prosdo.ru
добавить свой файл
1

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

PROBLEM OF CREATION OF REGION EDUCATION INFORMATION AREA

Н.П.Вашкевич, Н.Н.Коннов, В.Б.Механов, К.В.Попов

Пензенский государственный университет, Пенза

Тел.: (8412) 66-39-26, факс: (8412) 66-39-26, e-mail: pkv@diamond.stup.ac.ru

В докладе рассматриваются проблемы создания региональной (областной) образовательной информационной среды (РОИС), интегрированной в региональные телекоммуникационные сети. РОИС является частью национальной образовательной информационной среды и должна для учебных заведений и учащихся всех категорий обеспечивать:


  • доступ ко всем региональным информационным ресурсам; в первую очередь, учебного, методического, культурно-просветительного и справочного характера;

  • эффективный доступ в Интернет;

  • возможность создания корпоративной информационной системы управления учебными заведениями области;

  • возможность дистанционного обучения студентов и дистанционной подготовки абитуриентов.

Создание РОИС предполагает решение следующих задач:

  • организация транспортной среды (разработка структуры и топологии сети с применением различных телекоммуникационных средств);

  • формирование информационных ресурсов (разработка баз данных, электронных учебников, тематических Web-сайтов и т.п.);

  • разработка и внедрение методик использования РОИС в учебном процессе;

  • подготовка и переподготовка преподавательских, административных и инженерно-технических кадров в области использования новых информационных технологий.

При построении транспортной среды РОИС центра должны учитываться концептуальные положения:

1. Телекоммуникационная среда создается не "с нуля", а путем ЛВС образовательных учреждений, развернутых в разное время с использованием различных сетевых ОС и протоколов, на различном оборудовании. Поэтому разрабатываемая сеть изначально должна рассматриваться как гетерогенная с открытой архитектурой, позволяющая систематически подключать к ней новых абонентов.

2. РОИС должна максимально базироваться на существующие региональные сети передачи данных общего пользования, развернутые сейчас практически во всех областях РФ. Следует принципиально отказаться от создания собственной телекоммуникационной инфраструктуры, арендуя у региональных операторов связи виртуальные каналы, а не линии связи, тем самым повышается надежность сети, экономятся время и деньги на ее развертывание, упрощается ее эксплуатация и облегчается миграция к современным технологиям, самое главное, обеспечивается доступ из сельских районов.


3. Учреждения образования – абоненты сети, имеют, как правило, ограниченную платежеспособность, поэтому принимаемые технические решения с одной стороны должны отвечать современному уровню, с другой – обеспечить доступность сети всем категориям пользователей.

4. Создание РОИС неразрывно связано с созданием и постоянным наполнением информационного ресурса, который собственно и делает привлекательным для потенциальных абонентов работу в сети. Кроме того, размещение на региональном уровне наибольшего объема необходимой для учебного процесса информации позволит в значительной мере снизить потребности в пропускной способности каналов подключения к Интернет.

Учет приведенных положений позволил определить конкретные принципы построения сети образовательных учреждений:


  • сеть строится на базе стека протоколов TCP/IP по технологии Internet/Intranet c поддержкой стандартного пакета служб (WWW, ftp, Telnet др.);

  • логически сеть имеет топологическую организацию "звезда" с единым региональным узлом маршрутизации, через который осуществляется корпоративный доступ к глобальным сетям (Интернет).

Следует выделить центральный сегмент, содержащий главный маршрутизатор, и в котором сосредоточены основные информационные ресурсы, а остальные ЛВС образуют периферийные сегменты.

Периферийные сегменты подключаются к центральному либо через выделенные каналы областной сети передачи данных, либо посредством коммутируемых соединений телефонной сети общего пользования, при этом можно использовать модемный пул оператора связи, в режиме "условно бесплатного доступа" к Intranet.

Подключение абонентов к общедоступной сети передачи данных осуществляется через точки доступа на территориально ближайших АТС и районных узлов электросвязи по выделенным линиям.

Следует считать экономически и технически оправданной для сетей рассматриваемого типа скорости 64-160 Кбит/c, с использованием цифровых технологий SRM, SBNI и отечественного оборудования.

Сформулированные принципы апробированы при развертывании корпоративной сети образовательных учреждений г. Пензы.