prosdo.ru
добавить свой файл
1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»


Декан факультета экономики и управления

_______________ И.А. Ромахина

«____»___________2010 года

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Экономическая теория

(ОПД.Ф.02)

1. Цели и задачи дисциплины.

1.1. Цели дисциплины:

- приобретение целостного представления о процессах и явлениях, происходящих в экономической жизни фирмы, общества и в мировом хозяйстве;

- познакомить студентов с экономическими проблемами современного общества, научить их анализировать эти проблемы, привить навыки рационального экономического поведения.

1.2. Задачи:

- овладение системой экономических знаний и представлений о категориях и понятиях микро-макроэкономики, международной экономики;

- ориентация студентов на систематизацию знаний современного уровня о важнейших категориях и законах макро-, микроэкономики и мирового хозяйства; позволяет сформировать грамотное экономическое мышление и продолжить углубленное изучение поставленных в данном курсе экономических проблем.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.


Знать:

- систему производственных отношений, складывающихся на микро- и макроуровне национальной экономики, отдельных регионов, на межгосударственном уровне экономических связей;

- формы и методы научного познания экономических процессов и умением использовать их в своей профессиональной деятельности.

Уметь:

- вести самостоятельные теоретические изыскания;

- анализировать разнообразные аспекты поведения экономических агентов и их взаимодействие в условиях рынка;


- пользоваться понятиями альтернативного выбора;

- составлять и использовать графики спроса и предложения, рассчитывать эластичность;

- приобрести навыки маржинального анализа;

- использовать рациональный подход в принятии экономических решений;

- пользоваться эффектами мультипликации.

Овладеть навыками:

- профессионального языка экономической теории, умением корректно выражать и аргументировано обосновывать основные экономические процессы и явления в хозяйственной жизни нашей страны и за рубежом;

- применения современных методов познания экономических законов на уровне, необходимом для решения экономических проблем, возникающих при выполнении профессиональных функций.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.


3.1. Для студентов очной формы обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3

4

Общая трудоемкость дисциплины

250

122

128

Аудиторные занятия

136

64

72

Лекции

68

32

36

Практические занятия (ПЗ)

68

32

36

Семинары (С)











Лабораторные работы (ЛР)










И (или) другие виды аудиторных занятий










Самостоятельная работа

114

58

56

Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы










Реферат










И (или) другие виды самостоятельной работы










Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




Зачет

Экзамен

3.2. Для студентов заочной формы обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3


Общая трудоемкость дисциплины

250

250

Аудиторные занятия

28

28

Лекции

20

20

Практические занятия (ПЗ)

8

8

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







И (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

222

222

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат







И (или) другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

Экзамен

4. Содержание дисциплины.


4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план).

п/п



Раздел дисциплины


Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия



Основные этапы развития экономической теории.

4

4






Экономическая теория: предмет и методология.

4

4






Общая характеристика товарной (рыночной) экономики.

4

4






Экономическая теория товара и денег.

2

2






Содержание и функции рынка.

4

4






Отношения собственности в рыночной экономике.

4

4






Основы предпринимательской деятельности.

4

4







Организационно – экономические формы хозяйственной деятельности.

4

4






Издержки производства.

4

4






Факторы производства и распределение факторных доходов.

2

2






Рыночная структура и несовершенная конкуренция

4

4






Национальная экономика и общественное воспроизводство.

4

4






Экономическое равновесие и экономический рост.

2

2






Теория циклов экономического развития. Экономические кризисы.

4

4




Трудовые отношения и занятость.


4

4






Теория инфляции.

4

4






Государственный бюджет и бюджетное устройство.

2

2






Социальная сфера экономики и качество жизни.

4

4






Экономические реформы в России.

4

4







Всего

68

68



4.2. Содержание разделов дисциплины.


Тема №1. Основные этапы развития экономической теории.

Основные этапы развития экономической теории. Значение экономической теории в современном мире. Основные этапы развития экономической теории. Характеристика экономической мысли в России. Экономические теории современности.

Тема №2. Экономическая теория: предмет и методология.

Предмет экономической теории. Экономика как хозяйственная система. Экономические законы хозяйственной деятельности. Экономическая система общества и критерии ее развития. Методология экономической теории.


Тема №3. Общая характеристика товарной (рыночной) экономики.

Общая характеристика товарной (рыночной) экономики. Экономическая теория товара и денег: Характеристика товарного (рыночного) хозяйства. Условия становления рыночной экономики основные модели современной рыночной экономики. Субъекты современного рыночного хозяйства. Становление рыночной экономики в России.

Тема №4. Экономическая теория товара и денег.

Сущность товара как системообразующей категории рыночного хозяйства. Стоимость товара, развитие формы стоимости. Природа и сущность денег. Эволюция денег. Кейнсианская теория и монетаризм.

Тема №5. Содержание и функции рынка.

Разновидности рынков. Содержание и функции рынка. Разновидности рынков. Структура и инфраструктура рынка: Рынок как экономическая категория. Родовые черты и функции рынка в общественном хозяйстве. Типология рынков. Потребитель и рынок. Особенности становления рынка в России.

Тема №6. Отношения собственности в рыночной экономике.

Собственность как экономическая категория. Формы собственности. Преобразование отношений и форм собственности при переходе к рынку. Опыт зарубежных стран. Приватизация и государственные предприятия в России.

Тема №7. Основы предпринимательской деятельности.

Сущность предпринимательской деятельности. Формы и виды предпринимательства. Предпринимательство и хозяйственный риск. Особенности предпринимательства в России.

Тема №8. Организационно – экономические формы хозяйственной деятельности.

Предприятие как хозяйствующий субъект. Хозяйственные общества и товарищества. Ассоциации и союзы. Совместные предприятия.

Тема №9. Издержки производства.

Сущность и виды издержек производства. Предельные издержки и равновесие фирм. Пути снижения издержек производства. Финансовые результаты деятельности предприятия.


Тема №10. Факторы производства и распределение факторных доходов.

Факторы производства. Зависимость роста производства от использования факторов производства. Прибыль предприятия: сущность и виды. Рентабельность и ее формы. Факторы роста финансовых результатов фирмы.

Тема №11. Рыночная структура и несовершенная конкуренция.

Понятие и виду конкуренции. Сущность и формы монополий. Монополия: конкуренция и государство. Монопольная прибыль. Антимонопольная политика. Монополистическая конкуренция и олигополия.

Тема №12. Национальная экономика и общественное воспроизводство.

Сущность и структура общественного воспроизводства. Типы, критерии и показатели расширенного воспроизводства. Эффективность национальной экономики. Экономическая политика государства.

Тема №13. Экономическое равновесие и экономический рост.

Экономическое равновесие и эффективный спрос. Теории макроэкономического равновесия. Моделирование и регулирование экономического роста. Государственное управление экономикой.

Тема №14. Теория циклов экономического развития. Экономические кризисы.

Типология экономических циклов. Промышленный цикл и его фазы. Теории циклов. Экономический кризис и восстановление экономического равновесия. Особенности экономического кризиса в России.

Тема №15. Трудовые отношения и занятость.

Социально – экономические проблемы занятости. Причины и формы безработицы. Государственное регулирование рынка труда и уровня социального неравенства. Безработица в России: ее особенности.

Тема №16. Теория инфляции.

Денежная система и денежный рынок: Сущность и причины инфляции. Формы и социальные последствия инфляции. Антиинфляционная политика.

Тема №17. Государственный бюджет и бюджетное устройство.

Государственный бюджет: пути формирования и использования. Бюджетный дефицит и государственный долг. Взаимодействие бюджетов разных уровней. Внебюджетные фонды. Бюджет развития.


Тема №18 Социальная сфера экономики и качество жизни.

Структура социальной сферы экономики. Уровень жизни и ее качество. Доходы, расходы, потребительский бюджет человека и семьи. Социальная защита населения.

Тема №19. Экономические реформы в России.

Экономические реформы в дореволюционной России. Экономические реформы в СССР. Реформирование российской экономики в период перехода к рынку.

5. Лабораторный практикум не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Рекомендуемая литература.


а) Основная:

  1. Экономическая теория: учебное пособие / Н.А. Перемитина. –Томск: ТГПУ, 2007.-365 с.

  2. Экономическая теория: учебное пособие. Ч.2, Макроэкономика / авт.-сост. И.А. Ромахина, В.В. Неволина - Томск, изд-во ТГПУ, 2007. – 214 с.

б) Дополнительная:

3. Основы экономики: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Н. Кожевников, Т. Ф. Басова, В. В. Бологова ; под ред. Н. Н. Кожевникова.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Академия,2007.-286с.

4. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие для вузов / Под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной.-М.:КноРус,2004.-604 с.

5. Котерова Н. П. Микроэкономика: учебное пособие для среднего профессионального образования/Н. П. Котерова.-2-е изд., испр.-М.:Академия,2006.-203с.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

    • таблицы;

    • логические схемы;

    • тестовые задания;

    • деловые игры.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.


Библиотечный фонд ТГПУ, компьютерный класс с выходом в Интернет, мультимедийное оборудование.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.


8.1. Методические рекомендации преподавателю.

Данная учебная программа освещает основы экономической теории и практики с широким привлечением отечественного опыта рыночных реформ. По каждой теме предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы т. е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний. Предусматриваются также активные формы обучения, такие как, решение задач с анализом конкретных хозяйственных ситуаций, деловые игры.


Преподавателям семинарских занятий следует обращать внимание как на логику решения тех или иных задач, так и на экономические выводы, которые следуют из формальных моделей.

Руководитель лекционного потока осуществляет общее методическое руководство в ходе проведения курса и оказывает необходимую учебно-методическую текущую помощь преподавателям семинарских занятий.

Подготовка и проведение лекций, семинарских и практических занятий должны предусматривать определенный порядок.

Для подготовки студентов к семинарскому занятию на предыдущей лекции преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения.

Литература, указанная в конце каждой темы, может быть дополнена преподавателем на основе материалов экономических журналов, газет, Интернет - ресурсов. В зависимости от подготовленности конкретной группы список можно корректировать. Учитывая специфику направления «Менеджмент», желательно использовать на занятиях материалы публикаций в периодической печати, издания и материалы, публикуемые на сайтах Госкомстата, Министерства экономического развития и торговли, Министерства финансов и других ведомств для обсуждения наиболее важных проблем экономической политики и особенностей проявления общих закономерностей экономического развития в российской экономике.

Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач и упражнений, решение тестов, выполнение контрольных работ и другие.

Весьма важным для преподавателя является подготовка к проведению семинарского занятия.

Любое семинарское занятие следует начинать с организационного момента: установить отсутствующих и причину неявки их на занятие. Затем в вводном слове преподавателя (3-4 минуты) определяется тема занятия, его цели, задачи и порядок работы. При обсуждении проблем, вынесенных на семинар, преподаватель следит за тем, чтобы каждый из его участников извлек пользу, приобретая новые знания, или уточняя их.


Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений. В зависимости от конкретных условий заключительное слово может быть либо по каждому из узловых вопросов, либо по занятию в целом (до 10 минут).

8.2. Методические указания для студентов.

В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина «Экономическая теория» изучается студентами очниками в 3 и 4 семестрах, заочниками в 1 семестре.

Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.

Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. Экономическая теория как наука использует свою терминологию, категориальный, графический и экономико-математический аппараты, которыми студент должен научиться пользоваться и применять по ходу записи лекции. Культура записи лекции – один из важнейших факторов успешного и творческого овладения знаниями по современным экономическим проблемам общества. Последующая работа над текстом лекции воскрешает в памяти ее содержание, позволяет развивать экономическое мышление. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.


Семинарское занятие по экономической теории – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на семинарском занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание категорий, положений и инструментов экономической политики, и уметь их применить для аргументированной и доказательной оценки экономических процессов, происходящих в современном мире. Участие в семинаре позволяет студенту соединить полученные теоретические знания с решением конкретных практических задач и моделей в области экономики, давать оценку экономическим явлениям, происходящим в стране и мире.

Семинарские занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия.

При изучении каждой темы особое внимание следует уделять как количественным приемам, используемым при решении экономических задач, так и выводам для экономической практики.

Для выполнения письменных домашних заданий студентам необходимо внимательно прочитать соответствующий раздел учебника и проработать аналогичные задания, рассматриваемые преподавателем на семинарских занятиях.

Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными, информацией об экономических событиях в России.

Основными формами итогового контроля и оценки знаний студентов по экономической теории является экзамен (4 семестр для очников, 1 семестр для заочников). На экзамене студенты должны продемонстрировать не только теоретические знания, но и практические навыки пользования инструментарием экономической теории, поэтому на итоговом контроле помимо теоретических вопросов студенту предлагается выполнить практическое задание.


Постоянная активность на занятиях, готовность ставить и обсуждать актуальные проблемы курса - залог успешной работы и положительной оценки.

8.2.1. Перечень примерных заданий для самостоятельной работы.

Основные понятия экономической теории. Микроэкономика.


  1. Зачем нужна экономическая наука обществу? Разве инженерные науки не дают точные ответы на все или большинство конкретных вопросов, связанных с решением практических задач (при сооружении домика на дачном участке вы руководствуетесь знанием строительного дела, а не экономики)?

  2. Каково место экономической теории среди других наук об обществе? Как провести грань между ними?

  3. Как понимать термин «экономический человек»?

  4. Каковы основные инструменты экономической науки и методы их использования?

  5. Что и каким образом измеряют в экономике? Зачем эти измерения?

  6. Какова роль человека в рыночной и централизованно-командной экономике?

  7. Никто не отрицает значимость использования экономической теории во время формирования рыночной экономики в России. Почему же так много разногласий между отечественными экономистами?

  8. Можно ли полагать, что погоня за прибылью - это проявление чистого эгоизма и вредит обществу, его нравственности?

  9. Каково значение экономической теории в современных условиях развития рыночной экономики?

  10. Кривая производственных возможностей. Цикличность экономического развития и кривая производственных возможностей. Что означает полное и эффективное использование ресурсов? Кривая производственных возможностей в экстремальных условиях экономического развития.

  11. Основные экономические проблемы, стоящие перед любым обществом. Взаимосвязь основных экономических проблем.

  12. Охарактеризуйте взаимосвязь ограниченности ресурсов и кривой производственных возможностей.
  13. Кто автор, и в какой работе содержится идея принципа «невидимой руки», направляющей экономические интересы участников процесса обмена товаров?


  14. Актуален ли принцип «невидимой руки» для рыночной системы таких стран, как США, Япония, Германия, Россия?

  15. В чем, на ваш взгляд, выражается специфика экономического поведения участников рыночного обмена товаров?

  16. Какую функцию в рыночной системе выполняют цена и конкуренция?

  17. Что вам известно о хронологии возникновения и причинах разрушения рыночной системы хозяйства в России?

  18. Назовите важнейшие функции государства по регулированию рыночной системы. Раскройте содержание этих функций.

  19. Какие существуют в современной экономике России типы собственности ?

  20. Раскройте понятие «полезности» и «предельной полезности».

  21. В чем состоит смысл и решение с помощью новой теории стоимости «парадокса А.Смита»?

  22. Каковы закономерности процесса последовательного потребления индивидом одинаковых единиц какого-либо блага?

  23. Какие новые методы исследования экономических процессов получили широкое распространение в связи с появлением теории предельной полезности?

  24. Каково правило максимизации полезности приобретаемых материальных благ при ограниченном бюджете потребителя?

  25. Что нового внес маржинализм в экономическую науку?

  26. Используя график и кривую спроса, объясните, почему ее называют «функцией покупателя». Что означает обратная зависимость между ценой единицы товара и количеством его покупок?

  27. Объясните «функцию предложения товаров». Почему кривая предложения товаров имеет положительный наклон в отличие от кривой спроса с ее отрицательным наклоном?

  28. Что означает понятие «конкурентное равновесие спроса и предложения»? В каком случае на рынке будет наблюдаться дефицит товаров? Вследствие чего могут возникать ситуации избытка товаров на рынке?
  29. Когда рыночные цены высоки, это всегда вызывает недовольство покупателей. докажите, что, несмотря на это, конкурентные рыночные цены способны выполнять и позитивную роль, например, по устранению дефицита и недостатка товаров на рынках.


  30. Что следует подразумевать в понятии «изменение спроса»? Покажите это на графике. Какие факторы способны вызвать изменение спроса?

  31. Какие факторы способны вызвать изменение предложения товаров на рынке? Покажите это на графике.

  32. Приведите из вашей собственной практики примеры действия экономических законов спроса и предложения. Что означают выражения «спрос — это функция покупателя»; «предложение — это функция производства и продавца товаров»?

  33. Равновесная цена конкурентного рынка устанавливается под воздействием спроса и предложения. Какие вам известны альтернативные способы ценообразования? Какие из них вы считаете более справедливыми, имея в виду, что това­ры бесплатными не бывают?

  34. Назовите факторы (экономические причины) изменения спроса и изменения предложения товаров, смещающие соответствующие кривые спроса и предложения в ту или иную сторону.

  35. В инфляционной ситуации резко возрастают цены на все товары. Имеет ли место рост спроса во время инфляции? Стимулируют ли инфляционные цены увеличение производства и предложения товаров?

  36. Как изменяется торговая выручка от продаж товаров при эластичном, неэластичном спросе и при единичной эластичности спроса?

  37. Приведите примеры, доказывающие, что между издержками производства и предложением товаров имеется прямая зависимость. Как влияет на предложение товаров уровень и качество технологии производства?

  38. Какова динамика издержек на первом этапе конверсии в России? Каковы ее факторы и можно ли на них влиять?

  39. Как можно оценить эффект масштаба, если конверсия происходит при существенной перепрофилизадии предприятия?

  40. Объем выпуска фирмы вырос на 30%, а факторы производства — на 20%. Что может быть фактором такого соотношения между динамикой ресурсов и производства?
  41. В официальных публикациях нередко можно встретить данные, что у крупнейших фирм мира (например, «дженерал моторз») за какой-то период прибыль равна нулю. Означает ли это, что фирма движется к краху?


  42. Как соотносятся технологический прогресс и закон убывающей производительности?

  43. На основе анализа графика издержек в долговременном периоде определите точку времени, в которой фирма должна приступить к инвестициям. Обоснуйте свое решение.

  44. На основе определений термина «прибыль», имеющихся в различных учебниках по «Экономикс», предложите свое определение, пригодное для практики.

  45. Как зависят общие постоянные издержки фирмы от динамики выпуска продукции? Какие обстоятельства здесь необходимо учитывать?

  46. Насколько интересна для предпринимательства так называемая новая теория издержек?

  47. Может ли отрицательный эффект масштаба быть выгодным фирме? Если ответ положителен, то аргументируйте его.

  48. Возможно ли практическое использование теории производственной функции для разработки стратегии фирмы? Обоснуйте ответ.

  49. В каком соотношении находятся динамика полезности производимой продукции и динамика издержек? Можно ли ее выразить математически?

  50. Что такое экономические издержки? Какие виды издержек вы знаете. Что положено в основу их классификации? Уменьшение каких издержек наиболее важно для максимизации прибыли?

  51. В чем различия между кратковременными и долговременными периодами функционирования фирм?

  52. Как изменяются переменные издержки при расширении производства?

  53. Каковы варианты выбора стратегии поведения фирмы на долговременный период? Рассмотрите конкретный пример, известный вам по литературе.

  54. Что такое нормальная прибыль? Может ли она рассматриваться как компенсация за риск владельца фирмы?

  55. Как понимать тезис: снижение издержек связано с дополнительными затратами? Какую роль в этом играет НТП?

  56. При соблюдении какого условия, монополистически конкурентная фирма достигает равновесною состояния?
  57. Кто является основателем теории олигополистического ценообразования?


  58. Какое значение имеет вывод американского экономиста Э. Черберлина о взаимозависимости производителей, о структуре олигополистического рынка для антитрестовскою регулирования?

  59. В чем заключается экономический смысл ломаной кривой спроса?

  60. Назовите основные формы лидерства в ценах.

  61. Почему картельные соглашения, как правило, недолговечны?

  62. Какая рыночная структура предпочтительнее для развития научно-технического прогресса?

  63. Как называются фирмы, способные устанавливать цены на рынке?

  64. При каких условиях возможна дискриминация потребителей со стороны олигополии?

  65. Какое из определений фирмы является наиболее полным?

  66. Фирма — это организация под единым управлением, учрежденная в целях принесения прибыли ее собственникам посредством предложения на рынок одного или нескольких товаров и услуг.

  67. Фирма — это хозяйственная единица коллективного характера обладающая всей полнотой прав для заключения контрактов, обеспечивающих все стороны ее деятельности.

  68. Фирма — это организационно-экономическая система, с помощью которой осуществляются производственные процессы по созданию товаров и услуг с целью дальнейшей их продажи.

  69. Есть ли различия в понятиях «фирма» и «предприятие»? Если да, то в чем именно?

  70. Какая из приведенных целей деятельности фирмы является наиболее важной: получение прибыли; максимизация продаж; повышение качества продукции; увеличение заработной платы работников; расширение рынка сбыта товаров и услуг?

  71. Какой форме организации предпринимательской деятельности легче осуществлять производство сложной техники: индивидуальное предприятие; хозяйственное товарищество; хозяйственное общество; акционерное общество открытого типа; унитарное предприятие?
  72. Каковы основные отличия между акционерными обществами открытого типа и другими формами предпринимательской деятельности?


  73. Перечислите социальные функции предпринимательской фирмы. Перечислите основные цели и содержание планирования на фирме.

Макроэкономика.

  1. Место системы национальных счетов (СНС) в современной макроэкономической статистике.

  2. Роль СНС в макроэкономическом анализе и управлении национальным хозяйством.

  3. В чем состоят принципиальные различия между СНС и балансом народного хозяйства, чем они обусловлены?

  4. Какова общая структура СНС?

  5. Понятие «сектор экономики» и его место в СНС?

  6. Каковы принципы согласования счетов в СНС (на примере счетов производства, образования доходов и первичного распределения доходов)?

  7. В соответствии с критерием оптимальности Парето, нельзя улучшить положение беднейшей части населения страны, не ухудшая положения наиболее обеспеченных слоев населения. Как тогда ответить на следующие два вопроса?

    1. Общественный прогресс и благосостояние — это в преобладающей степени результаты деятельности одной части населения (по кривой Лоренца), которыми будут пользоваться все. Получается, что нарушается изве­стный принцип распределения. Нарушается ли при этом критерий Парето?

    2. Одним из результатов технологического прогресса является изменение полезностей товаров и услуг. Одновременно изменяются структура потребностей и их общая величина. Как при этом следует оценивать критерий Парето?

  8. Верно ли, что стержнем экономической политики государства в период формирования рыночной экономики должно быть стремление любой ценой добиться макроэкономическою равновесия? Как это скажется на возможности и сроках достижения поставленной цели? Всегда ля общее экономическое равновесие можно считать благом для общества если возможен другой подход к формированию экономической политики? Как следует рассматривать проблему макроэкономического равновесия в период военных действий?
  9. Критерий оптимальности Парето зависит от эффективности развития каждой из отраслей национального хозяйства. Как скажется на показателях оптимальности состояния экономики та или иная государственная политика в области таможенных пошлин? Возможна ли оптимальная величина пошлин на факторы производства? На потребительские товары?


  10. Объясните, почему замена механизма бартерных сделок механизмом использующим деньги как средство обращения, приводит к сокращению издержек обращения?

  11. Сравните отдельные виды денег при выполнении ими различных функций? Все ли виды денег в равной степени выполняют эти функции?

  12. Объясните, почему вклады до востребования считаются деньгами.

  13. Объясните, почему увеличение денег в обращении не приводит к росту цен, если выпуск товаров и оказание услуг увеличиваются в равной или большей степени.

  14. В чем вы видите назначение норматива обязательных резервов коммерческих банков и почему коммерческие банки обязаны соблюдать его?

  15. Как работает банковский (депозитный) мультипликатор?

  16. В чем вы видите особенности кредитной системы России?

  17. Назовите основные цели денежно-кредитной политики государства.

  18. Чем определяется спрос на деньги?

  19. Какие процессы происходят в реальной экономике, если нарушается равновесие на денежном рынке?

  20. Как норма процента влияет на уровень инвестиционного спроса?

  21. Опишите цепочку причинно-следственных связей между изменениями денежно-кредитной политике и изменением номинального объема ВНП:

    1. с точки зрения кейнсианского подхода к данному вопросу;

    2. с точки зрения монетаризма.

  1. Чем обусловлена специфика денежно-кредитной политики государства России?

  2. Можно ли сказать, что финансы России находятся в состоянии кризиса? В чем это проявляется?

  3. С какими проблемами может столкнуться общество при строгом соблюдении одного из принципов налогообложения: или только пропорционально доходу (платежеспособности), или только пропорционально выгоде, которую получает предполагаемый налогоплательщик, пользующийся определенными благами «под защитой и покровом государства»?
  4. Объясните, как вы понимаете выражение «налоговая лазейка». Попробуйте в экономической литературе определение этого понятия. Несут ли один и тот же социально - экономический смысл «уклонение от налогов» и использование «налоговых лазеек»? Почему законы о налоговых реформах во многих странах оставляют место для «налоговых лазеек»?


  5. Попробуйте найти такие «налоговые лазейки» в Законе РФ о личном подоходном налогообложении.

  6. Прокомментируйте, прогрессивный или регрессивный характер носит в целом налогообложение в России?

  7. Расходы правительства делятся на два вида: расходы на товары и услуги и трансфертные платежи. Объясните разницу между этими видами расходов и приведите примеры по каждому из них.

  8. Обсудите возможности использования фискальной политики в качестве стабилизирующею фактора при различных концепциях бюджетной политики:

  1. для бюджетной политики, целью которой является обязательное ежегодное балансирование бюджета;

  2. для бюджетной политики, при которой бюджет балансируется в рамках экономического цикла;

  3. для бюджетной политики, целью которой является стабилизация (уравновешивание) экономики в целом, а не исключительно бюджета.

  1. Известный американский экономист М. Фелдстайн писал: «Налоговая политика, поощряющая сбережения корпораций, обязательно ведет к росту совокупных инвестиций». прокомментируйте ход рассуждений экономиста. Согласны ли вы с этим утверждением?

  2. Объясните связь между собираемыми налогами и выполнением государством экономических функций.

  3. Что произойдет, если правительство, добиваясь политической популярности, увеличит размеры социальных выплат населению в условиях, когда:

  1. объем социальных программ будет превышать уровень налоговых поступлений в бюджет;

  2. объем социальных программ согласуется с объемом получаемых государством доходов, но уровень налогообложения таков, что сокращаются доходы владельцев факторов производства.

  1. На основе публикуемых в периодической печати данных по бюджетам различных уровней покажите, как используется принцип фискального федерализма в построении российской финансовой системы.
  2. Каковы отличия внутреннего государственного долга от внешнего?


  3. Что такое инфляция и как ее можно измерить?

  4. Каковы причины инфляции?

  5. Как вы представляете механизм развития инфляционного процесса?

  6. Чем характеризуются инфляция спроса и инфляция предложения?

  7. Возьмем за основу формулу MV = PQ. В каком случае рост цен может обгонять рост денежной массы?

  8. Если индекс цен был 220 в прошлом году и 245 в этом, каков будет в нынешнем году уровень инфляции?

  9. Если цены возросли в 20 раз, каков темп инфляции в стране и как изменилась покупательная способность денег?

  10. В России наряду с национальной валютой широкое хождение имеет доллар. Долларовая масса у нас в стране растет. Как это сказывается на экономике нашей страны и на экономике Соединенных Штатов?

  11. Инфляция в России — проблема для нас очень сложная. Попробуйте проализировать ниже перечисленные факторы роста цен и их механизм:

  1. рост цен на энергоносители;

  2. рост номинальных доходов населения;

  3. переоценка основных фондов;

  4. рост цен на импорт;

  5. сокращение объемов производства;

  6. инфляционные ожидания;

  7. кризис сбыта продукции;

  8. кризис неплатежей предприятий.

  1. Оцените, как на каждого из перечисленных людей будет воздействовать неожиданная 10% инфляция:

  1. служащий универсального магазина;

  2. фермер, имеющий задолженность;

  3. независимый владелец универсального магазина в небольшом городе;

  4. железнодорожный рабочий на пенсии.

  1. Кто из ниже перечисленных групп выиграет при внезапной инфляции:

  1. люди, живущие на фиксированную пенсию;

  2. служащий, получивший беспроцентную ссуду;

  3. студент, имеющий вклад в сбербанке;

  4. держатель облигаций.

  1. Каким образом отразится на ценах увеличение заработной платы путем денежной эмиссии?


  2. Как отразится на изменении цен увеличение выплат по безработице?

  3. Как защитить себя от инфляции?

  4. В чем заключаются особенности современной инфляции?

  5. С чем связано снижение темпов инфляции в странах рыночной экономикой в 80-е годы?

  6. Какова эволюция взаимного влияния государства и рынка? Чем оно обусловлено? Имеет ли данная эволюция равномерный характер?

  7. Какие закономерности в развитии современной рыночной экономики следует по-вашему учитывать для более точного понимания возможностей государственного регулирования?

  8. Когда сформировалось понятие «государственная экономическая политика»? Чем это было вызвано? Отличается ли практическая сторона экономической политики от научной?

  9. Почему система целей экономической политики имеет достаточно сложную структуру?

  10. Российское общество объективно подвергается в условиях рыночной экономики все большей стратификации, т.е. образуется все больше социальных слоев и групп населения. Ведет ли этот процесс к усложнению структуры целей? Является ли это фактором, усиливающим эффективность экономической политики или наоборот - ослабляющим?

  11. Правительства стран с развитой рыночной экономикой в своих программах выдвигают обычно не достижение главной цели (благосостояния общества), а выполнение подчиненных задач. В программах же правительств социалистических стран отмечалась преимущественно главная цель. Попытайтесь объяснить данное различие.

  12. Одна из важнейших задач государства — создание инфраструктуры Какие аспекты инфраструктуры вы считаете важными для функционирования рынка? Ограничиваете ли вы понятие инфраструктуры материальными компонентами?
  13. По словам немецкого экономиста В. Ойкена, экономическая политика в разных странах до 1914 г. имела определенное единообразие, которое позже исчезло. Каждая страна стала активно проводить в жизнь различные концепции регулирования - реализовывать свои эксперименты. Отличительным признаком явился упор на импровизацию: в большинстве случаев эксперименты заранее не продумывались в деталях. Но какое бы реальное влияние ни оказывал каждый эксперимент, позитивное их значение заключалось в том, что они позволили накопить обширный опыт претворения в жизнь экономической политики. Каково ваше мнение по этому поводу?


  14. Считаете ли вы, что возможна идеальная экономическая политика?

  15. Какова объективная основа деления методов государственного регулирования на прямые и косвенные? В связи с чем государство стремится использовать, как правило, оба варианта?

  16. В чем эффективность косвенных методов регулирования? Почему они более согласованы с природой рыночной экономики?

8.2.2. Примерная тематика рефератов.

Основные понятия экономической теории. Микроэкономика.

  1. Взаимосвязь предложения и эластичности продукта на рынке.

  2. Законы спроса и предложения в системе рыночного механизма.

  3. Развитие товарного хозяйства в России.

  4. Электронные деньги и формы их пользования.

  5. Формы монополий и их эволюция.

  6. Теневой рынок как фактор нарушения рыночного равновесия.

  7. Естественные монополии в России.

  8. История российского предпринимательства.

  9. Создание финансово-промышленных групп в России.

  10. Развитие предпринимательства в Томской области.

  11. Интеграция промышленного производства.

  12. Лизинг.

  13. Финансовый лизинг.

  14. Инвестиции в экономику России.

  15. Инвестиции в отдельные отросли промышленности России.

  16. Мотивация труда на современном этапе развития.

  17. Проблемы выхода российских предприятий на мировой рынок.

  18. Формы международного сотрудничества.

  19. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.

  20. Особенности выбора показателей премирования.

  21. Государственные субсидии.

  22. Иностранные инвестиции в экономику России.

  23. Дефицитный рынок: причины возникновения и последствия.

  24. Олигополия и ее влияние на рыночный результат.
  25. Модели рыночной экономики: американская, японская, шведская, немецкая, китайская, французская, южно-корейская.


  26. Координирующая роль цен.

  27. Перспективы развития отрасли в условиях рыночной экономики (на примере любой отрасли).

Макроэкономика.

  1. Антиинфляционная политика государства.

  2. Безработица в России на современном этапе.

  3. Банковская система в национальной экономике.

  4. Валютная политика государства.

  5. Государство и рыночная экономика.

  6. Деньги и их роль в экономике.

  7. Занятость населения и проблемы ее регулирования в рыночном хозяйстве.

  8. Инфляция и формы ее проявления.

  9. Инфляция в переходной экономике.

  10. Инфляция в России.

  11. История денежного обращения.

  12. Инвестиции и инвестиционный климат в России.

  13. Общественное производство, его структура и роль в обществе.

  14. Операции коммерческих банков.

  15. Политика эффективности занятости в России.

  16. Происхождение банков

  17. Происхождение бирж.

  18. Рынок и его экономическое обоснование.

  19. Рыночная экономика.

  20. Российский рынок капитала и деятельность на нем иностранных портфельных инвесторов.

  21. Спрос, предложение и рыночные цены.

  22. Спрос, эластичность спроса и стратегия предприятия.

  23. Спрос на деньги и процентные ставки.

  24. Фондовый рынок в России.

  25. Ценные бумаги: виды и сущность.

  26. Цикличность - как форма экономического развития.

  27. Шведская модель экономики.

8.2.3 Перечень примерных вопросов к зачету* и экзамену.


  1. Основные этапы развития экономической теории

  2. Предмет и методология экономической теории

  3. Проблема выбора в экономической теории. Ограниченность ресурсов. (КПВ).

  4. Спрос и факторы спроса

  5. Предложения товара. Цена равновесия.
  6. Последствия государственного вмешательства в действии механизма спроса и предложения.


  7. Эластичность спроса и предложения по цене.

  8. Эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность.

  9. Спрос и теория предельной полезности.

  10. Конкуренция. Рынок совершенной конкуренции.

  11. Рынок несовершенной конкуренции монополия.

  12. Рынок несовершенной конкуренции олигополия, монополистическая конкуренция.

  13. Антимонопольная политика.

  14. Сущность предпринимательской деятельности.

  15. Формы и виды предпринимательской деятельности.

  16. Сущность и виды издержек производства. Явные, неявные издержки.

  17. Постоянные, переменные и общие издержки производства.

  18. Средние издержки.

  19. Предельные или дополнительные издержки.

  20. Система национального счетоводства.

  21. ВНП и ВВП. Состав ВНП по доходам и расходам.

  22. Чистый национальный продукт и национальный доход.

  23. Роль государства в рыночной экономике.

  24. Происхождение денег.

  25. Роль драгоценных металлов в развитии товарных отношений.

  26. Функции денег.

  27. Количество денег в обращении.

  28. Понятие инфляции, ее виды.

  29. Источники инфляции.

  30. Социально – экономические последствия инфляции.

  31. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

  32. Антиинфляционная политика.

  33. .Понятие экономического цикла. Виды циклических колебаний.

  34. Безработица. Виды безработицы.

  35. Понятие полной занятости.

  36. Социально – экономические последствия безработицы.

  37. Государственное регулирование рынка труда.

  38. Государственный бюджет.

  39. Налоги как основной источник бюджета.

  40. Бюджетный дефицит и государственный долг.

  41. Кредитная система государства.

  42. Сущность и формы кредита.
  43. Экономическая сущность и классификация ценных бумаг.


  44. Организация рынка ценных бумаг.

  45. Регулирование рынка ценных бумаг.

  46. Формирование доходов в рыночной экономике.

  47. Неравенство доходов и его измерение.

  48. Система социальной защиты в условиях рыночной экономики.

* Первые 20 вопросов относятся к зачету

Программа дисциплины «Экономическая теория» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080507.65 «Менеджмент организации».
Программу составила:

к.э.н., доцент кафедры менеджмента ФЭУ ТГПУ
Редькина Зулимма Васильевна ________________________
Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры менеджмента

протокол № ___ от «___» _________ 20__ г.
Зав. кафедрой

доктор физ. – мат. наук, профессор ___________________ Н.Г. Филонов

(подпись)
Программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании методического совета
Председатель метод. комиссии ______________________ А.Т. Кашенов

(подпись)
Согласовано:
Декан ФЭУ ТГПУ ____________________ И.А. Ромахина

(подпись)