prosdo.ru
добавить свой файл
1


УТВЕРЖДЕНО

приказом Департамента

образования области

от « 27 » 06 2012 г. № 1346

(приложение 1)


Положение о формировании кадрового ресурса и деятельности ведущих консультантов по вопросам развития системы образования Вологодской области


1. Общие положения

1.1. В рамках реализации Мероприятия 1 Приоритетного национального проекта «Образование» (далее - ПНПО) и Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (далее - ФЦПРО) предусмотрено формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования.

1.2. На региональном уровне при Департаменте образования Вологодской области (далее - Департамент) формируется кадровый ресурс ведущих консультантов по вопросам развития системы образования Вологодской области (далее - региональный кадровый ресурс ведущих консультантов).

1.3. Формирование регионального кадрового ресурса ведущих консультантов и деятельность ведущих консультантов осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Вологодской области:

- Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями);

- Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года, Пр-271);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 года № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы»;

- долгосрочной целевой программой «Развитие системы образования Вологодской области на 2011-2015 годы» (утверждена постановлением Правительства Вологодской области от 4 октября 2010 года №1132 (с последующими изменениями));

- Стратегией развития образования Вологодской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 03.03.2009 № 398.


- Планом действий по модернизации общего образования, направленным на реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (утвержден постановлением Губернатора Вологодской области от 03 марта 2010 года № 91).

1.4. Организационной основой для отбора и обучения претендентов на включение в общероссийский и региональный кадровый ресурс ведущих консультантов по вопросам развития системы образования (далее - претенденты) является стажировочная площадка по реализации направления «достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., открытая в автономном образовательном учреждении Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Вологодский институт развития образования» (АОУ ВО ДПО «ВИРО») приказом Департамента от 30 августа 2011 года № 1322 на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 августа 2011 года № 2184.

1.5. Региональный реестр ведущих консультантов по вопросам развития системы образования Вологодской области и учет их деятельности ведется в АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования».


2. Цель, задачи, права и обязанности ведущих консультантов

по вопросам развития системы образования

2.1. Ведущие консультанты по вопросам развития системы образования - проводники федеральных и региональных инициатив, субъекты их экспертно-организационной поддержки, источники информации о работе в регионах, муниципальных районах и городских округах, образовательных учреждениях.

2.2. Основная цель деятельности ведущих консультантов - совершенствование управления системой образования на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, институциональном) в условиях ее модернизации.

2.3. Задачи деятельности ведущих консультантов:

- участие в осуществлении мониторинга реализации направлений ПНПО и ФЦПРО, в оценке промежуточных и итоговых результатов, уровня отлаженности взаимодействия субъектов региональных систем образования, оценке результатов работы на международном уровне;

- содействие в деятельности субъектов системы образования региона по внедрению инноваций и оценке результатов их воплощения;

- участие в разработке проектов, нормативных, методических и других документов по актуальным вопросам развития системы образования.

- проведение экспертизы проектов, программ, учебных и методических пособий;

- подготовка аналитических материалов и разработка рекомендаций по решению существующих проблем функционирования и дальнейшего развития систем образования;

- проведение консультаций и обучения, оказание практической помощи руководителям и педагогическим работникам образовательных учреждений.

2.4. Деятельность ведущих консультантов осуществляется на основе устного соглашения, заключения ведущим консультантом договоров возмездного (или безвозмездного) оказания услуг с заказчиками, в качестве которых могут выступать органы управления образованием субъектов Российской Федерации, местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, образовательные учреждения.

2.5. Ведущие консультанты по вопросам развития системы образования имеют право:

2.5.1. доступа к информационным материалам, регламентам, справочным и нормативным документам ПНПО И ФЦПРО, имеющим отношение к поставленной проблеме;

2.5.2. участия в разработке и реализации стратегии развития системы образования посредством включения в деятельность рабочих групп и комиссий Министерства образования и науки Российской Федерации, подведомственных структур, Департамента образования области;

2.5.3. установления рабочих контактов и связей с педагогическими коллективами и руководством образовательных учреждений;


2.5.4. участия в создании команд, творческих групп, организации их деятельности для осуществления проектов, видов деятельности, работ, связанных с процессами развития образования, участия в программах и проектах по образовательной тематике, конкурсах, проектах, связанных с формированием общероссийского и регионального кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования;

2.5.5. руководства и организации работы учебных групп, в том числе во время стажировочных поездок за границу.

2.6. При осуществлении своей деятельности консультант обязан:

2.6.1. соблюдать действующее законодательство, настоящее Положение;

2.6.2. использовать свои профессиональные знания, умения и навыки,

опыт и возможности в целях развития и модернизации системы образования;

2.6.3. использовать свои полномочия только в целях осуществления деятельности, предусмотренной настоящим Положением;

2.6.4. соблюдать действующие нормы и правила при работе с информацией и документами, обеспечить конфиденциальность информации, полученной от заказчика;

2.6.5. согласовывать свою деятельность с Департаментом, отчитываться о своей работе в установленном порядке, своевременно информировать об обстоятельствах, препятствующих выполнению поручений и договорных обязательств;

2.6.6. информировать АОУ ВО ДПО «ВИРО» о своей деятельности;

2.6.7. поддерживать необходимый для работы уровень профессионализма и информированности.

2.7. Ведущие консультанты могут работать по договорам за пределами регионов проживания, в том числе и в нескольких регионах Российской Федерации


3. Компетенции ведущего консультанта

по вопросам развития системы образования

3.1. Ведущий консультант в соответствии с основными направлениями и задачами деятельности должен знать и уметь:

3.1.1. Информационно-аналитическая деятельность:


- знать и постоянно пополнять знания об изменениях в государственной политике, актуальных проблемах развития образования, механизмах и способах решения проблем;

- уметь проводить критический анализ проблемной ситуации и находить оптимальные варианты ее разрешения;

- уметь оценивать эффективность возможных решений и альтернатив;

- уметь предоставлять актуальную информацию для принятия решений по проблемам, связанным с политикой в области образования и развитием самой сферы образования.

3.1.2. Исследовательская деятельность:

- обладать способностями к критическому анализу проблемной ситуации, выявлению симптомов проблем, выделению затруднений, противоречий, проблемных зон, выявлению смыслов, причинно-следственных связей, сравнению и оценке различных точек зрения, постановке проблем, построению «дерева проблем» и определению приоритетов в их решении;

- обладать способностями к критическому анализу потенциальных
возможностей и угроз, выделению аргументов и оснований, построению
доказательств, оценке альтернатив, разработке рекомендаций и принятию
оптимальных решений, адекватных конкретной проблемной ситуации.

3.1.3. Проектировочная деятельность:

- обладать способностями к целеполаганию, тактическому (ситуационному) и стратегическому проектированию инновационных процессов развития образования;

- владеть методологией и методиками разработки проектов, программ совместной деятельности и планов деятельности;

- быть способным к проектированию различных форм взаимодействия специалистов и консультанта;

- уметь разрабатывать конкретные рекомендации и технологические карты деятельности.

3.1.4. Организационно-управленческая деятельность:

- знать современные отечественные и зарубежные теории менеджмента, оперативный инструментарий современного менеджера;

- уметь применять различные теории менеджмента в качестве инструментов для анализа, постановки и решения актуальных проблем образования;


- уметь разрабатывать стратегии развития образования;

- быть способным консультировать по вопросам создания команд, творческих групп; организации их деятельность по осуществлению конкретных проектов;

- владеть современными технологиями управления персоналом;

- обладать способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации.

3.1.5. Педагогическая деятельность:

- знать основы андрагогики;

- владеть технологиями осуществления совместной деятельности консультанта и специалистов системы образования;

- уметь проводить обучающие, развивающие и диагностические мероприятия, основанные на использовании современных образовательных технологий и техник работы консультанта с взрослой аудиторией;

- обладать способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и межгрупповых коммуникаций;

- уметь организовать рефлексию деятельности по развитию образования;

- уметь организовать в ходе консультирования, обучения эффективный обмен и порождение знаний.

3.2. Личностные компетенции: ведущий консультант должен быть устойчивым к стрессам, открытым к новому и к другим людям, коммуникабельным, находиться в партнерской позиции, обладать толерантностью, быть способным работать в ситуации неопределенности, способным к рефлексии, системному и критическому мышлению, экспертной и проектировочной деятельности.


4. Процедура отбора, обучения и включения

претендентов в региональный реестр ведущих консультантов

по вопросам развития системы образования

4.1. Ведущим консультантом может стать претендент, обладающий опытом профессиональной деятельности в сфере образования, опытом научных исследований, проектной, экспертной, консультативной деятельности, прошедший отбор специальной комиссии, повышение квалификации (переподготовку, стажировку).


4.2. В число претендентов на обучение и включение в региональный кадровый ресурс ведущих консультантов могут войти руководители и специалисты органов власти, руководители, методисты и педагогические работники учреждений образования всех типов и видов, представители общественных организаций, ассоциаций работодателей и родителей обучающихся.

4.3. Для проведения процедуры отбора претендентов на обучение и включение в региональный кадровый ресурс ведущих консультантов создается специальная комиссия при Департаменте образования области под руководством заместителя начальника Департамента.

4.4. Проведение процедуры отбора претендентов должно соответствовать требованиям компетентностного подхода, учитывать готовность претендентов к работе, основываться на определенных критериях, перечисленных в п. 4.5.

4.5. Проводится одно- или двухэтапный отбор претендентов.

Первый этап: биографический анализ, связанный с анализом резюме, формализованных данных, представленных претендентом.

Второй этап: собеседование с претендентом проводится (или не проводится) в соответствии с решением специальной комиссии по отбору претендентов.

4.6. Рейтинг претендентов рассчитывается по каждому пункту отдельно (см. п. 4.7.) для всей группы. Максимальный рейтинг по пункту получает один кандидат, представивший максимальное количество подтверждающей информации. Все остальные – ниже максимального рейтинга, пропорционально количеству и качеству представленных документов.

4.7. Претенденты представляют расширенное резюме с обязательным указанием пунктов, соответствующих определенным критериям, необходимые подтверждающие документы и количественные данные о результатах своей деятельности:

- наличие практического опыта работа в описываемой области деятельности не менее 3 лет. Опыт ведения инновационной, экспериментальной площадки по тематике работы Федеральной целевой программы развития образования, приоритетного национального проекта «Образование», модернизации региональной системы образования (подтверждающие документы: проекты, программы, дипломы, награды и др.);


- наличие письменных рекомендаций руководителя органа управления образованием в субъекте Российской Федерации, руководителей муниципальных органов управления образованием, государственных образовательных учреждений;

- наличие опыта теоретической деятельности и обобщения экспериментальных данных (подтверждающие документы: научные и методические публикации);

- наличие ученой степени – кандидат наук и доктор наук (дополнительный критерий – ученое звание доцента, профессора, члена-корреспондента, академика) по профилю основной деятельности (подтверждающие документы – копии дипломов и аттестатов).

- знание иностранного языка;

- опыт участия в региональных программах и проектах по образовательной тематике (подтверждается перечнем образовательных программ и проектов регионального уровня, в которых принял участие кандидат).

- высокий уровень освоенности информационных компетенций – уверенное владение набором офисных программ, Интернет, электронной почтой (подтверждается ссылками на Интернет-источники);

- опыт экспертной, экспертно-аналитической деятельности в рамках федеральных государственных программ и проектов, ПНП «Образование» (подтверждается перечнем программ и мероприятий);

- опыт участия в рабочих группах и комиссиях Министерства образования и науки и подведомственных структур (подтверждается копиями документов: приказами о создании рабочей группы или комиссии со списком членов, рабочими документами комиссии или рабочей группы за подписью эксперта – экспертными заключениями и т.п.);

- опыт участия в рабочих группах и комиссиях при руководстве регионального органа управления образованием (подтверждается копиями документов: приказами о создании рабочей группы или комиссии со списком членов, рабочими документами комиссии или рабочей группы за подписью эксперта – экспертными заключениями и т.п.);

- опыт участия в межрегиональных, международных проектах, проектах с иностранным участием в сфере образования и науки в качестве эксперта (подтверждается перечнем международных проектов, проектов с иностранным участием).


4.8. Резюме и подтверждающие документы представляются в АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» в согласованные сроки по адресу: 160011, г. Вологда, ул. Козленская, 57. Приемная, каб. 210. На конверте указывается: «Формирование кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования».

Электронный вариант резюме с копиями подтверждающих документов направляется по адресу: viro.sp@yandex.ru. Тема: «Формирование кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования».

4.9. Претенденты, прошедшие отбор специальной комиссии, получают приглашение к обучению на стажировочной площадке в АОУ ДПО ВО «Вологодский институт развития образования».

4.10. Обучение претендентов проводится в очно-заочной форме по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации (стажировки, переподготовки) управленческих кадров объемом не менее 72 часов.

4.11. По итогам обучения претенденты рекомендуются или не рекомендуются к включению в региональный реестр ведущих консультантов по вопросам развития системы образования.

4.12. Данные о ведущих консультантах: фамилия, имя, отчество, место основной работы и должность, образование, ученая степень, направление деятельности, телефон, электронный адрес, - с согласия заносятся в региональный реестр ведущих консультантов по вопросам развития системы образования Вологодской области.

4.13. Региональный реестр ведущих консультантов по вопросам развития системы образования Вологодской области ведется специалистом АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования». Дополнительная информация о ведущих консультантах предоставляется потенциальному заказчику после предварительного согласования с возможными исполнителями вопроса о сотрудничестве, заключении договора.