prosdo.ru   1 2 3

2. Пояснительная записка к программе «Физика, 10 класс»


Программа ориентирована на «Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования» и «Требования к уровню подготовки по физике выпускников средней (полной) школы», утвержденные приказом Минобразования России от 30 июня 1999 г. №56. Согласно этим требованиям в рамках каждой темы, с учетом ее специфики, ученики знакомятся с методами научного познания, их видами, сущностью, структурой; элементами физической картины мира, овладевают системой основных и производных физических понятий, величин, законов; учатся воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в словесной, наглядно-образной, знаково-символической формах; учатся применять знания к решению физических задач; овладевают понятиями и представлениями, связанными с жизнедеятельностью человека.

Специфика организации обучения заключается в сочетании фундаментализации и технологичности получаемых учениками знаний и умений.

Фундаментализация означает глубокую подготовку учащихся по избранному профилю обучения и предполагает не только основательное овладение ими основами физики, но и понимание специальных и общенаучных методов получения знания, усвоение приемов рационализации познавательной деятельности, сформированность навыков организации самостоятельной учебной работы.

Технологичность получаемых учениками знаний и умений понимается не только с узко предметных позиций, как способность применить эти знания и умения к решению проблем изучаемой дисциплины, но и как возможность связать ее с профессиями, предусматривающими установление взаимоотношений между людьми.

Преподавание физики предполагает выделение в явном виде пяти взаимосвязанных и в то же время относительно независимых составляющих: предметной, методологической, общепедагогической, общеучебной, методической.

Предметная составляющая преподавания физики ориентирована на формирование у учащихся знаний фактов основ науки физики, системы физических основных и производных понятий и величин, фундаментальных и учебных экспериментов, физических законов, теорий, материала прикладного характера; умений применять полученные знания в стандартных и нестандартных ситуациях; ценностно-ориентационных установок на положительное отношение к предмету, его преподаванию, профессиям ученого-естествоиспытателя, инженера, педагога.


Предметная составляющая физики, как правило, ориентирована на изучение объектов окружающего мира (физических явлений, процессов, состояний) с качественной, количественной, сущностной, прикладной сторон. Реализация такого подхода частично детерминирует преподавательскую деятельность педагогов, учебную деятельность школьников, помогает последним в усвоении материала. При этом остается достаточно степеней свободы для осуществления профильного обучения.

Изучение объектов окружающего мира с качественной стороны предполагает проведение соответствующих наблюдений, постановку демонстрационных и лабораторных опытов, в ходе которых ученики будут учиться наблюдать, фиксировать факты, получаемые в ходе наблюдений, формулировать суждения единичного и общего характера, анализировать информацию, осуществлять ее синтез, формировать физические понятия.

Изучение объектов окружающего мира с количественной стороны предполагает введение производных физических величин, описывающих эти явления, процессы, состояния и установление связей между физическими величинами. Предполагается, что и введение величин, и установление связей между величинами будет проводиться на экспериментальной основе или, в крайнем случае, со ссылкой на эксперимент, который поставить в учебном процессе, по тем или иным причинам, нельзя.

При раскрытии сущности изучаемых явлений знание не должно преподноситься ученикам в готовом виде. Для объяснения полученных в ходе наблюдений и экспериментов фактов должны выдвигаться гипотезы, строиться модели. Гипотезы следует развивать таким образом, чтобы на логическом уровне реализовывалась их предсказательная функция. Критерием истинности высказываемых суждений должен являться физический эксперимент.

Изучение физических объектов должно соотноситься с жизнью, практикой. Ученики должны научиться применять полученные знания для объяснения новых физических явлений, с которыми они могут столкнуться в природе, быту, технике.

Структура знания об объектах окружающего мира представлена на рис. 1.


Описание

Качественная сторона описания

Количественная сторона описания

Представление

результатов

наблюдений

Представление

результатов

опытов

Введение

величин

Исследование

зависимостей между величинами

Восприятие объекта органами чувств

Постановка задачи

Анализ объекта

Формулировка идеи эксперимента

Констатация фактов и высказывание

Суждений единичного характера

Представление схемы

экспериментальной

установки

Классификация фактов

Описание методики эксперимента

Введение новых понятий

Формулировка результатов

эксперимента и их отображение

Проведение обобщений

- в виде определяющего величину уравнения

- в табличной, графической, аналитической, словесной формах


Определение условий описания объекта

Анализ полученной формулы

Чтение

Выявление физического смысла

- величины

- коэффициента пропорциональности.

Получение единицы

- величины

- коэффициента

пропорциональности.

Аналогии




Межпредметные связи




Исторические сведения




«Лирические» отступления







Объяснение

Постановка задачи

Повторная констатация основных опытных фактов или формулировка проведенных обобщений и установленных зависимостей между величинами

Выдвижение гипотезы, позволяющей объяснить опытные факты, связи, зависимости, решить поставленную задачу

Построение модели, позволяющей представить механизм, структуру объекта и

вычленить в нем самые существенные для объяснения стороны

Поиск и представление логических следствий, вытекающих из гипотезы и модельных

представлений об объекте

Описание экспериментов, направленных на проверку логических следствий

Выдвижение идеи эксперимента

Представление схемы экспериментальной установки

Описание методики эксперимента


Представление результатов эксперимента

Интерпретация результатов эксперимента

Выводы





Применение

Деятельность человека

Природа

Приборы,

Механизмы

Технологические.

процессы

Природные

объекты

Природные

процессы

Название

Назначение

Схема

Процесс работы

Область применения или проявления


Рис. 1. Структурно-логическая схема изучения объектов окружающего мира.


На этапе качественного описания физических явлений, процессов, объектов наиболее оптимальным является объяснительно-иллюстративный метод обучения с элементами репродуктивной беседы.

Этапу количественного описания физических явлений, процессов, объектов соответствует исследовательский метод обучения.

При вскрытии сущности изучаемого материала целесообразно придерживаться частично-поискового метода обучения в форме эвристической беседы. В ряде случаев возможно применение метода проблемного изложения учебного материала.

При изучении прикладных вопросов могут использоваться любые методы обучения. При этом преимущество отдается различным формам самостоятельной работы учащихся.



В отдельный блок в программе выносится методологическая составляющая предмета, предполагающая формирование у учащихся знаний о видах, структуре, способах получения, правилах описания научного знания. Этот блок является обязательным в связи с тем, что во многих учебных предметах, не только естественнонаучного, но и гуманитарного профиля, могут быть выделены те же виды знаний, что и в физике. Соответственно, будет аналогичной и структура этих видов знания, и правила их описания. Изучение методологических вопросов науки позволит ученикам более рационально изучать как физику, так и другие учебные предметы, особенно, если преподаватели этих предметов также выделят методологическую составляющую в явном виде и будут ориентироваться на нее в своей работе. Кроме того, предполагается, что, освоив методологические вопросы науки и научившись применять их в конкретных ситуациях, выпускники средней школы в будущем смогут использовать полученные знания и умения в своей продолжающейся самообразовательной работе. В связи с этим, методологическим вопросам науки, связанным с видами знаний, их структурой, способами получения, правилами описания отводится не меньшая роль, чем знаниям предметным.

Общеучебная составляющая, так же, как и методологическая, предназначена для использования ее внутри предмета и для переноса на другие предметы для рационализации работы с учебным материалом. Владение этой составляющей и умение реализовать ее относится к значимым компонентам деятельности представителей самых разных профессий, которые в дальнейшем получат выпускники средней школы.

К общеучебной составляющей относятся способы преобразования учебного материала. Видами преобразования являются систематизация, кодирование информации, построение устных и письменных рассказов, работа с учебной и научно-популярной литературой, написание рефератов, проведение наблюдений и экспериментов, обработка их результатов и т.д.

В процессе изучения физики учащиеся должны научиться сворачивать учебную информацию и представлять ее в виде логических конспектов, структура которых определяется внутренней логикой изучаемого вида знания. При сворачивании информации учащиеся, в первую очередь, должны освоить такие способы кодирования информации, как использование общепринятых и специальных сокращений, аббревиатур, математических, физических, технических, собственных символов, знаков, рисунков, опорных слов и словосочетаний.


Разворачивая информацию, учащиеся должны научиться по кратким логическим конспектам воспроизводить полные учебные тексты и представлять их в письменной и устной форме.

Наличие общепедагогической составляющей в составе содержания физического образования обусловлено спецификой будущей профессиональной деятельности выпускников, ориентированных на работу в информационной сфере, сфере услуг, работе с людьми (будущих педагогов, врачей, работников культуры и т.д.) и носит пропедевтический характер. Это особенно важно на этапе построения информационного общества. Общепедагогическая составляющая предполагает, что наряду с осуществлением учебно-воспитательного процесса, педагог будет систематически раскрывать содержание, специфику собственной деятельности, объяснять сущность собственных поступков. Кроме того, ученики периодически будут брать на себя часть функций педагога, решать некоторые педагогические задачи, моделировать педагогические ситуации.

Методическая составляющая в составе процесса обучения аналогична общепедагогической составляющей и вскрывает сущность специфических для преподавания физики вопросов, таких, например, как постановка лабораторного и демонстрационного эксперимента, отбор и решение физических задач, специфика собственно физических понятий и законов.


Обучение рекомендуется проводить на уровнях ознакомления с образцами, репродуктивного воспроизведения образцов, отработки знаний и умений в стандартных, частично измененных и новых ситуациях. Подчинение материала единой логике, не должно препятствовать выстраиванию для каждого ученика индивидуальной траектории и проведению обучения в зоне ближайшего развития каждого школьника.

Контроль за успеваемостью должен носить систематический характер. Контролируются теоретические и практические вопросы. В рамках каждой темы для каждого ученика оценке подлежат: умение письменно представлять материал в краткой конспективной форме и устно излагать его содержание; знание понятий, формул, единиц величин; решение тренировочных и контрольных задач, выполнявшееся в классе и дома; решение тестовых заданий, заполнение рабочей тетради. Дополнительно оцениваются лабораторные работы и решения экспериментальных задач, рефераты и их представление, самостоятельно выполненные презентации тем курса физики и др. работы. Итоговый контроль ориентирован на выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ.


Предварительная оценка большинства работ учащихся ведется в интервальной измерительной шкале на основе поэлементного и пооперационного анализа выполненных заданий. Полученные результаты позволяют достаточно точно и аргументировано осуществлять переход в официально принятую в школе порядковую (пятибалльную) шкалу, отслеживать и корректировать индивидуальные траектории движения каждого ученика, соотносить его успехи с собственными планами, нормативами и успехами других учащихся.


По всем темам курса учащиеся могут выполнять творческие работы по разработке логических конспектов учебного материала, проектов и эскизов презентаций, презентаций, текстов сюжетных физических задач с иллюстрациями, образцов решения задач и т.д. Все материалы предварительно готовятся в бумажном варианте. Далее, после анализа и корректировки лучшие образцы представляются и сохраняются в цифровом варианте (изготовляются с помощью графических редакторов, сканируются, фотографируются, в зависимости от целей, степени сложности, наличия возможностей).



<< предыдущая страница   следующая страница >>