prosdo.ru
добавить свой файл
1


Правовой статус доходов бюджетного учреждения в виде спонсорской помощи


Вопрос:


Каков правовой статус доходов бюджетного учреждения в виде спонсорской помощи, относятся ли указанные доходы к средствам бюджетного финансирования (дополнительного бюджетного финансирования)?


Ответ:


В настоящее время в структуре доходов бюджетных учреждений принято выделять средства основного (за счет средств, выделяемых непосредственно из бюджета) и дополнительного (за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) финансирования.


Действующее бюджетное законодательство РФ не оперирует таким понятием, как дополнительное бюджетное финансирование. Его появление в правоприменительной практике и научно-практической литературе во многом связано с нормой, закрепленной пунктом 2 статьи 42 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Именно включение доходов от предпринимательской деятельности бюджетного учреждения и от иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме в состав неналоговых доходов соответствующего бюджета позволяет квалифицировать получаемые бюджетным учреждением по данным основаниям денежные средства в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования.

Подобный подход к правовому режиму доходов бюджетных учреждений от самостоятельной приносящей доход деятельности был продиктован потребностью государства в более жестком контроле за получаемыми бюджетными учреждениями от самостоятельной приносящей доход деятельности денежными средствами, направлениями их расходования и, в конечном итоге, за деятельностью бюджетных учреждений в целом. Указанные денежные средства в силу прямого указания пункта 2 статьи 42 Бюджетного кодекса РФ подлежат обязательному отражению в смете доходов и расходов бюджетного учреждения, утверждаемой в соответствии с пунктом 4 статьи 158 и пунктом 5 статьи 159 Бюджетного кодекса РФ соответственно главным распорядителем либо распорядителем бюджетных средств. В силу пункта 4 статьи 254 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетного учреждения от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности подлежат обязательному отражению на лицевом счете бюджетного учреждения и подлежат расходованию в пределах их остатка по данному лицевому счету (пункт 15 Инструкции о порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина РФ от 21 июня 2001 года N 46н). При этом данные средства расходуются в соответствии с назначениями смет доходов и расходов по внебюджетным средствам.



Однако при всем сказанном сохраняются существенные различия в принципах осуществления основного (за счет средств, выделяемых непосредственно из бюджета) и дополнительного (за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) финансирования. Несмотря на ограничение прав бюджетного учреждения по распоряжению доходами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности рамками сметных назначений, действующее бюджетное законодательство РФ не позволяет сделать вывод о полном переводе внебюджетных средств учреждения в режим бюджетных. Рассматривая указанные средства в качестве источника дополнительного финансирования, законодатель не может не учитывать принципов самостоятельности распоряжения ими учреждением, установленных в том числе и гражданским законодательством РФ (статья 298 Гражданского кодекса РФ).


Учет деятельности, связанной с получением доходов от самостоятельной приносящей доход деятельности учреждения и их расходованием, выделен из основного баланса учреждения и включен в отдельный баланс по внебюджетным источникам финансирования. В силу прямого указания статьи 254 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться указанными средствами в пределах их остатка на лицевом счете (хотя и в соответствии с направлениями, указанными в смете по внебюджетным источникам финансирования). Сумма превышения фактически полученных бюджетным учреждением средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности над средствами, учтенными в смете доходов и расходов по внебюджетным источникам финансирования, остается в распоряжении бюджетного учреждения; суммы данного превышения направляются на финансирование расходов данных бюджетных учреждений.

Таким образом, декларирование в статье 42 Бюджетного кодекса РФ принадлежности всех доходов бюджетных учреждений от самостоятельной приносящей доход деятельности к доходам соответствующего бюджета преследует цель не объединения правовых режимов двух источников покрытия расходов бюджетного учреждения, а усиления контроля государства за деятельностью бюджетного учреждения, целевым расходованием указанных средств.



Анализ норм действующего в настоящее время законодательства РФ позволяет сделать вывод о том, что в структуре доходов бюджетных учреждений можно условно выделить два их вида, различающихся между собой по своему правовому режиму. Истоки такой дифференциации можно проследить уже в Гражданском кодексе РФ. Так, из статей 120, 296, 298 Гражданского кодекса РФ следует, что, хотя учреждения и осуществляют свою деятельность за счет денежных средств, выделяемых собственником, уставом учреждения может быть предусмотрена возможность осуществления самостоятельной деятельности, приносящей доход. При этом учреждение вправе самостоятельно (без согласия собственника) распоряжаться полученными от такой деятельности доходами, расходуя их на цели, соответствующие целям создания данной организации, предусмотренным ее уставом. Следовательно, Гражданский кодекс РФ предполагает возможность наличия в составе доходов учреждений доходов, полученных от собственника в порядке финансирования, и доходов, полученных учреждениями от собственной деятельности, приносящей доход. Как уже отмечалось, из этого же исходит и Бюджетный кодекс РФ.


В свою очередь, доходы, получаемые учреждениями от собственной приносящей доход деятельности, по их правовому режиму также можно подразделить на две группы: доходы от предпринимательской деятельности и доходы от иных приносящих доход видов деятельности. Приведенный здесь тезис подтверждается нормами действующего законодательства РФ, а также судебной практикой по данному вопросу. Так, например, в силу пункта 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ в смете доходов бюджетного учреждения подлежат отражению доходы, полученные из бюджета, доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности и доходы, полученные от иной деятельности.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, необходимо сделать следующие выводы. Доходы бюджетного учреждения в виде спонсорской помощи относятся к доходам от предпринимательской и иной деятельности (дополнительному бюджетному финансированию) и подлежат учету в структуре баланса бюджетного учреждения по внебюджетным источникам финансирования. При этом статус таких доходов ничем не отличается от иных видов доходов, учитываемых в структуре данного баланса. Бюджетное учреждение вправе самостоятельно определять направления и объемы расходования данных средств в пределах статей, предусмотренных сметой доходов и расходов бюджетного учреждения.



В завершение обратимся к понятию спонсорства, закрепленному действующим законодательством РФ. Не редко спонсорство путают с безвозмездными поступлениями (пожертвованиями). В то же время данные понятия не являются тождественными, и существующие различия влекут за собой совершенно определенные правовые последствия.


Действующее на сегодняшний день законодательство РФ содержит легальное определение спонсорства. Такое определение содержится в статье 19 Федерального закона "О рекламе", где спонсорство рассматривается как один из видов рекламы (рекламной деятельности). Согласно указанной статье под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. При этом, Закон определяет, что спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем. Спонсорство осуществляется на основании договора спонсора и спонсируемого, в котором определяются их права и обязанности. Следовательно, поступления от спонсоров не могут быть квалифицированы как безвозмездные поступления, их следует расценивать как выручку от реализации рекламных услуг и облагать налогом на прибыль в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ. Просим обратить внимание на указанную особенность и во избежание недоразумений оформлять безвозмездные поступления не как спонсорство, а как пожертвования в соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса РФ.


Смирнов А.Е.,

главный юрисконсульт

ЗАО "Юридический центр

"Северо-Западный регион"

тел. 324-66-75, тел./факс 176-78-64

11 марта 2004 года N Ю5156