prosdo.ru
добавить свой файл
1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Шадринский государственный педагогический институт»


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по НИР

______________Качалова Л.П.

«____»__________2010г.


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

В МАГИСТРАТУРУ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 050700 «Педагогика»

МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА 050703 «Социальная педагогика»

СТЕПЕНЬ «МАГИСТР ПЕДАГОГИКИ»


Шадринск

2010


Программа вступительных испытаний

по направлению «Педагогика» магистерская программа

«Социальная педагогика»


Вопрос 1. Предмет изучения социальной педагогики

Определение, объект и предмет социальной педагогики. Основные категории социальной педагогики (социализация, факторы социализации, социум, микросоциум, социальный институт, институты десоциализации, социальная адаптация, педагогическая запущенность, защита детства и др.) Связь социальной педагогики с другими науками.


Вопрос 2. Методы социальной педагогики

Понятие «метод». Характеристика методов научного исследования: наблюдение (непосредственное, опосредованное, открытое, скрытое, непрерывное, монографическое, узкоспециальное); эксперимент (естественный, лабораторный, констатирующий, формирующий); интервью; беседа; анкета; метод изучения и обобщения передового педагогического опыта.

Характеристика методов воспитания: методы формирования сознания (пример, диспут, рассказ и др.); методы организации деятельности (педагогическое требование, общественное мнение, упражнение и др.); методы стимулирования деятельности (поощрение, наказание, метод «взрыва»); методы социально-психологической помощи (психологическое консультирование, социально-психологический тренинг и аутотренинг, деловая игра и др.).



Вопрос 3. Социальная педагогика как отрасль интегративного знания. Функции социальной педагогики

Разделы социальной педагогики как интегративной отрасли знания (философия социального воспитания, социология воспитания, социально-педагогическая виктимология, теория социального воспитания, психология социального воспитания, методика социального воспитания, экономика и менеджмент социального воспитания). Функции социальной педагогики (теоретико-познавательная, прикладная, гуманистическая).

Вопрос 4. Научные принципы социальной педагогики

Понятие принципа. Принцип природосообразности воспитания (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.). Принцип культуросообразности воспитания (Дж. Локк, К.А. Гельвеций, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.). Принцип гуманистической направленности. Принцип целостности, жизнедеятельности и воспитания детей в микросреде (М. Вебер, А.С. Макаренко и др.).


Вопрос 5. История становления и развития социальной педагогики как науки

Возникновение социальной педагогики как науки. Влияние религии, благотворительности, педологии и др. на становление социальной педагогики. Основоположники социальной педагогики, занимающиеся социально-педагогическими проблемами. Современное состояние социальной педагогики.


Вопрос 6. Теория философии воспитания

Философское обоснование различных теорий социального воспитания: Платона, Т. Мора, Т. Компанеллы, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, П. Наторпа, Дж. Дьюи. Философия воспитания в педагогических воззрениях русской интеллигенции: А.С. Хомякова. Д.И. Писарева, А.В. Луначарского.


Вопрос 7. Особенности бытия человека как объекта воспитания

Человеческое бытие и основные измерения человеческого существования. Воспитательные теории и формирование личности в трудах мыслителей Древней Индии, Китая, Греции и Рима. Философские теории XVII-XVIII вв.: Дж. Локка, Д. Дидро, К.А. Гельвеция.



Вопрос 8. Понятие девиаций, их типология

Понятие и формы девиаций (пьянство и алкоголизм; наркомания и токсикомания; агрессивное поведение; суицидальное поведение; проституция; психические расстройства; преступность). Предпосылки появления и развития девиаций в подростковом возрасте. Концепции девиаций (биологическая, психологическая и социологическая). Профилактика девиантного поведения подростков.


Вопрос 9. Виды воспитания. Особенности социального воспитания

Понятие воспитание, социальное воспитание. Воспитание в широком социальном смысле. Воспитание в широком педагогическом значении. Воспитание в узком педагогическом значении. Виды воспитания (общественное, религиозное, семейное). Исторический анализ понятий «воспитание» и «социализация». Стили воспитания. Характеристика понятий «воспитание» и «самосовершенствование человека». Соотношение различных видов воспитания в процессе развития общества.


Вопрос 10. Мезофакторы социализации личности (охарактеризовать один из мезофакторов социализации более подробно)

Регион: географические, природно-климатические, экономические, демографические, культурные особенности и их влияние на стихийную социализацию населения, отдельные возрастные группы и конкретные люди. Региональная политика в сфере воспитания: выявление, актуализация и интеграция воспитательных возможностей.

Средства массовой коммуникации (СМК): тенденции развития средств коммуникации; функции СМК в стихийной и относительно направляемой социализации, СМК и изменение человека, СМК и относительно социально контролируемая социализация. Проблема медиа-образования.

Субкультуры: понятие и признаки (ценностные ориентации, нормы, эстетические пристрастия, времяпрепровождение, жаргон, фольклор); влияние субкультуры на стихийную социализацию; учет субкультурных особенностей в процессе относительно социально контролируемой социализации.


Тип поселения: (деревня, город, малый город, поселок): образ жизни поселения определенного типа и его влияние на социализацию благодаря специфическим возможностям для формирования личности и осуществления ею выбора ценностных ориентаций, кругов общения, способов самореализации в различных сферах жизнедеятельности, стилей жизни. Муниципальная система социального воспитания: многообразие воспитательных организаций; выявление, актуализация и интеграция воспитательных возможностей; специфика педагогического целеполагания.

Основные понятия: региональная политика в сфере воспитания, медиа-образование, субкультура, мобильность личности, муниципальная система социального воспитания.


Вопрос 11. Виды, формы и мотивы общения

Понятия общения. Потребность личности в общении с окружающими людьми. Разновидности мотивов общения (органические, познавательные, игровые, деловые, интимно-личностные, профессиональные). Виды общения (экспрессивно-эмоциональное, речевое, предметно-действенное). Формы общения (ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная). Содержание общения. Эталоны межличностного восприятия.


Вопрос 12. Коллектив и социальное развитие личности

Принцип коллективности социального воспитания. Коллективистская теория А.С. Макаренко. Значение коллектива в воспитании личности. Влияние положительных и отрицательных воздействий коллектива на развитие личности. Влияние социальных факторов и институтов социализации, встречающихся вне коллектива.


Вопрос 13. Формирование и изменение социальных установок человека

Понятие «социальная установка». Компоненты социальной установки. Стадии и приемы педагогического воздействия на социальную установку. Учет влияния социально-психологических характеристик на процесс социального воспитания человека.

Вопрос 14. Социализация как социально-педагогическое явление


Сущность социализации и ее содержание. Возрастные этапы социализации. Факторы социализации и их типология. Средства и агенты социализации.

Составляющие процесса социализации (стихийная, относительно направляемая, относительно социально контролируемая – воспитание, самоизменение человека). Отличия воспитания от других составляющих социализации. Задачи социализации личности: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические.

Социально-педагогические механизмы социализации (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный).


Вопрос 15. Социология воспитания как отрасль знания

Возникновение социологии воспитания. Идеи выделения отраслей знания Э. Дюргеймом, Л.Ф. Уордом, П. Наторпом. Педагогическая социология и ее задачи (А. Фишер). Социология воспитания и педагогическая социология в 70-80-е годы (Р.Г. Бурова). Современное состояние социологии воспитания.


Вопрос 16. Семья как фактор первичной социализации ребенка

Сущность понятия «семья». Роль семьи в социализации личности. Характеристика семьи. Классификация семей. Семья и ее социализирующие функции. Социальные проблемы современной семьи. Воспитание детей в семье. Охарактеризуйте процесс воспитания на примере одного из типов семей.

Вопрос 17. Макрофакторы социализации личности (охарактеризовать один из макрофакторов социализации более подробно)

Страна как географически культурная «рамка» социализации населения и отдельных половозрастных и социальных слоев.

Этнос. Понятие этнос. Витальные особенности влияния этнокультурных условий на социализацию человека. Менталитет этноса и его усвоение человеком в процессе стихийной социализации. Менталитет и воспитание: имплицитные концепции личности и воспитания.

Общество. Понятие общество. Гендерная (полоролевая) структура общества. Возрастная структура общества и проблема меж поколенных отношений в процессе социализации. Влияние на социализацию человека социальной структуры, уровня экономического развития и политико-идеологических процессов. Воспитание как социальный институт, его становление, функции и особенности в конкретных обществах.


Государство. Понятие государство. Влияние государство на стихийную социализацию. Осуществление государством относительно направляемой социализации отдельных половозрастных групп населения. Воспитание (относительно социально-контролируемая социализация) как функция государства. Государственная система воспитания: задачи, функции; инфраструктура.


Вопрос 18. Понятие и классификация личностных проблем клиентов в социальной работе

Личностная проблема клиента в социальной работе как определенная жизненная ситуация, которая нарушает или грозит нарушить возможности нормального функционирования человека. Факторы пола, возраста, здоровья, принадлежности к определенной социальной группе в возникновении проблем человека. Мужчины и женщины, инвалиды, старики и дети, безработные как клиенты социальной работы.

Классификация потребностей и проблем клиентов социальной работы. Зарубежные классификации Х.Х. Перлман, У. Рид, К. Джермэн. Проблемы «избыточности» и «недостаточности» в теории социальной работы. Классификация личностных проблем клиентов в отечественной теории социальной работы (Е.И. Холостова).


Вопрос 19. Социальная работа как наука. Объективные предпосылки ее возникновения

Социальная работа как отрасль научного знания. Социальная работа в системе наук: естественные, общественные, технические. Признаки социальной работы как научной дисциплины. Объект и предмет социальной работы как науки. Закономерности социальной работы как науки. Основные группы принципов социальной работы как науки: общефилософские, общие принципы социальной работы, специфические принципы социальной работы, социально-политические и т.д.

Категориальный аппарат теории социальной работы:


  • заимствованные категории;

  • общие категории;

  • специфические категории.

Объективные предпосылки возникновения социальной работы как науки: массовая урбанизация, усложнение общественного производства, развитие индустрии услуг, борьба трудящихся за свои права.



Вопрос 20. Подготовка социальных педагогов в России

Основные задачи в подготовке специалиста. Уровни подготовки кадров. Ступени профессионального образования. Создание института социальной педагогики. Сферы деятельности социального педагога.


Вопрос 21. Профессиональный портрет социального педагога

Цели деятельности социального педагога. Этический кодекс специалиста. Функции (воспитательная, диагностическая, организаторская, прогностическая, предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая, организационно-коммуникативная, охранно-защитная) и социальные роли социального педагога. Обязанности и права социального педагога.


Вопрос 22. Типы социальных служб. Социальные службы помощи детям и семье

Характеристика социальной службы как структуры, созданной для профессиональной помощи людям в сфере социальных отношений. Специализированные учреждения системы социальных служб (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, органы социальной защиты субъектов Федерации, городские органы социальной защиты населения). Факторы развития сети учреждений социального обслуживания.


Вопрос 23. Проблема преступности несовершеннолетних

Возрастные особенности несовершеннолетних. Представление родителей о внутреннем мире подростка, его интересах и потребностях. Мотивы совершения преступлений подростками. Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, их функции.


Вопрос 24. Формы и методы работы социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями

Понятие «метод», «форма». Характеристика методов изучения личности (анализ документов, опрос, диагностические методики, изучение динамики мотивационной структуры личностных особенностей); методов формирования создания личности (беседы, лекции, диспуты, метод примера); методов стимулирования, торможения (метод поощрения, метод убеждения, методика организации коллективной творческой деятельности, индивидуальная консультация, метод аутогенной тренировки, тренинги социальных навыков, индивидуальная педагогическая поддержка, поддержка со стороны семьи); методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение, приучение положительных навыков через семью, упражнение, создание воспитывающих ситуаций). Индивидуальные и групповые формы работы с учащимися (консультация, беседа, тренинги, дискуссии и др.). Формы работы с семьей (собрания, консультация, посещение семьи, родительский университет, организация групп родительской поддержки для “проблемных” семей и др.). Формы работы с педагогами (оказание информационно-методической и консультативной помощи, беседы и др).



Вопрос 25. Отклонения в поведении ребенка как социально-педагогическая проблема

Понятие «норма», «социальная норма», «отклонение от нормы». Виды социальных норм и механизмы их регулирования. Социальные отклонения. Классификация видов отклоняющегося поведения: негативные, позитивные, социально-нейтральные (Ю.А. Клейберг); нестандартные, деструктивные (Ц.П. Короленко, Т.А. Донслик); антисоциальные (делинквентные), асоциальные, аутодеструктивные.

Причины отклоняющегося поведения (биологические факторы, психологические факторы, социально-педагогические факторы, социально-экономические факторы, морально-этические факторы).


Вопрос 26. Влияние группы сверстников на процесс социализации личности

Значение группы сверстников в процессе социализации. Характеристика групп сверстников (юридический статус; место в социальной системе; социально-психологический статус).

Признаки, влияющие на процесс социализации (степень стабильности, пространственная локализация, тип лидерства, ценностная направленность).

Функции группы сверстников в процессе социализации.


Вопрос 27. Религиозные сообщества как социализирующий фактор

Роль религии в жизни различных обществ. Значение религии в современном мире. Религиозность в молодежной среде. Функции религиозных организаций (ценностно-ориентационная, регулятивная, коммуникативная, милосердная, компенсаторная, воспитательная).


Вопрос 28. Адаптация как механизм социализации личности

Сущность понятия «адаптация». Связь адаптации с социализацией. Представления об адаптации в зарубежных школах: психоаналитическая (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Эриксон); гуманистическая (А. Маслоу); когнитивная психология личности (Г. Гартман); интеракционисткая (Л. Филипс). Отечественные концепции изучения адаптации (Т. Шибутани, О.И. Зотова, И.К. Кряжева, А.А. Реан). Характеристика понятия «адаптационная стратегия». Сущность понятия «дезадаптация». Виды дезадаптации: физическая, психологическая, экономическая, профессиональная, правовая и др. (подробно дать характеристику одного из видов дезадаптации на выбор).



Вопрос 29. Понятие «детская наркомания», причины ее возникновения

Наркомания как форма девиантного поведения личности. Особенности детской наркомании. Проблемы детской наркомании (массовое увлечение, «омолаживание» контингента лиц, изменение социального статуса подростка и др.). Причины (особенности характера наркомана, психические и физические расстройства его организма, социально-культурное влияние на его личность) и последствия подростковой наркомании.


Вопрос 30. Формы социально-педагогической профилактики употребления наркотиков в подростковом возрасте

Понятие «форма». Характеристика индивидуальных форм работы с учащимися по профилактике употребления наркотиков (психологическое консультирование, консультативной помощи, и др.). Групповые формы работы с учащимися (тренинги видеопоказ фильмов по тематике профилактики групповая тематическая дискуссия, формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости от ПАВ и др.). Формы работы с семьей (индивидуальное семейное консультирование, родительский университет, организация групп родительской поддержки для “проблемных” семей). Формы работы с педагогами (консультации, беседы и др).


Вопрос 31. Причины и виды суицидального поведения несовершеннолетних

Суицидальное поведение как намеренное лишение себя жизни. Факторы и причины, способствующие попыткам суицида подростков. Виды суицидального поведения. Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения подростков.


Вопрос 32. Использование социологических и педагогических методов исследования в социальной педагогике

Метод как способ выполнения исследовательских действий и операций, позволяющий решить поставленные задачи.

Социологические методы: беседа, интервью, анкета.

Методы педагогического исследования: наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, педагогический консилиум. Значение исследований методов для развития социальной педагогики как науки.



Вопрос 33. Концепция субъект-объектного подхода в процессе социализации человека в обществе

Концепция как система взглядов на процессы и явления в природе и обществе.

Пассивная позиция человека в процессе социализации. Объект социализации. Субъект социализации.

Теории субъект-объектного подхода Э. Дюргейма, Т. Парсонса.


Вопрос 34. Содержание системы ценностей социально-педагогической деятельности

Сущность понятий «ценности», «система ценностей». Историко-логический анализ развития благотворительности, милосердия и призрения и гуманизма на Руси. Ценностные основания деятельности социального педагога: гуманистические ценности (осознание самоценности человеческой жизни, ее неповторимой индивидуальности; сознательное и эмоциональное принятие избранной профессии; понимание творческой природы социального педагога и др.); ценностные эмоции (альтруистические, коммуникативные); ценностные знания (нормативно-правовая база деятельности социального педагога, ведущие идеи и закономерности построения целостного образовательного процесса и личностный потенциал специалиста (гуманность, оптимизм, альтруизм и др.).


Вопрос 35. Отечественные концепции социализации личности

Социализация как относительно самостоятельная проблема в 60-е, 70-е, 80-е годы ХХ в.

Авторские концепции социализации А.В. Петровского, И.С. Кона.


Вопрос 36. Концепция субъект-субъектного подхода в процессе социализации человека в обществе

Человек как активный участник процесса социализации.

Основоположники теории субъект-субъектного подхода: Г.Х. Кули, У.И. Томас, Ф. Знанецкий, Д.Г. Мид.

Концепции Д. Коулмена, И. Таллмена, У. Бронфенбреннера.


Вопрос 37. Микрофакторы социализации личности (охарактеризовать один из микрофакторов социализации личности более подробно).

Семья. Особенности современной семьи и ее социализирующие функции. Семейное воспитание. Домашний очаг.


Соседство. Соседство и его роль в социализации детей, подростков, юношей. Соседство и воспитание.

Группы сверстников. Характеристика группы сверстников. Социализирующие функции. Группы сверстников и воспитание.

Религиозные организации и религиозные воспитание. Социализирующие функции религиозных организаций. Религиозное воспитание.

Воспитательные организации. О понятии воспитательная организация. Функции воспитательных организаций в процессе социализации. Социальное воспитание.

Микросоциум. Понятие Микросоциум и его границы. Характеристика микросоциума. Микросоциум и стихийная социализация. Создание воспитательного пространства в микросоциуме.


Вопрос 38. Социально-педагогическая виктимология как наука

Характеристика отраслей наук, изучающих проблемы, связанные с жертвами неблагоприятных условий социализации.

Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Реальные, потенциальные и латентные типы жертв социализации.

Виктимогенность факторов социализации, виктимизация группы и виктимность как результат их влияния.

Объективные и субъективные условия превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации на макро-, мезо-, и микроуровнях.

Вопрос 39. Основы социально-педагогической деятельности в эпоху Екатерины II

Воспитательные дома для «зазорных младенцев». Создание общественных организаций. Система сословного воспитания «новой породы людей». Создание опекунского совета детских приютов. Генеральный план Московского воспитательного дома (И.И. Бецкой).


Вопрос 40. Основы социально-педагогической деятельности в эпоху императрицы Марии

Система воспитания детей-сирот в приемных семьях. Педагогические классы при воспитательных домах. Попечительство о слепых и глухих детях.

Вопрос 41. Становление и развитие профессии «социальный педагог» в России


Причины появления профессии «социальный педагог» в России (социально-экономическая нестабильность в стране, изменение социальной политики государства и др.).

Реализация социальных программ и нормативных актов. Социальные учреждения нового типа.


Вопрос 42. Структура профессиональной деятельности социального педагога

Характеристика профессиональной деятельности социального педагога. Компоненты социально-педагогической деятельности: цель, субъект, объект, функции, средства.


Вопрос 43. Сферы профессиональной деятельности социального педагога

Место работы социального педагога: социально-педагогические службы образовательных учреждений, социальные службы специализированных учреждений, службы муниципальных органов, валеологические службы, частная практика.

Специализации по профилю деятельности социального педагога.


Вопрос 44. Система свободного воспитания (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель).

Понятие «свободное воспитание». Гуманистическое отношение взрослых к ребенку в системе свободного воспитания. Опыт Яснополянской школы (Л.Н. Толстой).

К.Н. Вентцель о свободном воспитании. Эксперимент К.Н. Вентцеля. Создание школы свободного ребенка в профессиональной деятельности К.Н. Вентцеля.


Вопрос 45. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов (раскрыть особенности авторской системы одного педагога-новатора более подробно).

Понятие «сотрудничество» в социальной педагогике.

Опыт педагогов-новаторов: И.П. Волков, Т.И. Гончарова, Е.Н. Ильин, Е.Н. Шаталов, Н.Н. Дубинин, М.П. Щетинин.


Вопрос 46. Проектирование и планирование социально-педагогической деятельности

Понятие «проектирование», «планирование». Основные направления проектирования. Типы социального проектирования (поисковое проектирование, нормативное проектирование). Этапы проектирования (моделирование, проектирование, конструирование). Алгоритм социально-педагогического проектирования.


Принципы планирования (научность, скоординированность, оптимальность, перспективность, коллегиальность, конкретность). Формы планов (перспективный, календарный, план конкретного мероприятия).


Вопрос 47. Роль реформ Петра 1 в социальном воспитании личности

Создание государственной системы призрения нуждающихся. Детство и сиротство – объекты попечения государства в эпоху Петра 1. Создание приютов для «зазорных младенцев». «Пропозиции» Салтыкова.


Вопрос 48. Понятие, факторы, структура конфликтов в социальной педагогике

Понятие «конфликт», «социальный конфликт». Структурные компоненты конфликта (стороны конфликта, условия конфликта, предмет конфликта, действия участников, результат конфликта). Методы разрешения конфликтов.


Вопрос 49. Структура и содержание социально-педагогической технологии

Понятие «структура», «компонент». Основные этапы в структуре любого процесса. Содержание социально-педагогической технологии: цель, объект технологии, исходный материал. Структура общей социально-педагогической технологии (диагностико-прогностический, этап выбора (разработки) оптимальной технологии, этап непосредственной подготовки, реализационный, экспертно-оценочный). Частные социально-педагогические технологии.


Вопрос 50. Методика социально-педагогической работы с различными категориями детей

Понятие «методика». Типичные группы несовершеннолетних, нуждающихся в социально-педагогической поддержке (дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, беспризорные и безнадзорные дети и др.). Проблемы, возникающие у разных категорий детей. Социально-педагогическая помощь данным категориям детей.