prosdo.ru 1

ПЛАН УРОКА.

Тема урока: Что такое масса? Что такое вес? Что такое сила тяжести?

Тип урока: повторение ранее изученного материала в курсе физики 7 класса и 9 класса при изучении нового материала, при обобщении и подготовке к экзаменам.

Форма урока: исследовательская лабораторная работа с использованием ИКТ технологии.

Цели урока:


  • Повторить основные понятия темы «Взаимодействие тел»

  • Создать условия для того, чтобы обучающие научились

  1. устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях;

  2. разграничивать понятия масса, вес, сила тяжести;

  3. формулировать эмпирические закономерности;

  4. выдвигать гипотезы и проверять их, используя компьютерное моделирование;

  5. делать обобщения.

  • Продолжить работу по овладению мето­дами научного исследования;

  • Продолжить разви­тие функции общения на уроке как условия обеспечения взаимопони­мания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удов­летворения.

Задачи урока:


    • проверить степень усвоения материала темы на данном этапе изучения темы;

    • систематизировать знания;

    • продолжить воспитание аккуратности при работе с компьютером и при оформлении письменного отчета работы;

    • развивать умения анализировать, синтезировать, наблюдать, делать выводы;

    • воспитать умения выстраивать взаимоотношения учащихся между собой и учителем.

Методы урока: проблемно – поисковый

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Этапы урока:










Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организация начала урока.

2 мин

Задает вопрос, выводящий учеников на самостоятельное формулирование целей.


Постановка темы и цели урока .

2

Актуализация опорных знаний

5 мин

Раздает тезаурус, содержащий основные понятия урока.

Используя тезаурус работают в парах. Проводят взаимопроверку понятий. Выставляют оценку.

3

Работа в группах

10 мин

Делит учащихся на группы: «Астронавты»,

«Межпланетные путешественники», «Космические исследователи». Раздает бланки с заданиями и консультирует по заполнению бланков ответов.


Доминирующий вид деятельности – индивидуальная практическая работа с различными видами деятельности: «теоретики», «практики», «экспериментаторы». Заполняют отчет и формулируют выводы.

4

Отчет групп о работе и результатах.

10 мин

Слушает отчет - презентацию; корректирует выступление учащихся.

Отчитываются о проделанной работе с компьютерными моделями. Делают выводы по своей работе.

5

итоги урока


5 мин

Рефлексивная деятельность. Выясняем трудности, возникшие при выполнении данной работы.


Отвечают на вопросы по листу рефлексии.

6

домашнее задание

1 мин

Придумать и сформулировать 3 задачи - вопроса с использованием повторенных понятий.





Ожидаемый результат урока.


  • Учащиеся должны знать смысл понятий масса, вес, сила тяжести.

  • Учащиеся должны разграничивать эти понятия.

  • Учащиеся должны уметь работать в группе, отстаивать свою точку зрения, корректно относится к чужому мнению, воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике.

СЦЕНАРИЙ УРОКА.


Здравствуйте. Сегодня наш урок необычный. Мы попробуем разобрать по полочкам такие понятия, как масса, вес, сила тяжести.


Скажите, что мы измеряем в кабинете медсестры, встав на весы? Когда мы говорим, что худеем – что мы сбрасываем? Когда мы покупаем 3 кг яблок – за что мы платим?


Ответы на эти вопросы вызывают у многих затруднения, но таких затруднений не должно быть у нас – учеников постигающих глубины физики.

Предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему урока. А так же запишите в тетрадь цели, которые вы ставите на сегодняшний урок, и запишите, что вы хотите узнать сегодня на уроке. (прошу прочитать некоторых учащихся свои записи )

Раздаю тезаурусы каждому ученику и предлагаю задать по нему 3 вопроса своему соседу, а также оценить свои знания по следующим критериям:


  • Все о чем сейчас прочитал – ничего не знаю___2балла,

  • Знаю хорошо одно понятие_________________3балла,

  • После прочтения вспомнил практически все __4 балла,

  • Помощь была не нужна____________________5 баллов.


Для достижения поставленных целей предлагаю отправиться в космическое путешествие.


Делю класс на группы и раздаю бланки с заданиями:

Задание для группы астронавтов.




Просмотреть видеоролик (без звука) и озвучить его, придумав сказку о путешествии зеленого человечка. При озвучивании обязательно использовать физические термины: Земля, Луна, пружина, тело, деление, космический корабль, масса, вес, невесомость, свободное падение, притяжение к планете.


Задание для межпланетных путешественников.




Работая с моделью «Пружинные весы» доказать, зависит ли сила тяжести, действующая на 1 кг массы тела, от массы планеты.



Название планеты

Масса планеты, кг

Масса тела, кг

Значение силы тяжести, действующей на тело, Н

Значение силы тяжести, действующей на 1 кг массы, Н

Меркурий













Земля













Луна













Марс














Чем ........масса планеты , тем...............сила притяжения к этой планете, и

тем .....................притягивается к ней тело.


Задание для космических исследователей

.


Работая с моделью «Сила тяжести и вес» доказать, каким образом вес тела одной и той же массы зависит от притяжения к планете


Название планеты

Коэффициент притяжения к планете, значение силы тяжести, действующей на 1 кг массы, Н

Масса тела, кг

Значение веса тела , Н

Меркурий










Земля










Луна








Марс










Юпитер










Нептун










Сатурн










Венера










Уран










Плутон










Чем...............коэффициент притяжения к планете, тем........................сила притяжения ней, и тем .....................вес тела, находящегося на ней.


Потом учащиеся отчитываются о проделанной работе с компьютерными моделями. Делают выводы по своей работе.


Подводим итоги урока и каждый учащийся выставляет себе оценку с учетом первоначальной.

Выясняем трудности, возникшие при выполнении данной работы, работая по листу рефлексии, и соотносим проделанную работу с поставленными целями.

В качестве домашнего задания учащимся предлагаю составить по 3 коварных вопроса, которые они могут задать любому ученику в классе.