prosdo.ru
добавить свой файл
1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета _____________ Е.В. Гребенникова

«_____» _______________________________20___ г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.В.05 Психогенетика

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)



  1. Цели и задачи дисциплины


Цель дисциплины – познакомить студентов с основными вопросами психогенетики.

Задачи дисциплины:

  1. Познакомить студентов с историей развития психогенетики в России и за рубежом.

  2. Показать современное состояние и перспективные направления психогенетических исследований.

  3. Дать конкретные знания об основных методологических подходах и методах, разработанных в современной психогенетике.

  4. Раскрыть относительную роль и взаимосвязь наследственных и средовых детерминант в вариативности психологических и психофизических признаков человека.

5. Обозначить этические, социальные и юридические проблемы современных молекулярно-генетических исследований психологических признаков.



  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Студент должен знать:

  • основные положения генетики, значимые для понимания психологических данных;

  • историю развития и современное состояние психогенетики;

  • методологию психогенетических исследований;
  • значение наследственности и среды в формировании психологических и психофизиологических признаков человека;


  • этические, социальные и юридические проблемы современных молекулярно-генетических исследований психологических признаков.

Студент должен владеть:

  • понятийным аппаратом психогенетики.

Студент должен уметь:

  • самостоятельно анализировать результаты психогенетических исследований;

  • самостоятельно спланировать и провести психогенетическое исследование.




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 4

Общая трудоемкость дисциплины

89

89

Аудиторные занятия

57

57

Лекции

38

38

Практические занятия (семинары)

19

19

Лабораторные работы (ЛР)





И (или) другие виды аудиторных занятий





Самостоятельная работа

32

32

Курсовой проект (работа)




-

Расчетно-графические работы



-

Реферат

+

+

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




Зачет




  1. Содержание дисциплины


4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Раздел дисциплины

Виды занятий

Лекции

Практические

занятия и семинары

Лаборатор-ные работы

1.

Предмет и задачи психогенетики. История психогенетики

4

2

6

2.

Основные понятия современной генетики

8

6

14

3.

Методы психогенетики

6

4

10

4.

Исследование психофизиологических характеристик в психофизиологии


6

2

8

5.

Исследование психологических характеристик в психогенетике

6

2

8

6.

Психогенетика индивидуального развития

6

-

6

7.

Генетика психических расстройств и девиантного поведения

2

3

5

Итого:

38

19

57




    1. Содержание разделов дисциплины


Раздел 1. Предмет и задачи психогенетики. История психогенетики.

Психогенетика как наука, объединяющая психологию и генетику. Предмет и задачи психогенетики. Психогенетика и генетика поведения. Психогенетика в системе психологических знаний.

Зарождение психогенетики. Особенности развития психогенетики в России и за рубежом. Современное состояние психогенетики в мире: международные ассоциации, журналы, конгрессы и др. Основные исследовательские программы.


Практическое занятие (в форме семинара): История развития и современное состояние психогенетики


Рассматриваемые вопросы:

  1. Зарождение психогенетики.

  2. Развитие психогенетики за рубежом.

  3. Развитие психогенетики в России.
  4. Основные исследовательские центры 1920-1930-х годов (Бюро по евгенике, Медико-генетический центр им. Горького), основные направления и методы их работы.


  5. Евгеника в России и за рубежом.

  6. Трагический коней психогенетических исследований в СССР в середине 30-х годов, их возрождение в начале 70-х годов.

  7. Современное состояние психогенетики в мире: международные ассоциации, журналы, конгрессы.

  8. Основные исследовательские программы.



Раздел 2. Основные понятия современной генетики


Наследственность и изменчивость – основные свойства живого. Генотип и фенотип. Норма реакции и диапазон реакции. Типы средовых влияний и их относительная роль. Типология генотип-средовых эффектов, способы их оценки.

Цитологические основы наследственности. Основные компоненты эукариотической клетки, ее строение и функции. Жизненный цикл клетки. Химический состав и структурная организация хроматина ядра. Структура хроматина на разных фазах клеточного цикла. Строение и типы хромосом делящихся клеток. Кариотип человека. Аутосомы и половые хромосомы. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом. Современные методы анализа хромосом. Основные способы передачи информации – митоз и мейоз: сущность и патология.


Биохимические основы наследственности. Строение молекул ДНК и РНК. Универсальность, индивидуальная специфичность и особенности структуры ДНК. Репликация ДНК. Химическая структура и синтез белков. Генетический код, его свойства: триплетность, непрерывность, неперекрываемость, вырожденность и универсальность. Определение термина «ген». Классификация генов (структурные, регуляторные, прыгающие). Свойства гена: аллельность, дискретность, дозированность, специфичность и стабильность. Поле действия гена. Время действия гена.

Наследование признаков. Понятие о признаке. Количественные и качественные, доминантные и рецессивные, моногенные и полигенные признаки. Моногенное и полигенное наследование признаков.

Практическое занятие (в форме семинара): Организация наследственного материала



Рассматриваемые вопросы:


  1. Структура эукариотической клетки.

  2. Хромосомы, их морфология и химическая состав.

  3. Хромосомная теория Т. Моргана, история создания и основные положения.

  4. Гены, их классификация и свойства.

  5. Генетический код, его свойства.


Практическое занятие: Передача наследственной информации

Решение задач по молекулярной биологии.

Практическое занятие: Наследование признаков

Решение задач.


Раздел 3. Методы психогенетики

Человек как объект генетических исследований: невозможность произвольного экспериментирования, позднее наступление репродуктивного периода, малое число потомков.

Метод близнецов и его разновидности. Начало близнецовых исследований – работа Ф. Гальтона «История близнецов как критерийсоотносительной роли природы и воспитания (1875). Работы Х. Сименса (1925, 1927) и оформление научного «метода близнецов».

Биология близнецовости: частота многоплодной беременности в разных популяциях и ее динамика. Условия переноса данных, полученных методом близнецов, на популяцию одиночнорожденных.

Основная схема метода близнецов, его разновидности: метод контрольного близнеца; метод близнецовых семей; метод разлученных близнецов; метод близнецовой пары; лонгитюдное близнецовое исследование. Генетические и общепсихологические задачи, решаемые этими вариантами метода.

Популяционный метод. Определение популяции, изолята, дема. Популяции в состоянии покоя (закон Харди-Вайнберга). Эволюционирующие популяции. Факторы, влияющие на изменение частот аллелей в популяции (мутации, миграции, случайный дрейф генов, естественный отбор, подстановка генов).

Примеры популяционных исследований психологических признаков и неправомерность генетической интерпретации популяционных различий (Фогель, Мотульски, 1990).


Генеалогический метод. Основная схема метода, построение родословных, принятая символика. Генограмма. Примеры родословных.

Метод приемных детей. Основная схема метода, история возникновения, современные программы.

Исследование семей, имеющих и биологических, и приемных детей.

Ограничения метода: психологические и юридические.

Статистические методы психогенетики, область применения и разрешающая способность. Структурное моделирование в психогенетике.


Практическое занятие: Методы психогенетики


Рассматриваемые вопросы:


  1. Человек как объект генетических исследований.

  2. Метод близнецов и его разновидности; основная схема выполнения, разрешающая способность.

  3. Популяционный метод; основная схема выполнения, разрешающая способность.

  4. Генеалогический метод; основная схема выполнения, разрешающая способность.

  5. Метод приемных детей; основная схема выполнения, разрешающая способность.

  6. Статистические методы психогенетики.

  7. Структурное моделирование в психогенетике.


Практическое занятие: Генетика популяции

Решение задач.


Раздел 4. Исследование психофизиологических характеристик в психогенетике

Исследование генетической детерминации электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Электроэнцефалография как метод исследования. Составляющие ЭЭГ, их функциональное значение. ЭЭГ состояния покоя, при различных функциональных нагрузках и во время сна. Различия генотип-средовых соотношений в ЭЭГ разных зон мозга, в разных параметрах ЭЭГ и в разном возрасте. Типы ЭЭГ и их наследуемость.

Исследование генетической детерминации вызванных потенциалов (ВП). Вызванные потенциалы как метод изучения функциональной активности мозга. Описание и способы анализа вызванных потенциалов. Генетические и средовые детерминанты в изменчивости разных параметров ВП. Сенсорные ВП. ВП, связанные с движением. Возрастные изменения ВП.


Исследование генетической детерминации свойств нервной системы (СНС). Взгляды И.П. Павлова на врожденность СНС (исследования животных). Концепция Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына о СНС человека, ее отличия от представлений И.П. Павлова. Близнецовые исследования СНС, неоднозначность полученных результатов.

Роль наследственности и среды в формировании функциональной асимметрии мозга (ФАМ). Современные представления о ФАМ. Развитие ФАМ в онтогенезе. Роль наследственности и среды в формировании ФАМ.


Практическое занятие (в форме семинара): Исследование психофизиологических характеристик в психогенетике


Рассматриваемые вопросы:


  1. Электроэнцефалография как метод исследования.

  2. Составляющие ЭЭГ, их функциональное значение и возрастные изменения.

  3. ЭЭГ состояния покоя, при различных функциональных нагрузках и во время сна.

  4. Различия генотип-средовых соотношений в ЭЭГ разных зон мозга, в разных параметрах ЭЭГ и в разном возрасте.

  5. Типы ЭЭГ и их наследуемость.

  6. Вызванные потенциалы как метод изучения функциональной активности мозга.

  7. Описание и способы анализа вызванных потенциалов.

  8. Генетические и средовые детерминанты в изменчивости разных параметров ВП.

  9. Возрастные изменения ВП.

  10. Генетическая детерминация свойств нервной системы (взгляды И.П. Павлова, Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына).

  11. Современные представления о ФАМ.

  12. Развитие ФАМ в онтогенезе.

  13. Роль наследственности и среды в формировании ФАМ.


Раздел 5. Исследование психологических характеристик в психогенетике

Психогенетика интеллекта. Понятие интеллекта в психогенетике. Факторно-аналитический метод выделения характеристик интеллектуальной сферы. Психометрические теории интеллекта. Непсихометрические подходы к исследованию роли генотипа и среды в когнитивной сфере.


Психогенетика темперамента. Современные представления о структуре темперамента. Критерии свойств темперамента. Исследование генетической детерминации свойств темперамента за рубежом: Нью-Йоркское лонгитюдное исследование, Гарвардское исследование, Луизвильское близнецовое исследование. Исследование темперамента в отечественной психологии.

Индивидуально-психологические особенности личности. Исследование роли генотипа и среды с помощью критериальных опросников (Миннесотский многофакторный личностный опросник, Калифорнийский психологический опросник). Факторно-аналитический подход к исследованию личности. «Биологические» свойства личности по Г. Айзенку. Свойства личности, выделяемые в теории черт (16-ти факторный опросник Р. Кеттела, 5-ти факторная модель Дж. Лоэлина).


Практическое занятие (в форме семинара): Исследование психологических характеристик в психогенетике


Рассматриваемые вопросы:


  1. Понятие интеллекта в психогенетике.

  2. Теории интеллекта.

  3. Современные представления о структуре темперамента.

  4. Критерии свойств темперамента.

  5. Исследование генетической детерминации свойств темперамента за рубежом.

  6. Исследование темперамента в отечественной психологии.

  7. Индивидуально-психологические особенности личности.


Раздел 6. Психогенетика индивидуального развития человека

Основные модели индивидуального развития. Проблема биологического созревания и психического развития. Наследственность как фактор, типизирующий и индивидуализирующий преемственность и гетерохронность развития. Смена механизмов реализации психических функций и динамика генотип-средовых соотношений в онтогенезе. Возрастная динамика генотип-средовых соотношений как основа для возрастной периодизации и для выделения сензитивных периодов развития.

Практическое занятие (в форме семинара): Исследование психологических характеристик в психогенетике



Рассматриваемые вопросы:


  1. Основные модели индивидуального развития.

  2. Наследственность как фактор, типизирующий и индивидуализирующий преемственность и гетерохронность развития.

  3. Смена механизмов реализации психических функций и динамика генотип-средовых соотношений в онтогенезе.

  4. Возрастная динамика генотип-средовых соотношений как основа для возрастной периодизации и для выделения сензитивных периодов развития.


Раздел 7. Генетика психических расстройств и девиантного поведения

Психический дизонтогенез, его варианты. Психогенетические исследования психического дизонтогенеза. Генетика аутизма. Генетика маниакально-депрессивных психозов. Генетика депрессии. Генетика шизофрении. Генетика девиантного поведения.


Практическое занятие (в форме семинара): Генетика психических расстройств и девиантного поведения


Рассматриваемые вопросы:

  1. Психический дизонтогенез, его варианты.

  2. Психогенетические исследования психического дизонтогенеза.

  3. Генетика аутизма.

  4. Генетика маниакально-депрессивных психозов.

  5. Генетика депрессии.

  6. Генетика шизофрении.

  7. Генетика девиантного поведения.


5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


6.1. Рекомендуемая литература


а) основная литература:

  1. Основы психогенетики : учебное пособие / И.А. Братушева [и др.]. - Томск, 2010.

  2. Малых, С.Б. Психогенетика : в 2-х т. / С.Б. Малых, М.С. Егорова, Т.А. Мешкова. – СПб., 2008.


б) дополнительная литература:

  1. Александров, А. А. Психогенетика / А. А. Александров. – СПб. , 2006.
  2. Алфимова, М. В. Психогенетика : хрестоматия / М. В. Алфимова. - М., 2007.


  3. Бочков, Н. П. Клиническая генетика / Н. П. Бочков - М., 2001.

  4. Мастюкова, Е. М. Основы генетики : клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. - М., 2001.

  5. Психогенетика : хрестоматия : учебное пособие / авт.-сост. М.В. Алфимова, И.В. Равич-Щербо. - М., 2007.



6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины


Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

- учебные тексты, предлагаемые студентам в ходе занятия;

- учебные пособия и учебники, научные статьи, словари и энциклопедии;

- вопросы, проблемные ситуации и учебные задачи;

- графические средства представления информации (графики, рисунки, опорные конспекты);

- наглядные пособия и таблицы.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины


По дидактическим функциям, используемые в учебном процессе технические средства обучения, разделяют на две группы:

1) информационные;

2) контролирующие.

Информационные технические средства служат для введения учебной информации, ее адекватной и доступной презентации. Такие средства обеспечивают необходимую связь вербального и образного мышления и более глубокое усвоение учебного материала, особенно, когда реальная демонстрация изучаемых объектов невозможна.

К информационным техническим средствам относят:

а) видеоаппаратуру (телевизор, видеокамеру, видеомагнитофон и др.);

б) аудиоаппаратуру (магнитофоны);

в) проекционную аппаратуру;

г) интерактивная доска.

Контролирующие технические средства служат для проверки уровня усвоения полученных знаний.

К таким средствам можно отнести:

а) контрольно-измерительные материалы (КИМ);

б) компьютерный класс, обеспечивающий возможность использования КИМа.



  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины




    1. Методические рекомендации для преподавателей


Данная дисциплина изучается в 4 семестре и опирается на базисные знания по общей генетике и общей психологии. В ходе освоения дисциплины предполагается формирование у студентов теоретических знаний по основным разделам психогенетики и базовых практических навыков проведения и анализа результатов психогенетических исследований.

Одним из условий, обеспечивающих эффективное усвоение знаний, является выполнение основных принципов обучения:

1. Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии, не противоречил объективным научным фактам, теориями, закономерностям.

2. Принцип системности предполагает, что учебный материал изучается в определенной последовательности и логике, которые дают системное представление об учебной дисциплине. При этом показывается взаимосвязь разных психологических теорий, понятий и закономерностей друг с другом.

3. Принцип единства рационального и эмоционального. В соответствии с этим принципом обучение может быть эффективным только в том случае, когда студенты осознают цели обучения, необходимость изучения данного предмета, его личностную или профессиональную значимость, проявляют осознанный интерес к знаниям.

4. Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения с типом студентов, их образовательными намерениями, возрастными особенностями, уровнем их развития. В соответствии с этим принципом, необходимо переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

5. Принцип наглядности заключается в использовании органов чувств и образов при обучении.


6. Принцип активности в обучении заключается в том, что эффективное усвоение знаний студентами происходит только в том случае, когда они проявляют самостоятельную активность в обучении

7. Принцип связи изучения психогенетики с жизнью, с практикой. Он заключается в том, что психогенетические понятия и закономерности должны поясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются учащиеся.

Среди активных методов обучения наиболее интересными для использования в учебном процессе являются три группы методов: 1) программированного обучения, 2) проблемного обучения, 3) интерактивного (коммуникативного) обучения.

Методы программированного обучения предполагают перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.

Методы проблемного обучения позволяют акцентировать внимание не на аспектах структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого.

Методы интерактивного обучения обратиться к способам управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений.

Лекционное предоставление материала предусматривало проведение различных видов лекций:

- лекция в виде групповой дискуссии;

- лекция – провокация;

- лекция в виде пресс- конференции;

Практические занятия предусматривают решение ситуационных задач, проработку лекционного материала и анализ проблемного материала.

Методы контроля:


  • Индивидуально- интегральный тестовый контроль текущих знаний.

  • Индивидуально- интегральный тестовый контроль остаточных знаний.

  • Итоговый контроль в форме теста.




    1. Методические указания для студентов


При изучении дисциплины предполагается базовое изучение первоисточников лучших отечественных и зарубежных ученых (см. список рекомендованной литературы).

В процессе изучения учебного курса важное место отводится самостоятельной подготовке.

Цели организации самостоятельной работы:

  1. расширение знаний, полученных от преподавателя;

  2. умение пользоваться различными источниками информации;

  3. развитие творческих способностей студентов;

  4. развитие способности профессионально оценивать ситуацию.

Этапы организации самостоятельной работы студентов:

  1. изучение индивидуальных возможностей студентов;

  2. дифференциальный подход к организации работы (самостоятельный выбор вида и темы работы или по заданию преподавателя);

  3. разработка возможных видов и тем самостоятельной работы студентов;

  4. представление выполненных работ;

  5. подведение итогов.

Виды самостоятельной работы:

  1. самостоятельная работа по образцу, алгоритму, стандарту;

  2. работа по аналогии, требующая от студентов применения и переноса знаний и умений в измененные условия;

  3. творческая, проблемная работа.

Итоги самостоятельной работы студентов:

  1. расширение объема знаний, повышение интереса к изучаемому предмету, создание творческой атмосферы в процессе проведения занятий, включая студентов с низким уровнем обучения;

  2. пополнение дидактического материала и наглядных пособий за счет качественно выполненных самостоятельных работ;

  3. создание базы для работы научного студенческого кружка по предмету из числа заинтересованных, творчески работающих студентов.


8.2.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Психогенетика и генетика поведения.

  2. Психогенетика в системе психологических знаний.

  3. Цитологические и биохимические основы наследственности.

  4. Сенсорные вызванные потенциалы. Влияние особенностей стимула. Влияние особенностей задачи.

  5. Потенциалы мозга, связанные с движением.

  6. Роль наследственности и среды в формировании асимметрии.

  7. Особенности функциональных асимметрий у близнецов.

  8. Генетика аутизма.

  9. Генетика маниакально-депрессивных психозов.

  10. Генетика депрессии.

  11. Генетика шизофрении.

  12. Генетика девиантного поведения.




      1. Тематика рефератов




  1. Ф. Гальтон - основоположник психогенетики.

  2. Взгляды отечественных ученых на роль наследственных факторов в психике человека (К.Д. Ушинский, А.Ф. Лазурского, Г.И. Россолимо).

  3. Наследуемость интеллекта и расовая политика.

  4. Евгеника в России и за рубежом.

  5. Международный проект "Геном человека".

  6. Генетика и общество.

  7. История биометрического подхода в генетике человека.

  8. Проблема семейной среды в психогенетике.

  9. История создания и применения близнецового метода в генетике.

  10. Особенности воспитания и развития близнецов

  11. Генетика мозга: методические приемы и уровни анализа.

  12. Средовые воздействия и одаренность.

  13. Взаимодействие нервной и эндокринной систем в регуляции генетических процессов.

  14. Генетическая изменчивость метаболизма ЦНС и индивидуально-психологические различия.
  15. Современные проблемы психологии индивидуальности, актуальные для психогенетики.


  16. Генотип-средовые соотношения в индивидуальном развитии.

  17. Прикладное значение исследований индивидуальности.

  18. Модели индивидуального развития.

  19. Генетические и средовые факторы, обеспечивающие преемственность и гетерохронность развития.

  20. Психогенетика аддиктивного поведения.

  21. Психогенетика гомосексуальности.

  22. Психогенетика сенсорных способностей.

  23. Психогенетика двигательных функций.




      1. Вопросы к зачету




  1. Предмет и задачи психогенетики.

  2. История развития психогенетики в России и за рубежом.

  3. Современное состояние психогенетики в мире: международные ассоциации, журналы, конгрессы и др.

  4. Основные исследовательские программы.

  5. Генотип и фенотип. Норма реакции и диапазон реакции.

  6. Типы средовых влияний и их относительная роль.

  7. Типология генотип-средовых эффектов, способы их оценки.

  8. Признаки, количественные и качественные; моногенные и полигенные; доминантные и рецессивные.

  9. Наследование признаков: моногенное и полигенное.

  10. Человек как объект генетических исследований.

  11. Метод близнецов и его разновидности. Схема выполнения метода и его разрешающая способность.

  12. Популяционный метод. Схема выполнения метода и его разрешающая способность.

  13. Популяции, изоляты и демы.

  14. Факторы, влияющие на изменение частот аллелей в популяции (мутации, миграции, случайный дрейф генов, естественный отбор, подстановка генов).

  15. Популяции в состоянии покоя (закон Харди-Вайнберга).

  16. Эволюционирующие популяции.

  17. Генеалогический метод. Схема выполнения метода и его разрешающая способность.
  18. Метод приемных детей. Схема выполнения метода и его разрешающая способность.


  19. Статистические методы психогенетики.

  20. Структурное моделирование в психогенетике.

  21. Электроэнцефалография как метод исследования.

  22. Составляющие ЭЭГ, их функциональное значение и возрастные изменения.

  23. ЭЭГ состояния покоя, при различных функциональных нагрузках и во время сна.

  24. Исследование генетической детерминации ЭЭГ.

  25. Исследование генетической детерминации ВП.

  26. Исследование генетической детерминации СНС.

  27. Вызванные потенциалы как метод изучения функциональной активности мозга.

  28. Описание и способы анализа вызванных потенциалов.

  29. Генетические и средовые детерминанты в изменчивости разных параметров ВП.

  30. Психогенетические исследования интеллекта.

  31. Психогенетические исследования темперамента.

  32. Функциональная асимметрия мозга, ее развитие в онтогенезе.

  33. Роль наследственности и среды в формировании функциональной асимметрии.

  34. Основные модели индивидуального развития.

  35. Наследственность как фактор, типизирующий и индивидуализирующий преемственность и гетерохронность развития.

  36. Смена механизмов реализации психических функций и динамика генотип-средовых соотношений в онтогенезе.

  37. Возрастная динамика генотип-средовых соотношений как основа для возрастной периодизации и для выделения сензитивных периодов развития.

  38. Психический дизонтогенез, его варианты.

  39. Психогенетика аутизма.

  40. Психогенетика эпилепсии.

  41. Психогенетика маниакально-депрессивного психоза.

  42. Психогенетика депрессии.

  43. Психогенетика шизофрении.

  44. Психогенетика девиантного поведения.

Итоговая аттестация качества усвоения знаний предполагает проведение зачета в форме теста, включающего 20 вопросов:



1. Наука, изучающая роль наследственности в формировании психических и психофизиологических свойств человека:

А) психопатология;

Б) психогенетика;

В) психофизиология.


2. Основоположник психогенетики:

А) Ф. Гальтон;

Б) Ч. Дарвин;

В) Г. Мендель.


3. Тождественны ли понятия «генетика поведения» и «психогенетика»:

А) да;

Б) нет;

В) затрудняюсь ответить.


4. В каком из научных центров 1920-1930-х годах велись исследования близнецов?

А) Бюро по евгенике;

Б) Медико-генетический институт им. Горького;

В) Психологический институт РАО.


5. Степень соотношения наследственности и изменчивости определяет понятие:

А) наследование;

Б) наследуемость:

В) сверхдоминирование.


6. Для большинства психологических признаков характерно:

А) моногенное наследование;

Б) полигенное наследование:

В) затрудняюсь ответить.


7. Основной вклад в генотипическую дисперсию вносит:

А) аддитивный тип взаимодействия генов;

Б) эпистатическое взаимодействие генов;

В) доминантный тип взаимодействия генов.


8. Генотипическая дисперсия признака - это:

А) изменчивость признака, связанная с изменчивостью генотипа;

Б) изменчивость, связанная с дисперсией средовых воздействий;

В) затрудняюсь ответить.


9. Фенотипическая дисперсия признака - это:

А) изменчивость признака, связанная с изменчивостью генотипа;

Б) изменчивость, связанная с дисперсией средовых воздействий;

В) затрудняюсь ответить.


10. Коэффициент наследуемости может принимать значения:

А) от 0 до 1;

Б) от 0 до 10:

В) от 0 до 100.



11. Правильно ли утверждение, что признак, обладающий высоким коэффициентом наследуемости, нечувствителен к средовым воздействиям:

А) да;

Б) нет;

В) затрудняюсь ответить.


12. Закон Харди-Вайнберга применяется для расчета частот генов и генотипов:

А) в малых популяциях;

Б) в больших популяциях:

В) в популяциях средней величины.


13. Метод психогенетики, основанный на исследовании фенотипов монозиготных и дизиготных близнецов – это:

А) генеалогический;

Б) близнецовый;

В) семейный.


  1. Пробанд - это:

А) человек, с которого начинается сбор о семье;

Б) человек, имеющий признак, по которому собираются генеалогические данные;

В) родоначальник семьи.

15. Понятие генерального интеллекта было введено:

А) Т. Морганом;

Б) Ч. Спирменом;

В) Г. Оллпортом.


16. Психобиологическую модель темперамента создали:

А) М. Ротбарт и Д.Дерриберри;

Б) Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын;

В) Ф. Гальтон и В. Штерн.


17. Психологи Гарвардского и Йельского университетов считают основным параметром темперамента:

А) социабельность;

Б) заторможенность;

В) эмоциональность.


18. Совокупность генов гаплоидного набора хромосом называют:

А) геном;

Б) генотип;

В) генофонд.

19. Место, которое занимает ген в хромосоме:

А) центромера;

Б) синофриз;

В) локус.


20. Количество аутосом в соматических клетках человека:

А) 46;

Б) 44;

В) 42.

Программа дисциплины составлена в соответствии с учебным планом по направлению 050700.62 Педагогика (профиль: Психологическое образование)



Программу составила:

к.б.н., доцент кафедры психологии развития личности __________ Е.В.Гребенникова

(подпись)


Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры психологии развития личности, протокол № ___ от «___» __________ 20__ г.


Зав. кафедрой:

д.пс.н., профессор _______________ Н.В. Жигинас

(подпись)


Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.


Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева

(подпись)