, для которого характерен жёсткий контроль над студентами, широкое использование системы принуждения.



Эгоцентрический уровень деформации

  • Это тип индифферентного отношения к студентам, к их мнениям, интересам, потребностям; удовлетворённость собой и своей деятельностью достигает максимального значения, самооценка, как правило, завышена.



Стереотипно-зависимый уровень деформации

  •  Это тип авторитарного отношения к студентам, когда их стремятся максимально подчинить своему влиянию, подчёркивая своё превосходство, жёстко пресекают чью-либо инициативу, видя в ней посягательство на свой авторитет; таких преподавателей отличают склонность к субъективизму в оценивании и следование стереотипам.



Неудовлетворённость своей профессиональной подготовкой (по Холодновой И.В.)

  • не совсем удовлетворены - 35,6%,

  • не удовлетворены вообще - 3,4%,

  • организаторскими умениями - 27,4%,

  • коммуникативными умениями - 11,3%.

  • Данные диагностики 192 преподавателей трёх педагогических колледжей Ростовской области


  • Профессиональная деформация личности неизбежна, но одних она приводит к потере квалификации, других — к равнодушию, третьих — к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, большинство же — к поиску средств профессиональной реабилитации.  Каковы возможные пути профессиональной реабилитации?


Пути профессиональной реабилитации

  • Каковы возможные пути профессиональной реабилитации?

  • повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентностей;  • диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;  • прохождение тренингов личностного и профессионального роста;  • рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;  • профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;  • овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;  • повышение квалификации и переход в новую квалификационную категорию или на новую должность.



Механизмы преодоления деформаций

  • - социальный механизм;

  • - личностно-профессиональный механизм;

  • - управленческий механизм.



Социальный механизм преодоления профессионально-педагогических деформаций

  •  

  • - Создание моральных и материальных стимулов труда преподавателя, адекватных его затратам.

  • - Формирование в общественном сознании положительного имиджа современного педагога с целью повышения престижа педагогической профессии.


Личностно-профессиональный механизм

  • Осознание преподавателем имеющихся у него профессионально-педагогических деформаций;

  • комплексное обеспечение процесса профессионального самовоспитания, ориентированного на профессиональные возможности и потребности каждого педагога;

  • поиск и самоактуализацию личностных смыслов в профессиональной деятельности.


Управленческий механизм

  • Создание ситуаций успеха в повседневной профессиональной деятельности преподавателей вуза;

  • осуществление всесторонней педагогической поддержки преподавателей;

  • обеспечение оптимальных условий для профессионально-личностной реабилитации преподавателей, переживающих «тройной кризис» (возрастной, социокультурный, профессиональный).



Эмоциональное выгорание

  • Своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

  • Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность.



Профессиональные акцентуации

  • Чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности.