prosdo.ru
добавить свой файл
1


ПРИОРИТЕТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Минченко М.М., Трунова Т.В. (mm_min@mail.ru)

Лицей информационных технологий № 1537 г. Москва

Сейчас задача информатизации образовательных учреждений (ОУ) зачастую определяется слишком односторонне: на первый план выдвигаются проблемы оснащения компьютерной техникой и подключения к Интернету, а содержательная сторона использования этих средств практически не рассматривается. Техническое обеспечение, безусловно, является важной, но лишь обеспечивающей основой процесса информатизации. Истинным же критерием эффективности использования новых информационных технологий в ОУ должно стать не количество и качество компьютеров, а наличие единого информационного образовательного пространства.

Главной целью информатизации ОУ должно быть вовлечение в процесс информатизации всех участников образовательного процесса – учащихся и их родителей, учителей, классных руководителей, администрации, библиотекаря и других сотрудников, вышестоящих организаций. Среди других важных целей информатизации ОУ можно также указать:

- повышение качества обучения;

- совершенствование научно-методической работы;

- совершенствование управления образовательным процессом;

- информационную интеграцию с вышестоящими уровнями и внешней средой.

Важно правильно определить приоритетные направления достижения сформулированных целей. В Лицее информационных технологий № 1537 г. Москвы (далее – Лицей) в качестве таких приоритетов были выбраны информатизация управления ОУ и интеграция информационных технологий с общеобразовательными дисциплинами.

По своему потенциалу, информатизация управления ОУ может охватить всех участников образовательного процесса. Поэтому при ее проведении, помимо таких традиционных целей, как “освобождение администрации от выполнения рутинной бумажной работы” и “повышение эффективности анализа и планирования учебно-воспитательного процесса”, важно ставить задачи стимулирования процесса информатизации ОУ в целом и содействия включению его в информационное пространство региона.


Начинать информатизацию управления ОУ целесообразно с выделения наиболее востребованных и мотивированных к использованию компьютерных технологий задач организации учебного процесса. В первую очередь необходимо отобрать такие функции, автоматизация которых позволит максимально расширить круг участников учебного процесса, задействованных в формировании информационного пространства ОУ. Такой подход требует обязательного учета специфики конкретного учебного заведения, для чего необходима либо настройка и доработка готовых систем, либо создание автоматизированной системы специально для данного ОУ.

В Лицее сейчас ведется работа по созданию Интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС) – самостоятельного программного комплекса, для реализации которого на начальном этапе были выделены блоки:

- Прием в Лицей – обеспечивает поступление первичной информации об учащихся и позволяет вовлечь в процесс информатизации часть учителей-предметников;

- Учащиеся – затрагивая текущий учебный процесс, охватывает информатизацией учащихся и их родителей, учителей-предметников, классных руководителей, администрацию;

- Кадры – помимо администрации, в некоторой мере, вовлекает в процесс информатизации всех сотрудников Лицея.

Необходимость интеграции информационных технологий со всеми общеобразовательными дисциплинами определяется задачами:

- включения всех учителей ОУ в процесс компьютеризации;

- использования в целях учебного процесса возрастающего интереса школьников к компьютеру не только на уроках информатики, но и на других предметах.

Опыт Лицея показывает, что включение значительной части учителей в процесс компьютеризации целесообразно вести “от учащихся” – путем активного внедрения в учебный процесс проектного метода обучения с использованием компьютерных информационных технологий. В свою очередь, это требует совершенствования структуры и содержания курса информатики и информационных технологий. В Лицее, например, внедрение технологии проектного обучения ведется на основе специальных курсов по информационным технологиям, в рамках которых учащиеся привлекаются и к разработке ИАИС.


Помимо возможности использования результатов проектной работы учащихся при проведении уроков, выполнение проектных работ с использованием информационных технологий меняет мотивацию к освоению компьютера у самих учителей. Активная работа учителя с учащимися в проектной деятельности с использованием компьютера закладывает основу для его перехода на другой уровень владения компьютером – использование ПК для подготовки материалов урока.

Наряду с выделенными приоритетами, могут реализовываться и другие важные направления информатизации ОУ – такие, как широкое применение мультимедиа-технологий в учебном процессе, развитие сетевого общения и участие в дистанционных мероприятиях и др.

Таким образом, информатизация ОУ должна не сводиться к задачам его материально-технического обеспечения, а полноценно формировать единое информационное пространство ОУ. Это возможно лишь на основе четкой концепции, определяющей приоритетные цели информатизации и средства их достижения, с учетом специфики конкретного ОУ.