prosdo.ru
добавить свой файл
1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ГОУ «МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»


Н.В. Смолькина

Программа


элективного курса


в рамках предпрофильной подготовки

учащихся 9-х классов

«Травы Мордовии: основы художественного ремесла»


САРАНСК, 2007


Пояснительная записка.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роли искусства в жизни общества – главный смысловой стержень программы.

Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся. Программа построена с учётом эмоциональной отзывчивости школьников, любознательности и способности овладевать определёнными теоретическими знаниями и практическими навыками.

За последние годы необыкновенно возрос интерес к прикладному деко­ративному искусству, основой которого является природный материал - сухоцветы. Очарование произведений из засушенного материала состоит в том, что позволяет развить фантазию и чувство вкуса, дает возможность научиться видеть и находить красивое и необычное, создавать своими руками удивительные разнообразные творения искусства для своего дома и для друзей.

Цели курса:

  • Развитие личностного творческого потенциала школьника и формирование его духовности и эстетической культуры.

  • Создание условий, способствующих развитию личностного творческого потенциала.

  • Интерес к искусству и эмоциональная отзывчивость на всё прекрасное снимут негативную психологическую перегрузку, получаемую в повседневной жизни.

Задачи курса:

  • Осуществление художественного познания мира школьниками через собственную деятельность.
  • Освоение эстетической ценности явлений и предметов окружающего мира, с так же духовной значимости человека.


  • Изучение удивительных ремесел – флористики, соломки. Формирование основ художественных знаний.

  • Отбор среди форм, методов и приёмов тех, что способствует развитию творчества, оптимизации образного мышления.

  • Ознакомление с особенностями работы в области современного прикладного искусства - флористики, соломки и развитие художественного вкуса и потребности в общении с искусством.

Ожидаемые результаты

  • Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

  • Умение воплощать в декоративных работах свои собственные впечатления.

  • Создавать прекрасное своими руками. Ценить свой труд, уважать чужой.

  • Уметь применять теоретические знания на практике. Уметь пользоваться засушенным природным материалом и создавать интересные композиции.

В процессе изучения курса «Травы Мордовии: основы художественного ремесла» систематизируются и расширяются представления детей о современном декоративном - прикладном искусстве – флористике, соломке.


Элективный курс даёт учащимся конкретное представление о сложности многогранного труда художника - флориста, знакомит их с процессом создания поделок из соломки, картин из сухих цветов, развивает пространственное мышление, понимание декоративности, умение компоновать на плоскости (картоне) и объёме (предмете).

Предлагаемая программа элективного курса « Травы Мордовии: основы художественного ремесла» включает в себя теоретические сведения и практические работы с подробным описанием.

Курс рассчитан на 34 часа, из них теория – 10 часов, практика – 24 часа.


Учебно-тематический план элективного курса

«Травы Мордовии: основы художественного ремесла»



п/п


Раздел

Темы

Количество часов

Теория

Практика

I.

Прессованная флористика.

4

11

1.

Вводное занятие.

1.Природа и мы.

2.Понятие о флористике и ее видах.

1




2.

Подготовка к работе с природным материалом.

1.Организация рабочего места. Инструменты и материалы.

1





2. Стили и техника во флористике.

1




3. Подготовка материалов. Сбор и засушивание растений.

1




4. Этапы создания композиции.




1

3.

Техника выполнения замысла.

1. «Пушица в вазе». Декоративный натюрморт.




3

2. Пейзаж « Просторы


Мокши».





2

3. Букет «Моя Мордовия».




3

4. Корзина с цветами.




2

II.

Золотистая соломка.

3

13

1.

Вводное занятие.


1.Из истории соломки и ее основные законы.

1




2.

Подготовка к

работе

с соломкой.

1.Инструменты, оборудование, материалы и

приспособления.

1




2.Подготовка соломки к работе.

1




3. Основные приемы работы.




1

3.

Техника изготовления изделий из соломки.

1.Изготовление цветка.




2

2. Композиция «Анютины глазки».




3

3.Декоративная ваза

«Рождение чуда».





2

4. «Ромашки».




2

5. «Лоза виноградная».




3

III

Итоговое занятие.

3










1. Обсуждение изготовленных работ.

1










2. Выставка работ из природного материала.

1










3. Оформление и защита творческих проектов.

1










Итого:

10

24

Примечание: Итоговое занятие можно вести по выбору учителя.


Содержание элективного курса

«Травы Мордовии: основы художественного ремесла».


Раздел I. Прессованная флористика – 14 часов


Тема 1. Вводное занятие – 1 ч.

Природа и мы. Понятие о флористике и ее видах.



Тема 2. Подготовка к работе с природным материалом – 3 ч.

Занятие 1. Организация рабочего места. Инструменты и материалы – 1 ч.

Оборудование рабочего места. Основные инструменты и приспособления, применяемые при работе с засушенным материалом:

1) Для сбора и засушивания растений;

2) Для выполнения аппликации.

(Демонстрируются все инструменты).

Занятие 2. Стили и техника во флористике- 1 ч.

Флористика похожая на живопись, графику, мозаику. Флористика и изображение красками, перья, ткань. Приемы работы в жанрах натюрморт, пейзаж.

Занятие 3. Подготовка материалов. Сбор и засушивание растений – 1 ч.

Особенности засушивания цветов и растений. Сбор материала: маленькие букеты, ветки рябины, кустарников, шишки, листья разных растений т.д. Сушка материала: подвеска за стебли цветов и растений соцветиями вниз, сушка в гербарной сетке, под прессом, с помощью утюга. Тара для материала.

Занятие 4. Этапы создания композиции. ( Практическая работа – 1 ч.)

Демонстрируются и показываются основные этапы композиций:

- Эскиз композиции;

- Вырезание стекла по заданному размеру картона, ватмана и бумаги для фона;

- Приклеивается ватман к картону и фон из бумаги;

- Вырезают кусок ватмана по размеру стола, вазу. Затем их обклеивают листьями рогоза;

- Изготовление цветов из пушицы;

- На фон наклеивают стол, вазу, из веток растений создают главные линии букета;

- На стекле раскладывают растительный материал в букет;

- Если композиция вас устраивает, то пинцетом переносим каждый элемент на фон, затем наклеиваем.


Тема 3. Техника выполнения замысла. Изготовление букетов, композиций. (Практическая работа - 10ч.).

Занятие 1-3. «Пушица в вазе». Декоративный натюрморт – 3ч.


Фон - из серо-зеленой бархатной бумаги. Стол - из листьев рого­за узколистного. Ваза сделана из чешуек зубчиков чеснока. Букет состав­лен из отдельных кисточек (плодов) пушицы узколистной и смонтиро­ванных из них цветов с середками от полыни обыкновенной. Ажур букета состоит из цветков розового дельфиниума, засушенного в разных проекциях, и резных листиков полыни, собранных зимой. На столе лежат веточки полыни и кисточка пушицы.

Натюрморт выполняется самостоятельно, поэтому могут меняться какие – то элементы.

Занятие 4-5. Пейзаж «Просторы Мокши» - 2 ч.

Необходимы для работы следующие материалы: обертки кукурузных початков; листья калины, тополя, ириса; береста; соцветия клена; стебли травы; картон (ДВП), ватман; карандаш, клей. Работая над пейзажем необходимо опираться на основные этапы создания композиции.

Занятие 6-8. Букет «Моя Мордовия» - 3 ч.

Фон букета выклеен из обратной стороны листьев девясила. Стол имитирован листьями рогоза. Ваза округлой формы склеена из серовато­го шпона. Букет составлен из листьев и колосьев пырея ползучего, василь­ков, маков, смонтированных из листьев пионов, полевых ромашек, бело­го и розового тысячелистника, пижмы. Букет составлен как бы отдельными цветными пятнами: группами ромашек, маков, васильков. Зритель, глядя на букет, видит перед собой раскидистое поле, засеянное ячменем, а на нем - пятна ярких голубых васильков, красных маков, белых ромашек. Или луг с буйной зеленой травой выше колен, а на нем разбросаны различные цве­ты: та же пижма с круглыми желтыми соцветиями, упругий тысячелистник, ромашки и много-много других цветов. Все это напоминает человеку нашу милую, красивую, необъятную Мордовию.

Занятие 9-10. Корзина с цветами – 2 ч.

Фон — бледно-голубой, выполнен красками по картону. Стол — из листьев рогоза. На столе лежит цветочек, а возле него сидит бабочка. Корзинка с ручкой сплетена из проутюженной овсяной соломки различ­ных оттенков. Букет составлен из двухлетней и полевой (маленькие жел­тые цветочки на тоненьких стеблях) виолы. В букете также присутствуют цветы красной и розовой герани, дельфиниума, фуксии, маргариток. Ажур - из перистых травяных растений (купыря).


Раздел II. Золотистая соломка – 16 часов


Тема 1. Из истории соломки и ее основные законы - 1ч.


Тема 2.Подготовка к работе с соломкой - 3ч.

Занятие 1.Инструменты, оборудование, материалы и приспособления – 1ч.

Основные инструменты и приспособления, применяемые при работе с соломкой:


  1. Инструменты: ножницы, шило, пинцеты, линейки, карандаши, нож, кусачки;

  2. Оборудование: гладильная доска, коробки полиэтиленовые, электровыжигатель;

  3. Приспособления: кисти, подушки(10x15);

  4. Материалы: красители, картон разной толщины, писчая белая бумага, набор тряпочек, лак, клей ПВА, ткани для фона, рамки, стекло, пенопласт.

Занятие 2. Подготовка соломки к работе – 1 ч.

Окрашивание, тонирование, отбеливание соломки.

Изготовление соломенных лент. Изготовление соломенного полотна.

Занятие 3. Основные приемы работы. (Практическая работа – 1 ч.)

Изготовление листьев. Листья выполняются следующими способами:

Первый способ. Выкройку листа разрезаете по центральной жилке, следуя ее изгибу. Затем на каждой поло­винке отмечаете карандашом долевые линии соответственно боковым прожилкам и наклеиваете по ним соло­менные ленты плотно, без просветов. Просушенные половинки листа вырезаете по контурам, выкладываете их на кальку или полоску гофрированной бумаги, приклеиваете друг к другу «встык» или «внахлест». После просыхания листья обрезаете не по контуру листа, а по пунктирной линии, показанной на рисунке.

Второй способ. Выкраивание листа из соломенного полотна. На выкройке листа определяете долевые линии в соответствии с направлением центральной и боковых прожилок. Деталь листа разрезаете на две половинки, каждую из которых накладываете на соломенное полотно так, чтобы долевые линии половинок листа и соломенного полотна совпадали.



Тема 3. Техника изготовления изделий из соломки.

(Практическая работа - 12ч).

Занятие 1. Изготовление цветка – 2 ч.

Изготовление сердцевины. Лепестки цветка (способы выполнения лепестков). Сборка цветка.

Занятие 2. Композиция «Анютины глазки» - 3ч.

Лепестки анютиных глазок выполняются методом «веер». Листья анютиных глазок выполняются разными способами. Сборка цветка и составление композиции. Оформление работы.

Занятие 3. Декоративная ваза «Рождение чуда» - 2 ч.

Индивидуальная творческая работа. Использование шишек для создания работы. Развитие воображения, фантазии у детей. Составление букета из сухих растений.

Занятие 4. «Ромашки» - 2 ч.

Сочетание соломки и сухих растений в изображении ромашек. Плоскостно-тональная аппликация.

Занятие 5. Композиция «Лоза виноградная» - 3 ч.

Создание картины из фисташковых орешков - «живая» гроздь винограда, соломенные листочки, курчавые усики растений.


Раздел III. Итоговое занятие – 3 часа

Тема 1. Итоговое занятие – 3 ч.

Занятие 1. Обсуждение изготовленных работ – 1 ч.

Каждый учащийся оценивает работу товарища, подчеркивая оригинальность, творческое решение. Дает оценку – отзыв понравившейся работе.

Занятие 2. Выставка работ из природного материала – 1 ч.

Занятие 3. Оформление и защита проектов – 1 ч.


Выставка устраивается в зале для общего обозрения. Затем учащимся предлагается оформить проект и защитить его.

Примечание. В конце учебного года дается задание собрать и засушить все необходимое для занятий по флористике. Учитель предупреждает, что нельзя рвать растения, занесенные в красную книгу. Перед каждым занятием определяется, что приготовить к следующему уроку.



Литература


1. Булдыгина, Г.Е. Цветы из соломки, Шадринск: Изд – во ПО «Исеть», 2005.

2. Белецкая, Л.Е. Прессованная флористика. Картины из цветов и листьев, Москва Изд – во Эксмо, 2006.

3. Белецкая, Л.Б., Боброва, К.А. Флористика, Москва, изд. «Сталкер», 2006.

4. «Свидание с природой», Саранск, Мордовское книжное издательство, 1983.

5. Коганова, Н.П. «Фантазия и ваших рук творение», Петрозаводск, «Карелия» 1997.

6. Виктор Стецюк Картины из сухих цветов. Составление композиций из

засушенных растений, Москва «АСТ – ПРЕСС КНИГА» 2004.

7. Черныш, И.В. Поделки из природных материалов, Москва «АСТ – ПРЕСС, 1999.