prosdo.ru 1

« Согласовано» « Утверждаю»

14.01.2009 г 16.01.2009 г

Председатель Директор

Совета Школы

_________/ Груздева Е.А./ _________/ В.А. Шишкина/


ПРОГРАММА

по профориентационной работе и предпрофильной подготовке учащихся


Муниципального общеобразовательного учреждения

Новской основной общеобразовательной школы

на 2009 – 2011 годы


с. Новое

Срок выполнения:

2008 - 2009 учебный год – подготовительный этап

2009 – 2010 учебный год основной этап

2010 – 2011 учебный год – завершающий этап


Тема:


Разработка модели профориентационной работы и предпрофильной подготовки учащихся в рамках реализации программы модернизации образования РФ


Цели:


*
создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе;


  • разработка модели профориентационной работы и предпрофильной подготовки учащихся в условиях современной сельской школы


Задачи:



-
создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся

- повысить профессиональный уровень, творческое мастерство педагогического коллектива

- способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов

- предоставить возможность учащимся школы выполнить серию различных проб в системах: « человек – знак», « человек – художественный образ, « человек – человек»,

« человек – техника».


ВВЕДЕНИЕ


Обоснование необходимости программы

В рамках модернизации образования РФ на новый план в деятельности общеобразовательных учреждений выходит программа предпрофильной и профильной подготовки подрастающего поколения. Которую целесообразно рассматривать параллельно с организацией всей системы профориентационной работы в общеобразовательном учреждении.


Ситуация по данной проблеме в школе такова:

- отсутствие системной работы по организации профориентационной работе, предпрофильной подготовки учащихся.

- необеспеченность ОУ необходимыми методиками, информационными материалами, специальными программами, видеофильмами и т.д.

- неготовностью учащихся к решению проблеммы продолжения образования после школы

- острой потребностью общества в квалифицированных кадрах

- низкой мотивацией, несформированностью у учащихся профессионального прогнозирования.


Вывод: в современном образовательном учреждении отсутствует эффективная работа подготовки подрастающего поколения к эффективному поведению в условиях современного рынка труда. Возникает необходимость разработки модели профориентационной, предпрофильной подготовки учащихся в условиях сельской малокомплектной школы.

Проект педагогической программы развития МОУ Новской основной общеобразовательной школы составлен с учетом малокомплектной школы и малой наполняемости классов. Отражает реальную картину состояния образовательного учреждения на данный момент.


Идея: Разработка системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки учащихся в условиях современной сельской школы.


Участники:


Профориентационная подготовка – учащиеся 1 -7 кл.

Предпрофильная подготовка - учащиеся 7 – 9 кл.


Содержание


Проект по разработке системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки 1 – 2 ступеней обучения включает следующие направления деятельности:


  1. Профориентационную работу

  2. предпрофильную подготовку

Программа проекта реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьёй, службой занятости, предприятиями района. Программа осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной и основной школе.



Раздел 1. Профориентационная работа


Профориентационная работа в образовательном учреждении проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личного восприятия мира профессии, приближенного к кругу профессий родителей, знакомых, профессий, нужных региону.

Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно – воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.

Профессиональная ориентация в школе включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей, профессиональную консультацию.

Профориентационная работа в образовательном учреждении осуществляется также и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий

1 -2 классы

Профессии наших родителей


- Знакомство с профессиями родителей

-Классные часы-встречи

-Рассказ о профессии

- Формирование положительного отношения к трудовой деятельности

- Экскурсии

- Профориентационные игры

- Беседы о труде

- Внеклассные мероприятия



3 – 4 классы.

Мир профессий

- Знакомство с профессиями расширение представления о мире профессий


-Составление каталога профессий

-Классные часы-встречи

- Экскурсии на предприятия г. Приволжска

- Профориентационные игры, путешествие по миру профессий

-



5-й класс

Кем я хочу быть?


- Формирование основ профессиональной направленности

- Анкетирование учащихся

- Психологическое тестирование

- Осознание учащимися своих интересов

-Игры

- Классные часы


6-й класс

Кем я должен быть, чтобы стать профессионалом в выбранной области?


- Осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий

- Психологические тренинги, тестирование

- Профориентационные игры

- Классные часы


7-й класс

- Формирование профессионального самопознания

- Анкетирование учащихся

- Психологическое тестирование

-Консультации специалистов Центра занятости

- Классные часы

- Определение личностного смысла выбора профессии



Общешкольные мероприятия


  • Создание каталога профессий « Профессиональная карта города»

  • Выпуск тематических газет, коллажейк профессиональным праздникам

  • Общешкольные собрания « Мир профессий»( встречи с представителями различных профессий.


  • Профориентационная игра «Мир профессий»


Социальное партнерство

Кружки:

- Играй гармонь! - школа

-Золотое кружево( инкрустация соломкой) - ЦДЮТ

- Народный фольклор - школа

-Туризм - ДСШ

- Краеведение - ЦДЮТ

- Лыжи - ДСШ

- Театральный - Д/К

- Вокал - школа

Раздел 2 Предпрофильная подготовка


Система работы по предпрофильной подготовке учащихся 7 – 9 классов определяется задачами профилизации обучения на старшей ступени( учащиеся 9класса в большинстве продолжат обучение в 10 классе базовой школы №1 г Приволжска.)

Соответственно особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки учащихся 7-9 классов, так как возраст13-15 лет – это возраст самоопределения.

Основная задача предпрофильной подготовки – подготовка к выбору профиля обучения,прогнозирование будующей профессиональной деятельности.

Предпрофильная подготовка включает в себя следующие этапы:

  • ознакомительный ( системообразующий), где сообщаются сведения о сферах и видах трудовой деятельности, подводится итог профориентационной работы, проводимой в рамках классных часов и вводится система семичасовых элективных пропедевтических курсов под общим названием « Человек – профессия»

  • пропедевтический, где в образовательный процесс системно вводятся пропедевтические элективные курсы, обобщающие, систематизирующие, углубляющие знания учащихся в выбранной области профессионального познания, где решаются задачи профессионального самоопределения;

  • основной ( в период обучения в 9 классе) – определение предпочтений обучающихся

7-й класс


Ознакомительный ( системообразующий) этап профилизации

Основные задачи:

- Обобщение знаний о мире профессий через введение системы пропедевтических элективных курсов:

1 четверть - « Человек – профессия: человек – знаковая система»,

2 четверть - «Человек – профессия: человек – художественный образ»,

3 четверть – « Человек – профессия: человек – человек»,

4 четверть – «Человек – профессия: человек – техника».

При этом в течении учебного года каждый ребенок попытается « примерить» ту или иную профессию, познать себя, и в итоге определить ту профессиональную область, которую он бы хотел познать более глубоко.

8-й класс

Пропедевтический этап профильной ориентации


Основные задачи:


  1. Расширение, углубление знаний о мире профессий

  2. Формирование умений соотносить цели выбора с личными возможностями

  3. Общее знакомство с типами учреждений профессионального обучения

  4. Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников

На данном этапе Предпрофильная подготовка учащихся 8 классов строится на проведении элективных курсов, а также через систему внеклассных общешкольных мероприятий с использованием индивидуального, группового консультирования и тестирования.

9 класс

Предпрофильная подготовка


Основные задачи:


  1. Изучение образовательных запросов учащихся

  2. Повторное проведение диагностики( на «выходе»)

  3. Расширение сфер познания

  4. Конкретизация запросов учащихся

  5. Выбор профиля обучения.


Задачи, стоящие перед педагогами, при проведении элективных( ориентационных) курсов:

- дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;


- уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;

- создать условия для подготовки к экзаменам по выбору

Предлагаемые элективные( ориентационные) курсы строятся на принципах избыточности, вариативности, оригинальности содержания, использования активных методов обучения.

Элективные курсы проводятся 1 раз в 2 недели, программа рассчитана на 17 часов. На решение задач предпрофильной подготовки направлена организация всей системы учебно воспитательной работы школы: учебные занятия путем введения элементов, фрагментов профилизации, внеклассные, общешкольные мероприятия.

8 – 9 е классы

Внеклассная деятельность

Общешкольные мероприятия

-Прфориентационная работа на преподаваемых учебных курсах

-Экскурсии

-Проектная деятельность

- Системные классные часы

-Анкетирование

-Тестирование

- Собеседование

- Самостоятельная работа с источниками информации

-Посещение учебных заведений в рамках дней открытых дверей

-Составление образовательной карты территории

-Ярмарка профессий

-Деятельность кружков


Направления деятельности в рамках предпрофильной подготовки основываются на современной системе профориентационной работы и включают следующие виды:


* Информационное

* Профессиографическое

* Диагностическое

* Консультационное

* Образовательное

* Кадровое

* Гигиеническое


Раздел 3. Кадровое обеспечение проекта.

На данном этапе структура кадрового состава следующая:







2008 -2009г

Условия труда

Штат

14

Совместители

3

Образовательный ценз

Высшее

11

Н/высшее

-

Ср. специальн.

3

Среднее

-

Аттестовано

Высшая

-

1

10

2

4

12,11

-

10

-

9,8

-

Ученая степень

Доктор наук

-

Кандидат наук

-

Уровень профессионального мастерства

Засл.учитель


-

Отл.нар.образ.

2

Старш.учитель

2

Учитель –мет.

-

Поч.раб.образ.

1


1. Педагоги с высшим образованием – 79%

2. Аттестация – 100 %

3. Старший учитель – 14%

4. Почетный работник общего образования – 8%


2008 -2009г

Педагогический стаж

До 5 лет

1

От 5 до10 лет

1

От10 до15 лет

-

Свыше15 лет

12

Прием

Принято

2

Уволено

2


1. Педагоги имеют большой опыт работы.

2. Педагогический состав стабильный.


С целью успешной реализации проекта в план работы школы вносятся дополнения.


Педагогические советы


  • 2008/2009 учебный год « Содержание образования. Практико – ориентированные технологии обучения»
  • 2009/2010 учебный год « Формы и методы организации профориентационной работы и предпрофильной подготовки» ( обмен опытом работы)


  • 2010/2011 учебный год « Профилизация. Анализ результативности проекта

Методические совещания при директоре


2008-2009учебный год


- « Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся»

- Портфолио и построение образовательного рейтинга выпускника


2009-2010 учебный год


- Формы и методы контроля при организации профильного обучения

- Формы и методы изучения личности в целях профилизации


2010-2011 учебный год


- Перспективы профильного обучения

- Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера. успешность, как социальная категория


Предметно-методические недели


- Игра «Эврика»

- Мир профессий

- Познавая мир познаёшь себя.


Профессиональные школьные конкурсы


- « Самый классный классный»

- « Учитель года»( школьный тур)


Ожидаемые результаты


- Разработка модели профориентационной работы и предпрофильной подготовки учащихся в условиях современной сельской школы.

- Повышение качества образования

- формирование устойчивого интереса учащихся к обучению

- Раннее выявление, формирование и развитие профессиональных интересов учащихся

- Апробация и совершенствование новых форм профессиональной ориентации

- Расширение возможности социализации учащихся, подготовки к профессиональному самоопределению.

- обеспечение углублённого изучения отдельных общеобразовательных предметов

- Повышение уровня информированности и общетеоретической образованности

Планируемые результаты педагогической деятельности на промежуточном и конечном этапах реализации проекта.



№п/п

Направление

2008-2010 г

2010-2011г

1

Учебно

методическое

обеспечение базового уровня и предпрофиля.

Анализ востребованности.

Экспертиза элективных курсов

Рекомендации по составлению учебных планов, программ, методических материалов, учебников. Отбор оптимального УМК.

2

Совершенствование системы оценивания достижений учащихся

Формы и методы контроля в системе предпрофиля.

Целесообразность « портфолио»

Апробирование рейтинговой оценки

3

Организация профориентационной работы

Оценка эффективности предполагаемой модели организации профориентационной работы

Рекомендации по организации работы профориентационной работы на базе сельской школы

4

Организация предпрофильной подготовки

Предпрофильная подготовка в системе профориентационной работы

Методология проведения предпрофильной подготовки учащихся в условиях современной сельской школы.

5

Педагогические кадры

Обогащение и обмен опытом

Рекомендации по организации работы по профессиональной ориентации на базе сельской школы




План – график реализации программы



Этап

Виды управленческой деятельности

Конкретное мероприятие

Социальное партнерство

  1. Подготовительный

2008-2009 учебный год

Задача:

Создание модели образовательного пространства



Определение оптимального варианта развития. Разработка методического обеспечения

Профориентационной

работы и предпрофильной подготовки

- консультации по вопросам разработки элективных курсов

- проблемные курсы

- выстраивание системы общешкольных мероприятий

- отбор форм и методов

-совершенствование системы методической службы

- разработка школьного расписания

- презентация проекта

- разработка системы вознаграждения педагогов


Сотрудничество с учреждениями

Д/К

Библиотеки

ДСШ

ЦДЮТ



  1. Основной

2009-2010 учебный год

Задача:

Создание условий для развития участников образовательного процесса, самореализации школьников в различных видах деятельности

Разработка механизмов реализации программы

Разработка учебных планов Разработка учебных планов

Разработка « модели ученика»

Создание организационно-педагогических условий для реализации программы в различных видах деятельности


-учебной.

-исследовательской,

- творческой.

-проектной.

- трудовой

- спортивной

- социальной


Сотрудничество с организациями

и учреждениями муниципального образования

-колледжами

- училищами

  1. Заключительный

2010-2011учебный год

Задача:

Оценка результатов

Оценка степени реализации программы

Оценка качества профориентационной работы и предпрофильной подготовки учащихся

Оформление опыта по организации образовательной деятельности

Выстраивание структуры сетевого взаимодействия с базовой школой 31 г Приволжска.( где будут продолжать обучение выпускники школы)

См. 1 и 2 этапы

Школы №1

№7, №6, №12.