prosdo.ru
добавить свой файл
1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого совета

«___» _____________ 20 __г.


Председатель Ученого совета



ректор ТГПУ _____________В.В.Обухов


ПРОГРАММА

итогового государственного экзамена

Логопедия с методиками преподавания (специальными)


(программа профессиональной переподготовки

по профилю основной профессиональной образовательной программы

050715 Логопедия)


Томск 2012


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Итоговый государственный экзамен слушателя, окончившего курсы профессиональной переподготовки, предназначен для комплексной оценки уровня знаний слушателя с учетом целей обучения, вида дополнительной профессиональной образовательной программы, установленных требований к содержанию программы обучения; для установления соответствия уровня знаний слушателя квалификационным требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050715 Логопедия; для рассмотрения вопросов о предоставлении слушателю по результатам обучения права вести профессиональную деятельность в сфере Логопедии и выдаче диплома о профессиональной переподготовке. Итоговый государственный экзамен проводится в форме междисциплинарного по программе обучения, включающего вопросы следующих дисциплин: «Логопедия», «Онтогенез речевой деятельности», «Логопсихология», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями», «Семейное воспитание детей с нарушениями речи», «Основы олигофренопедагогики», «Основы сурдопедагогики», «Основы нейропсихологии», «Логопедическая ритмика», «Логопедические технологии» («Технология обследования и формирования произносительной стороны речи», «Технология обследования речи», «Технология обследования моторных функций», «Технология формирования интонационной стороны речи», «Технология формирования темпоритмической организации устной речи при заикании»), «Методики преподавания» («Методика преподавания русского языка (специальная)», «Методика преподавания математики (специальная)», «Методика развития речи дошкольников (специальная)», «Методика преподавания изобразительной деятельности», «Методика преподавания литературы (специальная)»), «Логопедические практикумы» («Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада с детьми с нарушениями речи», «Индивидуальные формы логопедической работы», «Фронтальные формы логопедической работы»).


Программа итогового государственного экзамена составлена в соответствии с Рекомендациями по итоговой государственной аттестации слушателей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050715 Логопедия.

Настоящая программа включает: требования к уровню подготовки слушателя, содержание итогового государственного экзамена, процедуру проведения итогового государственного экзамена, критерии оценки ответов слушателя, перечень вопросов итогового экзамен, списки основной и дополнительной рекомендуемой литературы.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЯ

КУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛОГОПЕДИЯ» ПО ПРОФИЛЮ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЛОГОПЕДИЯ»


Квалификационная характеристика слушателя, окончившего курсы профессиональной переподготовки

Слушатель, окончивший курсы профессиональной переподготовки и получивший право на ведение профессиональной деятельности в сфере Логопедии, должен осуществлять коррекционное сопровождение процесса обучения и воспитания детей и подростков с нарушениями речи, способствовать их социализации, формированию общей культуры личности, вести коррекционную работу со взрослыми, использовать разнообразные приемы, методы и средства коррекции речи; соблюдать права и свободы обучающихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в коррекционном процессе.

Область профессиональной деятельности


Специальное (коррекционное) образование для обучающихся с нарушениями речи


Объект профессиональной деятельности

Обучающиеся с нарушениями речи


Виды профессиональной деятельности


  • учебно-воспитательная:

  • диагностико-аналитическая;

  • коррекционно-развивающая;

  • социально-педагогическая;

  • научно-методическая;

  • консультативная;

  • культурно-просветительная;

  • организационно-управленческая.


Слушатель, окончивший курсы профессиональной переподготовки, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности в сфере Логопедии, решению типовых профессиональных задач в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных школьных, дошкольных и медицинских учреждениях, центрах реабилитации и коррекции, психолого-медико-педагогических комиссиях.


Слушатель, окончивший курсы профессиональной переподготовки, должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации «Об образовании», решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка; основы общих и специальных теоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты; государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

Слушатель, окончивший курсы профессиональной переподготовки, должен уметь: решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие сфере его профессиональной деятельности (квалификации).



Типовые задачи профессиональной деятельности

типовыми задачами по видам профессиональной деятельности в сфере Логопедии являются:


в области учебно-воспитательной деятельности:


  • осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

  • планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

  • использование своевременных научно-обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

  • применение современных средств оценивания результатов обучения;

  • воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

  • применение современных педагогических технологий;

  • организация и проведение внеклассных мероприятий;


в области диагностико-аналитической деятельности:

  • дифференциальная диагностика для определения типа нарушений;

  • проведение психолого-педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам;


в области коррекционно-развивающей деятельности:

  • коррекционное обучение детей, подростков и взрослых с нарушениями речи;

  • реализация личностно-ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию детей с нарушениями речи;

  • осуществление профилактики речевых нарушений;


в области социально-педагогической деятельности:

  • планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;
  • установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;


  • проведение профориентационной работы;

  • оказание помощи в социализации учащихся;


в области научно-методической деятельности:

  • выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

  • анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;


в области консультативной диагностики:

  • консультирование детей и взрослых с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;

  • проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье;


в области культурно-просветительной деятельности:

  • формирование общей культуры учащихся;


в области организационно-управленческой деятельности:

  • рациональная организация учебного и коррекционного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья дошкольников и школьников;

  • обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

  • ведение школьной и классной документации, ведение речевых карт;

  • организация контроля за результатами обучения и воспитания;

  • управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;

  • организация внеурочной деятельности;

  • выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.


Содержание итогового государственного экзамена

«Логопедия с методиками преподавания (специальными)»

Итоговый государственный экзамен «Логопедия с методиками преподавания (специальными)» состоит из аттестации слушателя в устной форме по экзаменационному билету, включающему три вопроса.



Процедура проведения итогового государственного экзамена

«Логопедия с методиками преподавания (специальными)»


Сдача итогового государственного экзамена «Логопедия с методиками преподавания (специальными)» проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии. Председатель ГАК утверждается Учредителем, состав аттестационной комиссии утверждается приказом ректора вуза.

На итоговом государственном экзамене «Логопедия с методиками преподавания (специальными)» слушатели получают экзаменационный билет, содержащий три вопроса. На подготовку к экзамену слушателю отводится один академический час. Время ответа слушателя 15-30 минут.

По всем вопросам экзаменационного билета слушателю членами государственной аттестационной комиссии, с разрешения её председателя, могут быть заданы уточняющие и дополнительные вопросы в пределах перечня, выносимого на итоговый государственный экзамен.

Ответ каждого слушателя обсуждается по завершении экзамена на закрытом заседании Государственной аттестационной комиссии. Оценка выставляется простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов голос председателя является решающим.

Результаты объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания государственной аттестационной комиссии.


Критерии оценки ответа слушателя


Оценка «отлично» выставляется за ответ, если слушатель продемонстрировал глубокие исчерпывающие знания всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое знание основных положений психолого-педагогических дисциплин; логически последовательные, содержательные, полные ответы на все вопросы экзаменационного билета.

Оценка «хорошо» выставляется за ответ, если слушатель продемонстрировал твердые и достаточно полные знания всего программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений.


Оценка «удовлетворительно» выставляется за ответ, если слушатель знает основной материал, но испытывает трудности в его самостоятельном воспроизведении, ориентируется в вопросах посредством дополнительных вопросов членов комиссии; не совсем понимает сущность излагаемого материала; допускает неточности; нарушает логику выстраивания ответа.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за ответ, если слушатель дал неправильный ответ на два основных вопроса; имеет слабые отрывочные знания; допустил грубые ошибки, не понимает сущности излагаемого материала.


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

«Логопедия с методиками преподавания (специальными)»


  1. Логопедия, ее предмет, задачи, методы. Связь логопедии с другими науками.

  2. Научные и дидактические принципы логопедии.

  3. Научные и дидактические методы логопедии.

  4. Этиология речевых нарушений.

  5. Общая характеристика классификаций речевых нарушений; основные принципы их классификации.

  6. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

  7. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.

  8. Речевое развитие детей раннего и дошкольного возраста в онтогенезе.

  9. Диагностика нервно-психического и речевого развития детей раннего возраста (с 0 до 3 лет).

  10. Оказание детям раннего возраста коррекционнно-речевой помощи в учреждениях образования и здравоохранения.

  11. Дислалия как вид речевого нарушения. Определение, причины, виды и формы дислалии.

  12. Механическая дислалия. Ее характеристика.

  13. Функциональная дислалия. Ее характеристика.

  14. Обследование речи детей при дислалии.

  15. Общелогопедическая система работы при дислалии.
  16. Сигматизм свистящих звуков. Система коррекционной логопедической работы по исправлению дефекта.


  17. Сигматизм шипящих звуков. Система коррекционной логопедической работы по исправлению дефекта.

  18. Ротацизм. Система коррекционной логопедической работы по исправлению дефекта.

  19. Ламбдацизм. Система коррекционной логопедической работы по исправлению дефекта.

  20. Йотацизм, гаммацизм, каппацизм, хитизм. Система логопедической работы по исправлению дефекта.

  21. Дефекты звонкости-глухости. Система логопедической работы по исправлению дефекта.

  22. Дефекты мягкости-твердости. Система логопедической работы по исправлению дефекта.

  23. Технология обследования произносительной стороны речи.

  24. Дизартрия как вид речевого нарушения. Определение, этиология, патогенез и основные симптомы дизартрии.

  25. Классификация дизартрии, основные формы дизартрии, их характеристика.

  26. Клинико-психологическая и речевая характеристика детей с дизартрией.

  27. Обследование речи и неречевых функций при дизартрии. Дифференциальная диагностика дизартрии.

  28. Основные направления коррекционной работы при дизартрии.

  29. Ринолалия как вид речевого нарушения. Определение, этиология, основные формы ринолалии.

  30. Обследование речевого аппарата, речевого дыхания и речи детей при ринолалии.

  31. Открытая ринолалия. Характеристика структуры речевого дефекта. Содержание коррекционной работы при ринолалии.

  32. Закрытая ринолалия. Характеристика структуры речевого дефекта. Содержание коррекционной работы при ринолалии.

  33. Алалия как вид речевого нарушения. Определение, этиология. Виды алалии.

  34. Моторная алалия. Определение. Характеристика структуры речевого дефекта. Отличие моторной алалии от сходных состояний.

  35. Общая система коррекционно-речевой работы при моторной алалии.
  36. Сенсорная алалия. Определение. Характеристика структуры речевого дефекта. Отличие сенсорной алалии от сходных состояний.


  37. Общая система коррекционно-речевой работы при сенсорной алалии.

  38. Афазия как вид речевого нарушения. Определение, этиология. Виды афазии.

  39. Моторная афазия. Характеристика структуры речевого дефекта. Отличие моторной афазии от сходных состояний.

  40. Система коррекционной работы при моторных формах афазии.

  41. Сенсорная афазия. Характеристика структуры речевого дефекта. Отличие сенсорной афазии от сходных состояний.

  42. Система коррекционной работы при сенсорных формах афазии.

  43. Нарушения темпа речи. Причины, варианты. Коррекционная работа.

  44. Заикание. Причины, симптоматика, формы, виды и степени заикания.

  45. Технология обследования заикающихся детей.

  46. Основные направления работы в реализации комплексного подхода преодоления заикания.

  47. Технологии преодоления заикания у детей дошкольного, школьного возраста и взрослых. Предупреждение заикания у детей.

  48. Нарушения голоса как логопедическая проблема. Коррекционная работа по устранению дефекта.

  49. Профилактика и гигиена нарушений голоса у детей.

  50. Нарушения письменной речи у школьников. Причины, виды нарушений чтения и письма.

  51. Дисграфия. Классификация и характеристика видов дисграфии.

  52. Обследование детей с нарушениями чтения и письма.

  53. Коррекционно-логопедическая работа по устранению дисграфии.

  54. Дислексия. Классификация и характеристика видов дислексии.

  55. Коррекционно-логопедическая работа по устранению дислексии.

  56. Профилактика нарушений чтения и письма у детей.

  57. Фонетико-фонематическое недоразвитие как вид речевого нарушения. Характеристика детей с ФФН.
  58. Основные направления и содержание логопедической работы по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.


  59. Общее недоразвитие речи у детей, характеристика дефекта.

  60. Характеристика речи и неречевых функций детей с ОНР I уровня.

  61. Основные направления логопедической работы с детьми при ОНР I уровня.

  62. Характеристика речи и неречевых функций детей с ОНР II уровня.

  63. Основные направления логопедической работы с детьми при ОНР II уровня.

  64. Характеристика речи и неречевых функций детей с ОНР III уровня.

  65. Основные направления логопедической работы с детьми при ОНР III уровня.

  66. Технология организации логопедического обследования детей с системными нарушениями речевой деятельности.

  67. Оказание логопедической помощи детям с нарушениями зрения.

  68. Оказание логопедической помощи детям с нарушениями слуха.

  69. Оказание логопедической помощи детям с задержкой психического развития.

  70. Оказание логопедической помощи детям с умственной отсталостью.

  71. Оказание логопедической помощи детям с детским церебральным параличом.

  72. Особенности физического развития детей с нарушениями речи. Задачи, средства и основные направления работы по физическому развитию и формированию двигательной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи.

  73. Особенности развития мелкой моторики и графомоторных навыков детей с тяжелыми нарушениями речи. Задачи, средства и основные направления работы по развитию мелкой моторики и формированию графомоторных навыков детей с речевым недоразвитием.

  74. Особенности сенсорного развития детей с нарушениями речи. Задачи, средства и основные направления работы по сенсорному развитию детей.

  75. Особенности игровой деятельности детей с речевыми нарушениями. Задачи, средства и основные направления развития игровой деятельности детей.
  76. Особенности трудового воспитания детей с речевыми нарушениями. Задачи, средства трудового воспитания. Место труда в коррекционной работе с детьми.


  77. Особенности общения детей с тяжелыми нарушениями речи. Задачи, средства и основные направления педагогической работы по развитию общения детей.

  78. Формирование чувства ритма у дошкольников с речевыми нарушениями.

  79. Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями речи. Формирование способности к замещению и наглядному моделированию у детей с речевыми нарушениями как одно из направлений коррекционной работы.

  80. Задачи, содержание и формы работы с семьей в условиях образовательных учреждений 5-го вида.

  81. Организация и содержание работы психолого-медико-педагогической комиссии по отбору детей и комплектованию специальных образовательных учреждений.

  82. Оборудование логопедического кабинета. Требования к нему. Документация учителя-логопеда.

  83. Участие воспитателя, музыкального руководителя, учителя, педагога-психолога и других специалистов в коррекционно-логопедической работе. Их взаимосвязь учителем-логопедом.

  84. Организация системы логопедической помощи детям и взрослым в России.



Рекомендуемая литература

а) основная литература:


  1. Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников : пособие для логопеда : в 3 ч. / Н. Г. Андреева ; под ред. Л. И. Лалаевой. - М. : Владос, 2010.

  2. Визель, Т. Г. Как вернуть речь / Т. Г. Визель. - М. : В. Секачев, 2011.

  3. Лиманская, О. Н. Конспекты логопедических занятий : второй год обучения. / О. Н. Лиманская. - М. : Сфера, 2010.

  4. Логопедия: учебник для вузов / под ред. Л. С. Волковой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М. : ВЛАДОС, 2009.

  5. Логопедия: комплексное взаимодействие специалистов в коррекции нарушений голоса у дошкольников : учебное пособие для вузов / под научн. ред. О. И. Киселевой ; МоиН РФ, ФГБОУ ВПО ТГПУ. - Томск : Изд. ТГПУ, 2011.

  6. Ткаченко, Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей : подготовительный этап : пособие для логопеда / Т. А. Ткаченко. - М. : Владос, 2008.



б) дополнительная литература:


  1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей : практ. пособие / Е. С. Алмазова ; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. – М. : Айрис-пресс, 2005.

  2. Арутюнян, Л. 3. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся / Л. З. Арутюнян. – М. : МОИУУ, 2000.

  3. Арутюнян, Л. 3. Основные положения комплексной методики устойчивой нормализации речи при заикании / Л.З. Арутюнян // Заикание : проблемы теории и практики. – М., 1992.

  4. Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей: учеб. пособие для студ. Вузов / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ: Астрель : Хранитель, 2006.

  5. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова. – М., 2006.

  6. Белякова, Л. И. Логопедия. Заикание / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М., 2000.

  7. Вансовская, Л. И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба / Л. И. Вансовская. – СПб. : Гиппократ, 2000.

  8. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии / Т. Г. Визель. – М., 2005.

  9. Визель, Т. Г. Речь и проблемы общения у детей / Т. Г. Визель. – М., 2005.

  10. Вильсон, Д. К. Нарушения голоса у детей / Д. К. Вильсон. – М.: Медицина, 1990.

  11. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. – М., 2005.

  12. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова. – М. : ВЛАДОС, 2003.

  13. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г. А. Волкова. – СПб., 2004.

  14. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробоева. – М., 2006.
  15. Выготский, Л. С. Антология гуманной педагогики / Л. С. Выготский. – М., 1996.


  16. Глухов, В. П. Основы психолингвистики / В. П. Глухов. – М., 2005.

  17. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – 2-е изд., испр. и доп. / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2004.

  18. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – М., 2005.

  19. Зуева, Л. Н. Настольная книга логопеда / Л. Н. Зуева. – М. : Астрель, 2005.

  20. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет : пособие для педагогов дошк. учреждений / Н. В. Квач. – М. : ВЛАДОС, 2001.

  21. Кирьянова, Р. А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи / Р. А. Кирьянова. – СПб. : КАРО, 2004.

  22. Коваленко, О. М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы / О. М. Коваленко. – М., 2006.

  23. Козырева, Л. М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками / Л. М. Козырева. – Ярославль, 2006.

  24. Корнев, А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи : метод. пособие / А. Н. Корнев. – М. : Айрис-пресс, 2006.

  25. Крапивина, Л. М. Методические рекомендации по организации и содержанию логопедических занятий с заикающимися преддошкольного возраста / Л. М. Крапивина // Заикание : проблемы теории и практики. – М., 1992.

  26. Лалаева, Р. И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития (Учебное пособие к спецкурсу) / Р. И. Лалаева. – СПб, 1992. – 88 с.

  27. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова.- СПб.,2003.

  28. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2003.
  29. Логопедическая зарядка в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющими тяжелые дефекты речи / сост. Т. В. Киселева, А. И. Останина. – Екатеринбург, 1992.


  30. Логопедия. Методическое наследие : в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. – М. : Владос, 2003.

  31. Логопедия: учеб.пособие /Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е, 4-е изд. – М. : Владос, 2003, 2004.

  32. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии : учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Образование, 1994.

  33. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами : учебное пособие / под ред. Е. А. Логиновой. – СПб. : Союз, 2005.

  34. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – М. : МГУ, 2000.

  35. Макарьев, И. Если ваш ребенок левша / И. Макарьев. – СПб., 1995.

  36. Малофеев, Н. Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с церебральным параличом / Н. Н. Малофеев. – М., 1991.

  37. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова. – М., 1992.

  38. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общей редакцией Г. В. Чиркиной. – М. : изд-во Аркти, 2003.

  39. Меттус, Е. В и др. Логопедические занятия со школьниками / Е. В. Меттус. – СПб., 2006.

  40. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР / Н. В. Нищева. – СПб. : Детство – ПРЕСС, 2003.

  41. Орлова, О. С. Нарушение голоса у детей / О. С. Орлова. – М., 2005.

  42. Основы логопедической работы с детьми : учеб. пособие для логопедов, воспитателей, учителей нач. кл., студентов педагогических училищ / под общ. ред. д.п.н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2 –е изд., испр. – М. : АРКТИ, 2003.

  43. Парамонова, Л. Г. Дисграфия : диагностика, профилактика, коррекция / Л. Г. Парамонова. – СПб., 2006.

  44. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстрова. – М., 2004.
  45. Российская, Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей / Е. Н. Российская. – М., 2005.


  46. Румянцева, Е. Ю. О формировании чувства ритма в процессе логоритмического воздействия при устранении дизартрии у детей с церебральным параличом / Е. Ю. Румянцева // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. – СПб. : Образование, 1994.

  47. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми / В. И. Селиверстов. – М. : Владос, 1994.

  48. Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И. А. Смирнова. – СПб., 2004.

  49. Соломатина, П. Н. Устранение открытой ринолалии у детей / П. Н. Соломатина, В. М. Водолацкий. – М. : Сфера, 2005.

  50. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. – М. : Издательство ГНОМ и Д., 2003.

  51. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. – М. : Альфа, 1999.

  52. Филичева, Т. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис–пресс, 2004.

  53. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. – М., 2006.

  54. Хрестоматия по логопедии / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М. : Владос, 1997.

  55. Чиркина, Г. В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи / Г. В. Чиркина // Методы обследования речи у детей / под ред. И. Т. Власенко. – М., 1998.

  56. Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи / Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева. – М., 1992.

  57. Шкловский, В. М. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии / В. М. Шкловский, Т. Г. Визель. – М. : Ассоциация дефектологов», 2000.

  58. Шкловский, В. М. Заикание / В. М. Шкловский. – М., 1994.
  59. Шохор-Троцкая, М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии / М. К. Шохор-Троицкая. – М. : Институт общегуманитарных исследований, 2002.




Программа итогового государственного экзамена составлена в соответствии с рекомендациями по итоговой государственной аттестации слушателей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050715 Логопедия.


Программу государственного экзамена составили:

к.п.н., доцент кафедры ДОиЛ__________________________З.Н.Ажермачева


к.филол.н. ДОиЛ__________________________________О.И.Киселева


Программа государственного экзамена утверждена на заседании кафедры ДОиЛ

протокол №_______ от «____»______________20__г.

Зав. кафедрой___________________Е.Д. Файзуллаева


Программа государственного экзамена одобрена учебно-методической комиссией ПФ ТГПУ


Председатель методической комиссии ПФ_____________________Т.Н. Яркина


Программа государственного экзамена утверждена Ученым советом ПФ

протокол №_______ от «_______» ______________20__г.


Председатель Ученого совета ПФ______________________Г.Ю. Титова


Согласовано:

Проректор по УР ___________________________________ В.Я. Эпп

Проректор по НОУД___________________________________О.А. Швабауэр

Директор УД ____________________________________И.Г. Санникова