prosdo.ru
добавить свой файл
1


Программа курса лекций по истории западноевропейского искусства 17 века.


  1. Общие проблемы культуры и искусства Западной Европы XVII в.

Историческое своеобразие европейского искусства XVII в. Развитие национальных художественных школ, их тесное взаимодействие в русле ведущих стилевых тенденций эпохи. Взаимодействие традиций, школ и индивидуальных манер - основа неповторимого своеобразия культуры и искусства XVII в. Барокко, классицизм и внестилевая тенденция (или реализм) - основные направления эпохи, из которых барокко и классицизм являются стилеобразующими.

Периодизация искусства 17 в. и характеристика основных этапов, специфика художественного процесса XVII в., выраженная во взаимосвязи и переплетении разнонаправленных тенденций, когда основные стили эпохи существовали одновременно, периодически доминируя в разных художественных школах. Определение стилей барокко и классицизма, их характерных черт и степени распространения в различных художественных школах.

2. Искусство Италии 17 в.

Историческая периодизация искусства и архитектуры Италии XVII в. Истоки искусства барокко. Кризис Возрождения и господство маньеристических тенденций на рубеже XVI-XV1I в. Два пути преодоления маньеризма и оформления художественных принципов барокко - болонский академизм, ориентированный на классические примеры искусства зрелого Возрождения и на коррекцию реальности идеальным представлением о совершенстве, и натурализм Караваджо, опирающийся на максимальное приближение к реальности и опыт искусства Фландрии и Германии. Ведущая роль Рима как интернационального центра в развитии барокко. Работа в Риме немецких, французских и фламандских мастеров.

А). Архитектура барокко в Италии 17 в.
  • Формирование принципов барокко в архитектуре Италии. Церковь Иль Джезу как воплощение нового типа храма и как образец для многих католических церквей Италии и всей Европы. Ц. Санта Сусанна (1596 – 1503 гг.) архитектора Карло Мадерна, ц. Сант Аньезе (1650 г.) и ц. Санта Мария ин Кампителли (1670-х гг.), архитектора Карла Райнальди и Борромини.


  • Ансамблевый характер барочной архитектуры и ее активная связь с окружающей средой, лестница восточного фасада ц. Санта Мария Маджоре и «Скала Реджия», построенная Лоренцо Бернини в 1663 – 1666 гг.; ансамбль Пьяцца дель Пополо и площади Святого Петра в Риме.

  • Типология палаццо и виллы эпохи барокко, наследие Возрождения и новые черты.

Б). Скульптура барокко в Италии 17 в.

  • Скульптурное искусство Джованни Лоренцо Бернини как воплощение пластических принципов барокко, эволюция его творчества, ключевые произведения («Давид», «Аполлон и Дафна», «Экстаз святой Терезы», надгробие папы Урбана VIII, портреты, скульптура фонтанов).

В). Две взаимосвязанные тенденции в искусстве начала XVII в.: болонский академизм и искусство Караваджо и его последователей.

Караваджо. Новое понимание света как основы образной драматургии произведения и как важнейшего выразительного средства. Монументальность и жизненная конкретность образа, возвышенность и эмоциональная достоверность религиозного переживания, передача суровой реальности фактов. Этапы эволюции и ключевые произведения («Игроки», «Лютнист», «Медуза», «Призвание апостола Матфея», «Мадонна Розарио», «Поцелуй Иуды», «Погребение святой Лючии»).

Караваджизм как явление в художественной жизни Италии и всей Европы. Ключевые фигуры.

Барокко в живописи Италии второй половины 17 в. Характеристика и примеры. Монументальная живопись барокко и роспись церквей в Риме.


  1. Искусство Испании 17 в.

Историческая и культурная специфика Испании. Роль церкви и религии в мировоззрении и искусстве Испании. Предпосылки развития искусства 17 в. в предшествующем столетии.

А). Архитектура Испании 17 в.


Архитектура 17 в. как сплав разнообразных тенденций (национальные традиции, отголоски мавританского зодчества, ордерная система Италии), которые перерабатывались в духе и характере барокко.


  • Алонсо Кано и фасад собора в Гранаде.

  • Нарастание декоративности и избыточности в архитектуре конца столетия.

  • Работы Хосе де Чурригера и стиль «чурригереск» в зодчестве конца 17 – первой половины 18 вв.


Б). Скульптура Испании 17 в.

Развитие деревянной пластики, ее роль в формировании национального стиля в архитектуре и живописи. Архитектурно-скульптурные комплексы ретабло. Соединение в деревянной раскрашенной скульптуре черт натурализма и религиозного мистицизма (скульптурные ретабло и свободно стоящие скульптуры и скульптурные группы). Творчество скульпторов трех важнейших художественных центров - Вальядолида (Кастилия), Севильи и Гранады.


В). Живопись Испании 17 в.

Формирование национальной школы и влияние итальянского караваджизма, фламандской и маньеристической живописи конца XVI в.

  • Феномен испанского бодегона. Творчество Франсиско Рибальты, Эрреры Старшего и Хуана Санчеса Котана, как наиболее яркие примеры развития бодегона и его форм в Испании.

  • Творчество Хусепе Риберы (картины на религиозные сюжеты («Мученичество св. Варфоломея», «Оплакивание Христа», «Святая Инесса», «Обручение святой Екатерины»; ряд изображений святых католической церкви и философов древности, написанных с натуры (Святого Иеронима, Апостолов Андрея и Симона); «Хромоножка»).

  • Искусство Франсиско Сурбарана (портретное творчество, серии картин из жизни св. Бонавентуры, из жизни св. Иеронима; натюрморт).
  • Творчество Диего де Сильва Веласкеса - вершина испанской живописи 17 в. Этапы творчества и основные произведения (ранние бодегоны - «Старая женщина, жарящая яичницу», «Водонос»; сочетание религиозной картины и бытового жанра - «Христос в доме Марии и Марфы», «Вакх», «Кузница Вулкана»; историческое полотно «Сдача Бреды»; придворный портрет как важнейший жанр национального искусства (портреты Филиппа IV, его супруги – королевы Изабеллы Бурбонской и сына – принца Балтасара, брата – инфанта Фердинанда, юных инфант, графа Оливареса, папы Иннокентия Х и др.); «Менины», «Пряхи»).


  • Живопись Бартоломео Эстебан Мурильо: религиозный и бытовой жанр в лирической трактовке.




  1. Искусство Фландрии 17 в.

Общеисторическая ситуация и ее значение для развития культуры и искусства. Начало развития двух национальных художественных школ - фламандской и голландской, опирающихся на достижения предшествующего периода. Роль католической церкви в политической, духовной и художественной жизни Фландрии.


А). Архитектура Фландрии17 в.

Ориентация фламандской архитектуры на итальянское барокко. Нарядность, активная пластика, изобильность и скульптурная насыщенность архитектуры Фландрии 17 в.

  • барочные принципы в архитектуре фламандских храмов, например, в церкови св. Михаила в Левене (1650-1666) Г. Хесиуса и в церкови Иоанна Крестителя ордена бегинок в Брюсселе (1657-1676).

  • Светское строительство Фландрии, «Домик Рубенса» и мечта художника о преобразовании фламандской архитектурной школы в духе итальянского Ренессанса.

  • Архитектурные ансамбли второй половины 17 в. (Гран-плас в Брюсселе).



Б). Скульптура Фландрии 17 в.

Специфика фламандской барочной скульптуры. Развитие различных форм декоративной храмовой пластики. Работы Франсуа Дюкенуа, Арт Квеллина Старшего).


В). Живопись Фландрии 17 в.

  • Питер Пауль Рубенс – глава Фламандской художественной школы 17 в. Универсальность таланта мастера и творческий метод. Эволюция стиля и манеры. Разносторонний характер его творчества:

    • религиозные композиции «Воздвижение креста» и «Снятие со креста»;

    • античная тема в живописи Рубенса. «Битва амазонок» и «Похищение дочерей Левкиппа»;
    • цикл «Жизнь Марии Медичи» для Люксембургского дворца в Париже;


    • тип репрезентативного портрета, выработанный Рубенсом с использованием итальянской и испано-фламандской традиции придворного портрета, соединение репрезентативности с искренностью в характеристике модели (Портрет Марии Медичи), и типология более камерного портрета (портрет доктора Тульдена, камеристки, Сусанны Фоурмен);

    • пейзажи Рубенса как стихийная жизнь мира природы;

    • опыт крестьянского жанра в творчестве Рубенса («Кермеса», «Крестьянский танец»). Крестьянские праздники и вакханалии как выражение национальной и классической традиции.

  • Якоб Иорданс, Франс Снейдерс, Ян Фейт, Адриан Браувер. Варианты бытового жанра и натюрморта во Фламандской живописи 17 в.

  • Антонис Ван Дейк и развитие портретного жанра в барочном искусстве Фландрии. Изысканность, чувство меры и обаяние «легкого стиля» ван Дейка, углубленность во внутреннюю жизнь человека.

    • Ван Дейк в Италии, увлеченность искусством мастеров Высокого Возрождения и особая роль Тициана в становлении живописного мастерства («Портрет Корнелиса ван дер Геста», Портрет кардинала Гвидо Бентивольо и др.);

    • Возвращение в Антверпен, служба при дворе эрцгерцогини Изабеллы. Элементы непосредственности, фламандской конкретности и чувственности в работах второго фламандского периода («Портрет Лукаса Ворстермана», портреты художников);

    • Ван Дейк в Англии, придворный художник Карла I. Особенности репрезентативного портрета английского периода. Стремление к идеализации, аристократизм, естественность и глубокое понимание модели (Портреты Карла I, портреты Филиппа Уортона, Мери Расвен, Томаса Уортона и др.).




  1. Искусство Голландии 17 в.

Результаты освободительной войны Северных Нидерландов под знаменем кальвинизма против Испании. Развитие искусства в новых исторических условиях.



А). Архитектура Голландии 17 в.

Развитие городов и градостроительство, влияние на планировочную систему водной стихии страны. Национальные традиции и сложение классицистической архитектурной традиции в голландском зодчестве. Архитектор Хендрик де Кейсер и сложение типологии протестантской церкви (Южная и Западная церкви Амстердама). Якоб ван Кампен и братья Юстус и Филипп Винкбонс как наиболее яркие представители классицистической архитектурной школы Голландии.

Светские сооружения голландской школы и резиденции штатгальтера - дворец Маурицхейс в Гааге Якоба ван Кампена. Частное городское строительство, планировка голландских городов.


Б). Скульптура Голландии 17 в.

Упадок скульптурной школы Голландии в связи ограниченностью применения декоративной пластики в кальвинистских храмах. Развитие скульптуры в 17 в. в надгробной скульптуре и рельефной пластике фронтонов общественных сооружений.


В). Живопись Голландии 17 в.

Влияние кальвинизма на развитие искусства Северных Нидерландов. Формирование художественного рынка и частный круг заказчиков. Узкая специализация художников по жанрам и сюжетам.


  • три периода в развитии голландской школы живописи, их характеристика и ведущие мастера.

  • Франс Хальс. Ведущая роль в развитии голландского портрета. Изменение концептуального подхода Франса Халса к портретному образу и темперамента портретного жанра («Смеющийся кавалер» и др.). Творческий метод Франса Хальса.

    • Серия групповых корпоративных портретов Франса Халса. Развитие портрета вместе с жанровыми элементами. Колористический строй ранних портретов Франса Халса (Групповые портреты стрелковых рот).
    • Однофигурные композиции Франса Халса и проблема так называемых жанровых портретов («Цыганка», «Поющие мальчики», «Малле Баббе» и др.).


    • Поздний период творчества Франса Хальса. Изменение колористического строя поздних композиций, богатство тональных соотношений. Изменение характера индивидуального и группового портрета. Усиление психологизма

(Групповые портреты попечителей).

  • Голландский реалистический пейзаж. Ян ван Гойен и Саломон ван Рейсдаль как наиболее характерные его представители.

  • Натюрморт как самостоятельный жанр живописи, как самоценный фрагмент реальности. Питер Клас и Виллем Хеда как авторы «завтраков».

  • Творчество Рембрандта Харменс ван Рейна. Уникальность мастера в понимании внутреннего мира человека и в умении проникнуть в его глубины. Активное выражение сложного внутреннего мира в живописи Рембрандта, умение воплотить величие человека, избегая пафоса и репрезентативности.

    • Ранний период творчества. Ранние автопортрет как первый шаг к художественному отражению личности во всем ее многообразии.

    • Кульминация события и внешняя экспрессия как характерные составляющие исторических композиций Рембрандта лейденского и раннего амстердамского периодов. Сосредоточенность на выразительности фигур и эксперименты со световыми эффектами («Изгнание торговцев из храма «Мать», «Симеон во храме»).

    • Творчество Рембрандта в 30-е гг. 17 в. Популярность, огромная мастерская, коллекционирование. Эффектные парадные портреты («Портрет Мартина Дай»), и более скромные изображения («Портрет Бургграфа»), парные портреты, с некоторыми приемами бытовой картины («Портрет корабельного мастера и его жены»). «Даная» - как иллюстрация одухотворяющего начала, которое вносит в картины свет.

    • «Ночной дозор», объединение группового портрета с историческим жанром. Лирическая трактовка евангельских историй в 1640-е. Поэзия повседневности («Святое семейство»).
    • Самоуглубление, анализ и психологизм, определяющие работы зрелого периода творчества Рембрандта («Яков, благословляющий сыновей Иосифа», «Вирсавия»). Автопортреты и портреты 1650-х - портреты стариков, портрет Яна Сикса, портреты Титуса. Полное погружение в библейскую тематику («Отречение Петра»).


    • «Возвращение блудного сына» - воплощение чуда христианской веры и глубокого понимания человека.

    • Ученики Рембрандта.




  • Адриан ван Остаде, Герард Терборх и Ян Стен как представители разных типов жанровой картины в голландском искусстве.

  • Ян Вермеер Дельфтский и лирический галантный жанр в Голландии 17 в.

  • Якоб ван Рейсдаль и развитие голландского пейзажа. Стремление к более сложному восприятию природы. Естественность палитры. Постижение природы в ее непостоянстве, движении, стихийности.




  1. Искусство Франции 17 в.

Французская культура на рубеже 16 и 17 вв. Историческое и стилистическое своеобразие французского искусства 17 в. Художественное и региональное многообразие искусства Франции 1-ой пол. XVII в, сосуществование в нем различных тенденций: классицизма, барокко и реализма. Взаимодействие с другими художественными школами: итальянской, фламандской, голландской и испанской.

Вторая половина 17 в. и Золотой век «Короля-Солнца», государственная идеология и художественная политика.


А). Архитектура Франции 17 в.

  • Переход к новому барочному стилю в работах Соломона Дебросса (ансамбль Люксембургского дворца, фасад готической церкви Сен Жерве).

  • Жак Лемерсье («Павильон часов» Лувр, церковь Парижского университета — Сорбонны).

  • Франсуа Мансар - крупнейший архитектор первой половины века. Восприятие и переосмысление барочных форм в его зодчестве (дворец в Мэзон на Сене около Парижа).
  • Луи Лево как переходная фигура. Строительство парижских особняков и государственных зданий. Дворцово-парковый ансамбль в Во-ле-Виконт - торжество новой системы. Синтез архитектуры (Л. Лево), живописной и пластической декорации интерьера (Ш. Лебрен) и регулярной пространственной композиции парка (А. Ленотр). Слияние рациональных классических и барочных элементов. Дальнейшая деятельность Лево, участие в строительстве Лувра и Версаля.


  • Версальский ансамбль - выдающееся произведение французских мастеров XVII века. Составные элементы ансамбля. Композиция дворца, планировка парка, роль скульптуры, живописи, декоративно-прикладного и театрального искусства. Версаль как отражение государственной идеологии и мифологии Людовика XIV.


Б). Французская скульптура 17 в.

- Франсуа Жирардона, Антуан Куазевокс и Пьер Пюже – крупнейшие мастера французской скульптурной школы.


В). Живопись Франции 17 в.

  • официальная придворная живопись в творчестве Симона Вуэ.

  • Творчество Жака Калло. Истоки и специфика его стиля. Серии Balli (танцы), Capricci, Gobbi (горбуны), Лотарингское дворянство. «Большие и Малые бедствия войны» - центральное произведение мастера.

  • Жорж де Ла Тур и природа его караваджизма. Круг сюжетов, «ночные» сцены, суровость и этическая значительность образов. Особая выразительность приема искусственного освещения.

  • Братья Ленен и их жанровая живопись. Тема достоинства обычного человека, суровая сдержанность поз, строгость композиционного ритма («Крестьяне перед домом», «Трапеза крестьян», «Семейство молочницы»). Портреты и мифологические сюжеты в творчестве братьев Ленен.

  • Никола Пуссен - ведущий мастер классицизма XVII в. Теоретические и художественные принципы Пуссена. Рассудочность и рациональность как принципы живописного построения картины. Рим как вторая родина мастера.

    • Мифологический жанр («Спящая Венера», «Детство Вакха», «Танкред и Эрминия» и др.) и картина на религиозную тематику («Избиение младенцев», «Сбор манны», серия «Таинств» и т.д.).
    • Поездка в Париж. Деятельность второго парижского периода. Столкновение с придворной школой. Влияние Пуссена на современную ему французскую живопись. Возвращение в Рим и второй римский период творчества. Обращение к крупным многофигурным композициям и их классицистическое построение («Похищение сабинянок», «Медный змий»).


    • Тема человеческой судьбы в творчеств Пуссена, апология разума и воли в натуре героя («Смерть Германика», «Аркадские пастухи»). Тема пейзажа в полотнах Пуссена («Пейзаж с Полифемом», «Пейзаж с Геркулесом и Какусом», «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой»). Идеи совершенного и гармонического бытия человека в природе.

  • Развитие классицизма в пейзаже - Клод Лоррен. Основные свойства его художественного языка: соотношение идеального и реального, фигур и фона, принципы построения композиции, отношение к свету. Лирическая настроенность и декоративные качества его пейзажей. Лоррен - гравер и рисовальщик.

  • Ш. Лебрен и Пьер Миньяр - представители французского академизма второй половины XVII века.

  • Крупнейшие французские портретисты Гиацинт Риго и Никола Ларжильер.