prosdo.ru
добавить свой файл
1

                                               


Праздник русской берёзки"

 

В ОФОРМЛЕНИЕ МОЖНО ВКЛЮЧИТЬ КАРТИНЫ

РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ: Н. М. РОМАДИНА

«МОЛОДЫЕ БЕРЕЗКИ», А. И. КУИНДЖИ «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА»,

И. И. ШИШКИНА «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА», И. И. ЛЕВИТАНА

«БЕРЕЗОВАЯ РОЩА» И ДР. МОЖНО ИЗГОТОВИТЬ СТЕНД

С РИСУНКАМИ РЕБЯТ.

На стене плакат «Вечно шуметь березовым рощам!»


Звучит песня «С чего начинается Родина?»

(сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера). Исполняют все дети

или группа ребят.


Ведущий. Березку милую, родную, издавна считают

символом России, символом Родины. Березка воспета в

поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре.

Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.


Выходят четыре чтеца.


1. Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

(Н. Рубцов)


2. Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

(М. Лермонтов)


3. Ты до того, березонька, красива

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я не мыслим без твоей красы.

(П. Балацкий)


4. На поляне, на пригорке,

Под окном, среди полей

Белокурая березка –

Символ Родины моей.

(М. Ероха)


Девочки (3, 4 пары) танцуют в хороводе под русскую

народную песню «Во поле береза стояла».


Ученик читает стихотворение С. Есенина «Белая береза».

Ведущий: Какое милое, очаровательное дерево! Ни одно


из деревьев не вмещает столько понятий, не рождает столько

образов и сравнений. Всматриваясь в березовый лес, в

кряжистые узловатые стволы, вспоминаешь трудовые

мозолистые руки наших людей.

Молодые березки - стройные, прямые, как бы на цыпочках

тянутся к небу, напоминают девичью красу, стройную и

статную, с гибкой талией, с русыми косами.


Ученик.

Хороша ты любою порою.

И недаром, всем сердцем любя,

Богатырского леса красою

Называли повсюду тебя.

И недаром тебе лишь вручали

Все невесты Отчизны моей

И девичьи мечты, и печали,

Словно старшей подруге своей.


Девочки танцуют в хороводе под музыку «Стоит береза

на опушке».


Ведущий. Удивительна судьба русской березки. В мирное

время она радость, подруга, советчица, а в войну она - воин.


Ученик. «Березки»

За селом, вдали, на перекрёстке

Полевых, едва заметных троп

Я узнал знакомые березки,

У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали

Ветки их от взрывов и огня...

Возле тех березок подобрали

Чуть живым товарищи меня.

той поры остались на березках

Черные глубокие рубцы,

С той поры с любовью о березках

Говорили часто мне бойцы: -

Ты бы злую смерть не пересилил,

Ты бы тяжких ран не перенес,

Если б мы тебя не напоили

Светлыми слезинками берез...

(М. Селезнев)


Группа ребят исполняет песню «Березовый сок»

(сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера).


Ученик: В грозные годы войны береза была символом

непобедимой Родины. Очень хорошо об этом рассказал

в своем романе «Белая береза» М. Бубеннов.


«...Все поле было сплошь изрыто снарядами и минами.

Местами первый снег был сметен начисто. Словно

железной метлой. Местами густо перемешан с землей и

покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели груды

металла...

А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой

силой бушевали огонь железо, где все было попрано смертью,

на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо

светилась в сумерках одинокая белая береза.

- Стоит! - изумленно пошептал Андрей. Сама природа

поставила ее здесь для украшения бедного в убранстве поля,

и значит, сама природа даровала ей бессмертие. И еще сильнее

почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни.

Но теперь он знал: это счастье победы».


В военные грозы,

Свинцовый не цокает град,

Но горькие раны березы,

Как память о прошлом хранят.

Их ливни целуют косые,

Ласкают их ветры, трубя,

Никто, никогда их, Россия,

Не в силах отнять у тебя.

Летела б во мраке планета,

И трудно бы людям жилось

Без этого доброго света

Исконных, российских берез.


Ведущий. Воспевали красавицу не только русские поэты.

Дань восхищения отдавали ей многие поэты и писатели

других национальностей.


Ученик.

Хотелось мне постичь простую прелесть –

Увидеть вас, кудрявых, на ветру,

На девушек похожих, что распелись

Про ласковое солнце поутру.

А ночью вас тайком целуют звезды

И оставляют на листве росу.

Ревнивый месяц ищет вас, березы,

А вы, смеясь, скрываетесь в лесу.

Красавицы свои у всех народов,

Вы в белых шубках - Русская краса.

Столетьями стоят под небосводом


России белоствольные леса!

Березы белые, красавицы лесные,

Вновь ваши песни сердцем я ловлю.

Постичь нельзя вас, не познав России,

И полюбить, как я ее люблю!

(Азербайджанская поэтесса Мирварид Дильбази)


Ведущий. И где бы ни росла русская березка, везде она

людям радость, везде она людям свет! Стоит она, красавица

русского леса. И будет стоять вечно!


Ученик.

И не найти ее красивей,

На радость нам она цветет.

В ней образ матери - России

Неувядаемой живет.


Под песню «Край березовый» (сл. Резника, муз. Броневицкого)

дети уходят с утренника.


ЦВЕТЫ ЛЮБИМОМУ ПОЭТУ


Оформление: портрет С. Я. Маршака; выставка рисунков —

первые цветы; выставка поделок; книги о цветах; книги

С. Я. Маршака.

Звучит г/запись "Времена года" П. И. Чайковского.


Ученик:

Уж верба вся пушистая раскинулась кругом,

Опять весна душистая повеяла крылом.

Станицей тучки носятся, теплом озарены,

И в душу снова просятся пленительные сны.

Везде разнообразною картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною народ, чему-то рад,

Какой-то тайной жаждою мечта распалена

И над душою каждого проносится весна!


Учитель. Да, наступила Весна. Проснулась, ожила природа.

Разбудила все живое. И заставила нас посмотреть на это

особыми глазами.

Весна! В самом слове чувствуется радость, оживление,

молодость; и желание читать, писать стихи, сказки. Так давайте

же позовем Весну, чтобы она сегодня нам помогала.


Дети хором зовут Весну.

Приди к нам, Весна,


С радостью!

С великою к нам милостью!

С цветами лазоревыми,

С травушкой-муравушкой!


Появляется Весна.


Весна.

Я весна-красна,

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На полях ращу цветочки.

Всюду: в поле и в лесу —

Людям радость я несу.


Разбрасывает цветы (можно бумажные). Учитель приглашает

Весну на праздник.


Учитель. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством

замечательного поэта, писателя, переводчика С. Я. Маршака.

Всю жизнь Маршак был верным другом детей. Он показал

чудесную силу языка, научил радоваться красоте поэтического

слова. Он показал, что стихами можно рисовать цветные

картинки природы.

Готовясь к сегодняшней встрече, вы перечитали много

стихов С. Маршака. Мы вспомним произведения, в которых

описаны первые цветы.

И давайте вместе с Маршаком посмотрим в добрые,

доверчивые, прекрасные глаза цветов. Полюбуемся ими,

подружимся и станем чуточку добрее, мудрее, красивее!


Звучит "Вальс цветов" П. И. Чайковского. Появляются дети

в костюмах цветов: подснежник, ландыш, сирень.

Они танцуют вместе с Весною.


Учитель. Нет ничего прекраснее и нежнее цветов. Подарить

цветы — значит выразить человеку свои искренние чувства

любви, почтения, уважения.

Цветы, как люди на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, теплые костры. (К. Жанэ)

Цветы всегда вдохновляли поэтов, художников музыкантов.

Человек, любящий цветы, общающийся с ними — поэт душой.

Какой цветок считается первым весенним цветком?

Можно вместо вопроса загадать загадку: Из-под снега


расцветает, Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

- А почему этот цветок так назван?

- В каком произведении С. Я. -Маршак упоминает этот

цветок? ("12 месяцев")


Учитель. Я прочитаю вам отрывок из сказки:

"Девочка оглянулась и побежала в чащу подснежники искать.

А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями,

на кочках и под кочками — куда ни поглядишь..."

Но это только в сказке — подснежников видимо-невидимо!

А на самом деле их становится все меньше и меньше. Почему?


На фоне г/записи ("Подснежник" П. И. Чайковского)

появляется Подснежник.


Подснежник.

Цветок весны, идущий к вам по снегу,

Простой цветок, но сколько я несу

Добра и радости, и счастья человеку.

Я благодарю С. Я. Маршака за то, что он так нежно писал

обо мне. И думаю, что все вы понимаете: подснежник красив

только в весеннем лесу! Меня нужно охранять! И еще я хочу

поведать вам две легенды.

Одна из них рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны

из рая, шел большой снег, и Еве было очень холодно. Тогда

несколько снежинок, желая ее утешить, превратились в цветы.

Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда на

лучшие времена. Отсюда и символ подснежника — надежда.

А русская легенда утверждает, что однажды старуха-Зима

со своими спутниками — Морозом и Ветром решили не

пускать на Землю Весну. Но я (подснежник) смело выпрямился,

расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце

заметило меня, согрело Землю и открыло дорогу Весне.


Подснежник кладет цветок к портрету С. Маршака.

Учитель. Ребята тоже любят этот цветок. Подснежник и Весна!


Посмотрите, какие рисунки дарят ребята поэту.


Весна. Можно я загадаю загадку?

Что это за цветок:

Белые горошки на зеленой ножке? (Ландыш)

- А когда распускается Ландыш, в каком месяце? ("Распустился

ландыш в мае, в самый праздник — в первый день". (С. Маршак)


Появляется Ландыш.


Ландыш. Я рад, что вы вместе с поэтом вспомнили обо мне.

Мое очарование таково, что никого не оставляет равнодушным.

Я действительно распускаюсь в мае. Во Франции накануне

майского воскресенья отмечают праздник ландышей.

Ландыш является символом любви. Считается, что если

девушка прикалывает цветок ландыша к груди, к прическе —

это означает, что она согласна выйти замуж; если бросит на

землю — предложение не принято.


Учитель. У С. Я. Маршака есть стихотворение "Ландыш"


Ученик читает стихотворение наизусть.


- С чем сравнивает поэт цветочки ландыша? (с жемчужиной)

- А почему? (цветы — круглые, беленькие, маленькие)


Учитель. Весна. Месяц май — пора цветения кустарников.

А какой из них самый первый зацветает нежными соцветиями?

("Май цветами провожая, распускается сирень". (С. Я. Маршак.)


Звучит пьеса С. Рахманинова "Белая сирень".

Появляется Сирень.


Сирень: Появилась я однажды весной, когда богиня цветов

Флора отправилась будить Солнце, чтобы скорее услышать

пение птиц, полюбоваться зеленью трав, разукрасить землю

цветами. Солнце вместе с богиней радуги Иридой спустились

на Землю, и Флора принялась за работу. Она стала смешивать

золотые лучи Солнца с разноцветными красками радуги и

щедро разбрасывать их по земле. Земля покрылась яркими

цветами. Вдруг заметила Флора, что у нее остались только


две краски: белая и лиловая, и этими остатками она решила

украсить кусты. Получилось удивительно красиво!


Учитель. У С. Я. Маршака есть стихотворение "Счастье".


Ученик читает стихотворение наизусть.


- Какие бы краски вы использовали, чтобы нарисовать сирень?

(С. Я. Маршак в самом стихотворении называет эти цвета.)

- О какой примете упоминает поэт?

- Почему стихотворение называется "Счастье"?


Ученик. Мы благодарны поэту. Он разбудил в нас желание

самим написать стихи. И сегодня мы дарим ему эти стихи.





Дети читают собственные стихи о цветах.

Учитель. Нашу встречу я хочу закончить словами

стихотворения народного поэта Дагестана Расула Гамзатова:


С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою,

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.

Кто не верит, всех зову я в сад —

Видите, моргая еле-еле,

На людей доверчиво глядят,

Все цветы, как дети в колыбели.