prosdo.ru
добавить свой файл
1



Программа

«Родина моя-Россия»


Программа «Родина моя – Россия»

Срок реализации 3 года.

Автор: Киндюшенко Лариса Александровна


Пояснительная записка

Россия, Русь-

Куда я ни взгляну!

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя….

Н. Рубцов

В современных условиях развития нашего общества, глубокие перемены. Происходящие в России, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В общественном сознании и в сознании молодежи получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, не мотивируемая агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. И как вследствие этого, отношение большинства молодежи к жизни – потребительское.

Нет ни одного универсального рецепта как воспитать ребенка – в будущем гражданина, который любит свою Родину, ту, в которой он родился, где корни его народа, который будет бороться за за ее возрождение. Реформирование общества в наши дни сориентировало людей, болеющих за будущее страны, на разработку новых концепций воспитания нового поколения, цели и содержание которых базируются на общечеловеческих ценностях: вечное стремление человека к добру, красоте, истине, справедливости, к самосовершенствованию. Особое место отводится чувству любви к родному очагу, к своему Отечеству. Отечество – это единственное уникальное для каждого человека: Родина. Данная ему судьбой, завещенная предками.

Патриотизм активизирует духовный потенциал ребенка. Поднимает уровень развития личности на более высокую ступень. Ценностные ориентации, связанные с патриотическими чувствами. Обеспечивают активное деятельное вхождение детей в жизнь общества.


Актуальность проблемы патриотического воспитания школьников

Итак, становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших. Прежде чем освещать возможные практические подходы и формы работы в данном направлении, необходимо определиться с многообразием понятии и терминов.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.


Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

    чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

    уважительное отношение к языку своего народа;

    заботу об интересах Родины;

    осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

    проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

    гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

    гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

    уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;


    ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

    гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина и патриота страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

Итак, в условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.


Цель и задачи Программы

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:


  • проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;

  • формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

  • утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

  • привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации программы

Программа «Я рожден в России» рассчитана на 3 года. Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей МОУ «Первомайская СОШ». Занятия проводятся 2 раз в неделю (1- в урочное время, 1 – во внеурочное время), 2 раза в четверть общешкольные мероприятия.

Принципы, положенные в основу массовых мероприятий

Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.


Условием эффективности образовательного процесса является использование современных методов. Форм, приемов и педагогических технологий

Форма реализации Программы

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Этапы реализации Программы

I этап: проектный (апрель-май 2009)

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:


  1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

  2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

  3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

  4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический (сентябрь 2009-май 2012)

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».

Задачи:

  1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

  2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию

  3. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

  4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

  5. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический (май-июнь2012)

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

  1. Обобщить результаты работы учреждения.

  2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

  3. Спланировать работу на следующий период.




Механизм реализации Программы

Обеспечение программы

Для осуществления данной программы школа располагает следующей материальной и научно – методической базой и кадровым обеспечением:

  1. Школьный музей;

  2. Руководители краеведческой работы (2часа кружковой работы- кружок «Занимательное краеведение»);

  3. Православная комната;

  4. Факультатив «Основы православной культуры»;

  5. Компьютерный класс, выход в Интернет из школьного кабинета;

  6. Совместная работа МО классных руководителей, МО истории, зам.директора по ВР, руководителя ОБЖ;

  7. Ученический орган самоуправления «Лидер»

  8. Школьная и сельская библиотека;



Проблемы, возникающие при реализации программы:

  1. Отсутствие спонсорской помощи;

  2. Отсутствие школьного автобуса;

  3. Расширение экспозиции музея.

Эти вопросы администрация МОУ «Первомайской СОШ» решает совместно с администрацией села.


Оценка эффективности реализации Программы

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

  1. Сформированность гражданских навыков:

    • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

    • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

    • умение принимать и защищать свои решения;

    • готовность к участию в общественных делах;

    • готовность к образованию.

  2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

    • патриотизм и любовь к Родине;

    • права и свобода человека и гражданина;


    • символика Российской Федерации;

    • национальное самосознание;

    • уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.

Количественные параметры:

  • включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;

  • качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);

  • отсутствие детей с девиантным поведением;

  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

  • проведение мероприятий, часов общения, диспутов, дискуссий, тематических бесед.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

  1. В учреждении, как в образовательной системе:

    • создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;

    • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

    • вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

  2. В образе выпускника:

    • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

    • в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

    • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

    • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.


Формы подведения итогов реализации программы

При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.

Направления программы

Направление


Формы воспитательных мероприятий

Ответственные

  1. Направление «Права и обязанности»




1.Уроки «Граждановедения»

2. Встречи с представителями правовых структур, органов правопрорядка (1 раз в месяц)

3. Праздник получения паспорта.

4.Конкурсы, викторины по правовой тематике.

5.Проведение спецкурса «Права и обязанности».

6. Знакомство с Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ (на классных часах)

7.Дискуссии, дебаты по правовой тематике.



Классные руководители

Киндюшенко Л.А.

КиндюшенклоЛ.А.

Классные руководители

Классные руководители

Классные руководители

  1. Направление «Отечество»

1. Проведение тематических классных часов «Ачаир – Родина моя»

2. Вечера авторских песен и стихов, посвященных малой родине.

3. Организация походов по родному краю.


4.Проведение тематических классных часов «Почетные жители Ачаира»

5. Посещение школьного музея, поиск экспонатов для школьного музея.


6. Тематические классные часы «Любимый Омский район.

7. Поездка по природным комплексам омского района»

8.


Классные руководители


Киндюшенко Л.А., Ступина С.Б., Петрова С,Г.

Классные руководители


Классные руководители


ГришинаМ.Д., Шараева С.В.

Классные руководители

Киндюшенко Л.А., Классные руководители

  1. Направление «Юный патриот»




1.Проведение библиотечных уроков  по патриотической тематике.

2. Проведение  уроков истории и литературы по патриотической тематике.

3. Проведение встреч учащихся  с ветеранами войны, участниками боевых действий, тыла.

4. Цикл бесед «Российский патриотизм: истоки и современность»

5.Конкурс патриотической песни «Пою тебя, моя Россия»

6.Проведение уроков мужества

7. Проведение смотра песни и строя, посвященному 23 февраля


Библиотекарь


Учителя истории и литературы


.Классные руководители


Киндюшенко Л.А., Ступина Л.Ф.

КиндюшенкоЛ.А.

Ступина С.Б.

Шараева С.В.

Классные руководители





Содержание воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию


  1. Направление «Права и обязанности»

Год

Общешкольные мероприятия

Внеклассные мероприятия Класс


2009-2010

1четверть.

1.Конкурс юных правоведов «Его величество закон».

2.Разработка школьной символики для каждого класса.

1. Интерактивная игра по мотивам русских народных сказок «Сказка -ложь, да в ней намек-добрым молодцам урок»

2. Праздник правовых знаний «Путешествие в страну справедливости»

3. Дискуссия по нравственно – правовой проблеме «Права и обязанности человека и гражданина»



1-4


5-7


8-11

2четверть.

1.Проведение читательской конференции по книгам школьной программы с 1-11 «Как поступать нельзя»

2. Праздник получения паспорта

1.Знакомство с Декларацией прав ребенка

2. Знакомство с Конвенций ООН о правах человека

3. Изучение Конституции РФ

1-4


5-7


9-11


3четверть.

1.Конкурс плакатов, рисунков, стихотворений «Мои права»

2.Родительский лекторий «Конфликты в семье. Пути их решения»

1.Викторина по сказкам «Герои – нарушители закона»

2.Час общения «Я имею на это право!?»

3. Час общения «Я и политика»

1-4


5-7


9-11


4четверть.

1. Встреча с представителем правовых органов «Изучаем право»

2. Праздник получения паспорта

1. Час общения «Я –гражданин России»


2.Детективная игра «По следам Агаты Кристи»

3.Правовой тренинг


4. Работа по профориентации


1-4


5-7


8-11


9-11

2010- 2011

1четверть. Совместная конференция учащихся, родителей, педагогов «Конфликты и пути их разрешения»

1. Час общения «Долг и совесть»

2.Брей –ринг «Знаешь ли ты декларацию прав человека»

3.Интеллектуальная игра «Главная книга страны»



1-4


5-7


8-11

2четверть.

1.Встреча с представителем правоохранительных органов «Обязанности гражданина РФ»

2. Родительский лекторий «Обсуждение вопросов насилия в семье и пути решения этих проблем»


1.Час общения «Чудесная сила дружбы»

2.Диспут «Легко ли иметь свой голос?»

3.Дискуссия «Толерантность и межнациональные отношения»


1-4


5-7


8-11

3четверть.

1.Мероприятие «История Государственных символов России»

2.Социальный опрос «Причины ухода из дома»

1.Игра «Путешествие во времени»

2.Час общения «Что значит быть интеллигентом?»

3. Защита творческих проектов «Что я хочу от жизни?»

1-4


5-7


8-11

4четверть.

1.Творческая презентация программы «Лидер»

2. Праздник получения паспорта


1.Чтение книг об А.Невском.

2.Круглый стол «Спортсмены, строители, покорители целины и БАМа»

3. Диспут «Причины подросткового суицида».

4. Работа по профориентации

1-4


5-7


8-11


9-11

2011-2012

1 четверть.

1.Запуск проекта «Спешите делать добро»

2.Круглый стол с привлечение правоведа, юриста.

1.Викторина «Что такое хорошо, и что такое плохо?»

2.Дискуссия «Культура человека и культура общения»

3. Диспут «Жить с достоинством - что это значит?»


1-4


5-7


8-11


2четверть. Социологический опрос в школе по теме «Соблюдение прав и обязанностей учащихся»


1.Игра-сказка «Теремок» (в сказочной форме о правах)

2.Брейн-ринг «Знаешь ли ты Конституцию РФ?»

3.Час общения «Выбор профессии –судьбоносное решение»


1-4


5-8

9-11

3 четверть.

1.Праздник «Я – гражданин России»

1.Час общения по правам и обязанностям учащихся.

2. Викторина «Права человека»

3.Викторина «Я и закон»

1-4

5-7

8-11

4 четверть.

1. Родительский лекторий «Личные права ребенка и родителей»

2.Праздник получения паспорта


1. Поездка в музей

2. Поездка в театр

3. Посещение Морозовской ИК

1-4

5-7

8-11



Направление «Отечество»





2009-2010

1 четверть.

1.«Вечер авторских стихов и песен, посвященных малой родине».

2. Творческий отчет школы. Литературно- музыкальная композиция «Ачаир – родная сторона»


1.Экскурсия в школьный музей «Боевой славы»

2. Составление рассказа «Дума о родной земле»

1-11


5-11




2 четверть.

1. Конкурс литературно-музыкальных композиций «Святая Родина моя»

2. Вечер, посвященный Дню матери «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя Мать»

3. Встреча со сторожилами села.

1.Классный час «История Омской крепости»

2.Экскурсия «Исторические памятники города»

3. Встреча с о. Александром. Беседа «История Монастырей Омского района»

1-4


5-7


8-11




3четверть.

1. «Познавательная викторина, посвященная жизни и творчеству омских поэтов»

2. Выставка семейного творчества

3. Конкурс стихов, посвященных 290-ю Ачаира среди учащихся и учителей школы


1.Посиделки « Семейные традиции»

2. Экскурсия в краеведческий музей

3. Игра «Умники и умницы» по теме « История Омского района»


1-4


5-7


8-11




4 четверть.

1.Литературно-музыкальная композиция «Ачаир –казачья станица»

2. Вечер «Мы вспомним годы славные» вернисаж стенгазет, посвященных 290-ю Ачаира

3. КВН «Знатоки Ачаира» (к 290-ю Ачаира)

1.Экскурсия по Ачаиру.

2. Интеллектуально –творческий марафон 290-летию Ачаира посвящается



1-4

5-7




2010-2011



1четверть.

1. Праздник «Школа наш дом – и мы хозяева в нем»

2. Организация конкурса «Семья года»

1.Празник «Родительский дом – начало начал»


2.Час общения «О тех, кто живет рядом»

3.Круглый стол «История в биографиях знаменитых земляков»


1-4


5-7


8-11




2 четверть.

1.«Вечер вопросов и ответов» (Топонимика края. Объяснение названий населенных пунктов)

2. Встреча поколений «Веков связующая нить»

1. Семейные посиделки «Семья для домовенка Кузи»

2.Час общения «Наши семейные реликвии»

3.Час общения «Откуда пошел мой род»

1-4


5-7

8-11




3 четверть.

1. Выставка семейного творчества.

2.КТД «Мне о России надо говорить: «Легенды нашего края»

1.Час общения «О чем рассказала фотография из семейного альбома?»

2.Праздник «Военная доблесть наших земляков»

3. Вечер встречи с выпускниками «КВН поколений»



1-4


5-7


8-11




4 четверть. Праздник «День школы» (КТД «День открытых дверей «Наша школьная страна»)

1.Устный журнал

2.Русский праздник

3.Тематический лекторий

1-4

5-7

8-11






2011-2012



1четверть.

1.Историко-краеведческая игра «Что в имени твоем».

2.Проведение «Акции милосердия»

1. Праздник «Народная песня –хранилище русской народности»

2.Подготовка устного журнала «Жизнь замечательных людей

1-4


5-11




2 четверть.

1.Литературно- музыкальная композиция «Сибирь-матушка» (Путешествие по городам Сибири)

2. Вечер «Слава нашим матерям»

1.Праздник русских потешек, сказок, поговорок.


2.Встреча со знаменитыми людьми Ачаира.

3. Игра –соревнование «Для краеведов»

1-4


5-7

8-11





3четверть.

1.Праздник «Моя Россия»

2. Выставка семейного творчества

1. Игра –путешествие «Праздничный поезд» (Виртуальная прогулка по селам Омского района»

2.Игра «Краеведческое лото»

3. Литературный вечер «Поэты Омска»

1-4


5-7


8-11




4четверть.

1.«Фестивальный карусель»

2. Спартакиада «За честь школы»

1. Классный час «Я и мои товарищи»

2.Час общения «Мой край давным –давно»

3.Брей-ринг «Шифровка»

1-4


5-7

8-11




Направление «Юный патриот»





2009-2010

1 четверть.

1.Запуск проекта «Российский патриотизм: истоки и современность» Беседа 1. «Святой благородный князь Александр Невский»

2. Акция «Ветераны рядом»


1.Экскурсия к памятнику.

2. Шефство над памятни ком.

3. Возложение венков к памятнику

1-4

5-7

8-11




2четверть.

1.Праздник ко Дню единства и согласия «Одной мы связаны судьбой»

2. Беседа 2. «Преподобный Севастиан Карагандинский»

3. Ведение летописи ветеранов войны и труда с. Ачаира


1.Читательская конференция по книгам о ВОВ.

2.Викторина «Ими гордится армия»

3. Круглый стол «Победители и побежденные. Современные историки о войне»


1-4


5-7

8-11





3 четверть.

1.Смотр песни и строя.

2. Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-ю Победы «Песня в военной шинели»

3.Беседа 3. «Св. праведный Иоанн Кронштадский»

4. Месячник «Ветераны рядом»


1.Веселые старты, посвященные Дню защитника Отечества

2.Спортивный КВН

3. Конкурс «А ну-ка, парни»

1-4

5-7

8-11





4 четверть.

1.Митинг, посвященный Дню Победы.

2. Литературно-музыкальная композиция «Дорогами войны».

3. Выставка рисунков «никто не забыт, ничто не забыто»

4. Выпуск стенгазеты «Защитники отечества в моей семье»

5.Беседа 4. «Св. Благородный князь Ал. Донской»

Подготовка к мероприятиям, посвященным 65-ю победы

1-11




2010-2011

1четверть.

1.Беседа5.

2. Акция «Ветераны рядом»


1.Чтение книг о великих полководцах

2. Игра «Куликовое поле»

3.Турнир знатоков истории «Великая отечественная война»





2 четверть.

1.Праздник ко Дню единства и согласия

2. Беседа 6.


1.Чтение книг о великих полководцах.

2.Игра-эстафета «Вперед, юнармейцы»

3.Спортивно-познавательная игра «Один день в армии»

1-4


5-7

8-11




  1. четверть.

1.Смотр песни и строя.

2. Беседа 7.



1.Час общения «Что значит быть патриотом?»

2. Дискуссия ««Что значит быть патриотом?»

3. Дискуссия «В жизни всегда есть место подвигу» Всегда ли?


1-4

5-7


8-11




4 четверть. 1.Игра-викторина «Этих дней не смолкнет слава»

1.Спортивный праздник, посвященный Дню победы

1.