prosdo.ru
добавить свой файл
1


Министерство экономического

развития и торговли

Российской Федерации


Министерство

образования

Российской Федерации




ГГосударственный университет -Высшая школа экономики



Программа дисциплины

"Толерантность и проблемы понимания"

Для направления 521200 - Социология

(второй уровень высшего профессионального образования)

Автор программы: доктор философских наук, кандидат психологических наук Г. В. Иванченко.


Москва, 2002 г.

I. Пояснительная записка


Автор программы: доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор ГУ-ВШЭ Иванченко Галина Владимировна.

Требования к студентам: Курс «Общая психология» рассчитан на студентов пятого курса факультета социологии, а потому опирается на совокупность знаний, умений и навыков, полученных ими за время обучения в ГУ-ВШЭ. Предполагается, что студентами изучались такие курсы, как... "Социальная и экономическая антропология", "Основы психологии" и "Социология массовых коммуникаций".

Аннотация:

Курс «Толерантность и проблемы понимания» предназначен для обучения студентов ГУ-ВШЭ основам толерантного общения и взаимодействия, для формирования умений и навыков, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в информационном обществе. Курс предполагает изложение основополагающих представлений о ключевых проблемах толерантности и путях их решения.

Курс состоит следующих разделов: «Толерантность как ценность:


социально-философский подход», «Толерантность в структуре общественного сознания», «Методы исследования и развития толерантности», «Этническая толерантность и геополитические представления россиян»; «Взаимопонимание и общение»; «Неманипулятивные методы убеждения и внушения», «Межгрупповое взаимодействие и динамика толерантности»; «Проблемы толерантности в конфликтном взаимодействии».

Учебные задачи курса:

— дать основы социально-психологического видения проблем, с которыми специалист социологического профиля встретится в своей профессиональной деятельности;

— сформировать способности к предвидению социально-психологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;

— сформировать целостное представление о толерантности, ее ценности, о возможных путях ее развития;


  • дать средства для интеллектуальной рефлексии ситуаций общения в профессиональной деятельности.


Формы контроля:

- текущий контроль предполагает написание двух эссе, оцениваемых по 10-балльной шкале.

итоговый контроль проводится в форме зачета (тестирование с

оценкой результатов по 10-балльной шкале). W(1 эссе)=0,3, W(2 эссе)=0,3, W(тecт)= 0,4.

- итоговая оценка складывается следующим образом:

«отлично»: сумма баллов от 8 до 10;

«хорошо»: сумма баллов от 6 до 7;

«удовлетворительно: сумма баллов от 4 до 5;

«неудовлетворительно»: сумма баллов менее 4.

II. Содержание программы

1. Толерантность как ценность: социально-философский подход

Толерантность как глобальная проблема современной цивилизации. Эволюция понимания толерантности. Этические и культурные принципы как основания толерантности в различные эпохи. Толерантность и разнообразие. Толерантность как показатель сложности и устойчивости системы. Моностилизация и культурный фундаментализм как препятствия к развитию толерантности. Гипотеза техногуманитарного баланса А.П.Назаретяна. Толерантность как культурная, социальная и личностная ценность.


2. Толерантность в структуре общественного сознания

Виды и типы толерантного сознания и поведения. Толерантность этническая, конфессиональная, гендерная, субкультурная, возрастная, профессиональная.

Толерантность и другие социально-психологические феномены и процессы: коллективизм и индивидуализм, национализм и космополитизм, аномия, маргинализация, дегуманизация, агрессия и альтруизм, схизматизация, терпимость, доверие, свобода и ответственность, соперничество и сотрудничество.

Социальные аспекты толерантности: толерантность в контексте процессов глобализации, детрадиционализации, поздней модернизации, растущей рефлексивности, культурного плюрализма и многообразия.

Российское толерантное сознание в свете своеобразия социальной ситуации (фаза «запаздывающей модернизации», наследие тоталитаризма, активизация адаптационных процессов, культурологические особенности российского общества - общинность, высокая социальная конформность).

3. Методы исследования и развития толерантности

Факторы, формирующие предрасположенность к толерантному поведению. Развитие альтруистического поведения. Феномен децентрации (Ж. Пиаже). Психологические и педагогические подходы к развитию толерантного сознания и поведения. Методики диагностики толерантных установок. Толерантная личность. Исследования авторитаризма, догматизма, интолерантности.

4.Этническая толерантность и геополитические представления россиян

Картина мира субъекта. Категории сознания (А.Я.Гуревич, О.Шпенглер), понятие социальных репрезентаций (С.Московичи), социального пространства ( П.Бурдье), имплицитных моделей мира (Дж.Брунер), теория личностных конструктов (Дж.Келли, Ф.Франселла, Д.Баннистер). Понятие когнитивной сложности. Психосемантический анализ толерантности в общественном сознании. Психосемантические исследования этнических представлений. Исследования стереотипов национального сознания.


5.Взаимопонимание и общение


Толерантность как установка на понимание и принятие. Механизмы взаимопонимания в общении. Формы и условия понимания. Психологические стереотипы понимания личности. Коммуникативные барьеры и их преодоление. Источники интолерантности: стереотипы и предрассудки, зависть, формируемый пропагандой «образ врага». Механизмы распространения и поддержания интолерантности средствами массовой информации.

6.Неманипулятивные методы убеждения и внушения;

Убеждение и его слагаемые. Сопротивление убеждению. Внушение и заражение как социально-психологические феномены. Социальные и психологические предпосылки формирования интолерантности. Стили общения: ритуальное, манипулятивное, гуманистическое. Макиавеллизм и толерантность.

7.Межгрупповое взаимодействие и динамика толерантности


Толерантность и динамические процессы в больших и малых группах. Влияние группы на принятие решений. Групповая поляризация. Понятие деиндивидуализации. Исследования конформизма в контексте проблем толерантности. Межгрупповое взаимодействие. Эмоциональные и когнитивные источники стереотипов и предрассудков.

8.Проблемы толерантности в конфликтном взаимодействии.

Конфликтное взаимодействие: структура, функции и динамика конфликтов. Психология участников конфликта: взаимные ожидания и личностный стиль общения. Толерантность как основа технологий разрешения конфликтных ситуаций. Переговорные процессы. Выработка взаимовыигрышных решений.

III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Темы для эссе


Толерантность в контексте процессов глобализации и детрадиционализации

Толерантность и социально-групповые идентификации личности

Феномен интолерантности

Анализ механизмов поддержания и эскалации интолерантности

Толерантность как культурная норма


Влияние социально-демографических характеристик индивида на уровень его толерантности

Роль толерантности в самоорганизации общества и поддержании его разнообразия

Факторы, влияющие на формирование толерантности в ходе социализации

Толерантность и философская категория свободы

Ситуация морального выбора и толерантность

Понятие толерантности в философии либерализма

Толерантность и мировоззрение

Веротерпимость и мировые религии

Терпимость к «новым религиям», или «альтернативным культам»

История идеи толерантности в мировых религиях

Возможно ли воспитание толерантности через религиозные заповеди?

Ведет ли становление гражданских свобод к повышению уровня толерантности общественного сознания?

Предубеждения (стереотипы) и толерантность

Психологические особенности толерантной личности

Психологические особенности авторитарной личности

Социально-психологические проблемы политической толерантности

Диагностика толерантности: возможности и ограничения

Толерантность в межличностных отношениях

Предполагает ли личностная зрелость толерантность?

Связь толерантного сознания с экзистенциальными проблемами современного человека

Развитие у детей толерантности к разнообразию (мультикультурное обучение)

Развитие у учащихся социальной компетентности как фактор формирования толерантных установок

Политика «нулевой толерантности» в образовательной системе США

Реальное влияние дискуссий по проблемам различий и терпимости на толерантность в обществе

Сравнительная эффективность различных методов развития толерантности

Литература:

Основная:

Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1998.

Уолцер М. О терпимости. Пер. с англ. И.Мюрнберг. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.


Петренко В.Ф., Митина О.В., Бердников К.В., Кравцова А.Р., Осипова B.C. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. М.: Смысл, 2000.

Дополнительная:

Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ общественного сознания (на материале политического менталитета). М.: МГУ, 1997.

Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. М.: Смысл, 1996.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М.: Смысл, 1996.

Знаков В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования // Психологический журнал. 2000. № 5.С. 16-22.

Знаков В.В. Понимание в познании и общении. Самара, 1998.

Иванченко Г.В. Принцип необходимого разнообразия в культуре и в искусстве. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., Изд-во ЛГУ, 1990.

Латьшов В.В. Речевое воздействие в условиях публичной дискуссии // Психол. журнал, 1994, т. 15, № 1.

Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С.46-54.

Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Подходы, решения, технологии. М.: Аспект-Пресс, 1999.

Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: Синергетика, психология и футурология. М.: ПЭР СЭ, 2001.

Скотт Дж. Способы разрешения конфликтов. Киев: Внешторгиздат, 1991.

Толерантность: Сб. научн. ст. / Под ред. М.Б. Хомякова; ред. англ. текста С.М. Хаммел. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М.:Наука, 1991.

Чалдини Р. Психология влияния. СПб: Питер, 1999.

Юри У. Преодолевая «нет», или переговоры с трудными людьми. М.:Наука, 1993.

Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. Уч. пособие. -М.:РГГУ, 1996.


Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ // Религиоведение. 2201. № 1. С.61-72.

Левада Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека // Общественные науки и современность. 1999. № 5. С.28-44.

Мельвиль А. Образ другого, образ врага // 50 / 50: Опыт словаря нового мышления/ Под общ. ред. М.Ферро, Ю.Афанасьева. М.: Прогресс, 1989. С.25-29.

Эткинд А. Индивидуализм, личность // 50 / 50: Опыт словаря нового мышления/ Под общ. ред. М.Ферро, Ю.Афанасьева. М.: Прогресс, 1989. С. 107-111.

Ярская-Смирнова Е. Неравенство или мультикультурализм? // Высшее образование в России. 2001. № 4. С.102-110.

Материалы научной конференции «Толерантность в контексте многоукладное™ российской культуры». Екатеринбург, 2001.

La tolerance : Essai d'anthologie / Textes choisis et pres. par Morsy Z. - P.: UNESCO, 1988. - 2e ed. - 321 p.

Zuk-Lapinska, L. Problem tolerancji. - W-wa: Wydaw. Uniw. warszawskiego, 1991. (Rozprawy Uniw. warszawskiego; 330)

Kautz, S. Liberalism and community. - Ithaca ; L.: Cornell univ. press, 1995.

Budziszewski, J. True Tolerance: Liberalism and the Necessity of Judgment. New Brunswick and London: Transaction Publishers, 1993.

Gray, John. The Virtues of Toleration. L.: The National Review, 1992.

Fishkin, J.S. The dialogue of justice : Toward a self-reflective society. - New Haven ;L.: Yale Univ. press, 1992.

Cultivating differences: symbolic boundaries and the making of inequality / Ed. by M.Lamont, M.Fournier. - Chicago: Chicago Univ. press, 1992.

King P. Toleration. - Boston: George Alien & Unwin Ltd., 1985 Mendus S. Toleration and the Limits of Liberalism. - MacMillan, 1989.


IV. Тематический расчет часов.



Наименование

Аудиторные часы

Самостоятельн

Все

п/п

разделов и тем




ые работы

го













час













OB







Лекции

Семинары

Beer



















о







6

2

3

4

5

7

8




Толерантность как














1

ценность: социально-

8




0 б

Эссе







философский подход










6

14

2

Толерантность в



















структуре

8




0

4

12




общественного







0










сознания














3


Методы исследования



















и развития










4

12




толерантности

8




8







4

Этническая



















толерантность и



















геополитические


























8


4

12




представления

8
















россиян
















5

Взаимопонимание и








































общение













14













8

6




6

Неманипулятивные




















методы убеждения и

12




12

4

16




внушения
















7

Межгрупповое



















взаимодействие и































4

12




динамика

8




8








толерантности
















8

Проблемы



















толерантности в










4

16




конфликтном

12




12










взаимодействии



















Всего

72




72

36

108





Автор программы


Г. В. Иванченко