prosdo.ru 1

ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УМК

В.М.Крылов, С.И.Чумаченко

Московский государственный университет леса, г.Мытищи

Тел.: (095) 588-59-80, e-mail: v-krylov@mgul.ac.ru

Организация массового и качественного проектирования УМК с широким привлечением преподавателей МГУЛ невозможна без использования инвариантной к предметной области системы автоматизированного проектирования (САПР).

САПР УМК должна упрощать решения задач концептуального проектирования, выбора дидактических методов и педагогических приемов организации учебного процесса, оптимизации психологических и эргономических свойств пользовательских интерфейсов обучающих систем открытого дистанционного образования. В настоящее время на рынке программных продуктов представлено множество разнообразных инструментальных средств для реализации приложений УМК: текстовые, графические и табличные редакторы, системы визуального программирования и моделирования.

На этом фоне остро ощущается недостаток средств автоматизированного проектирования УМК, объясняемый сложностью формализации решаемых задач. Одной из важнейших функций САПР УМК является реализация среды визуализации процесса проектирования, содержащей определенные типовые спецификации и шаблоны. Интерактивная форма проектирования УМК обеспечивает унификацию представления результатов разработок, облегчает интеграцию разделов и модулей внутри дисциплин и между ними, создает условия для многократного использования удачных и оптимальных с педагогической точки зрения решений. В итоге упрощается управление проектом создания УМК.

Типовые компоненты УМК, блоки и модули оформления, инвариантные методы электронной дидактики, информационно-логические структуры в САПР УМК воплощаются в шаблоны с настраиваемыми параметрами. Использование таких шаблонов служит качественным методическим обеспечением и руководством для всех категорий проектировщиков – преподавателей, методистов, программистов, дизайнеров.

Методическая поддержка в САПР реализуется в виде программ–мастеров, контекстных справочных меню, встроенных разъяснений, коллекций и библиотек примеров решения как дидактических, так и технологических задач. Создаваемая САПР УМК содержит большую цифровую коллекцию уникальных растений лесопарковых зон России, оцифрованные изображения образцов микроскопического строения древесины, аэрокосмические данные дешифрирования лесных массивов, диагностические модели жизнеспособности и поврежденностей деревьев и насаждений.


Немаловажной функцией САПР УМК является организация поддержки управления проектом – планирования распределения ресурсов всех типов, координация темпов выполнения работ отдельных исполнителей. В ЦДО университета для этой цели используется система GROUP WARE, позволяющая при принятии руководителем проекта решений использовать динамический сетевой график и индивидуальные календарные планы исполнителей.

Среди известных зарубежных САПР УМК следует отметить TACTIC EDITOR и DESIGNER EDGE. По аналогии существующими в создаваемой системе важное значение уделяется профилю обучаемых, в который вкладываются – уровень исходной подготовки, степень владения ИКТ, формы обучения, возраст и др. Сведения о профилях учитываются при выборе комплектов дидактических приемов, траекторий изучения дисциплины, структуры подсистемы контроля и тестирования, эргономические особенности пользовательских интерфейсов.

Шаблоны в САПР УМК представляют собой заготовки спецификаций или форм для модулей УМК (страниц, кадров учебного модуля, программных средств реализации дидактических приемов, диалоговых панелей, тестирующих алгоритмов и т.п.). Готовые шаблоны существенно повышают производительность разработчиков, исключая создание компонентов УМК для разных дисциплин с нулевой отметки.

Репрезентативная библиотека модифицированных шаблонов для дисциплин учебных планов лесотехнических специальностей отражает текущие состояние внедрения ДОТ в учебных процесс и накопленный опыт команды программистов и дизайнеров ЦДО университета.

Создание теоретических, практических лабораторных и информационно-справочных компонентов УМК выполняется с помощью внешних инструментальных средств: ГИПЕРМЕТОД, ОРОКС, Lab VIEW, Auto Cad, Matlab, Macromedia Flash M X и др.

Литература

1. Чумаченко С.И., Крылов В.М., Антонцев В.Н. «Концептуальные основы организации информационно-образовательной среды открытого дистанционного обучения в МГУЛ» – М., изд. МГУЛ. 2004. 124 с.

2. Крылов В.М., Чумаченко С.И., Радаев А.Н. «Рекомендации для преподавателей МГУЛ по проектированию, разработке и применению учебно-методических комплексов в дистанционных образовательных технологиях» – М., изд. МГУЛ 2004. 100 с.

3. Неклюдов А.Д., Иванкин А.Н., Жилин Ю.Н. УМК «Химия» CD-ROM, 2005, свидетельство об отраслевой регистрации разработки №4233 от 02.02.2005 г.