prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34 г. ТОМСКА.


Жигалёва Галина Ивановна

Кузнецова Ольга Анатольевна


Мир вокруг нас

Методическая разработка

(Экспериментальная программа для 3 кл.)

Томск 2007

_______________________________________________

© Жигалёва Г.И., Кузнецова О.А. 2007


© СОШ № 34 г. Томска, 2007

© Томский государственный университет, 2007

_______________________________________________


Пояснительная записка


Предлагаемый курс природоведческого образования учащихся 3 класса разработан в рамках системы обучения Л.В. Занкова и направлен на развитие творческих способностей младших школьников. Программа по окружающему миру включает в себя начальные сведения по истории, географии, биологии и другим наукам. Но в ней уделяется недостаточно времени на изучение тем, вызывающих у детей интерес, нацеленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Данная программа курса «Мир вокруг нас» позволяет углубить знания детей по отдельным темам и через практическую творческую деятельность формировать представления о правилах поведения и мерах безопасности в различных жизненных ситуациях, опираясь на социальный опыт самих обучающихся.

Целью курса является обогащение и систематизация уже имеющихся знаний о природе, усиление развивающей функции обучения. Ставятся задачи развивать кругозор, мышление, наблюдательность, монологическую речь детей, прививать бережное отношение и любовь к природе, закладывать основы экологического воспитания. Дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать. Большое значение на подготовительном этапе ко всем занятиям отводится микроисследованиям, самостоятельному формированию выводов на основе наблюдений.

Данная программа расчитана на реализацию в разноуровневом классе. Она состоит из 10 занятий, которые проводятся ежемесячно. Такая периодичность объясняется большим объемом работы на подготовительном этапе. На заключительном занятии проводится учебно – исследовательская конференция, на которой дети представляют доклады по наиболее заинтересовавшей их теме, подводится итог всей работы.


На занятиях формируется эмоционально-ценностное отношение к природе. Свое чувственное восприятие к предметам и явлениям природы обучающиеся передают через художественные образы. Включение детей в изобразительно – прикладную деятельность ставит целью осознание красоты природы, ее неповторимости. Данная работа предполагает организацию выставок рисунков, поделок.

Учитывая возрастные особенности детей формы проведения занятии разнообразны: конкурсная программа, устный журнал, практическое занятие и т.д. На занятиях имеют место коллективная, групповая, индивидуальная формы работы.

Представление знаний о природе расширяет не только развивающие и образовательные возможности, но и его воспитательные функции. Все дети класса охвачены творческим поиском. Особую важность приобретают индивидуальные задания. Они не направлены на возвеличивание лидеров, а помогают обрести уверенность, завоевать уважение тем детям, которые пока еще себя не смогли проявить.

Все предложенные темы являются частью самой жизни. Они построены в большинстве своем на местном материале, а, значит, доступны для восприятия обучающихся.

Природа Земли – это та среда, в которой протекает жизнедеятельность человека. И важно, чтобы ребенок в начальных классах осознал свою роль и взаимосвязь с природой.


К концу года учащиеся должны знать:


  • о пользе овощей и фруктов для человеческого организма;

  • съедобные и несъедобные грибы;

  • правила сбора грибов;

  • отличительные признаки различных представителей хвойных пород деревьев и лиственных;

  • о роли животных и птиц в жизни человека;

  • о значении природы и ее охраны;

  • о значении воды на Земле и о количестве содержания ее в объектах живой природы;

  • факторы угрозы и уничтожения природы;

  • о раннецветущих растениях, особенностях их строения.


К концу года учащиеся должны уметь:


  • устанавливать связи между живой и неживой природой;

  • проводить самостоятельно целенаправленные наблюдения несложных объектов природы, характеризовать их свойства;

  • соблюдать правила бережного отношения к природе;

  • выражать свои чувства через изобразительно – прикладную деятельность;

  • находить верные решения во время стихийных бедствий или в случаях с угрозой для жизни и здоровья.



Содержание изучаемого курса.


1.Содержание теоретического раздела программы.

Дары природы.

Осенние изменения в природе. Сведения о пользе овощей, фруктов, хлеба для здоровья человека. Роль хлеба в жизни человека. О бережном отношении к хлебу. Роль и место овощей в художественных произведениях.

Стоит Антошка на одной ножке.

Роль грибов в жизни человека. Строение и размножение грибов. Народные приметы и суеверия, связанные с грибами. Правила сбора грибов. Отношение к грибам в разных странах. Роль грибов в питании животных.

Зеленый наряд Земли.

Признаки поздней осени. Взаимосвязь между сезонными изменениями в природе и жизнью растений. Понятия «зеленый наряд», «лиственные», «хвойные» деревья. Промышленное применение различных пород деревьев.

Охрана деревьев. Деревообрабатывающие предприятия города Томска.

Приключения невидимки.

Понятие «стихийные бедствия», их виды. Что такое ветер. Ураган. Меры безопасности при урагане. Представления древних людей об урагане. Тайфун. Шторм. Шквал. О пользе ветров.

Живительная влага.

Значение воды в жизни человека. Содержание воды в продуктах питания. Количество воды на Земле. Родники. Об отношении людей в древности к родникам. Минеральные источники. Пещеры – работа воды. Меры предосторожности на воде. Охрана водных ресурсов. Малые реки Томска.



Голубые жемчужины планеты.

Понятие «озеро». Использование озер человеком. Образование озер, их разнообразие по размерам, глубине, цвету. Об удивительных озерах. Охрана озер.

Собака – друг человека.

Домашние и дикие животные. «Профессии» собак. Охотничьи, служебные, декоративные собаки. О памятниках собакам. Ответственность человека за прирученных питомцев.

О представителях царства пернатых.

Птицы зимующие и перелётные. Повадки птиц. Музыкальные и художественные произведения о птицах. О пользе пернатых помощников.

Первые вестники весны.

Весенние изменения в природе. Знакомство с первоцветами: ветренец, медуница, прострел, кандык, примула, мать-и- мачеха. Охрана раннецветущих растений.


II. Содержание практического раздела программы.

Дары природы.

Составление загадок об овощах и фруктах. Конкурсная программа. Составление памятки о пользе овощей и фруктов. Выставка поделок из овощей и фруктов.

Стоит Антошка на одной ножке.

Сбор сведений о грибах, приметах и суевериях, связанных с ними. Составление памятки о правилах сбора грибов. Моделирование грибов (оригами).

Зелёный наряд Земли.

Предварительная экскурсия в лес. Практическая работа по сравнению веток хвойных пород и формы листьев лиственных деревьев.

Приключения невидимки.

Изготовление корабликов (оригами). Представление ветра в образе сказочного героя (выставка рисунков). Составление памятки о мерах безопасности при урагане. Демонстрация отрывков из видеофильмов «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Волшебник Изумрудного города», «Василиса Прекрасная».


Живительная влага.

Работа по карте полушарий, по картине на тему «Весна». Составление памятки о мерах предосторожности на воде.

Голубые жемчужины планеты.

Сбор сведений об особенностях озёр, защита докладов. Составление памятки об охране водоёмов.

Собака – друг человека.

Составление памятки о мерах предосторожности при обращении с собаками.

О представителях царства пернатых.

Сочинение стихотворений о птицах. Инсценирование отрывков из произведений. Изготовление кормушек.


Первые вестники весны.


Составление памятки о сборе раннецветущих растений.


Итоговая учебно – исследовательская конференция

«Мир вокруг нас»

Представление детьми докладов по наиболее заинтересовавшей их теме.


Учебно – тематический план


№№

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Форма занятия

1

2

3

4

1.

«Дары природы»

Практическая работа:

составление памятки о пользе овощей и фруктов.



конкурсная программа

2.

«Стоит Антошка на одной ножке»

Практическая работа:

составление памятки о правилах сбора грибов.



устный журнал

3.

«Зелёный наряд Земли»

Практическая работа:


сравнение веток хвойных и формы листьев лиственных деревьев.




практическое занятие

4.

«Приключения невидимки»

Практическая работа:

составление памятки о мерах безопасности при урагане.




видеозанятие

5.

«Живительная влага»

Практическая работа:

составление памятки о правилах поведения у водоёмов.



заседание клуба «Очевидное - невероятное»

6.

«Голубые жемчужины планеты»

Практическая работа:

составление памятки об охране водоёмов.



взаимообучение учащихся

7.

«Собака – друг человека»

Практическая работа:

составление памятки о правилах безопасности при обращения с животными.



программа

«В гостях у знатоков»

8.

«О представителях царства пернатых»

Практическая работа:

изготовление кормушек.



КВН

9.

«Первые вестники весны»

Практическая работа:

составление памятки о сборе раннецветущих растений



путешествие по сказке

10.


Итоговая

учебно – исследовательская конференция «Мир вокруг нас»



конференция



Занятие 1.

Тема. Дары природы.

Цель: познакомить детей с содержанием программы курса «Мир вокруг нас»; развивать интерес к наблюдениям и воспитывать чувство любви к прекрасному.


Ход занятия.


I. Организационный момент.

II.Ознакомление учащихся с содержанием программы курса.

III. Праздничная программа «Дары природы».

Сегодня мы собрались на праздник урожая. Этот праздник традиционный. Испокон веков люди радовались выращенному урожаю овощей, фруктов, хлеба, которые с гордостью несли в свои погреба.

- Когда проводят этот праздник? (осенью)

Давайте послушаем стихотворение «Осень».

Бродит в роще листопад

По кустам и кленам.

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

Соберет из листьев веер,

Яркий и красивый.

Пробежит по листьям ветер

Легкий и игривый.

И послушно ветру вслед

Листья улетают.

Значит, лета больше нет,

Осень наступает.

(Входит осень)

Осень: Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам, друзья!

Вам нравится наряд лесной?

Вы рады встретиться со мной?

Чтец : Осень - славная пора!

Любит осень детвора!

Сливы, груши, виноград –

Все поспело для ребят.

Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим:

«Что в подарок принесла?»

Осень: Принесла я вам муки.

Чтец: Значит, будут пироги.


Осень: Принесла вам гречки.

Чтец: Каша будет в печке.

Осень: Принесла вам груши.

Чтец: Мы их впрок насушим.

Осень: А уж яблоки как мед.

Чтец: На варенье и компот.

Осень: Принесла вам меду полную колоду.

Чтец: Ты и яблок, ты и хлеба.

Ты и меду принесла.

А хорошую погоду

Ты нам, Осень, припасла?

Осень: Дождику вы рады? (обрызгивает детей)

Чтец: Не хотим, не надо!

Ведущий: Пусть хмурится небо, капает дождик, но когда к нам на стол приходят плоды нашего труда - эта беда не беда. Неприятность эту мы переживем. Давайте споем дружно песню, которая так и называется.

(Песня «Неприятность эту мы переживем»)

Осень: Хорошо поёте. А сможете ли вы также дружно отгадать мои загадки?

1. Без рук, без ног двери открывает,

В избу просится. (Ветер)

2. Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

3. Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает. (Дождь)

4. Сидит - зеленеет,

Падает – желтеет,

Лежит - чернеет. (Лист)

Ведущий: Осень загадала вам загадки о явлениях природы. Но у нас был объявлен конкурс на лучшую загадку об урожае. И сейчас сами победители загадают их вам.

(Загадки об овощах и фруктах)

Ведущий: Ребята, а вы помогаете родителям убирать урожай? Сейчас у вас есть возможность продемонстрировать свое умение.

(Конкурс «Собери картошку»)

Ведущий: Постарались вы. Хорошо, быстро, без потерь собрали весь урожай. Только зачем мы его собираем? Какая польза от овощей?

Ведущий: Посмотрим сценку «Овощи»

Осень: Хозяйка однажды с базара пришла,


Хозяйка с базара домой принесла:

Хозяйка: Картошку,

капусту,

морковку,

горох,

петрушку

и свеклу

Ох!

(Выходят дети с картинками овощей.)


Осень: Кто из вас, из овощей,

И вкуснее, и нужней?

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Свекла: Дайте слово молвить мне.

Прячусь и от вас в земле.

Свеклу мало для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай

Лучше свеклу нету!

Капуста: Ты уж, свекла, помолчи!

Из капусты варят щи.

А какие вкусные

Пироги капустные!

Морковь: Про меня рассказ недлинный.

Всем даю я витамины.

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку -

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким!

Помидор: Не болтай, морковка, вздор.

Всем давно понятно –

Всех полезней - помидор!

Пейте сок томатный!

Лук: Я - приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? Я - ваш друг,

Я простой зеленый лук.

Осень: А картошка так скромна –

Слова не сказала...

Но картошка так нужна

И большим и малым!


Спор давно кончать пора.

Любит всех вас детвора.

Кто-то, кажется, стучит?

Осень: Это Доктор Айболит!

Доктор Айболит: Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить,

Все без исключения,

В этом нет сомнения.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас нужнее!


Ведущий: Да, ребят любят и овощи, и фрукты. К сегодняшнему празднику они хорошо подготовились и нашли много интересного об этих дарах природы.

(Сообщения детей об овощах, фруктах, хлебе)

Ведущий: Сегодня к нам на праздник пришёл человек, который может рассказать нам о пользе овощей. Дадим ему слово.

(Выступление гостя - биолога.)

Ведущий: Составим памятки о пользе овощей.

Ведущий: Какие поля называют «золотыми»? (хлебные)

- Почему так говорят: «золотой колос», «золотые нивы»?

Хлеб истинное богатство. Без золота прожить можно, а без хлеба нет. Значит, он дороже золота. И мы должны свято беречь каждый кусочек хлеба, не позволять себе им разбрасываться. Чтобы, не готовили ваши мамы на праздничный стол, всегда на нем будет место хлебу. Дорогих гостей принято встречать хлебом - солью.

Но случается так, что гости пришли, а в доме хлеба мало. И тогда и в снег, и в дождь мы бежим в магазин.

(Конкурс «В магазин за хлебом». Эстафета. Надеть сапоги, плащ, взять зонт. Добежать до хлеба, который лежит на другом конце зала. Положить зонт. Прибежать обратно, передать плащ и сапоги другому. Он бежит, забирает зонт, но хлеб не берет и т.д. Последний участник берет хлеб.)

Ведущий: Я тоже подготовила вам вопросы. Отгадайте, какой сказочный герой мог так рассказать о себе, из какой он сказки, кто автор.

1. «Овощи noмoгaют людям стать сильными, здоровыми, бодрыми. Мне же хотелось, чтобы люди были еще и дружными, помогали друг другу. И выросла я поэтому большая - пребольшая.» («Репка», рус. нар. сказка)

2. «На своем веку я повидал многое. А меня не видел никто. Многим принцессам доставил я массу огорчений. Ведь именно я мог определить настоящие они или нет. А ту принцессу, которая меня почувствовала, так и называют «Принцесса...» («...на горошине», Г.Х. Андерсен).

3. «Я - самый большой овощ. И по праву могла бы называться королевой огородов. На это у меня есть масса причин: цвет, мощь, красота, способность творить чудеса. Не верите? Дело ваше. Только однажды я даже стала средством передвижения из драгоценного металла, чтобы во дворец на бал смогла "попасть очаровательная девочка по имени..." («Золушка», Ш.Перро)


4. «Не все любит меня. А ведь я такой веселый, добрый, озорной. Одного только не люблю когда обижают слабых и со мной обращаются грубо. Сразу даю отпор и довожу обидчика до слез. Да и мало, кто решается оттаскать меня за мои зеленые волосы» (Д. Родари, «Чиполлино»)

Ведущий: Проведём конкурс. Сейчас вы будете «варить" компот и борщ. Выберите из общей корзины овощи на борщ и фрукты на компот, положите их в свои кастрюли.

Ведущий: Тяжело вырастить урожай, трудно его собрать. Но не всегда бывает легко его и съесть.

(Конкурс. К лыжной палке привязан банан. Палку держать руками за спиной, пытаясь ртом поймать банан)

Ведущий: Жаль, что в конкурсах смогли принять участие не все дети. Но это лишь сегодня. А на протяжении месяца почти все дети отбирали на конкурс загадки, искали интересные сведения о дарах природы, составляли букеты и икебаны, делали прекрасные поделки из овощей и фруктов. И сегодня мы смогли организовать выставку «Удивительное рядом». Глядя на ваши поделки, словно попадаешь в сказочную страну Небывалию.

Наш праздник подходит к концу. Давайте в заключение споем песню «Антошка», которому тоже надо было копать картошку.

(Песня «Антошка»)

Желаем вам всю зиму работать большими ложками. Пусть вашего урожая хватит вам и вашим друзьям, растите сильными, крепкими, здоровыми.

IV. Итог занятия.

Занятие 2.

Тема. Стоит Антошка на одной ножке.

Цель: познакомить учащихся со съедобными грибами; развивать монологическую речь и умение подбирать дополнительный материал; воспитывать культуру сбора грибов.


Ход занятия.


I. Организационный момент.

II. Работа над новым материалом.

1.Вступительная беседа.

-Какую роль в жизни человека играют грибы? (створаживают молоко, из плесени получают пенициллин, дрожжи - тоже грибы)


-Где можно встретить грибы? (на земле, в воде, в воздухе)

Шляпочные грибы мы едим.

2.Определение частей грибов (гриб - оригами)

-Какие части есть у гриба (ножка, шляпка)

-Какая часть самая главная? (грибница)

Ножка и шляпка - это плодовое тело или плод.

-Что должно быть в плодах? (семена).

-Есть ли они в грибах (да, споры).

-Какой гриб не скрывает своих спор, а с удовольствием развеивает их по ветру? (дождевик)

(Демонстрация распространения спор дождевика)

3. О приметах и суевериях.

Издавна люди собирали грибы, наблюдали за ними и даже в их жизни появились приметы. Какие приметы, связанные с грибами, вы знаете? (Дополнительно: "Появились опенки - лето кончилось"; "Первый туман лета - верная грибная примета"; "Много грибов -- мало меду"; "Гроза - грибов не жди"; "Появились мухоморы - жди белых грибов"; "Полетел пух с осины - иди за подосиновиками"; "Тихий дождь без ветра - к грибам".)

А еще с грибами связаны суеверия, например, с "ведьмиными кругами". Что вы о них знаете?

4.Сегодня к нам в гости пришел старичок - боровичек. Он принес с собой удивительную книгу "Грибы " и волшебную полянку. Если мы хорошо будем работать, то должно произойти чудо.

Страница 1. "Как нас зовут?"

-Почему эти грибы так называются? (боровик, подосиновик, подберезовик)

-Во всех ли лесах растут одинаковые грибы?

-Нужно знать, в каких лесах какие грибы растут знать сами грибы. А вы знаете?

Страница 2. "Собери корзину" (кроссворд)




а) Не на море - океане

Ходят волны все кругами.

Словно розовая кружка

Под кустом стоит ...(волнушка)

б) Этот гриб боровой


В мох укрылся с головой.

Мы его пройти могли,

Хорошо, что тихо шли. (боровик)

в) Гриб нашел я под сосной.

Вздумал он шутить со мной-

Масленой своей головкой

Соскользнул с ладошки ловко. (масленок}

г) Он выглянул несмело

Из кочки моховой,

Цепочку клюквы спелой

Подняв над головой. (моховик}

д) Его дружок качается,

Вздыхает на ходу.

А он лишь улыбается:

"Нет, я не упаду". (бычок)

е) Старики и малыши

Стоят рыжие в глуши.

Меж сосновых шишек

Вырос чудо...(рыжик)

ж)Много нас грибочков-братцев.

Утром в теплый летний день

Любим мы гурьбой забраться

На трухлявый старый пень. (опята)

-Какие загадки о грибах знаете вы? (Кто-нибудь из детей загадает загадку про лисички. В кроссворде по вертикали это слово должно быть)

-Почему эти грибы так называют?

-А какой гриб называют "царем грибов"?

-Почему боровики надо искать внимательно, не спеша?

Страница 3 "Устали? Отдохните" (физминутка)

Шел грибник издалека,

А в корзинке - ни грибка,

(Ни единого грибочка,

Только травка да листочки)

Утомился грибничек

И уселся на пенек.

"Ты скажи, скажи мне лес,

Ты с грибами или без?"

Посмотрел на грибника

Лес дремучий свысока.

Покачался: скрип да скрип –

Показал под елкой гриб.

"Я с грибами",- молвил лес,-

"А ты с глазами или без?"


6. О правилах сбора грибов. (составление памятки)

-Закройте глаза и представьте, что вокруг вас множество грибов. Какие правила сбора грибов надо соблюдать?


Страница 4. "Грибная неразбериха".

-Какие грибы чаще всего удаётся найти вам?

-А какие же грибы собирают люди других стран? К нам сегодня пришли

телеграммы из разных стран:


  • самые любимые грибы у русского народа - боровики. В Швейцарии они считаются погаными;

  • во Франции все грибы опята считаются погаными;

  • грибы-дождевики в Италии ценятся очень высоко. У нас же за них не дадут и ломаной копейки.

  • немцы считают волнушку ядовитым грибом. Жители Костромы ласково называют ее душечкой - отварушечкой.

  • англичане все грибы считают погаными, признают лишь шампиньоны, трюфели, сморчки.

Мы узнали, что едят люди из разных стран. А что же едят животные?

Страница 5. "Кто что ест?"

Сорока, лось – мухоморы.

Мыши - подосиновики, сыроежки, сморчки.

Белка – мухоморы, еловые мокрухи, много съедобных грибов, но не берёт рыжики.

Кабан - подосиновики, боровики.

7.Чтение рассказа «Старый гриб» М.М.Пришвина.

III. Итог занятия.

-Хорошо ли мы работали?

-Произошло ли чудо? (на полянке "выросли" грибы)

-Какие же грибы у нас выросли?

Заканчивая занятие, я бы хотела обратиться к вам с просьбой - идя в лес, помните, что природные богатства принадлежат не только вам, а и другим людям, животным, будущим поколениям. Берегите природу, и она не раз наградит вас своими щедрыми дарами.


Занятие 3.




следующая страница >>